Описание образовательной программы Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ (VIII вида) является нормативно-управленческим документом Абаканского спец. ПУ, характеризует специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса детей с ОВЗ. Образовательная программа учреждения создана для реализации образовательного заказа государства, содержащегося в соответствующих документах, социального заказа родителей воспитанников и самих воспитанников, с учетом реальной социальной ситуации, материальных и кадровых возможностей Абаканского спец. ПУ. Адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; нормативными документами по образованию.
При разработке адаптированной образовательной программы основного общего образования (из-за отсутствия государственного Стандарта специального образования), использована структура и основные требования к программе, изложенные в Стандарте основного общего образования и примерной основной образовательной программе основного общего образования. В Программе учтены специфика образовательного процесса Абаканского спец. ПУ, образовательные потребности и запросы участников образовательного процесса, особенности психофизического развития и возможности воспитанников. Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для детей с ОВЗ (VIII вида) содержит следующие разделы: целевой, содержательный и организационный.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей
федеральное государственное бюджетное специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением
«Специальное профессиональное училище открытого типа г. Абакана»
(Абаканское спец. ПУ)
|
|
ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
от « «31» августа 2015 г.
Протокол № 12
|
УТВЕРЖДЕНО:
Приказом от
«02» сентября 2015 г. № 130-П
| АДАПТИРОВАННАЯ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
г. Абакан, 2015 г.
Содержание
1. Общие положения
| 4
| 2. Целевой раздел
| 6
| 2.1. Пояснительная записка
| 6
| 2.2. Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной образовательной программы
| 8
| 2.2.1. Общие положения
| 8
| 2.2.2. Ведущие целевые установки и ожидаемые результаты
| 8
| 2.2.3. Планируемые результаты освоения учебных программ
| 9
| 2.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы
| 39
| 2.3.1. Общие положения
2.3.2. Особенности оценки личностных и предметных результатов
2.3.3. Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений
3. Содержательный раздел
3.1 . Программа развития общеучебных умений и навыков на ступени основного общего образования
3.1.1 . Цели и задачи программы, ее место и роль в реализации основной образовательной программы
3.1.2. Основные понятия и характеристика общеучебных умений и навыков, их связь с содержанием отдельных учебных предметов и места в структуре образовательного процесса
3.1.3 . Условия, обеспечивающие развитие общеучебных умений и навыков у воспитанников
3.1.4 . Методика, инструментарий мониторинга успешности освоения и применения воспитанниками общеучебных умений и навыков
3.2 . Программы отдельных учебных предметов
3.2.1 . Общие положения
3.2.2 . Содержание учебных предметов на ступени общего образования
3.3. Программа воспитания и социализации обучающихся
3.3.1.Программа коррекционной работы
3.3.2.Программа внеурочной деятельности
| 39
| 4. Организационный раздел
4.1. Учебный план основного общего образования
| 40
| 4.2. Система условий реализации адаптированной образовательной программы
4.2.1. Профессиональное развитие и повышение квалификации педагогических работников
| 41
| 4.2.2. Материально-технические и информационно-методические условия реализации адаптированной образовательной программы
| 42
| 4.2.3. Условия организации образовательного процесса по сохранению и укреплению здоровья воспитанников
| 42
| 5. Нормативно-правовые основы образовательной программы
|
|
| 43
|
| 43
|
| 43
|
| 44
|
| 46
|
| 48
|
| 49
|
| 49
|
| 49
|
| 150
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общие положения
1.1. Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации";
постановления Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288 "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья";
требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, изложенной в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), учитывающей образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья;
При разработке адаптированной образовательной программы основного общего образования (из-за отсутствия государственного Стандарта специального образования), использована структура и основные требования к программе, изложенные в Стандарте основного общего образования и примерной основной образовательной программе основного общего образования.
В Программе учтены специфика образовательного процесса Абаканского спец. ПУ, образовательные потребности и запросы участников образовательного процесса, особенности психофизического развития и возможности воспитанников.
Программа является локальным нормативным документом Абаканского спец. ПУ, содержательной и критериальной основой для разработки учебного плана, плана воспитательной работы, рабочих программ педагогов по учебным предметам.
Программа определяет:
преемственность по отношению к адаптированной образовательной программе начального основного общего образования;
коррекцию отклонений в развитии средствами образования и трудовой подготовки детей с умственной отсталостью, их социально-психологическую реабилитацию для последующей интеграции в общество;
цели, задачи и направления развития образовательного процесса;
регламентацию всех видов образовательной деятельности участников образовательного процесса, в том числе систему оценки результатов её освоения воспитанниками.
1.5 . Программа включает в себя целевой, содержательный и организационный разделы.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации Программы, учитывает особенности образовательного процесса Абаканского спец. ПУ, способы определения достижения целей и результатов и включает:
пояснительную записку,
планируемые результаты освоения воспитанниками адаптированной образовательной программы,
систему оценки достижения планируемых результатов освоения Программы.
Содержательный раздел формулирует содержание основного общего образования, включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных результатов продвижения в своем развитии детей с умственной отсталостью и содержит:
программу развития учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков) обучающихся с недостатками в умственном развитии на уровне основного общего образования,
программы отдельных учебных предметов,
программу воспитания и социализации воспитанников с недостатками в умственном развитии на уровне общего образования, включающую духовно-нравственное развитие и воспитание воспитанников, их социализацию и профессиональную ориентацию, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры;
программу коррекционной работы.
Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, механизмы реализации компонентов Программы и включает:
учебный план, как один из основных механизмов реализации адаптированной образовательной программы;
систему условий реализации адаптированной образовательной программы.
2 . Целевой раздел
2.1 . Пояснительная записка
Цели реализации адаптированной образовательной программы Абаканского спец. ПУ:
обеспечение прав детей, имеющих специальные образовательные потребности;
получение выпускниками основной школы знаний по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующих их психофизическим возможностям, навыков по различным профилям труда.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
обеспечение преемственности образования начальной и общей школы, динамическое наблюдение воспитанников при переходе в среднее звено;
обеспечение получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы всеми воспитанниками;
воспитание и социализация воспитанников в соответствии с воспитательным потенциалом учреждения, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого воспитанника, формирование образовательного базиса, соответствующего уровню познавательных способностей умственно отсталого ребенка;
эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации коррекционного образовательного процесса;
взаимодействие всех участников образовательного процесса в ходе реализации адаптированной образовательной программы;
проведение адекватной подготовки воспитанников к самостоятельной жизни и труду, формирование у подростков профессиональной направленности, осознания ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе;
обеспечение дальнейшей коррекции воспитанников с целью социализации в соответствии с нормами и правилами, морально-этическими, социально-правовыми ценностями, принятыми в современном обществе;
участие родителей (законных представителей), педагогических работников в проектировании и развитии внутриучилищной социальной среды и уклада жизни;
обеспечение оптимальной учебной нагрузки на воспитанников в соответствии с рекомендациями САНПИН 2.4.2.2821-10, физического, психологического и социального здоровья воспитанников;
В основе реализации адаптированной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, предполагающий:
формирование соответствующей целям основного общего образования социальной среды для развития воспитанников с ОВЗVIII вида;
получение воспитанниками знаний по общеобразовательным предметам, навыков по различным профилям и уровню сложности видам труда ( исходя из возможностей учреждения) в соответствии с их психофизическими возможностями;
ориентацию на достижение целей и результата образования - коррекции отклонений в развитии детей с умственной отсталостью средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество;
признание решающей роли в содержании основного общего образования, специальных методов образовательной деятельности в достижении личностного и социального развития воспитанников;
учет индивидуальных психолого-педагогических и физиологических особенностей воспитанников с различной степенью умственной отсталости при построении коррекционно-образовательного процесса, определения образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
учет в ходе образовательного процесса крайней неоднородности состава воспитанников (дифференциация и индивидуализация), как по структуре и глубине дефектов, так и по своим психофизическим возможностям обучения;
практический характер обучения, направленный на разрешение главной задачи подготовки детей к максимально возможной социально-трудовой адаптации.
|