Методические рекомендации по организации и паспортизации музеев образовательных учреждений Составитель


Скачать 395.77 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по организации и паспортизации музеев образовательных учреждений Составитель
страница1/4
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Бланки > Методические рекомендации
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение

дополнительного образования детей Московской области

«Центр развития творчества детей и юношества»


Методические рекомендации

по организации и паспортизации музеев образовательных учреждений

Составитель: Мыздрик Е.В., зав. отделом организационно-методической поддержки реализации мероприятий патриотической направленности и межведомственных программ ГОУ МО ЦРТДЮ

Москва

2011

Содержание

Введение…………………………………………………………….……….…… 3

1. Порядок создания музея ОУ …………………………………………………. 4

2. Порядок проведения паспортизации музеев ОУ …………….…………….. 7

3. Реорганизация (ликвидация) школьного музея …………………………… 11

Список рекомендуемой литературы ………………………………………….. 12

Приложения……………………………………………………………...……... 13

№1. Нормативно-правовое обеспечение деятельности музеев ОУ ………… 13

№2. Документы учета и отчетности музеев ОУ ……………………………... 14

№3. №54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (извлечения) ………………………….... 17

№4. Положение о музее образовательного учреждения Московской области (школьном музее) …………………………………….... 23

№5. Должностная инструкция руководителя структурного подразделения образовательного учреждения – музея………………………………………... 27

Введение
В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования.

Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования.

В настоящее время в школах, учреждениях дополнительного образования детей Московской области насчитывается 568 музеев1, в том числе: историко-краеведческих музеев – 207, исторических – 108, военно-исторических – 216, естественнонаучных – 19, художественных – 18.

Вместе с тем, многие музеи образовательных учреждений продолжают испытывать серьезные трудности организационно-методического характера.

Данные рекомендации составлены с целью совершенствования деятельности музеев в образовательных учреждениях, обеспечения методической помощи в их организации и работе и адресованы специалистам муниципальных управлений образованием по организации музейной работы, заместителям директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, руководителям музеев образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования.

В основу рекомендаций положен «Сборник методических материалов для руководителей школьных музеев Московской области» под общей редакцией Н.С. Чекмаревой.

1. Порядок создания музея ОУ

Открытию музея должна предшествовать интересная поисковая работа обучающихся, которая сама по себе является активной формой воспитания патриотизма. Поисковая работа актуальна и после открытия музея. Существует три основных пути сбора историко-краеведческого материала:

  1. Планомерный систематический сбор памятников материальной и духовной культуры (работа со СМИ, анкетирование, переписка с интересными людьми, архивами, военкоматами и т.д.)

Сбор данного материала фиксируется в Книге учета переписки и папке входящих/исходящих документов.

Желательно на каждого человека, с которым ведётся длительная переписка, иметь особую папку. В «Книге…» необходимо обратить особое внимание на графы, указывающие когда и от кого получено письмо, кто и когда дал ответ, кто из педагогов редактировал ответное письмо. В папке должна лежать копия ответного письма. Часть наиболее ценных писем заносится в основной фонд школьного музея и используется в экспозициях. Уникальные материалы, полученные в ходе переписки, желательно передавать в государственный музей, получив взамен копии.

  1. Экспедиционный сбор (походы, экспедиции).

Для учёта и описания собранного материала необходимо подготовить Экспедиционную документацию: полевой дневник; полевую опись; тетрадь для записи воспоминаний.

При оформлении и ведении полевой документации должны соблюдаться следующие правила:

- все полевые документы должны быть озаглавлены;

- для полевых документов выбираются тетради большого формата в прочных переплётах, желательно с большим количеством листов;

- тетради должны быть прошиты прочными нитками, листы пронумерованы в правом верхнем углу лицевой стороны листов;

- заполнение полевых документов ведётся только ответственными за это лицами. Записи выполняются пастой (чернилами) чёрного, синего или фиолетового цвета.

  1. Приём даров и случайные поступления.

При передаче подлинных экспонатов из одного музея в другой, а также при получении документов или вещей от частных лиц, учреждений, организаций должны составляться акты приема-передачи. Акт приема-передачи памятников истории и культуры является первичным юридическим документом государственного учета памятников истории и культуры.

Акты составляются в двух экземплярах. Оба экземпляра подписываются дарителем/получателем (частным лицом или представителем учреждения, передавшим/получившим памятник) и руководителем школьного музея (руководителем экспедиции). Один экземпляр акта передается дарителю/получателю, второй поступает вместе с краеведческими материалами в фонды музея, подшивается и хранится вместе с инвентарной книгой в шкафу или сейфе.
При наличии фонда материалов (основной фонд), собранных учащимися в процессе поисково-исследовательской работы в соответствии с профилем музея, наличии тематически стройной экспозиции, достаточно глубоко и полно раскрывающей профиль музея, наличии необходимого помещения и оборудования, обеспечивающего хранение и показ собранных материалов создаётся музей по инициативе педагогов или обучающихся на базе краеведческого, исторического или какого-либо другого кружка.

Вопрос об открытии музея решается педсоветом. Учредителем музея является образовательное учреждение, в котором организуется музей. Решение об открытии музея согласовывается с районным (городским) органом управления образованием и оформляется приказом руководителя образовательного учреждения, который является учредительным документом.

Приказом руководителя образовательного учреждения назначается руководитель и совет музея из числа обучающихся и педагогов. В совет музея входят 7-9 человек: председатель совета, хранитель музея, секретарь и 4-6 членов.

Деятельность вновь создаваемого музея регламентируется уставом (положением) музея, утвержденного руководителем образовательного учреждения, за основу которого принимается Положение о музее образовательного учреждения Московской области.

Деятельность музея должна максимально использоваться в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения и отражаться в книге учета посещений, книге учета выдачи экспонатов (на уроки, лекции, выставки и т.д.), книге отзывов.
2. Порядок проведения паспортизации музеев ОУ

Учет и регистрация музеев ОУ осуществляются в соответствии с «Положением о паспортизации школьных музеев Московской области», утверждаемым Министерством образования Московской области.

Музей ОУ, прошедший процедуру регистрации (паспортизации), получает номерное свидетельство установленного образца.

Паспортизации музея ОУ предшествует аттестация школьного музейного формирования на звание «Школьный музей», которая производится постоянно действующей районной (городской) комиссией по музеям ОУ, создаваемой приказом по муниципальному органу управления образованием.

В состав районной (городской) комиссии по школьным музеям могут входить:

- председатель комиссии - представитель муниципального органа управления образованием;

- члены комиссии: представитель Совета ветеранов; представитель общества краеведов; представитель государственного музея; специалисты муниципального органа управления образованием; директора школ; специалисты учреждений дополнительного образования детей, опытные руководители школьных музеев.

Районные (городские) комиссии по музеям ОУ подробно знакомятся с деятельностью каждого вновь созданного музея ОУ, в случае необходимости оказывают ему необходимую методическую помощь, делают заключение о состоянии работы музея и о возможности аттестации его на звание «Школьный музей».

При проведении аттестации музеев ОУ на звание «Школьный музей», смотров и конкурсов музеев ОУ, а также при подтверждении звания «Школьный музей» районные (городские) и Областные комиссии руководствуются следующими основными показателями работы школьных музеев:

1. Характеристика помещений музея. Комната, несколько комнат (отдельные или классные), актовый зал, отдельное здание. Общая площадь помещений.

2. Организация работы школьного музея. Руководитель музея (имя, отчество, фамилия, должность). Совет музея (количество и состав: обучающиеся, педагогические работники, общественники). Актив музея (количество и состав). Наличие годового и перспективного планов работы музея. Наличие учебной программы для детского актива музея. Связи с государственными музеями, общественными и шефскими организациями и учреждениями.

3. Собирательская работа. Систематичность и целенаправленность собирательской работы. Количество экспонатов, поступивших в музей, в том числе подлинных.

4. Оценка фондов музея. Количество музейных предметов, их краткая характеристика. Количество памятников истории и культуры, объектов природы, состоящих на учёте в государственном музее. Памятники, переданные в государственные музеи.

Соответствие собранных материалов профилю музея.

5. Учёт и хранение. Наличие инвентарных книг для учёта основного и вспомогательного фондов, качество и полнота записей в них.

Условие хранения подлинных материалов в экспозиции и в фондах (предохранение от сырости, выцветания, механических повреждений и др.). Шифровка экспонатов.

6. Экспозиционная работа. Наличие тематико-экспозиционного плана. Идейная направленность экспозиции и полнота раскрытия основных тем. Художественное оформление экспозиции, использование технических средств.

7. Экскурсионно-массовая работа. Количество посетителей в год. Количество проведённых в год экскурсий и лекций, их содержание, логичность и стройность изложения, выразительность. Другие виды массовой работы: тематические вечера, встречи, передвижные выставки.

8. Роль музея в учебно-воспитательной работе. Использование материалов музея на уроках, проведение учебных экскурсий. Роль музея в профориентации обучающихся.

9. Общественно-полезная работа. Исследовательская и поисковая работа. Охрана памятников истории и культуры. Охрана природы.
В результате ознакомления с деятельностью музея ОУ и в случае положительного решения о его аттестации на звание «Школьный музей» районная (городская) комиссия по музеям ОУ оформляет и направляет в Областную комиссию следующий пакет документов:

  • ходатайство муниципального органа управления образованием о проведении паспортизации музея образовательного учреждения;

  • паспорт музея (стандартный бланк);

  • вкладыш в паспорт музея (стандартный бланк);

  • акт обследования музея с заключением комиссии в 2-х экземплярах (стандартный бланк);

  • учётная карточка в 2-х экземплярах (стандартный бланк);

  • копия свидетельства о присвоении звания «Школьный музей» (при подтверждении звания «Школьный музей»).


Первые экземпляры актов и учётных карточек хранятся в Областной комиссии, вторые экземпляры направляются в Республиканскую комиссию по паспортизации музеев ОУ, где музею ОУ присваивается номер по единому реестру.

Звание «Школьный музей» может быть присвоено тем музеям, работа которых соответствует следующим требованиям:

1. Наличие фонда материалов (основной фонд), собранных учащимися в процессе поисково-исследовательской работы в соответствии с профилем музея.

2. Наличие тематически стройной экспозиции, достаточно глубоко и полно раскрывающей профиль музея.

3. Наличие необходимого помещения и оборудования, обеспечивающего хранение и показ собранных материалов.

4. Наличие постоянного актива из числа обучающихся, ведущего систематическую работу по комплектованию фондов, учёту, хранению, показу и демонстрации материалов музея.

5. Наличие приказа руководителя образовательного учреждения о создании музея в подведомственном ему учреждении.

6. Наличие устава (положения) музея, утвержденного руководителем образовательного учреждения.

7. Наличие оформленных инвентарных книг регистрации основного и вспомогательного фондов (пронумерованные, прошнурованные и заверенные печатью образовательного учреждения).

8. Максимальное использование работы музея в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения.

Учитываются также публикации в прессе о музее и по материалам музея.
На основании решения Областной комиссии музею присваивается звание «Школьный музей» и выдаётся номерное свидетельство единого образца.

Паспорт музея и номерное свидетельство хранятся в музее ОУ.
Каждые 5 лет музеи ОУ подтверждают своё звание (проходят переаттестацию на местном уровне и перепаспортизацию в Областной комиссии).

3. Реорганизация (ликвидация) школьного музея

Вопрос о реорганизации либо ликвидации школьного музея, а также о судьбе его коллекций решается учредителем музея по согласованию с районной (городской) комиссией по паспортизации школьных музеев, а также вышестоящим муниципальным органом управления образованием.

О решении ликвидировать либо реорганизовать школьный музей сообщается в Областную комиссию по паспортизации школьных музеев при государственном образовательном учреждении дополнительного образования детей Московской области «Центр развития творчества детей и юношества».

Свидетельство школьного музея при ликвидации передается в Областную комиссию по паспортизации школьных музеев.

В случае ликвидации школьного музея все подлинные материалы должны быть переданы в государственный музей.

Для передачи фондов школьных музеев в государственный музей создается специальная музейная комиссия.

Список рекомендуемой литературы
1. В помощь школьному музею. Метод. пособие. /Под ред. Н.М.Пересветайло. - Ижевск:1988.

2. Инструкция по учёту и хранению музейных фондов в музеях, работающих на общественных началах. Приложение к приказу Министерства культуры СССР от 25.03.88 № 134.

3. Методические рекомендации по созданию и работе школьного музея. /Под ред. А.В. Малышевой - Ставрополь: 1977.

4.Методические рекомендации. Руководителю школьного музея /Горьковская обл. детская экскурсионно-туристическая станция. - Горький: 1977.

5.Музей и школа: диалог в образовательном пространстве. Выпуск 4. Школьный музей в едином образовательном пространстве /Под ред. В.Г.Воронцовой. – С.-П.:1999.

6. Музей и школа. Диалог в общеобразовательном пространстве. Выпуск 1. Школьный музей в едином образовательном пространстве: Учеб.-метод. пособие /Т.П. Ильина, С.А.Фирстова; При участии Л.И.Василевской. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2000.

7. Основы школьного музееведения. Методические рекомендации. /Под ред. Е.Ф.Аврутиной – М., Учебно-методический центр Северо-Восточного окружного управления образования, 1999.

8.Памятка юным поисковикам: по документам и материалам федеральной архивной службы Российской Федерации (ФАС РФ). /Под ред. В.Л..Воронцовой – М.: МГДД(Ю)Т, 2002.

9. Туманов В.Е. Школьный музей. – М.: ЦДЮТиК, 2002.

Приложение 1

Нормативно-правовое обеспечение деятельности музеев ОУ

  1. ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 года).

  2. Приказ Министерства образования МО от 14.09.2005 №1644.

  3. Устав (положение) музея ОУ.

  4. Приказ руководителя ОУ о создании музея.

  5. Приказ о назначении руководителя и совета музея ОУ.

  6. Должностная инструкция руководителя структурного подразделения образовательного учреждения – музея.


Приложение 2

Документы учета и отчетности музеев ОУ


  1. План работы совета музея на текущий год и анализ работы за прошедший год.




  1. Инвентарная книга (книга учета основного фонда).






п/п

Дата записи

Время, источник и способ поступления, сопроводитель-ные документы, № акта поступления

Наименование и краткое описание предмета (автор, дата и место происхождения, среда бытования, надписи, подписи и т.п.)

Количество предметов

Материал и техника изготовления

Размер

Сохранность предмета (с подписью лица, производившего запись)

Стоимость

(при покупке), акт закупочной комиссии

Место хранения (в какой отдел или коллекцию поступил)

Номер по коллекционной описи

Примечания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12




  1. Книга учета вспомогательного фонда.






п/п

Дата записи

Время, источник и способ поступления, сопроводительные документы,

№ акта поступления

Наименование и краткое описание предмета

Количество предметов

Материал и техника изготовления

Размер

Место хранения (в какой отдел или коллекцию поступил)

Номер по коллекционной описи

Примечания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10
  1   2   3   4

Похожие:

Методические рекомендации по организации и паспортизации музеев образовательных учреждений Составитель iconМетодические рекомендации по созданию и организации деятельности...
Методические рекомендации предназначены для руководителей школьных музеев, краеведческих кружков, методистов по туристско-краеведческой...

Методические рекомендации по организации и паспортизации музеев образовательных учреждений Составитель iconРекомендации для руководителей музеев образовательных учреждений профили школьных музеев
В музееведении принята определённая классификация. В основе её лежит связь музея с той или иной отраслью. Это же деление распространяется...

Методические рекомендации по организации и паспортизации музеев образовательных учреждений Составитель iconМетодические рекомендации «структура, состав, учет и хранение музейных...

Методические рекомендации по организации и паспортизации музеев образовательных учреждений Составитель iconМетодические рекомендации для родителей и педагогов образовательных учреждений
Составитель: Лобина С. А. – методист отдела специального и психологического сопровождения

Методические рекомендации по организации и паспортизации музеев образовательных учреждений Составитель icon«Центр развития образования города Саянска» Методические рекомендации...
Методические рекомендации предназначены для использования в работе по кадровому делопроизводству специалистами по кадрам образовательных...

Методические рекомендации по организации и паспортизации музеев образовательных учреждений Составитель icon«Центр развития образования города Саянска» Методические рекомендации...
Методические рекомендации предназначены для использования в работе по кадровому делопроизводству специалистами по кадрам образовательных...

Методические рекомендации по организации и паспортизации музеев образовательных учреждений Составитель iconМетодические рекомендации по аттестации педагогических работников...
Методические рекомендации предназначены для специалистов органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений,...

Методические рекомендации по организации и паспортизации музеев образовательных учреждений Составитель iconМетодические рекомендации по аттестации педагогических работников...
Методические рекомендации предназначены для специалистов органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений,...

Методические рекомендации по организации и паспортизации музеев образовательных учреждений Составитель iconМетодические рекомендации по разработке, согласованию, хранению и...
Федерации и Требованиями по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений города Москвы...

Методические рекомендации по организации и паспортизации музеев образовательных учреждений Составитель iconМетодические рекомендации по проведению процедуры аккредитации образовательных...
Методические рекомендации предназначены для использования в работе органами управления культуры и руководителями образовательных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск