Программа педагогической практики Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 050100 «Педагогическое образование»


Скачать 317.54 Kb.
НазваниеПрограмма педагогической практики Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 050100 «Педагогическое образование»
страница1/3
ТипПрограмма
  1   2   3
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия»

_______________________________________________________________
«Утверждаю»

Проректор по УМР НТГСПА

_______________ Л. П. Филатова

«____» _____________ 2012 г.

Программа педагогической практики

Основная образовательная программа подготовки бакалавра

по направлению 050100 «Педагогическое образование»

профиль «Безопасность жизнедеятельности»



Нижний Тагил

2012



Утверждено на заседании кафедры БЖ

Утверждено на заседании Совета БЖ

протокол № 2 от «2» октября 2012 г.

протокол №2 от «2» октября 2012 г.

Зав. кафедрой

Председатель Совета

____________ к.с.н. Батаев В.В.

____________ к.б.н. Федюнин В.А.


Составитель: Ерохина Л.Ю., к.п.н., доцент кафедры БЖ


  1. Пояснительная записка

Педагогическая практика является специфическим видом учебной работы, неотъемлемой частью процесса профессионально-педагогической подготовки студентов факультета спорта и безопасности жизнедеятельности к работе в качестве учителей КБЖ/ОБЖ в средней общеобразовательной школе, руководителей школьных факультативных курсов, руководителей школьных студий, кружков и других форм организации внеурочной деятельности школьников, а также в качестве классных руководителей.

Программа педагогической практики разработана на основе Законов РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании» и в соответствии с Государственным образовательным стандартом по направлению «Педагогическое образование» профиля «Безопасность жизнедеятельности», а также Положением об организации учебной (учебно-исследовательской) и производственной практики в Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии. Данная программа разработана для студентов дневного и заочного отделений.

Педагогическая практика логически завершает изучение основного блока дисциплин: «Психология», «Педагогика», «Педагогическая психология», «Психология развития», «Возрастная анатомия и физиология», «Здоровый образ жизни и его составляющие», «Безопасность жизнедеятельности», «Технологии и методики обучения безопасности жизнедеятельности», «Современные средства оценивания результатов обучения». Практика актуализи­рует знания студентов, обеспечивает их практическое применение.

Стратегической целью педагогической практики студентов является обеспечение уровня квалификации выпускников – бакалавров педагогического образования, достаточного для организации качественной работы по профилю «Безопасность жизнедеятельности» и предоставляющего возможность для их дальнейшего профессионального роста. Достижение указанной цели основывается, в первую очередь, на актуализации и совершенствовании в процессе практики предметной, методической, научной и психолого-педагогической подготовки.

Тактическая цель практики – содействие качественной подготовке студентов к самостоятельному и творческому выполнению основных профессиональных функций учителя КБЖ/ОБЖ, руководителей школьных факультативных курсов, руководителей школьных студий, кружков и других форм организации внеурочной деятельности школьников, а также классного руководителя в реальных условиях школы, к организации и проведению системы учебно-воспитательной работы с учащимися.

Задачами педагогической практики является создание условий для

А) формирования

  • основных профессионально-педагогических умений и опыта осуществления соответствующей деятельности в соответствии с требованиями стандарта высшего образования и квалификационной характеристики специалиста;

  • умений владения педагогической техникой и педагогическими технологиями;

  • творческого мышления студентов, индивидуального стиля профессиональной деятельности, исследовательского подхода к ней;

Б) овладения

  • методами, приемами и средствами проведения уроков, занятий по специальности, а также навыками руководства познавательной, учебной и творческой деятельностью школьников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;

  • методами и приемами научного исследования в процессе осуществления научно-исследовательской работы в ходе педпрактики;

В) применения на практике

  • знаний, полученных при изучении психолого-педагогических дисциплин и частных методик;

  • усвоенных теоретических знаний и элементов педагогических техник и технологий в процессе решения профессиональных задач;

  • умений самостоятельного планирования, проведения, контроля и корректировки урочной и внеурочной деятельности по безопасности жизнедеятельности;

  • умений самостоятельной педагогической деятельности в качестве и классного руководителя;

  • умений выявлять, анализировать и преодолевать собственные педагогические затруднения.

Педагогическая практика выполняет важнейшие функции в системе профессиональной подготовки бакалавра педагогического образования:

  • адаптационную (ознакомление с разными видами учебно-воспитательных учреждений и организацией работы в них, включение в ритм педагогического процесса, взаимодействие с детьми, ориентирование в системе горизонтальных и вертикальных связей и отношений),

  • обучающую (реализация полученных теоретических знаний в конкретном виде деятельности),

  • воспитывающую (формирование мотивации к будущей профессиональной деятельности, становление культуры и стиля профессиональной деятельности),

  • развивающую (формирование и развитие профессиональных способностей студента-практиканта и выработке у него компенсаторных умений в случае слабой развитости этих способностей),

  • рефлексивную (оценка эмоционального состояния в процессе общения со всеми субъектами профессиональной деятельности, анализ и оценка своих личностных и профессиональных качества, свой успешности или неуспешности).

В русле важнейших функций педагогической практики студенты должны овладеть следующими умениями:

  • работать с методической литературой, школьными учебниками и программами, отбирать материал, наглядные пособия и ТСО к урокам и внеклассным занятиям;

  • планировать уроки и внеклассные занятия по предмету, разрабатывать конспекты уроков, внеклассных и воспитательных занятий;

  • выбирать наиболее эффективные формы, методы и приемы проведения уроков и внеклассных занятий с учетом особенностей физического и психического развития учащихся;

  • разрабатывать и изготавливать наглядные пособия и дидактический материал к урокам и внеклассным занятиям;

  • проводить диагностику уровня развития личности и коллектива учащихся, сформированности у школьников знаний, умений и навыков по предметам специальности, общих учебных умений и навыков;

  • осуществлять самоанализ и самооценку результата собственной деятельности, а также анализировать пробные уроки и внеклассные занятия других практикантов;

  • осуществлять научно-исследовательскую деятельность.

Принципами организации педагогической практики являются:

  • единство фундаментально-предметной, психолого-педагогической и методической подготовки;

  • полифункциональность – одновременное выполнение в ходе практики различных профессиональных функций (организаторской, социально-воспитательной, социально-образовательной, коррекционно-реабилитационной, предупредительно-профилактической) и овладение различными профессиональными ролями (учителя, организатора деятельности, воспитателя, защитника, посредника, помощника, консультанта и т.д.);

  • единство теоретических и практических основ обучения и практики – с одной стороны, осмысление и применение студентами на практике теоретических знаний о человеке и обществе, приобретенных при изучении дисциплин общекультурного, медико-биологического, психолого-педагогического и предметного блоков, осознание их значимости для успешной профессиональной деятельности, а с другой – закрепление при изучении теоретических дисциплин и в учебно-исследовательской работе эмпирических знаний, полученных на практике;

  • последовательность – поэтапное освоение всех видов профессиональной деятельности, поочередное овладение всеми профессиональными функциями специалиста;

  • динамичность – расширение спектра социальных ролей и видов деятельности, в которые включается студент, увеличение объема и усложнение содержания деятельности;

  • перспективность – знакомство со сферами социально-педагогической деятельности с учетом их перспективного развития;

  • сотрудничество – создание в ходе практики таких условий, при которых отношения между студентом и руководителем практики строятся на приоритете доверия и партнерства, а студент выступает не в роли пассивного объекта обучения, а сразу же осознает себя самостоятельным субъектом профессиональной деятельности.

В целом, цели, принципы, задачи и функции педагогической практики обусловлены динамическими процессами реформирования системы педагогического образования и направлены на профессиональное становление будущего учителя как саморазвивающейся личности с творческим стилем научно-педагогического мышления и высоким уровнем компетентности.


  1. Организация педагогической практики

2.1. Педагогическая практика проводятся в сроки, установленные графиком учебного процесса в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Для студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности» практика организуется в 7 семестре и предполагает 6 недель профессиональной деятельности.

Базами практики являются образовательные учреждения, в которых работают квалифицированные специалисты. Для студентов дневного отделения базой для прохождения практики являются образовательные учреждения МО «город Нижний Тагил».

Студенты заочного отделения проходят педагогическую практику на базе образовательных учреждений (школы, лицея, гимназии, профессионального училища) города Нижний Тагил, Горнозаводского округа, Свердловской области и других областей.

2.2. Основными видами деятельности во время педагогической практики студентов являются преподавание, воспитательная работа, деятельность по профессиональному самосовершенствованию, научно-исследовательская деятельность.

Предметом деятельности преподавания выступает руководство учебно-познавательной деятельностью учащихся, которое включает:

  • планирование студентом своей деятельности и деятельности учащихся в различных формах обучения и воспитания;

  • организация различных видов деятельности учащихся;

  • стимулирование активности и сознательности учебной деятельности;

  • контроль и регулирование качества обученности учащихся;

  • анализ результатов обучения и воспитания, прогнозирование результатов деятельности.

В содержание воспитательной работы входит:

  • работа студента в качестве помощника классного руководителя и в роли классного руководителя;

  • проведение досуговых и воспитательных мероприятий;

  • составление психолого-педагогической характеристики учащегося и класса.

В рамках профессионального самосовершенствования студенты осуществляют познавательную деятельность по овладению педагогическим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования педагогического процесса. А также ведут сознательную работу по развитию профессионально значимых качеств своей личности.

Каждый студент-практикант во время педагогической практики проводит самостоятельную исследовательскую деятельность по методике преподавания КБЖ/ОБЖ по предложенной ему теме.

2.3. Студент при прохождении практики обязан:

  • явиться для прохождения практики в закрепленное образовательное учреждение, а при возникновении неожиданных обстоятельств, препятствующих явке в установленные сроки (болезнь, семейные обстоятель­ства и др.), своевременно известить руководителя педагогической практики;

  • подчиняться правилам внутреннего распорядка образовательного учреждения, распоряжениям директора, руководителя практики, методиста и учителей. В случае нарушения дисциплины, порядка в школе, требований директора школы и руководителя практики студент отстраняется от ее прохождения;

  • выполнять все виды работы по практике, систематически, тщательно готовиться к каждому уроку и внеклассному занятию, принимать участие в пропаганде психологических и педагогических знаний среди родителей;

  • в установленные сроки представить факультетскому руководителю практики комплект отчетной документации, учрежденной кафедрами, не позднее, чем через 2-3 дня после окончания практики;

  • находиться в образовательном учреждении ежедневно не менее 6 часов в соответствии с пунктом 3.12 Положения об организации учебной (учебно-исследовательской) и производственной практики в Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии.

2.4. Руководство, методическую помощь и контроль прохождения педагогической практики осуществляет кафедра безопасности жизнедеятельности, а также кафедры педагогики и психологии, отдел педагогической практики. Кафедры готовят задания, материалы и всю необходимую документацию для проведения практики.

Факультетский руководитель педагогической практики:

  • обеспечивает планирование, организацию и учет результатов практики по кафедре, составляет общий план-график проведения практики;

  • устанавливает связь с базами практики, распределяет студентов по местам практики и оформляет документы к оплате руководителей практики образовательных учреждений;

  • проводит учебно-методические конференции;

  • вносит предложения по совершенствованию практики;

  • участвует в работе кафедр при обсуждении вопросов педагогической практики студентов;

  • контролирует работу руководителей-методистов практики, администрации и учителей образовательных учреждений;

  • выборочно посещает занятия и другие мероприятия, проводимые студентами, принимает меры к устранению недостатков в организации практики;

  • организует подведение итогов практики по курсам;

  • составляет общий аналитический отчет по итогам педагогической практики.

Руководитель-методист педагогической практики осуществляет следующую деятельность:

  • распределяет студентов по классам с целью выполнения обязанностей классного руководителя совместно с руководителем образовательного учреждения, а с целью выполнения обязанностей учителя – с преподавателем КБЖ/ОБЖ;

  • обеспечивает проведение студентами уроков и внеклассных мероприятий;

  • консультирует студентов при подготовке к урокам и внеучебным мероприятиям по предмету, проверяет их планы и конспекты;

  • присутствует на уроках и внеклассных мероприятиях, анализирует и оценивает их;

  • собирает и анализирует документацию, представленную студентами, составляет аналитический отчет по итогам практики, представляет их факультетскому руководителю;

  • принимает участие в установочной и итоговой конференциях по педагогической практике;

  • участвует в проведении зачетов по практике и совместных с преподавателями педагогики и психологии выставляет общую оценку.

Руководитель педагогической практики от кафедры педагогики (отдела педагогической практики):

  • обеспечивает высокий уровень общепедагогического, психологического и методического руководства студентов;

  • обеспечивает практикантов необходимой литературой, организует выставки методических материалов к педагогической практике;

  • изучает и обобщает передовой опыт организации педагогической практики, принимает меры к ее совершенствованию;

  • консультирует студентов по актуальным вопросам обучения, воспитания и профессиональной ориентации, по всем вопросам, возникающим в ходе практики, оказывает помощь в выполнении заданий;

  • участвует совместно с кафедрой безопасности жизнедеятельности в разработке методической документации, положений и других документов по организации и проведению педагогической практики.

  • планирует совместно с классным руководителем воспитательную работу практикантов с детьми, консультирует их и обеспечивают выполнение заданий;

  • выборочно посещает уроки и внеурочные занятия студентов, оказывает им помощь в подготовке и проведении уроков, внеклассных занятий, оценивает эти занятия совместно с руководителем-методистом;

  • оказывает помощь студентам в изучении и учете индивидуальных особенностей детей;

  • принимает участие в установочной и итоговой конференциях по педагогической практике;

  • участвует в проведении зачета по практике и выставлении общей оценки, в составлении отчета факультетского руководителя по практике.

Руководитель педагогической практики от кафедры психологии:

  • разрабатывает задания по психолого-педагогическому изучению отдельных учащихся и коллектива учащихся;

  • выборочно посещает уроки и внеурочные мероприятия практикантов и участвует в их анализе;

  • руководит работой студентов по изучению личности и коллектива детей и выполнением других заданий по психологии, предусмотренных программой практики;

  • принимает участие в установочной и итоговой конференциях по педагогической практике;

  • участвует в проведении зачета по практике и выставлении общей оценки.
  1   2   3

Похожие:

Программа педагогической практики Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 050100 «Педагогическое образование» iconРабочая программа дисциплины в12. Логопедический практикум Основная...
Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата

Программа педагогической практики Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 050100 «Педагогическое образование» iconПрограмма учебной дисциплины б б. 3 Иностранный (немецкий) язык Направление...
Фгос впо по направлению подготовки 050400. 62 «Педагогическое образование» (утвержден 17 января 2011 г., №46) и учебного плана по...

Программа педагогической практики Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 050100 «Педагогическое образование» iconРабочая программа производственной (педагогической) практики код...
Рабочая программа учебной практики составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования...

Программа педагогической практики Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 050100 «Педагогическое образование» iconПрограмма учебной практики направление 050100 «Педагогическое образование»
«Педагогическое образование», квалификация – «бакалавр», профиль «Дошкольное образование»

Программа педагогической практики Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 050100 «Педагогическое образование» iconРабочая программа для студентов направления подготовки 050100 (44....
Содержание: умк по дисциплине Картография с основами топографии для студентов направления подготовки 050100 (44. 03. 05) Педагогическое...

Программа педагогической практики Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 050100 «Педагогическое образование» iconПрограмма учебной дисциплины
Педагогическое образование (утвержден 17 января 2011 г. №46) и учебного плана по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование...

Программа педагогической практики Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 050100 «Педагогическое образование» iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников очной формы...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников очной формы обучения Института культуры и искусств по направлению подготовки...

Программа педагогической практики Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 050100 «Педагогическое образование» iconРабочая программа для студентов 4 курса очной и заочной формы 050100....
Наталья Валерьевна. Печатная графика: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 4 курса очной и заочной формы...

Программа педагогической практики Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 050100 «Педагогическое образование» iconПрограмма составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению...
Педагогическое образование (профили подготовки Русский язык и Литература), утвержденного Ученым советом фгбоувпо «агао» (от 10 мая...

Программа педагогической практики Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 050100 «Педагогическое образование» iconРегламент по организации периодического обновления опоп во в целом...
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования (опоп во) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск