Скачать 246.72 Kb.
|
Механизм открытия музея ПАСПОРТИЗАЦИЯ Для вновь созданных музеев комиссия по паспортизации совместно с руководителем школьного музея заполняет документы: Заявка (письмо-ходатайство) о присвоении статуса «Школьный музей» (Музей образовательного учреждения) в областную комиссию по паспортизации на имя директора ОЦДЮТ «чудь» Беляева М.С. Выписка из решения педсовета о создании в школе музея и выписка из Приказа по школе об открытии музея и назначении руководителя музея. Форма «Характеристика работы музея». Форма № 4. Учетная карточка музея. Форма № 2. Фотографии экспозиции музея, мероприятий, буклеты, вырезки из газет, копии дипломов, грамот, которые показывают успехи в работе музея, выписки из книги отзывов о работе музея и другой иллюстративный, наглядный материал, который показывал бы работу музея. Все указанные документы высылаются в адрес областного центра детско-юношеского туризма «Чудь»: 156005, г. Кострома, ул. Лесная, д. 25-А. Телефон: 31-47-62. Документы по паспортизации школьных музеев заверяются печатью управления образованием и членами комиссии. Организация деятельности музея возможна при наличии: – актива учащихся, способного осуществлять систематическую поисковую, фондовую, экспозиционную, культурно– просветительную работу; – руководителя-педагога, при активном участии в музейной работе педагогического коллектива школы; – собранной и зарегистрированной в книгах поступлений музейной коллекции, дающей возможность создать музей определенного профиля; – экспозиций, отвечающих по содержанию и оформлению современным требованиям; оборудования, обеспечивающего сохранность музейных предметов и соблюдение условий их показа; -помощи администрации школы, всего педагогического коллектива и учащихся школы. Вопрос об открытии музея решается советом школы или педагогическим советом. Секретарь :___________/_____________/ Директор школы:__________/_________/ Решение об открытии музея согласовывается с районными отделами образования и культуры, аттестационной музейной комиссией и оформляется приказом директора-школы. МП. Директор школы:_______________/________/ В приказе директора школы об образовании школьного музея указывается профиль музея и его руководитель. Дата подписания этого документа считается датой основания музея. Директор общеобразовательного учреждения и руководитель музея несут полную ответственность за сохранность фонда и деятельность музея. Профиль школьного музея определяется педагогической направленностью и характером имеющихся коллекций памятников истории и культуры, природы и т. д. Профили музея: - исторические (широкой тематики, включающие несколько тем, или по отдельным темам истории школы, истории района и т. п.), - Боевой Славы, - литературные и художественные, - естественнонаучные (географические, охраны природы, геологические), - этнографические, - народного творчества, - мемориальные, - военно-исторические, - комплексные, - краеведческие и т. д. Для регистрации школьного музея заполняется учётная карточка музея: лицевая сторона карточки обратная сторона карточки Форма 1 «______»_________________20____г. Район (город)_________________________________ Итоговый акт сверки наличия фонда с учетной документацией (наименование музея) Мы, нижеподписавшиеся члены комиссии по паспортизации, в составе: Председатель: ф.и.о., должность__________________________________________ Члены комиссии: Ф.и.о., должность_______________________________________________________ Ф.и.о., должность_______________________________________________________ Ф.и.о., должность_______________________________________________________ Действующей на основании Положения о проведении паспортизации школьных музеев области в 20___- ____ учебном году, составили настоящий акт в том, что «_____»____________ 20_____г. Закончена сверка основного фонда с учётной документацией. В результате сверки установлено следующее:
М.П. Председатель комиссии:______________________________ Члены комиссии: ______________________________ ______________________________ ______________________________ Форма № 3 А к т «_____»______________ 20_____ г. Город (район) ________________________________________________________ Мы, нижеподписавшиеся члены комиссии по паспортизации школьного музея в 20____ -20_____ учебном году, в составе: Председатель ________________________________________________________ Ф.И.О., должность Члены комиссии: _____________________________________________________ Ф.И.О., должность ____________________________________________________ Ф.И.О., должность _____________________________________________________ Ф.И.О., должность на основании имеющейся документации и личного знакомства с работой музея ___________________________________________________________________ (указать музей) пришли к решению – Подтвердить статус (не подтвердить, присвоить) «Школьный музей» (Музей образовательного учреждения) музею ______________________________________________________________ ___________________________________________________________________ (указать музей) М.П. Председатель комиссии __________________________ (подпись) Члены комиссии __________________________ (подпись) __________________________ (подпись) __________________________ (подпись) Форма № 4 Форма характеристики работы музея (При заполнении данной формы дается полный, развернутый ответ на вопрос)
М.П. Руководитель музея ________________/_______________/ Фонд музея Собрание музея состоит из основного и научно–вспомогательного фондов. Все материалы, хранящиеся и экспонируемые в музее, составляют фонд музея. Основной фонд Наиболее ценная и главная в количественном и качественном отношении часть музейных фондов носит название основной фонд. Сюда входят только подлинные памятники истории и культуры, имеющие статус музейного предмета. К предметам основного фонда относятся вещественные и документальные памятники, объекты природы, памятники изобразительного искусства и т. д. К типу вещественные относятся археологические материалы, добытые в результате раскопок, а также случайных находок: орудия труда, образцы продукции, оружие, знамена, обмундирование, предметы быта и одежды, в том числе произведения профессионального декоративно-прикладного искусства и народного творчества, мемориальные предметы; нумизматические материалы: монеты, боны, печати. Ордена и медали, содержащие драгоценные металлы, в школьных музеях хранить и экспонировать запрещено. К типу письменные относятся музейные предметы следующих видов: рукописные и печатные учрежденческие и личные материалы (свидетельства, грамоты, письма, воспоминания, мандаты, удостоверения, партбилеты, комсомольские, профсоюзные билеты и т. п.); периодические и непериодические издания, книги, листовки. При этом к основному фонду относятся газеты до 1955 года, издания более позднего времени считаются библиотечным материалом. Вырезки из газет не относятся к основному фонду. К типу изобразительные относятся произведения декоративно-прикладного искусства: графика, живопись, скульптура, плакаты и др., имеющие документальное, мемориальное или художественное значение; фотографический материал: дагерротипы, фотографии. Негативы не следует относить к основному фонду в школьном музее, так как нет возможности сохранить этот вид материала. К изобразительным памятникам относятся также карты, атласы, глобусы, планы, чертежи, связанные с историческими событиями и явлениями, историей науки, географических открытий. В школьных музеях собираются кинопленки, магнитные ленты. Их нецелесообразно включать в основной фонд музея по той же причине, что и негативы. Из фонозаписей школьные музеи могут хранить и отнести к основному фонду пластинки для граммофонов, патефонов (моно-, стерео-, квадро-). Вспомогательный фонд Кроме основного в музеях собирается вспомогательный фонд, представляющий собой сложное сочетание различных материалов, которые не имеют статуса музейного предмета, то есть не являются подлинными памятниками истории и культуры. К вспомогательному фонду относятся копии всех видов и техники исполнения: муляжи, макеты, диаграммы, схемы, модели и репродукции, фото– и ксерокопии, материалы, изготовленные музеем для экспозиционной и пропагандистской работы. Подлинные материалы недостаточной сохранности также следует отнести к вспомогательному фонду. Акт поступления При поступлении материалов в музей составляется акт поступления. Этот документ юридически оформляет принадлежность данного предмета музею и закрепляет права музея на него. Акт необходимо заполнить четко и грамотно. Обязательно заполняется графа “Сохранность”, где указываются все дефекты материала, сколы, трещины, пятна, разрывы, утраты и т. д. Если экспонат новый, то в графе “Сохранность” можно поставить отметку “полная”. Таких оценок, как “хорошая”, “удовлетворительная” и т. п. быть не должно. Акты заполняются в двух экземплярах. При приеме предмета в музей необходимо от сдающего получить по возможности полные сведения о происхождении предмета, его связи с определенными событиями, лицами, о времени изготовления, месте бытования, способах и условиях употребления. Эти сведения называются легендой. После оформления акта его необходимо заверить у директора школы. Наименование музея __________________ ____________________________________ Руководитель музея ___________________ ____________________________________ «_____»____________________ 20_____ г. А К Т № _______ Приема на постоянное (временное) хранение _____________________________ «______»_____________________ 20_____ г. Настоящий акт составлен представителем музея ______________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________, (фамилия, имя, отчество, должность) с одной стороны, и лицом (представителем учреждения) ________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________, (фамилия, имя, отчество, должность) с другой стороны, в том, что первый принял, а второй сдал в постоянное (временное) _____________________ хранение ____________________________ ____________________________________________________________________ (полное наименование музея, учреждения)
Всего по Акту принято ________________________________________________ единиц (цифрами и прописью) Акт составлен в __________ экземплярах и вручен подписавшим лицам. Принял ____________________________ Сдал ____________________________ Присутствовали ______________________________________________________ Приложения: легенда и другие (перечислить) _____________________________ ____________________________________________________________________ Атрибуция Процесс учета - непрерывный и начинается с атрибуции - выявление всех, присущих предмету признаков, физические свойства, функциональное назначение, история происхождения, бытования. Данные, полученные в результате определения предмета, фиксируются в учетных документах и научно-справочном аппарате музейного фонда. Для правильной атрибуции в музееведении разработан целый ряд анкет. В рекомендациях для примера приводится лишь одна.
Требования к сбору и обеспечению сохранности памятников. Школьные музеи не имеют права хранить изделия из драгоценных металлов и камней, ордена, огнестрельное и холодное оружие. Если эти материалы найдены в поле и не принадлежат конкретному лицу, то их необходимо передать в отделение милиции или в государственный музей. Нередко оружие, награды и т. п. неразрывно связаны с документальными памятниками: орденскими книжками, удостоверениями, грамотами. Такие документы не следует брать у их владельцев, чтобы не разрывать исторически сложившиеся комплексы памятников истории и культуры. При выявлении особо ценных документов по истории нашей страны о них необходимо сообщить в местные государственные архивы или государственные музеи. И лишь с их разрешения юные краеведы могут принять эти документы на хранение в школьный музей. Учётная карточка музейного предмета Следующим этапом является составление учетной карточки, графы которой повторяются в книге поступлений. Учет фондов предполагает не только запись памятников в инвентарной книге, но и работу по их систематизации. Одним из способов систематизации предметов основного фонда является составление фондовых картотек. Тип картотеки может быть различным:
В связи с тем, что фонды музея разделены на основной и вспомогательный, на каждый фонд заполняется отдельная книга поступлений. Листы книг поступлений пронумеровываются, прошнуровываются, скрепляются печатью вышестоящей инстанции (районного управления образования) и подписываются ее руководителем. Инвентарная книга поступлений Титульный лист: КНИГА ПОСТУПЛЕНИЙ № 1 Историко-краеведческого Музея ___________________________ школы _________________________________ района _________________________________ области Начата: 10 сентября 1999 г. Окончена: 28 мая 2002 г. Последняя страница Книги: Всего в Книге пронумеровано _________ страниц Директор школы ____________________________ (подпись, печать) Заведующий отделом образования _______ района ___________________________ (подпись, печать) Комплектование фонда школьного музея начинается с включения в него выявленных и собранных памятников истории. Этот вопрос решается фондовой комиссией школьного музея. При положительном решении собранные материалы заносятся в книгу поступлений основного фонда.
I. Порядковый (инвентарный) номер. Дается каждому предмету и включается в его шифр. Шифр предмета состоит из шифра и условного обозначения месторасположения школьного музея, порядкового номера. Например, ШК-7 Ф/35 - школа №7, г. Фурманов, предмет под номером 35; ШИКМ П/2 - школьные историко-краеведческий музей п. Пестяки, предмет под номером 2. Буквенная часть шифра единая для всех предметов, меняется только в случае переноса музея в другое учебное заведение, или изменения его профиля. Коллекции, собранные в ходе экспедиции (походов) или переданные в дар музею, в КП регистрируются под одним номером. Отдельные предметы коллекции получают дробные номера, состоящие из номера коллекции и порядкового номера предмета по данной коллекционной описи, например, порядковый номер по КП - ШИКМ-П/32, а все предметы коллекции будут иметь номера ШИКМ-П/32/1. ШИКМ-П/32/2 и т.д. Следующий предмет при оформлении в КП получает номер по порядку от последнего номера предмета из коллекции. II. Дата заполнения. Проставляется дата регистрации (записи) предмета в книге. III. Время, источник и способ поступления, сопровождающие документы, номер акта. В графе записывают когда, от кого поступил предмет (Ф.И.О., наименование учреждения, адрес). Указывается, как поступил предмет в музей; в результате безвозмездной передачи, или возможно, найден в ходе экспедиции и т. п. Здесь же указывается номер и дата акта приема, все сопровождающие документы, прилагаемые к акту приемы передачи (легенда, дарственные записи). IV. Наименование, краткое описание предмета (автор, название, дата и место происхождения, надписи, подписи и др.). Наименование предмета записывается с главного предметного слова, например, костюм мужской, куропатка серая. При описании предмета искусства указывается автор, даты его жизни, краткое описание сюжета, изображенного на картине, фотографии, для портретов, в том числе фотографических - Ф.И.О. объекта, место и время, сделанного снимка, тип портрета (голова, полный рост и т. п.). Описание групповых изображений включает в себя название группы и поименное перечисление слева направо. Для фотографий, картин, воспроизводящих бытовые сцены, описывается сюжет. Для документальных материалов указывается Ф.И.О. автора (составителя, владельца), название документа. При описании книг, рукописей (в том числе и документов) необходимо записывать в КП общее количество листов и точную или приблизительную дату его составления. Если дата точно не известна, нужно поставить знак вопроса «?» или указать временные рамки (1930-1935 гг.). В этой же графе следует сделать запись о назначение предмета, месте его происхождения, историю бытования, зафиксировать все надписи, знаки и другие пометки на предмете. V. Количество предметов. Здесь отмечается количество предметов, образующих одну единицу хранения. Например, чайный сервиз, состоящий из 6 чашек и 6 блюдец, будет обозначен в этой графе цифрой 12. Более подробное описание каждого предмета дается в графе № 2 «Наименование и краткое описание ...». VI. Материал и техника изготовления предмета. В этой графе указывается материал, из которого изготовлен предмет, техника его изготовления. Например, бронза - литье, глина - лепнина (круговая, гончарная керамика), лен – домотканое (фабричное) полотно. VII. Размер указывается в сантиметрах (для графики в миллиметрах). В прямоугольных предметах измеряется высота и ширина, круглых и элипсообразных - наибольший диаметр, в объемных предметах - ширина, высота и глубина, для фотографий и других печатных изданий - ширина и длина. VIII. Сохранность. Фиксируется на момент поступления предмета в музей. При отсутствии дефектов пишется - «полная сохранность». В случае, когда предмет имеет дефекты, необходимо указать их характер (надрыв, трещина, скол, деформация и т.п.), место, размер. Например, оторван правый угол, левый край покрыт ржавчиной, отсутствует страница № 7, текст выцвел. IХ. Примечание. В эту графу заносятся дополнительные сведения о предмете, полученные после его оформления в книгу поступлений в результате краеведческого поиска (новое научное определение, сделанное специалистами, уточненная датировка, возможно заключение о неподлинности предмета или отсутствии музейной ценности), делаются отметки об утере предмета или его передаче в другой музей. В этой графе могут быть сделаны оговорки об исправлениях в других графах книги. В инвентарной книге необходимо записывать максимум известных сведений о предмете, место экономить не нужно. Все записи в книге должны вестись аккуратно, разборчивым почерком. Абсолютно не обязательно записывать предметы в книге согласно классификации основного фонда, предметы фиксируется в инвентарной книге по мере поступления. В случае окончания книги, заводится другая, в которой нумерация предметов продолжается. Инвентарная книга - основной документ школьного музея. Ее наличие и правильное заполнение в первую очередь учитывается при паспортизации. При оформлении и заполнении книг поступлений необходимо помнить следующие правила: 1. Запрещается вырывать листы, склеивать их, исправлять написанное. 2. Книга поступлений должна заполняться четко, без помарок и исправлений. 3. Все записи делаются шариковой ручкой, черной пастой. 4. После записи пропускают две строчки. Для того чтобы избежать исправлений в книгах поступлений, рекомендуется вначале оформлять учетную карточку, текст которой до внесения записи в книгу поступлений можно редактировать в процессе работы с предметом. 5. Все уточнения вносятся в графу «Примечание». Данное с ошибками описание переписывается ниже под тем же номером, неправильная запись зачеркивается красной пастой, но так, чтоб ее можно было прочитать. 6.Исправление сопровождается записью: «Исправленному верить», подписывается и заверяется печатью. Книга (тетрадь) учета материалов научно-вспомогательного фонда оформляется по примеру инвентарной книги, но в сокращенном варианте: предметы получают только порядковый номер, без шифра или с шифром НВФ (научно-вспомогательный фонд), в графе № 3, указывается автор, коллектив авторов макета, схемы, карты и т.п. Для копии предмета из основного фонда музея в тетрадь записывается шифр подлинника по инвентарной книге и форма копии (ксерокопия, художественная копия и т. п.). Шифрование предметов Основное правило при шифровании музейных предметов: шифр должен проставляться на неэкспозиционной стороне, так, чтобы он не был виден посетителям. Что из себя представляет шифр? Шифр – это сокращенное до первых букв название музея (например, музей истории школы – МИШ), далее ставится номер по книге поступлений. Шифр (учетные обозначения) может проставляться на самом предмете; если этот способ применить нельзя, то на бирочке, которая подвешивается к предмету, либо на монтировке, упаковке, конверте, коробке и т. п. При нанесении шифра и номера важно не нанести ущерба предмету, его внешнему виду, содержанию и сохранности. Шифры на фотографиях, плакатах, картах, рисунках, документах проставляются черной тушью на обратной стороне в верхнем или нижнем левом углу. При шифровании изделий из ткани шифры проставляются на светлой плотной материи (коленкор, полотно) и пришиваются с изнанки. На керамических предметах (глина, фарфор, фаянс), а также на предметах из дерева и камня условные обозначения проставляются на поддоне масляной краской или черной тушью и покрываются лаком. Запрещается проставлять шифры шариковой пастой, цветными или химическим карандашами: прикреплять этикетки металлическими булавками, кнопками ч т. п., от которых появляются пятна ржавчины и прорывы. Документация по планированию комплектования фондов музея Перспективный план комплектования фондов разрабатывается на 2-3 года. В этом плане указываются комплексные темы, по которым намечено проводить поисково-собирательскую работу, ориентировочные сроки ее проведения, а также отмечается, экспедиционные отряды каких классов будут привлечены к исследованию данных тем, кто из членов совета музея отвечает за изучение темы, кто из педагогов руководит поисково-собирательской работой. Годовой план комплектования фондов В плане указываются конкретные темы или задания по поисково-собирательской работе на предстоящий учебный год, населенные пункты, учреждения и частные лица, где и у кого будут проводиться поисково-собирательские работы, экспедиционный отряд, работающий по данной теме; количество учащихся в нем, командир отряда; сроки завершения работы, руководитель темы. Полевые документы Правила оформления и заполнения полевых документов 1. Все полевые документы должны быть снабжены заголовочными данными. 2. Для полевых документов (за исключением акта приема) выбираются тетради большого формата, в прочных переплетах, желательно с большим количеством листов. 3. Тетради по переплету следует прошить прочными нитками, листы пронумеровать простым карандашом в правом верхнем углу лицевой стороны. 4. Заполнение документов осуществляется только ответственными за это лицами. Записи принято вести пастой черного, синего, фиолетового цвета. 5. Полевые документы хранятся так же бережно, как и собранные материалы. Полевой дневник служит для описания всего хода экспедиции, ее маршрута, процесса выявления и сбора памятников истории и культуры. В заголовочных данных полевого дневника указывается: – название экспедиционного отряда и его принадлежность к конкретной школе или внешкольному учреждению; – наименование темы поисково-собирательской работы и по чьему заданию она выполняется; – маршрут экспедиции и сроки ее работы; – состав участников экспедиции и распределение обязанностей между ними; – руководители экспедиции; – ответственный за ведение полевого дневника; – даты начала и окончания ведения дневника. В процессе проведения экспедиции в полевой дневник в хронологической последовательности заносится весь ход поисково-собирательской работы, даются сведения о местности, об условиях экспедиционной работы, отмечаются встречи и беседы с местными жителями, сотрудниками государственных и других учреждений и организаций, отмечается состояние сохранности поступивших в фонд экспедиции материалов. Дневник должен заполняться ежедневно. Каждая запись заверяется подписью лица, проводившего запись, и датой проведения записи. Полевой дневник не только помогает участникам экспедиции зафиксировать разностороннюю информацию о ходе собирательской работы, но и служит дополнительным источником для исследования данной темы, изучения и определения собранных материалов, описания среды их бытования. Акт приема (поступления) предметов на постоянное хранение во время экспедиции является первичным периодическим документом государственного учета памятников истории и культуры. Он имеет форму, представленную ранее в акте поступления. В тех случаях, когда памятники истории и культуры не имеют конкретного владельца, найдены в поле, старых заброшенных зданиях и т. Д., акты приема не составляются. Полевая опись является основным документом учета и научного описания собранного материала. В заголовочных данных кроме названия документа следует указать: – название экспедиционного отряда и его принадлежность к конкретной школе или внешкольному учреждению; – наименование темы поисково-собирательской работы и по чьему заданию она выполняется; – фамилию руководителя экспедиции; – фамилию ответственного за ведение полевой описи; – даты начала и окончания ведения полевой описи. Форма полевой описи представлена в приложении 2. Опись подписывается руководителем экспедиции и лицом, ответственным за учет, описание и хранение собранных материалов. Тетрадь для записи воспоминаний и рассказов В тетрадь записывают рассказы и воспоминания свидетелей исторических событий по изучаемой теме. Запись беседы необходимо вести подробно, стремясь зафиксировать все детали рассказа. Любые исправления и дополнения делаются только лицом, проводившим запись, и в соответствии с пожеланием информатора. Записи рекомендуется вести на одной стороне листа, а запись каждой новой беседы начинать с новой страницы. До начала беседы по теме необходимо записать следующие данные: – место записи (полный почтовый адрес); – данные о рассказчике (фамилия, имя, отчество, возраст, профессия, место работы); – кем и когда (дата) запись проведена. Важно также предложить рассказчику подписать запись беседы, тогда она получает права подлинного документа. Схема оформления записи Школа, организовавшая экспедицию, период работы___________________ № карточки_____________________________________________________ Участник экспедиции_____________________________________________ Руководитель экспедиции_________________________________________
Если информатор подпишется под сведениями в графе сведений, то полученный документ сам по себе является музейным предметом. Следует помнить, что исторические факты, сообщенные информатором, и особенно их оценка, носят субъективный характер. Кроме того, рассказчик может забыть или перепутать отдельные детали, не помнить точных дат, географических названий и т. П. Поэтому сообщения одного информатора следует проверять в беседах с другими. Тетрадь для записи воспоминаний и рассказов включается в основной фонд музея. Общие требования к организации хранения:
Наиболее оптимальным режимом хранения считается температура воздуха от +15° до +25°С, относительная влажность 50-60 %%. План работы музея на текущий год Утверждаю: директор школы __________/_________/ Приказ _______ от __________ План работы школьного краеведческого музея на 20__- 20__ учебный год
Литература Гавриков А.Ю.. Руководство и планирование работы музея образовательного учреждения, Кострома-2006 г.- 37с. Материалы Костромского областного Центра детско-юношеского туризма «Чудь» в электронном формате CD. Рождественская С.Б. Содержание и методы этнографической работы школьников, методическое пособие- центральное рекламно-информационное бюро «Турист», М.-1988г. Юренева Т.Ю. Музееведение: учебник для высшей школы.- 3-е изд., испр. И доп. – М.: Академический Проект, 2006.- 560с. |
Паспортизация отходов — одна из самых злободневных проблем, которую приходится решать каждому предприятию. При составлении такого... | Для вновь созданных музеев комиссия по паспортизации совместно с руководителем школьного музея заполняет документы | ||
Карапецкая С. А. – методист Брянского областного Дворца детского и юношеского творчества им. Ю. А. Гагарина | В этих му названы отдельные районы Брянской области и ряд населённых пунктов (далее – нп) Челябинской области, для которых ргп должны... | ||
Конкурсной документации, любые юридические лица независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения... | Паспорт спортивного сооружения является юридическим документом, характеризующим мощность спортивного сооружения, техническое состояние... | ||
Паспорт спортивного сооружения является юридическим документом, характеризующим мощность спортивного сооружения, техническое состояние... | Спортизация и единовременный учет спортивных сооружений проводятся с целью уточнения состояния материально-технической базы физической... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |