Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы


Скачать 12.66 Mb.
НазваниеПояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы
страница1/34
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9» города Канаш

Чувашской Республики


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» г.Канаш

_______________Л.О.Бековец

Приказ №113 от 31.08. 2016 года

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) 2-9 классов

Сроки реализации программы: 2016-2021 годы

г. Канаш, 2016

содержание






1. Целевой раздел………………………………………………………………………..




1.1. Пояснительная записка




1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы ……………………………………………….. .




1.3. Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы…………………..





2. Содержательный раздел




2.1. Программа формирования базовых учебных действий……………………..




2.2. Программы учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области………………………………………………………………………………




2.3. Программа духовно-нравственного развития………………………………..




2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни………………………………………………………………………...




2.5. Программа коррекционной работы…………………………………………...










3. Организационный раздел




3.1. Учебный план для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2-9 классов на 2016-2021 учебные годы…………………………………………………………………………………




3.2. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2-9 классов на 2016-2021 учебные годы…………………………………………………………………………………






1.Целевой раздел

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― мунициципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» г.Канаш составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП.

Образовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью разработана:

- исходя из положений закона Российской Федерации «Об образовании», в статье 9 которого сказано: «Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности» « с учётом запросов обучающихся и их родителей – заказчиков и потребителей образовательных услуг», а также то, что её разработка и утверждение относится к компетенции образовательных учреждений (статья 32) .

- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- СанПиН, 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- Приказа МО РФ от 10.04.2002 №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

- действующего Устава школы;

- локальными актами школы.

Прием детей с ограниченными возможностями здоровья на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность (в том числе в специальное (коррекционное) образовательное учреждение), регламентируется п. 3 статьи 55 следующим образом: дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. По завершении школьного обучения дети с ограниченными возможностями здоровья получают документы об образовании государственного образца.

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2-9 классов на 2016 -2021 учебные годы (далее - АООП) разработана школой самостоятельно.

При разработке АООП использована структура и основные требования к адаптированной образовательной программе, изложенные в ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В АООП учтены специфика образовательного процесса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» г.Канаш, образовательные потребности и запросы участников образовательного процесса, особенности психофизического развития и возможности обучающихся школы.

АООП является локальным документом школы, содержательной и критериальной основой для разработки учебного плана, плана учебно-воспитательной работы, рабочих программ педагогов по учебным предметам, коррекционным курсам, факультативным занятиям, внеурочной деятельности.

Программа определяет:

- преемственность части АООП для обучения детей 2-4 классов к части АООП для обучения обучающихся 5-9 классов;

- приоритеты, качество содержания и реализации обучения детей с интеллектуальными нарушениями в школе, его организационные и методические аспекты;

- коррекцию отклонений в развитии средствами образования и трудовой подготовки детей с умственной отсталостью, их социально-психологическую реабилитацию для последующей интеграции в общество;

- цели, задачи и направления развития образовательного процесса;

-регламентацию всех видов образовательной деятельности участников образовательного процесса, в том числе систему специальных условий её реализации.

Программа включает в себя целевой, содержательный и организационный разделы. Актуальность разработки АООП заключается в том, что она призвана отразить специфику, основные направления и результаты, а также стратегию развития школы по удовлетворению особых образовательных потребностей детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), образовательные отношения с которыми возникли до 01 сентября 2016 года.

Главными ценностями АООП являются:

- Право каждого ребенка на получение образования с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей.

- Признание интересов ребенка, поддержка его успехов и создание условий для его самореализации.

- Право педагога на творчество и профессиональную деятельность.

-Психологический комфорт всех субъектов психологического взаимодействия.

- Охрана и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья.

- Коллективное сотворчество педагогов, обучающихся и родителей во всех сферах жизни школы.

АООП предназначена удовлетворить потребности:

- обучающихся - в расширении возможностей для удовлетворения проявившегося интереса к тому или иному учебному предмету и программах обучения, обеспечивающих личностное становление и профессиональное самоопределение на основе усвоения традиций и ценностей культуры;

- общества и государства - в реализации образовательных программ, обеспечивающих гуманистическую ориентацию личности на сохранение и воспроизводство достижений культуры и воспитание молодого поколения специалистов, способных решать новые прикладные задачи;

- выпускника образовательной организации – в социальной адаптации.

АООП определяет:

цели и содержание образовательного процесса, особенности его раскрытия через содержание учебных предметов, программ и педагогических технологий;

учебно-методическую базу реализации учебных программ.

Цель реализации АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — создание условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Достижение поставленной цели АООП предусматривает решение следующих основных задач:

- овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;

- формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;

достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;

выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;

- обеспечение получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы всеми обучающимися;

- воспитание и социализация обучающихся в соответствии с воспитательным потенциалом школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формирование образовательного базиса, соответствующего уровню познавательных способностей умственно отсталого ребенка;

- эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации коррекционного образовательного процесса;

- проведение адекватной подготовки обучающихся к самостоятельной жизни и труду, формирование у подростков профессиональной направленности, осознания ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе;

- обеспечение коррекции обучающихся с целью социализации в соответствии с нормами и правилами, морально-этическими, социально-правовыми ценностями, принятыми в современном обществе;

- организация обучения умственно отсталых детей на дому, с разработкой индивидуальных планов, учитывающих психические и физические особенности учащихся;

- обеспечение оптимальной учебной нагрузки на обучающихся в соответствии с рекомендациями СаНПиН, физического, психологического и социального здоровья обучающихся;

- участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в развитии внутришкольной социальной среды;

- уважительное отношение к школе и её традициям.

В основу АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены следующие принципы:

― принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

― принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

― принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико- ориентированных задач;

― принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений (правильно/неправильно; хорошо/плохо и т. д.) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;

― онтогенетический принцип;

― принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;

― принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;

― принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты личностных достижений;

― принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

― принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

― принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

― принцип сотрудничества с семьей.

В основу разработки АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход к построению АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования.

Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

В контексте разработки АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализация деятельностного подхода обеспечивает:

-придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

-прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых предметных областях;

-существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;

-обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

Исходя из учета особенностей школьного возраста и характеристик обучающихся по возможностям обучения, организуется адекватное построение образовательного процесса и выбор условий и методик обучения. Учебный процесс организуется таким образом, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья, независимо от уровня его возможностей и структуры дефекта, был вовлечен в учебную деятельность и чувствовал себя комфортно в стенах учреждения.

Все программы, используемые в учебно-воспитательном процессе, учитывают особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Они направлены на разностороннее развитие личности обучающихся, содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, которые необходимы им для успешной социальной адаптации.

АООП для детей с нарушениями интеллектуального развития определяет содержание предметов и коррекционных, коррекционно-развивающих, факультативных курсов, последовательность их прохождения по годам обучения.

Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Основной задачей основного образования детей с выраженным нарушением интеллекта становится развитие их жизненной компетенции, а базовые академические знания имеют второстепенное значение. В результате изучения всех предметов получит развитие жизненная компетенция обучающихся, поскольку только с помощью целенаправленного коррекционного обучения эти дети могут научиться жить в социуме и избежать катастроф социального характера.

Освоение обучающимися академических знаний, по разработанным для них специальным программам с помощью специальных методик и учебников, направлено, в первую очередь на социализацию детей с нарушениями интеллекта. В ходе образовательного процесса с умственно отсталыми школьниками учитывается, что возможности учеников даже одного класса, как правило, могут сильно различаться. Вследствие того, что обучение детей, не способных освоить образовательную программу, не может быть формальным, педагоги в своих рабочих программах индивидуализируют тот объем знаний, который они предлагают ученикам.

Основным условием эффективности обучения является:

- коррекционная направленность всех учебных программ;

- создание коррекционно-развивающего пространства, как необходимого условия для развития личностной мотивации, способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- использование современных образовательных технологий;

- широкое развитие сети внеклассной работы;

- использование возможностей соцкультурной среды района;

- использование здоровьесберегающих технологий.

Выполнение указанных условий позволит школе реализовать педагогическое, психологическое, дидактическое, коррекционное и материально-техническое обеспечение образовательного пространства для создания оптимальных условий самоопределения и развития личности обучающихся.

Изменения АООП вносятся в связи с изменениями, вносимыми в образовательное законодательство РФ с учётом специфики обучения детей с умственной отсталостью.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

Похожие:

Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы iconПояснительная записка 6-14стр
Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной...

Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы iconПояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися...
Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования

Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы iconПояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной общеобразовательной программы

Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы iconАдаптированная образовательная программа основного общего образования...
Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной образовательной программы

Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы icon1. Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы

Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы iconПояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися...
Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной образовательной программы

Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы iconПояснительная записка планируемые результаты освоения обучающимися...
Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ

Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы iconОбщеобразовательная программа образования обучающихся с умственной...
Особые образовательные потребности обучающихся с легкой умственной отсталостью интеллектуальными

Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы iconПояснительная записка 3 Планируемые результаты освоения обучающимися...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования 9

Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы iconПояснительная записка 2 Планируемые результаты освоения обучающимися...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования. 7

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск