Образовательной программы среднего общего образования (10-11 классы)


НазваниеОбразовательной программы среднего общего образования (10-11 классы)
страница1/16
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Содержание

образовательной программы среднего общего образования

(10-11 классы)


Компоненты программы


Страница

1.Целевой раздел


2 -17

1.1. Статус основной образовательной программы

2

1.2. Пояснительная записка

2

1.3. Целиреализации основной образовательной программы

3

1.4.Характеристика школы и принципов ее образовательной политики

11

1.5. Моделирование образовательной деятельности школы

15

1.6. Принципы образовательной политики школы


17

2.Содержательный раздел

19 - 90

2.1. Общие положения

19

2.2.Программы учебных курсов, предметов

22

2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся при получении среднего общего образования

83

2.4. Мониторинг полноты и качества реализации образовательной программы


88

3. Организационный раздел

91-132

3.1. Учебный план

91

3.2. Календарный учебный график

101

3.3. Приоритетные направления развития образования в новом учебном году

109

3.4. Управление реализацией образовательной программы

116

3.5. Оценочные и методические материалы

126

Приложения:




1. Учебно-программное обеспечение учебного плана




2. Рабочие программы по учебным предметам, курсам



































1. Целевой раздел

1.1. Статус основной образовательной программы

Основная образовательная программа среднего общего образования – это нормативный документ, который разрабатывался на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (ФК ГОС). ООП СОО конкретизирует содержание образования применительно к особенностям вида образовательного учреждения, контингента учащихся, места расположения образовательного учреждения, педагогических возможностей МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №55 имени Александра Невского».

Основная образовательная программа МБОУ «СОШ №55 им.А.Невского» разработана на основе:

  • Закона РФ «Об Образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273 ФЗ;

  • федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г. № 164, от 31 августа 2009 г. № 320, от 19 октября 2009 г. № 427 и от 10 ноября 2011 г. № 2643);

  • распоряжения Правительства РФ от 27.02.2010 № 246-р «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

  • Конвенции о правах ребенка;

  • Устава школы;

  • правил внутреннего распорядка школы;

  • локальных документов образовательного учреждения.

ООП СОО – нормативно-управленческий документ, определяющий путь достижения образовательного стандарта, характеризующий специфику и особенности образовательного учреждения.

Учреждение обязуется отчитываться о выполнении ООП СОО в ежегодном самообследовании. ООП СОО не ограничивает права учащихся на получение доступного качественного образования и гарантирует возможность достижения результатов образования в соответствии с ФК ГОС. ООП СОО учитывает пожелания родителей (законных представителей) учащихся в части достижения результатов образования, обеспечивающих реальную возможность его продолжения на следующем уровне и способствующих более высокому уровню социализации учащихся. В ООП СОО могут быть внесены изменения при изменении условий деятельности образовательного учреждения.
1.2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основные задачи модернизации российского образования – повышение егодоступности, качества и эффективности. Это предполагает в первую очередь значительное обновление содержания образования, прежде всего общего образования, приведение его в соответствие с современными требованиями. Педагогический коллектив школы считает, что главным условиемрешения этой задачи является последовательное введение государственного стандарта общего образования.

Данный стандарт – это, во-первых, обеспечение гарантий реализации конституционныхправ ребенка на бесплатное полноценное среднее общее образование и, во-вторых,выражение возрастающей ответственности государства за повышение качестваобразования.

В соответствии с концепцией модернизации российского образованияосновнаяцель (миссия) среднего общего образования – способствовать становлению социальноответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека,способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительноизменяющегося социально-культурного бытия, сознающего образование какуниверсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни.

Ключевым документом, определяющим для школы организационно-управленческие и содержательно-деятельностные предпосылки достижения этой цели, является образовательная программа. Она позволяет подчинить входящие в нееосновные и дополнительные образовательные программы, учебную и другие видыобразовательной деятельности достижению стратегической цели – раскрытию и развитиюс их помощью человеческого потенциала каждого ученикашколы и направленногоформирования именно тех компетентностей, которые представляютсянаиболее актуальными в социально-культурной и социально-экономической перспективе.

В социальном аспекте образовательная программа среднего (полного) общегообразованияшколы является свободной формой гражданского контрактамежду обществом (т.е. родителями) и образованием (т.е. педагогическим коллективом школы) относительно развития тех или иных компетентностей учащихся.

Она демократично и открыто фиксирует цели и содержание образовательной политикишколы. Мониторинг выполнения такой программы и анализ ее результативности дают концептуальную и фактологическую основу для оценки вклада каждого педагога в образовательные достижения учащихся и одновременно для публичного отчета директорашколы перед социумом-заказчиком.

Образовательная программа представляет собой комплексный документ, фиксирующий образовательные цели(социокультурную миссию) школы; основные и дополнительные образовательныепрограммы всех уровней образования, реализация которых гарантирует достижениезаявленных целей (результатов образования); программу развития школы.

Основная образовательная программа среднего общего образования определяет цели, задачи,планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельностипри получении среднего общего образования.

Образовательная программа разработана коллективом школы на 2016-2017 год,в ней отражены тенденции развития школы.
1.3. Цели реализации основной образовательной программы

Целями реализации основной образовательной программы среднего общего образования являются:

- обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевыхустановок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемыхличностными, семейными, общественными, государственными потребностями ивозможностями учащегося среднего школьного возраста, индивидуальнымиособенностями его развития и состояния здоровья;

- становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности,неповторимости.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательнымучреждением основной образовательной программы среднего общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

- обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиямСтандарта;

- обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;

- обеспечение доступности получения качественного среднего общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательнойпрограммы среднего общего образования всеми учащимися, в томчисле детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

- установление требований к воспитанию и социализации учащихся как частиобразовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциалашколы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогическогосопровождения каждого учащегося, формированию образовательного базиса,основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развитияличности, созданию необходимых условий для её самореализации;

- обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организацииобразовательной деятельности, взаимодействия всех его участников;

- взаимодействие образовательного учреждения при реализации основнойобразовательной программы с социальными партнёрами;

- выявление и развитие способностей учащихся, в том числе одарённых детей, детей сограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностейчерез систему секций, студий и кружков, курсов по выбору, организацию общественно полезнойдеятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностейобразовательных учреждений дополнительного образования детей;

- организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-техническоготворчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

- участие учащихся, их родителей (законных представителей), педагогическихработников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, в жизни щколы.

- социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональнаяориентация учащихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов,сотрудничестве с учреждениями профессиональногообразования;

- сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровьяучащихся, обеспечение их безопасности в школе.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационногообщества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданскогообщества на основе принципов толерантности, диалога культур и уваженияего многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

- формирование соответствующей целям общего образования социальной средыразвития учащихся в системе образования, переход к стратегии социальногопроектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологийобразования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата)личностного и познавательного развития учащихся;

- ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие наоснове освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мираличности учащегося, его активной учебно-познавательной деятельности,формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- признание решающей роли содержания образования, способов организацииобразовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целейличностного и социального развития учащихся;

- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностейучащихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построенииобразовательной деятельности и определении образовательно-воспитательныхцелей и путей их достижения;

- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальногоразвития каждогоучащегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов идетей с ограниченными возможностями здоровья (реализация программы «Доступная среда»).

Реализация образовательной программы среднего общего образования направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское,социальное, личностное и интеллектуальное развитие учащихся, их саморазвитие исамосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих,физических способностей, сохранение и укрепление здоровья учащихся, создание условий для формирования у старшеклассников способности к осуществлениюответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории через полидеятельностный принцип организации образования, организацию образовательнойсреды как многополюсной и определение динамики смены форм образовательной деятельности на протяжении обучения подростка в основной школе.

Образовательная программа среднего общего образования обеспечивает:

• преемственность с основной образовательной программой начального общегообразования и среднего общего образования;

• достижение учащимися результатов освоения основной образовательнойпрограммы среднего общего образования в соответствии с требованиями,установленными Федеральным государственным образовательным стандартом. Среднее общее образование – третья, завершающая ступень общего

образования.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-73 среднее общее образование является общедоступным.

Среднее общее образование общеобразовательной школы в процессе модернизации образованияподвергается самым существенным структурным, организационным и содержательнымизменениям. Социально-педагогическая суть этих изменений – обеспечениенаибольшей личностной направленности и вариативности образования, егодифференциации и индивидуализации. Эти изменения являются ответом на требованиясовременного общества максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную,мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор инести за него ответственность, сознающую и способную отстаивать свою гражданскуюпозицию, гражданские права.

Федеральный компонент направлен на реализацию следующих основных целей:

• формирование у учащихся гражданской ответственности и правового

самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способностик успешной социализации в обществе;

• дифференциация обучения с широкими и гибкими возможностями построениястаршеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с ихспособностями, склонностями и потребностями;

• обеспечение учащимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, том числе с учетомреальных потребностей рынка труда.

Учебные предметы федерального компонента представлены на двух уровнях –базовом и профильном. Оба уровня стандарта имеют общеобразовательный характер,однако они ориентированы на приоритетное решение разных комплексов задач.

Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формированиеобщей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательнымии развивающими задачами общего образования, задачами социализации.

Профильный уровень стандарта учебного предмета в школе выбирается исходя из личныхсклонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующемупрофессиональному образованию или профессиональной деятельности.

Школаисходя из своих возможностей и образовательныхзапросов учащихся и их родителей (законных представителей) самостоятельноформирует профили обучения.

Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования установлен по следующим учебным предметам: Русский язык, Литература, Иностранный язык, Математика, Информатика и ИКТ, История, Обществознание, Экономика, Право, География, Биология, Физика, Химия, Основы безопасностижизнедеятельности, Физическая культура и др.

Среднее общее образование завершается обязательной государственной(итоговой) аттестацией выпускников. Учащиеся, завершившие среднее общее образование и выполнившие вполном объеме требования к уровню подготовки выпускников, вправе продолжитьобучение на ступенях начального, среднего и высшего профессионального образования.

Основная образовательная программа среднего общего образованияреализуется через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требованийгосударственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Образовательная программа опирается на ключевые компетентности, которые формируются постепенно на всехэтапах школьного образования и являются сквозными образовательными результатами.

Все принципы, лежащие в основе образовательной программы, сориентированы на личность ребенка и создание условия для развития его способностей, насотрудничество педагогов и учащихся, педагогов и родителей, на взаимодействиесодержания образования по всем учебным предметам:

- принцип развития (стимулирование и поддержка эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на созданиеусловий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностейребенка в различных видах деятельности, а не только на накопление знаний иформирование навыков решения предметных задач);

- принцип целостности образа мира (осознание учащимся разнообразныхсвязей между объектами и явлениями, сформировать умение увидеть с разных сторонодин и тот же предмет);

- принцип культуросообразности (создание условий для наиболее полногоознакомления с достижениями и развитием культур современного общества, иформирование разнообразных познавательных интересов, сочетание, взаимосвязь и взаимодополняемость федерального, и регионального компонентов содержанияобразования);

- принцип вариативности (возможность сосуществования различных подходов котбору содержания и технологии обучения, при этом сохранение инвариантногоминимума образования).

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно–деятельностный подход, который предполагает:

• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационногообщества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданскогообщества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения егомногонационального состава;

• переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способыдостижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательногоразвития учащихся в конкретном образовательном учреждении, реализующемосновную образовательную программу;

• ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитиеличности учащегося на основе освоения универсальных учебных действий, познанияи освоения мира;

• признание решающей роли содержания образования, способов организацииобразовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целейличностного и социального развития учащихся;

• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностейучащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определенииобразовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и профессионального образования;

• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальногоразвития каждого учащегося (включая одарённых детей и детей с ограниченнымивозможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала,познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоныближайшего развития.

Ядром основной образовательной программы среднего общего образованияявляется процесс индивидуализации деятельности учащегося через создание условий для появления и реализации индивидуальных образовательныхтраекторий (маршрутов) у подростков в личностно значимых видах деятельности.

Участниками образовательной деятельности школы являются педагогические работники, учащиеся и их родители(законные представители).

Образовательная программа среднего общего образования опирается на возрастныеособенности учащихся.

Виды деятельности подростка, связанные с образовательным учреждением:

Совместно-распределенная учебная деятельность в личностно-ориентированныхформах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания,возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции –контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.).

Совместно-распределенная проектная деятельность, ориентированная на получениесоциально-значимого продукта.

Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе, осмысленное экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование,направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактикисобственного поведения.

Деятельность управления системными объектами (техническими объектами,группами людей).

Творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество),направленная на самореализацию и самосознание).

Спортивная деятельность, направленная на построение образа себя, самоизменение.

Конкретные виды деятельности подростков, которые реализуются в школе,определяются самим образовательным учреждением совместно с заинтересованнымидругими участниками образовательной деятельности.

Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности в школе:

• научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видахсовместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности;

• освоить разные способы представления результатов своей деятельности;

• научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельнопоставленными целями, находя способы реализации своего замысла;

• выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственныепредпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственнуюкартину мира и свою позицию;

• научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения,переживания, чувства;

• научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшимидетьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними.

Целями реализации основной образовательной программы среднего общего образования в школе являются:

— обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевыхустановок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемыхличностными, семейными, общественными, государственными потребностями ивозможностями учащегося старшего школьного возраста, индивидуальнымиособенностями его развития и состояния здоровья;

— становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности,неповторимости.

Среднее общее образование – третий, завершающий уровень общего образования.Среднее общее образование в школе в процессе модернизации образованияподвергается существенным структурным, организационным и содержательнымизменениям. Социально-педагогическая суть этих изменений – обеспечение наибольшейличностной направленности и вариативности образования, его дифференциации ииндивидуализации. Эти изменения являются ответом на социальный заказ – максимальнораскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать на этойоснове профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющуюделать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность,сознающую и способную отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

-создание условий для получения полного общего среднего образования в соответствии сгосударственными образовательными стандартами;

-профилизация, индивидуализация и социализация образования;

-подготовка учащихся к успешному профессиональному самоопределению;

-создание условий для формирования информационной культуры учащихся;

-формирование коммуникативной компетентности, способности свободноориентироваться в различных коммуникативных ситуациях;

-воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека,ответственности перед собой и обществом как основы гуманистического мировоззрения;

-формирование понимания здорового образа жизни и способности противостоятьпагубному влиянию негативных явлений;

-достижение высокого уровня творческой и научно-практико-исследовательскойдеятельности в области выбранных для профилизации дисциплин;

- установление требований к воспитанию и социализации учащихся как частиобразовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогическогосопровождения каждого учащегося;

-формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и насоответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условийдля её самореализации;

- обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организацииобразовательной деятельности, взаимодействия всех его участников;

- взаимодействие образовательного учреждения при реализации основнойобразовательной программы с социальными партнёрами;

- выявление и развитие способностей учащихся, в том числе одарённых детей, детей сограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностейчерез работу секций, курсов по выбору, студий и кружков, организацию общественно полезнойдеятельности, с использованием возможностейобразовательных учреждений дополнительного образования детей;

- организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно- техническоготворчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

- участие учащихся, их родителей (законных представителей), педагогическихработников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, жизни школы;

- включение учащихся в процессы познания и преобразования внешкольнойсоциальной среды для приобретения опытареального управления и действия;

- социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентацияучащихся при поддержке педагогов, социальных педагогов, сотрудничестве с высшими учебными заведениями и техникумами города;

- сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровьяучащихся, обеспечение их безопасности.

Основная образовательная программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 16—17 лет.

Продолжительность обучения: 2 года.

Технология комплектования: Комплектование 10 класса осуществляется на базе 9 классовшколы и других общеобразовательных учреждений. Заявительный порядок.

Прием в 10 и 11 классы осуществляется на основе:

- Конституции РФ,

- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3,

- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования кусловиям обучения в общеобразовательных учреждениях»

- Устава школы,

- Положения о порядке приёма и перевода в профильные классы школы и др.

Процедура выбора образовательной программы:

- сбор информации об удовлетворенности родителей и учащихся школы реализуемойобразовательной программой с целью изучения запросов семьи;

- сбор информации и на ее основе анализ сформированности познавательных интересов, мотивации учения (в течение учебного года; успеваемость по итогам учебного года;итоговая аттестация; результаты ГИА (ОГЭ) по математике, русскому языку и предметам повыбору);

- педагогическая диагностика и на её основе анализ успешности учебной деятельности(диагностическое отслеживание, результаты промежуточной и итоговой аттестации);

- мониторинг учебных и творческих достижений учащихся, результатов олимпиад, конкурсов, участия в исследовательской деятельности на базе высших учебных заведений города Курска;

- анализ состояния здоровья учащихся и его динамики (реализация программы «Здоровье»);

- индивидуальная работа с учащимися и родителями при полном или частичномотсутствии оснований для выбора.

1.4. Характеристика школы и принципов ее образовательной политики
Информационная справка о школе

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 55 им. А.Невского" города Курска создано в 1990 году в связи с потребностями социума, направленными на комплексное обучение и воспитание детей (ДОУ № 122, 123, учреждения дополнительного образования). С 1991 года основным профилем школы являлся художественно-эстетический, с 2013 информационно-технологический, художественно-эстетическийи социально-экономический профили. Школа расположена в Центральном округе города Курска и является образовательно-культурным центром микрорайона. На базе школы проходят многие спортивные, культурные, просветительские мероприятия: спортивные соревнования, концерты, праздники микрорайона.
Характеристика социокультурного окружения, структура образовательной среды, внутренние и внешние связи учебного заведения

Характеристика социального заказа по отношению к школе складывается из следующих основных компонентов:

  1. государственный заказ (его содержание определяется нормативными документами, в первую очередь государственным образовательным стандартом);

  2. потребности учащихся (выявляются в ходе устных опросов, анкетирования и экспертных оценок педагогов);

  3. ожидания родителей (выявляются в ходе бесед, микросоциологических исследований, анкетирования и т.п.);

  4. профессионально-педагогические потребности учителей (устанавливаются в ходе бесед, анкетирования, опросов, публичного обсуждения школьных проблем);

  5. требования и ожидания образовательных учреждений профессионального образования (определяются при заключении договоров, в ходе анализа отзывов на выпускников, анализа успешности сдачи выпускниками школы вступительных экзаменов в вузы и т.д.

Согласованность требований, запросов, ожиданий, формирующих социальный заказ – основа концепции будущей школы и качества удовлетворения образовательных потребностей.

В превращении образования в механизм решения социокультурных проблем округа и города в целом стоит основная цель образовательной политики в настоящее время. Достижение данной цели выстраивается как постоянное взаимное согласование запросов и возможностей и координация действий по крайней мере пяти групп разных «пользователей», заинтересованных – каждый по своему – в деятельности системы образования и поддерживающих отношения со школой. Первый «пользователь» – это государство, перед которым школа отвечает за то, какого гражданина она формирует. Второй – город Курск, требующий своего специфического регионального образования. Третий – это различные социальные слои и группы населения города, чьи образовательные потребности школа призвана удовлетворять. Четвертый – это семья и общественные округа, вместе с которыми школа должна осуществлять воспитание и социализацию детей и подростков. Пятый – это те полупрофессиональные сообщества, которые уже сегодня создают фрагменты новых наук и практик и нуждаются в принципиально новых, опережающих, прорывных системах образования.

Реальная представленность в округе 5 субъектов образовательной политики требует четкого различения, оформления и последующего взаимосогласования соответствующей программы, организующей деятельность, направленную на преобразование в целом и школы как субъекта образовательной политики. По социальному составу число служащих, представителей интеллигенции, частных предпринимателей составляет около 55 %. У родителей этого социального слоя четко сформулированы требования к школе: высокий уровень знаний, высокое качество преподавания, ориентация на освоение не только образовательного стандарта, но и вариативность образования. Воспитательный компонент в данной социальной группе подчас не является доминирующим, так как родители считают, что они более, нежели школа способны вложить в голову ребенка те социальные ценности, которые помогут ему легче пройти социологизацию в современном жизненном пространстве. Около 16 % составляет группа рабочих и временно неработающих лиц. Что касается психологического настроя этой группы лиц, то они в большей степени заинтересованы в освоении учащимися образовательных стандартов, вариативность для них менее актуальна. А вот воспитательная функция школы у данной категории родителей ценится и принимается гораздо быстрее, так как они, преодолевая жизненные трудности или не имея достаточного количества знаний, предпочитают советоваться и доверять профессионализму педагогов. Около 20 % в настоящий момент составляют военнослужащие. Их мотивация балансирует между двумя разобранными выше позициями. Таким образом, крайние полюсы образовательных и воспитательных пристрастий родителей микрорайона определены. Их можно представить в виде следующей таблицы:

Вопросы

I группа родителей

II группа родителей

Базовый уровень образования

Должен быть освоен в полной мере, правда, некоторые предметы могут быть исключены из программы, например: основы права, история Курского края и города Курска и т. д.

Должен быть освоен в полной мере

Вариативность, инновационность обучения

Возможно при разгрузке учебного плана и при условии повышения шансов адаптироваться в социальной среде после окончания ОУ.


Могут и не присутствовать при составлении учебного плана

Воспитательный процесс

Не должен навязывать коллективистских ценностей, может присутствовать в тех рамках, которые приемлют родители

Обязателен, так как эффективность у данной категории родителей сомнений не вызывает

Настрой в отношениях со школой

Школа обязана

Школа помогает


Школьная программа по социальному заказу округа предполагает:

  1. Проведение логико-исторического анализа и выделение образцов мышления, деятельности и форм жизни, которые с необходимостью должны стать содержанием образования и за счет этого воспроизводиться новыми поколениями;

  2. Проведение логико-методологического анализа и построения системы учебных курсов и предметов, использование учебных пособий (имеющихся и создание новых), в которых «упаковано» новое содержание.

  3. Построение системы диагностики, позволяющей объективно представить реальное присвоение учащимися передаваемого содержания.

  4. Моделирование и обеспечение образовательных ситуаций, в которых осваивается заявленное содержание образования.

  5. Описание принципов и методов педагогической работы по передаче содержания образования.

  6. Организационное устройство школы отвечает самым высоким требованиям трансляции содержания образования.

  7. Разработка принципов и построения системы подготовки учителей к работе в школе с новым содержанием образования.

  8. Предоставление возможности выпускникам школы продолжить свое образование в вузе.

Выполнение этих задач по социальному заказу требует постоянного изучения округа. Во-первых, регулярно проводятся тщательные и репрезентативные социологические исследования семей, учащихся, всех слоев и групп населения, проживающих в округе, с целью выявления решаемых ими социокультурных проблем (например, улучшение социального положения) и вытекающих из них образовательных потребностей (например, обучение родному языку, освоение правовой культуры и т.д.). Во-вторых, создан и постоянно пополняется банк образовательных услуг, призванный выявлять те образовательные услуги, которые могут быть оказаны школьникам и населению школой; проводить экспертизу образовательной деятельности; сообщать и по возможности публиковать информацию о существующих дополнительных образовательных услугах в школе, а также других образовательных учреждениях. Но прежде всего сама школа расширяет спектр предлагаемых образовательных услуг и тем самым выходит на позицию управления процессами формирования новых – более высокого уровня образовательных потребностей у разных слоев и групп населения. Это достигается за счет организации опережающих разработок и введения новых курсов учебных предметов, потребность в которых должна появиться у той или иной социальной группы в связи с решением своих социокультурных задач. В-третьих, изучаются отношения между образовательным спросом населения и реальными предложениями в округе; выстраивается система приоритетов и конкретных программ расширения образовательных услуг для разных слоев населения; организуются и проводятся общественные экспертизы с выработкой конкретных рекомендаций и оказанием помощи тем образовательным инициативам, с которыми выходит население.

Таким образом, алгоритм действий школы по выполнению социального заказа округа предусматривает:

        1. Изучение образовательного спроса населения и оформление методов такого изучения.

        2. Выявление и экспертиза реальных образовательных услуг и оформление методов такого выявления и экспертирования.

        3. Проектирование новых образовательных программ, курсов и учебных пособий и оформление методов такого проектирования.

        4. Подготовка семьи и общественного округа к новому содержанию образования.

        5. Формирование культурно обогащенной образовательной среды, которая создает условия для построения детьми и подростками уникальных индивидуальных образовательных программ, что позволит им максимально проявить свои склонности и тем самым выйти за рамки государственных стандартов.

        6. Создание образцов и моделей совместной со взрослыми работы детей над решением выявленных социокультурных практических проблем.


1.5. Моделирование образовательной деятельности с учетом социального заказа

«Модель будущего» применительно к нашему образовательному учреждению складывается из «модели выпускника» I, II, III уровней образования как ожидаемый результат деятельности всех субъектов образовательного процесса.

«Модель выпускника» строится с учетом мнения всех участников образовательного процесса – учащихся, педагогов и родителей (общественности). В основу разработки модели должны быть положены:

  • положения Устава школы в части содержания и организации образовательного процесса;

  • современные тенденции развития системы образования и особенности региональной и муниципальной политики в области образования;

  • обобщенные результаты исследования образовательных потребностей учащихся и ожиданий их родителей.

Характеристика результата деятельности («модель выпускника»)

«Модель выпускника» – это предполагаемый результат реализации образовательной программы, общий ответ на вопрос о том, какой «продукт» должен получиться в результате деятельности педагогического коллектива на каждой ступени образования, чем выпускники данной школы отличаются от выпускников других школ. Это отражение представлений об образованном человеке.

Модель выпускника школы является ориентиром для построения учебно-воспитательного процесса, согласования деятельности различных звеньев и структур школы, проектирования индивидуальных образовательных маршрутов, развертывания контрольно-оценочных и мониторинговых комплексов и т.д.

Основные элементы модели: блок требований к обученности школьников (в том числе к уровню сформированности общеучебных и предметных знаний, умений и навыков);требования к готовности продолжения образования (после начальной школы – в основной, после основной – в средней или в учреждениях начального профессионального образования, после средней школы – в системе среднего специального или высшего образования;требования к воспитанности ученика (приоритетные качества личности), его умения выстраивать эмоционально-ценностные отношения с самим собой и другими людьми;требования к уровню физического развития; сформированность умений и потребности вести здоровый образ жизни;требования к общекультурному развитию.

Выпускник, получивший среднее (полное) общее образование – это человек, который

освоил все образовательные программы по предметам школьного учебного плана;
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Похожие:

Образовательной программы среднего общего образования (10-11 классы) iconПояснительная записка к образовательной программе основного общего...
Планируемые результаты освоения учащимися основной образовательной программы среднего общего образования

Образовательной программы среднего общего образования (10-11 классы) iconОсновная образовательная программа среднего (полного) общего образования Пояснительная записка
Целями реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования образовательной программы являются

Образовательной программы среднего общего образования (10-11 классы) iconОбразовательная программа основного общего и среднего общего образования...
Целевой раздел основной образовательной программы основного общего и среднего общего и среднего общего образования

Образовательной программы среднего общего образования (10-11 классы) iconПояснительная записка 4-8 Планируемые результаты освоения учащимися...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования

Образовательной программы среднего общего образования (10-11 классы) iconОбразовательная программа среднего общего образования реализуется...
По реализации образовательной программы среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального...

Образовательной программы среднего общего образования (10-11 классы) iconРабочая программа разработана на основе: · Примерных программ по...
Рабочая программа предназначена для 5-9 классов общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями Федерального...

Образовательной программы среднего общего образования (10-11 классы) iconПрограмма основного общего и среднего общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования

Образовательной программы среднего общего образования (10-11 классы) iconПояснительная записка 1 Цели и задачи реализации образовательной...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования (личностные, метапредметные,...

Образовательной программы среднего общего образования (10-11 классы) iconОсновная образовательная программа среднего общего образования муниципального бюджетного
Планируемые результаты освоения Образовательной программы среднего общего образования

Образовательной программы среднего общего образования (10-11 классы) iconОсновная образовательная программа среднего общего образования утверждено
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск