Адаптированная образовательная программа
основного общего образования
для детей с умственной отсталостью (лёгкая степень)
Содержание
1. Общие положения
| 4
| 2. Целевой раздел
| 6
| 2.1. Пояснительная записка
| 6
| 2.2. Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной образовательной программы
| 9
| 2.2.1. Общие положения
| 9
| 2.2.2. Ведущие целевые установки и ожидаемые результаты
| 9
| 2.2.3. Планируемые результаты освоения учебных программ
| 11
| 2.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы
| 55
| 2.3.1. Общие положения
| 55
| 2.3.2. Особенности оценки личностных и предметных результатов
| 55
|
|
| 2.3.3. Итоговая оценка выпускника школы
| 56
|
|
| 3. Содержательный раздел
| 56
| 3.1. Программа формирования общеучебных умений и навыков на ступени основного общего образования
| 56
| 3.1.1. Цели и задачи программы, ее место и роль в реализации адаптированной образовательной программы
| 56
| 3.1.2. Основные понятия, функции, состав и характеристика общеучебных умений и навыков, их связь с содержанием отдельных учебных предметов и места в структуре образовательного процесса
| 58
| 3.1.3. Условия, обеспечивающие развитие общеучебных умений и навыков у обучающихся
| 61
| 3.2. Программы отдельных учебных предметов
| 63
| 3.2.1. Общие положения
| 63
| 3.2.2. Содержание учебных предметов на ступени основного общего образования
| 64
| 3.3. Программа воспитания и социализации обучающихся
| 197
| 3.3.1 Основные положения
| 197
| 3.3.2. Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся
| 198
| 3.3.3. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся
| 201
| 3.3.4. Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся
| 203
| 3.3.5. Основное содержание воспитания и социализации обучающихся
| 204
| 3.3.6. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися
| 208
| 3.3.7. Основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся
| 215
| 3.3.8. Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни
| 217
| 4. Организационный раздел
| 218
| 4.1. Учебный план основного общего образования
| 218
|
1. Общие положения 1.1. Адаптированная образовательная программа общего основного образования разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации";
- постановления Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288 "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья";
- требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, изложенной в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), учитывающей образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья;
- действующего Устава образовательного учреждения.
1.2. Адаптированная образовательная программа должна разрабатываться общеобразовательной организацией самостоятельно.
1.3. При разработке адаптированной образовательной программы общего основного образования можно использовать структуру и основные требования к программе, изложенные в Стандарте основного общего образования и примерной основной образовательной программе основного общего образования.
1.4. В Программе учтены специфика образовательного процесса детей с умственной отсталостью, образовательные потребности и запросы участников образовательного процесса, особенности психофизического развития и возможности обучающихся.
5. Программа является локальным нормативным документом общеобразовательной организации, содержательной и критериальной основой для разработки учебного плана, плана воспитательной работы, рабочих программ педагогов по учебным предметам.
Программа определяет:
- преемственность по отношению к адаптированной образовательной программе начального общего основного образования;
- приоритеты, качество содержания и реализации начального общего образования в МОБУ Нижнекужебарская СОШ, его организационные и методические аспекты на ступени основного образования;
- коррекцию отклонений в развитии средствами образования и трудовой подготовки детей с умственной отсталостью, их социально-психологическую реабилитацию для последующей интеграции в общество;
- цели, задачи и направления развития образовательного процесса;
- регламентацию всех видов образовательной деятельности участников образовательного процесса, в том числе систему оценки результатов её освоения учащимися.
1.6. Программа включает в себя целевой, содержательный и организационный разделы.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации Программы, учитывает особенности образовательного процесса, способы определения достижения целей и результатов и включает:
- пояснительную записку,
- планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной образовательной программы,
- систему оценки достижения планируемых результатов освоения Программы.
Содержательный раздел формулирует содержание основного общего образования, включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных результатов продвижения в своем развитии детей с умственной отсталостью и содержит:
- программу развития учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков) обучающихся с недостатками в умственном развитии на ступени общего образования,
- программы отдельных учебных предметов,
- программу воспитания и социализации обучающихся с недостатками в умственном развитии на ступени общего образования, включающую духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализацию и профессиональную ориентацию, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры;
- программу коррекционной работы.
Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, механизмы реализации компонентов Программы и включает:
- учебный план общеобразовательной организации, как один из основных механизмов реализации адаптированной образовательной программы;
- систему условий реализации адаптированной образовательной программы в соответствии с требованиями Базовых Программ специального образования для детей с умственной отсталостью.
1.8. Организация, реализующая адаптированную образовательную программу основного общего образования обеспечивает ознакомление:
- с программой обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:
- с правами и обязанностями в части формирования и реализации образовательной Программы основного общего образования, установленные законодательством РФ и уставом образовательного учреждения;
- с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в школе.
Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся, в части касающейся участия в формировании и обеспечении освоения всеми детьми адаптированной образовательной программы, закрепляются в заключенном между ними и образовательным учреждением договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения образовательной Программы.
1.9. Переработка адаптированной образовательной программы, внесение изменений и дополнений в её содержание производится в связи с выходом в свет новых нормативно-правовых документов по специальному образованию, СФГОС, в случае изменения наименования и Устава общеобразовательной организации. 2. Целевой раздел 2.1. Пояснительная записка Цели реализации адаптированной образовательной программы для детей с умственной отсталостью:
- обеспечение прав детей, имеющих специальные образовательные потребности на образование,
- получение выпускниками знаний по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующих их психофизическим возможностям, навыков по различным профилям труда, отвечающих требованиям Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с умственной отсталостью.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
- обеспечение соответствия адаптированной образовательной программы требованиям Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
- обеспечение преемственности образования начальной и общей школы, динамическое наблюдение детей при переходе в среднее звено;
- обеспечение получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы всеми обучающимися;
- воспитание и социализация обучающихся в соответствии с воспитательным потенциалом школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формирование образовательного базиса, соответствующего уровню познавательных способностей умственно отсталого ребенка;
- эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации коррекционного образовательного процесса;
- взаимодействие всех участников образовательного процесса в ходе реализации адаптированной образовательной программы;
- проведение адекватной подготовки учащихся к самостоятельной жизни и труду, формирование у подростков профессиональной направленности, осознания ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе;
- обеспечение дальнейшей коррекции учащихся с целью социализации в соответствии с нормами и правилами, морально-этическими, социально-правовыми ценностями, принятыми в современном обществе;
- участие родителей (законных представителей), педагогических работников в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды и уклада жизни;
- обеспечение оптимальной учебной нагрузки на обучающихся в соответствии с рекомендациями САНПИН 2.4.2.2821-10, физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
В основе реализации адаптированной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, предполагающий:
- формирование соответствующей целям основного общего образования социальной среды для развития обучающихся в соответствии с действующими Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида;
- получение воспитанниками знаний по общеобразовательным предметам, навыков по различным профилям и уровню сложности видам труда (исходя из возможностей школы) в соответствии с их психофизическими возможностями;
- ориентацию на достижение целей и результата образования - коррекции отклонений в развитии детей с умственной отсталостью средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество;
- признание решающей роли в содержании основного общего образования, специальных методов образовательной деятельности в достижении личностного и социального развития обучающихся;
- учет индивидуальных психолого-педагогических и физиологических особенностей обучающихся с различной степенью умственной отсталости при построении коррекционно-образовательного процесса, определения образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
- разнообразие индивидуальных и дифференциальных образовательных траекторий в развитии умственно отсталых детей, имеющих сложную структуру дефекта и находящихся на обучении на дому;
- учет в ходе образовательного процесса крайней неоднородности состава обучающихся (дифференциация и индивидуализация обучающихся), как по структуре и глубине дефектов, так и по своим психофизическим возможностям обучения;
- элементарно-практический характер обучения, направленный на разрешение главной задачи подготовки детей к максимально возможной социально-трудовой адаптации. |