Рекомендации для руководителей музеев образовательных учреждений профили школьных музеев


Скачать 287.01 Kb.
НазваниеРекомендации для руководителей музеев образовательных учреждений профили школьных музеев
страница1/3
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3


РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ МУЗЕЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ПРОФИЛИ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ
В музееведении принята определённая классификация. В основе её лежит связь музея с той или иной отраслью. Это же деление распространяется и на музеи образовательных учреждений.

Определение профиля музея – необходимое условие для его организации и существования. Об этом приходится говорить особо потому, что большой интерес к созданию музеев приводит к погоне за собиранием разнообразных предметов, являющихся источником для разных отраслей знаний. В результате создаются лишь бессистемные собрания коллекций различных по своему характеру документов и предметов, а не музей.

Выбор профиля школьного музея определяется многими факторами, среди которых в первую очередь можно выделить следующие: общественная необходимость; учебно-воспитательная деятельность школы; реальные возможности организации музея в конкретном образовательном учреждении.

С определением профиля музея важно чётко наметить территориальные и хронологические границы, в пределах которых образовательные учреждение намерено вести свою собирательскую и исследовательскую работу. Например, не создавать музея по истории Великой Отечественной войны, а открыть музей «Наши земляки – Герои Советского Союза» и т.д.

СОЗДАНИЕ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ
Музей создаётся по инициативе педагогов или обучающихся на базе краеведческого, исторического, научно-технического или какого-либо другого объединения и определяется интересами обучающихся к отдельным проблемам.

Вопрос об открытии музея решается педсоветом. Решение об открытии музея оформляется приказом руководителя образовательного учреждения. Деятельность вновь создаваемого музея регламентируется Положением о музее, утвержденного руководителем образовательного учреждения, за основу которого принимается Примерное положение о музее государственного образовательного учреждения системы Департамента образования города Москвы (приказ Департамента образования г. Москвы № 582 от 31.07.07 г.) и Программой развития музея.

Приказом руководителя образовательного учреждения назначается руководитель музея и вносится инвентарная книга музея в номенклатуру дел образовательного учреждения.

На общем собрании актива музея выбирается Совет музея. Совет музея выступает в роли центра, координирующего в процессе организации музея всю деятельность его актива. Впоследствии, когда музей будет создан, Совет руководит всей его работой. В совет музея входят 7-9 человек: председатель совета, секретарь и 4-6 членов.

Совет музея выбирается из обучающихся 6-10 классов. Состав Совета может ежегодно (в мае) обновляться. Необходимо, чтобы в совете были чётко распределены обязанности:

председатель отвечает за общий порядок в музее, следит за подготовкой экспозиций и экскурсий, за сбором новых материалов, назначает дежурных и т.п.

секретарь ведёт дневник заседаний совета музея, учёт массовой работы, участвует в работах по оформлению музея.

Остальные члены совета являются ответственными за отдельные участки работы, такие как:

- сбор, хранение и учёт материалов;

- внешние связи и переписка;

- организация экскурсий, бесед, лекций;

- оформление экспозиций, выставок.

Главная задача Совета – привлечь как можно больше обучающихся к работе в музее.

В помощь музею могут создаваться Советы содействия школьному музею или попечительские Советы. В такие советы входят педагоги, представители государственных музеев, родители, спонсоры. Совет содействия оказывает помощь активистам школьного музея в работе, а также способствует установлению связей с научными учреждениями, государственными музеями, с другими школьными музеями.

КОМПЛЕКТОВАНИЕ ФОНДОВ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ
Открытию музея должна предшествовать поисковая работа обучающихся, которая сама по себе является активной формой воспитания патриотизма. Поисковая работа актуальна и после открытия музея. Существует три основных пути сбора историко-краеведческого материала:

  1. планомерный систематический сбор памятников материальной и духовной культуры;

  2. экспедиционный сбор;

  3. приём даров и случайные поступления.

Планомерный систематический сбор документов, памятников и других краеведческих материалов наиболее популярен и доступен. Успех собирательской работы зависит от того, насколько хорошо она организована.

Начинать работу рекомендуется с периодической печати и литературы. При отборе материала педагог исходит из принципов:

- научности источника;

- его типичности для истории края;

- идейной направленности и воспитывающего потенциала материала;

- доступности для обучающихся;

- наглядности и убедительности.

В процессе работы с периодической печатью и литературой обучающиеся получают задания для сбора и обобщения материала по периодам истории или по отдельным темам. Материал собирается и хранится в отдельных папках.

Большую историческую информацию, а также выход на сбор памятников и документов несёт анкетирование. Это особенно важно для сбора материала об участниках Великой Отечественной войны, о передовиках производства и др.

Основные данные из анкет переносятся на карточки и входят в справочный отдел музея.

Переписка с интересными людьми, архивами, военкоматами и т.д. – один из путей сбора историко-краеведческого материала. Необходимо вести строгий её учёт. Рекомендуется завести специальную «Книгу учёта переписки». Желательно на каждого человека, с которым ведётся длительная переписка, иметь особую папку. В «Книге…» необходимо обратить особое внимание на графы, указывающие когда и от кого получено письмо, кто и когда дал ответ, кто из учителей редактировал ответное письмо. В папке должна лежать копия ответного письма. Часть наиболее ценных писем заносится в основной фонд школьного музея и используется в экспозициях. Уникальные материалы, полученные в ходе переписки, желательно передавать в государственный музей, получив взамен копии.

Второй путь сбора историко-краеведческого материала – экспедиционный (походы, экспедиции).

Подготовка к ним начинается с определения цели, программы сбора материалов, разработки маршрута, создания материально-технической базы, определения состава экспедиционной группы и распределения обязанностей между его членами.

В ходе подготовки к экспедиции необходимо приготовить и оформить маршрутные и полевые документы, изготовить и купить специальное снаряжение и материалы для обеспечения сохранности собранных предметов музейного значения: конверты различных размеров, картонные коробки, папки с клапанами, кусочки плотной бумаги или картона для этикеток и бирок, мягкую обёрточную бумагу, вату и т.п.

Для учёта и описания собранного материала необходимо подготовить полевую документацию: «Акты приёма», «Полевая опись», «Полевой дневник», «Тетрадь для записи воспоминаний и рассказов», «Тетрадь фотофиксаций» и др.

При оформлении и ведении полевой документации должны соблюдаться следующие правила:

1. Все полевые документы должны быть озаглавлены.

2. Для полевых документов, за исключением акта приёма, выбираются тетради большого формата в прочных переплётах, желательно с большим количеством листов.

3. Тетради должны быть прошиты прочными нитками, листы пронумерованы в правом верхнем углу лицевой стороны листов.

4. Заполнение полевых документов ведётся только ответственными за это лицами. Записи выполняются пастой (чернилами) чёрного, синего или фиолетового цвета.

Независимо от способа приобретения, все поступающие в музей предметы оформляются в соответствии с п.5 примерного положения о музее государственного образовательного учреждения системы Департамента образования города Москвы (п.п. 5.2, 5.3).

Приём и передача экспонатов
При передаче подлинных экспонатов из одного школьного музея в другой, а также при получении документов или вещей от частных лиц, учреждений, организаций должны составляться акты приема-передачи (приложение № 1, 2 к примерному положению о музее государственного образовательного учреждения системы Департамента образования города Москвы). Акт приема-передачи памятников истории и культуры является первичным юридическим документом государственного учета памятников истории и культуры.

Акты составляются в двух экземплярах. Оба экземпляра подписываются дарителем/получателем (частным лицом или представителем учреждения, передавшим/получившим памятник) и руководителем школьного музея (руководителем экспедиции). Один экземпляр акта передается дарителю/получателю, второй поступает вместе с краеведческими материалами в фонды музея, подшивается и хранится вместе с инвентарной книгой в шкафу или сейфе. Если памятники истории и культуры поступают от государственного учреждения, или передаются государственному учреждению то в графе акта «Основание» указывается номер и дата приказа руководителя этого учреждения, на основании которого осуществляется передача этих материалов.

В первой графе проставляются порядковые номера передаваемых памятников истории и культуры.

В следующей графе указываются наименования памятников истории и культуры и их краткое описание, например: «Письмо И.И. Иванова матери М.П. Ивановой из госпиталя «Хлебниково» от 19.01.42 г., бумага, рукопись химическим карандашом, 20х15 см. сложено в форме треугольника».

В графе «Сохранность» отмечается степень сохранности памятника истории и культуры: «Сохранился полностью», «Бумага пожелтела, текст местами выцвел», «Нижний правый угол второго листа оторван» и т.п.

В графе «Количество экземпляров (листов)» указывается количество переданных данным дарителем идентичных предметов, а для документальных памятников в скобках указывается и количество листов.

Графа «Примечание» служит для внесения в акт дополнительных сведений о памятнике истории и культуры, ссылок на другие учетные документы, отметок о передаче памятника из фондов школьного музея в собрания государственных музеев и архивов.

К акту должна прилагаться составленная владельцем пояснительная записка – «легенда», в которой содержатся сведения о назначении предмета, происхождении, прежней принадлежности, связях с определенными историческими событиями и лицами, о времени изготовления, условиях бытования и использования, а также его сохранность и дефекты с указанием места и размера повреждения (трещины, разрывы, пятна, отсутствующие детали, изношенность и т.д.).

Акты вместе с «легендами» и собранными краеведческими материалами поступают в собрание школьного музея.

Акты приема-передачи не составляются только в тех случаях, когда памятники истории и культуры не имеют конкретного владельца, найдены школьниками в поле, в старых заброшенных зданиях и т.п. В подобном случае в полевом дневнике делается подробная запись о месте обнаружения находки, о привязке этой точки к стационарным объектам с указанием расстояний и азимутных направлений. Еще лучше, если составляется и схематический план расположения находок на местности или в заброшенном помещении.

Выдача материалов на урок, лекцию, выставку фиксируется в отдельной тетради с указанием даты, цели выдачи, подписи принявшего материал и даты возвращения его в музей.

В случае закрытия школьного музея, вопрос о передаче его фондов в государственный или общественный музей решается органами образования и оформляется соответствующим приказом.

УЧЁТ И ХРАНЕНИЕ ФОНДОВ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ

Фонды школьного музея
Все материалы, экспонируемые и хранящиеся в школьном музее, составляют фонд школьного музея.

Фонды музея представляют собой собрание различных предметов, соответствующих профилю и тематике музея.

Фонд школьного музея состоит из основного музейного фонда и фонда вспомогательного или научно-вспомогательного, библиотечного, обменного и фонда временного хранения.

Отнесение музейных экспонатов к основному и вспомогательному фонду требует серьезного и научно-обоснованного подхода к определению каждого предмета.

Нередко в музейной практике один и тот же предмет может быть отнесен в одном случае к вспомогательному фонду, в другом – к основному.

Приведем пример. В одном из школьных музеев экспонируется действующий макет и схема боевого пути одной из дивизий, защищавших Москву, изготовленный ветеранами этой дивизии. Обычный макет является предметом вспомогательного фонда. Но макет, выполненный участниками отраженных на данном макете событий, можно отнести к экспонатам основного фонда.

В состав основного фонда входят все виды подлинных материалов, являющихся первоисточниками для изучения истории, экономики, культуры, природы.

Виды материалов основного музейного фонда:

а) естественнонаучные подлинные материалы, дающие возможность изучить природные условия и богатства края:

- объекты живой и неживой природы (например, чучела, насекомые, образцы почв и горных пород и т.п.);

- подлинные изобразительные картографические материалы;

- графики, диаграммы, зарисовки, представляющие научную ценность.

б) материалы по истории:

- археологические материалы;

- этнографические, историко-бытовые, технические коллекции;

- подлинные письменные, изобразительные материалы по истории нашего города (документы, письма, газеты, плакаты т.д.);

- коллекции и отдельные предметы, связанные с важнейшими историческими событиями.

Таким образом, предметы, входящие в основной фонд, могут быть разделены по типам музейных предметов или источников на следующие группы:

а) вещественные источники;

б) письменные и печатные источники;

в) изобразительные, фото-, видео- и киноисточники.

Главный признак, по которому объединены музейные предметы в тех или иных группах – способ фиксации содержащейся в источниках информации.

К вещественным источникам относятся самые разнообразные предметы и вещи: предметы быта, оружие и военное снаряжение, флаги, знамена, вымпелы, монеты, бумажные денежные знаки, медали, значки и т.п.

Письменные и печатные источники представляют собой предметы, смысловое содержание которых выражено с помощью знаков письма (букв, цифр и других символов). К письменным источникам относятся рукописные и печатные материалы: письма, различные записи, дневники, записки, научные и литературные труды, разнообразные документы официальных учреждений и частных лиц. В основной фонд включаются:

- присланные в школу письма и воспоминания ветеранов, участников Великой Отечественной войны и иных важнейших исторических событий, а так же их воспоминания и рассказы, записанные во время встреч и бесед самими школьниками.

- книги, журналы и газеты, если они представляют собой первоисточники информации по тематике музея, если они обладают признаками мемориальности, например, сборник стихов, который был пронесен воином через всю войну, учебники, по которым занимались ребята в блокадной школе, книги с автографами и т.д.

- документы, выданные официальными учреждениями.

Изобразительные источники обычно делятся на документальные и изобразительные материалы и произведения изобразительного искусства. В основной фонд входят подлинные картографические материалы, чертежи, планы, например, карты боевых операций. Также к основному фонду относятся плакаты, подобранные в соответствии с профилем музея. Живопись, графика, скульптура относятся к изобразительным материалам основного фонда. Часто в школьных музеях имеются авторские оригиналы, а также копии-репродукции с дарственными надписями.

В школьных музеях нередко имеются изготовленные, тиражированные копии скульптурных произведений. Они могут включаться в основной фонд в том случае, если принадлежит лицу, материалы о котором собраны в музее, или имеют какую-либо выдающуюся историю, чем подчеркивается особое общественное значение предмета.

К группе изобразительных музейных материалов относятся коллекции марок и открыток. Большую часть изобразительных источников в школьных музеях составляют фотографии.

Фотонегативы (на пленке и стекле) включаются в основной фонд.

Аудиоисточники – это предметы, на которых с помощью технических средств зафиксирована звуковая информация: пластинки, магнитные ленты. Тиражированные грамзаписи и магнитозаписи заносятся во вспомогательный фонд. Магнитные записи воспоминаний ветеранов относятся к основному фонду.

Кино и видеоисточники – музейные предметы, в которых с помощью технических средств фиксируется динамичное изображение событий.

Материалы основного фонда – вещевые, письменные, изобразительные – служат в их совокупности первоисточниками для изучения темы, которой посвящается музей, являются базовым материалом для раскрытия этой темы в экспозиции музея.
  1   2   3

Похожие:

Рекомендации для руководителей музеев образовательных учреждений профили школьных музеев iconМетодические рекомендации по созданию и организации деятельности...
Методические рекомендации предназначены для руководителей школьных музеев, краеведческих кружков, методистов по туристско-краеведческой...

Рекомендации для руководителей музеев образовательных учреждений профили школьных музеев iconМетодические рекомендации «структура, состав, учет и хранение музейных...

Рекомендации для руководителей музеев образовательных учреждений профили школьных музеев iconМетодические рекомендации по организации и паспортизации музеев образовательных...
Составитель: Мыздрик Е. В., зав отделом организационно-методической поддержки реализации мероприятий патриотической направленности...

Рекомендации для руководителей музеев образовательных учреждений профили школьных музеев iconПаспортизация музеев образовательных учреждений
Карапецкая С. А. – методист Брянского областного Дворца детского и юношеского творчества им. Ю. А. Гагарина

Рекомендации для руководителей музеев образовательных учреждений профили школьных музеев iconОднодневные экскурсии для школьных групп из кемерово
Обзорная экскурсия по г. Кемерово*. Продолжительность 2 – 2,5 часа Обзорная экскурсия по городу. При посещении музеев – входные билеты...

Рекомендации для руководителей музеев образовательных учреждений профили школьных музеев iconМетодические рекомендации по аттестации педагогических работников...
Методические рекомендации предназначены для специалистов органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений,...

Рекомендации для руководителей музеев образовательных учреждений профили школьных музеев iconМетодические рекомендации по аттестации педагогических работников...
Методические рекомендации предназначены для специалистов органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений,...

Рекомендации для руководителей музеев образовательных учреждений профили школьных музеев iconПрограмма педагогической практики Основная образовательная программа...
Кбж/обж в средней общеобразовательной школе, руководителей школьных факультативных курсов, руководителей школьных студий, кружков...

Рекомендации для руководителей музеев образовательных учреждений профили школьных музеев iconПаспортизация
Для вновь созданных музеев комиссия по паспортизации совместно с руководителем школьного музея заполняет документы

Рекомендации для руководителей музеев образовательных учреждений профили школьных музеев iconПаспортизация
Для вновь созданных музеев комиссия по паспортизации совместно с руководителем школьного музея заполняет документы

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск