Скачать 12.66 Mb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» города Канаш Чувашской Республики УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» г.Канаш _______________Л.О.Бековец Приказ №113 от 31.08. 2016 года Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2-9 классов Сроки реализации программы: 2016-2021 годы г. Канаш, 2016 содержание
1.Целевой раздел Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― мунициципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» г.Канаш составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП. Образовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью разработана: - исходя из положений закона Российской Федерации «Об образовании», в статье 9 которого сказано: «Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности» « с учётом запросов обучающихся и их родителей – заказчиков и потребителей образовательных услуг», а также то, что её разработка и утверждение относится к компетенции образовательных учреждений (статья 32) . - Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ; - Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); - Примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью; - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - СанПиН, 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; - Приказа МО РФ от 10.04.2002 №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»; - действующего Устава школы; - локальными актами школы. Прием детей с ограниченными возможностями здоровья на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность (в том числе в специальное (коррекционное) образовательное учреждение), регламентируется п. 3 статьи 55 следующим образом: дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. По завершении школьного обучения дети с ограниченными возможностями здоровья получают документы об образовании государственного образца. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2-9 классов на 2016 -2021 учебные годы (далее - АООП) разработана школой самостоятельно. При разработке АООП использована структура и основные требования к адаптированной образовательной программе, изложенные в ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В АООП учтены специфика образовательного процесса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» г.Канаш, образовательные потребности и запросы участников образовательного процесса, особенности психофизического развития и возможности обучающихся школы. АООП является локальным документом школы, содержательной и критериальной основой для разработки учебного плана, плана учебно-воспитательной работы, рабочих программ педагогов по учебным предметам, коррекционным курсам, факультативным занятиям, внеурочной деятельности. Программа определяет: - преемственность части АООП для обучения детей 2-4 классов к части АООП для обучения обучающихся 5-9 классов; - приоритеты, качество содержания и реализации обучения детей с интеллектуальными нарушениями в школе, его организационные и методические аспекты; - коррекцию отклонений в развитии средствами образования и трудовой подготовки детей с умственной отсталостью, их социально-психологическую реабилитацию для последующей интеграции в общество; - цели, задачи и направления развития образовательного процесса; -регламентацию всех видов образовательной деятельности участников образовательного процесса, в том числе систему специальных условий её реализации. Программа включает в себя целевой, содержательный и организационный разделы. Актуальность разработки АООП заключается в том, что она призвана отразить специфику, основные направления и результаты, а также стратегию развития школы по удовлетворению особых образовательных потребностей детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), образовательные отношения с которыми возникли до 01 сентября 2016 года. Главными ценностями АООП являются: - Право каждого ребенка на получение образования с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей. - Признание интересов ребенка, поддержка его успехов и создание условий для его самореализации. - Право педагога на творчество и профессиональную деятельность. -Психологический комфорт всех субъектов психологического взаимодействия. - Охрана и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья. - Коллективное сотворчество педагогов, обучающихся и родителей во всех сферах жизни школы. АООП предназначена удовлетворить потребности: - обучающихся - в расширении возможностей для удовлетворения проявившегося интереса к тому или иному учебному предмету и программах обучения, обеспечивающих личностное становление и профессиональное самоопределение на основе усвоения традиций и ценностей культуры; - общества и государства - в реализации образовательных программ, обеспечивающих гуманистическую ориентацию личности на сохранение и воспроизводство достижений культуры и воспитание молодого поколения специалистов, способных решать новые прикладные задачи; - выпускника образовательной организации – в социальной адаптации. АООП определяет: цели и содержание образовательного процесса, особенности его раскрытия через содержание учебных предметов, программ и педагогических технологий; учебно-методическую базу реализации учебных программ. Цель реализации АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — создание условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. Достижение поставленной цели АООП предусматривает решение следующих основных задач: - овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций; - формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; - достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей; - выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований; - обеспечение получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы всеми обучающимися; - воспитание и социализация обучающихся в соответствии с воспитательным потенциалом школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формирование образовательного базиса, соответствующего уровню познавательных способностей умственно отсталого ребенка; - эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации коррекционного образовательного процесса; - проведение адекватной подготовки обучающихся к самостоятельной жизни и труду, формирование у подростков профессиональной направленности, осознания ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе; - обеспечение коррекции обучающихся с целью социализации в соответствии с нормами и правилами, морально-этическими, социально-правовыми ценностями, принятыми в современном обществе; - организация обучения умственно отсталых детей на дому, с разработкой индивидуальных планов, учитывающих психические и физические особенности учащихся; - обеспечение оптимальной учебной нагрузки на обучающихся в соответствии с рекомендациями СаНПиН, физического, психологического и социального здоровья обучающихся; - участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в развитии внутришкольной социальной среды; - уважительное отношение к школе и её традициям. В основу АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены следующие принципы: ― принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.); ― принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; ― принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико- ориентированных задач; ― принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений (правильно/неправильно; хорошо/плохо и т. д.) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах; ― онтогенетический принцип; ― принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста; ― принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав; ― принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты личностных достижений; ― принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); ― принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; ― принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; ― принцип сотрудничества с семьей. В основу разработки АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход к построению АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования. В контексте разработки АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализация деятельностного подхода обеспечивает: -придание результатам образования социально и личностно значимого характера; -прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых предметных областях; -существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; -обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности. Исходя из учета особенностей школьного возраста и характеристик обучающихся по возможностям обучения, организуется адекватное построение образовательного процесса и выбор условий и методик обучения. Учебный процесс организуется таким образом, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья, независимо от уровня его возможностей и структуры дефекта, был вовлечен в учебную деятельность и чувствовал себя комфортно в стенах учреждения. Все программы, используемые в учебно-воспитательном процессе, учитывают особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Они направлены на разностороннее развитие личности обучающихся, содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, которые необходимы им для успешной социальной адаптации. АООП для детей с нарушениями интеллектуального развития определяет содержание предметов и коррекционных, коррекционно-развивающих, факультативных курсов, последовательность их прохождения по годам обучения. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Основной задачей основного образования детей с выраженным нарушением интеллекта становится развитие их жизненной компетенции, а базовые академические знания имеют второстепенное значение. В результате изучения всех предметов получит развитие жизненная компетенция обучающихся, поскольку только с помощью целенаправленного коррекционного обучения эти дети могут научиться жить в социуме и избежать катастроф социального характера. Освоение обучающимися академических знаний, по разработанным для них специальным программам с помощью специальных методик и учебников, направлено, в первую очередь на социализацию детей с нарушениями интеллекта. В ходе образовательного процесса с умственно отсталыми школьниками учитывается, что возможности учеников даже одного класса, как правило, могут сильно различаться. Вследствие того, что обучение детей, не способных освоить образовательную программу, не может быть формальным, педагоги в своих рабочих программах индивидуализируют тот объем знаний, который они предлагают ученикам. Основным условием эффективности обучения является: - коррекционная направленность всех учебных программ; - создание коррекционно-развивающего пространства, как необходимого условия для развития личностной мотивации, способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; - использование современных образовательных технологий; - широкое развитие сети внеклассной работы; - использование возможностей соцкультурной среды района; - использование здоровьесберегающих технологий. Выполнение указанных условий позволит школе реализовать педагогическое, психологическое, дидактическое, коррекционное и материально-техническое обеспечение образовательного пространства для создания оптимальных условий самоопределения и развития личности обучающихся. Изменения АООП вносятся в связи с изменениями, вносимыми в образовательное законодательство РФ с учётом специфики обучения детей с умственной отсталостью. |
Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной... | Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования | ||
Планируемые результаты освоения обучающимися основной общеобразовательной программы | Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной образовательной программы | ||
Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы | Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной образовательной программы | ||
Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ | Особые образовательные потребности обучающихся с легкой умственной отсталостью интеллектуальными | ||
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования 9 | Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования. 7 |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |