Методические рекомендации «структура, состав, учет и хранение музейных фондов» (для музеев образовательных учреждений) Автор: зам. Гендиректора нгиамз по нмр н. Н. Мильцева


НазваниеМетодические рекомендации «структура, состав, учет и хранение музейных фондов» (для музеев образовательных учреждений) Автор: зам. Гендиректора нгиамз по нмр н. Н. Мильцева
страница1/7
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7
Нижегородский государственный историко-архитектурный

музей-заповедник

Методические рекомендации

«СТРУКТУРА, СОСТАВ, УЧЕТ И ХРАНЕНИЕ

МУЗЕЙНЫХ ФОНДОВ»

(для музеев образовательных учреждений)

Автор: зам. Гендиректора НГИАМЗ по НМР Н.Н. Мильцева

г. Н.Новгород 2005

2 ОГЛАВЛЕНИЕ

Структура и состав музейных фондов

4-5

1. Структура музейных фондов




2. Состав музейных фондов.










Учет фондов и учетная документация

5-10

1. Понятие «Учет музейных фондов»

5

2. Оформление и заполнение актов поступлений

5-7

3. Оформление книги поступлений.

7-9

4. Заполнение книги поступлений основного фонда.

9-10







Схемы описания музейных предметов.

10-25

1. Учетно-поисковые сведения.

10-13

2. Описание фотографий.

13-16

3. Описание предметов на бумажной основе.

16-18

4. Описание предметов нумизматики.

18-21

5. Описание предметов из металла.

21

6. Описание предметов из керамики.

22

7. Описание предметов из дерева.

23

8. Описание предметов из ткани.

23-25







Шифрование музейных предметов.

25







Условия хранения музейных предметов.




1. Общие правила хранения музейных предметов.




2. Крепление экспонатов на экспозиции.










Приложение №1. Акт приема предметов на постоянное хранение.




Приложение №2. Учетная картотека.




Приложение №3. Книга поступлений.




Приложение № 4.

Список орденов, медалей, нагрудных знаков, содержащие

драгоценные металлы.




Приложение №5. Список литературы.











3

Пособие подготовлено Нижегородским государственным историко-архитектурным музеем-заповедником в целях оказания методической помощи руководителям школьных музеев краеведческого и этнографического профиля, работающих с памятниками истории и культуры - музейными предметами конца 19 - 20 вв. В пособие включено 16 образцов описания отдельных типов вещевых источников (документы, фотографии, металл, керамика, дерево, ткань).

Описания предметов составлены на основе опыта работы сотрудников НГИАМЗ с учетом требований действующей инструкции по учету и хранению музейных ценностей (М, 1984г.). При подготовке конкретных образцов применяется общая схема основных элементов описания для всех типов источников, учитывая специфику каждого предмета.

Схема основных элементов описания музейных предметов состоит из следующих позиций:

1.Шифр и № по КП.

(Шифр - это сокращенное названием музея. ШКМ - школьный

краеведческий музей. КП - Книга поступлений).

  1. Материал. Техника.

  2. Размер.

  3. Наименование и краткое описание предмета

(автор, называние, дата, место происхождения, надписи, подписи и т.д.).

5. Сохранность.

4 СТРУКТУРА И СОСТАВ МУЗЕЙНЫХ ФОНДОВ

1. Структура музейных фондов

Все материалы, хранящиеся и экспонируемые в музее, составляют фонд музея. Собрания всех музеев состоят из основного и научно-вспомогательного фондов.

К основному фонду относятся только подлинные памятники истории, природы и культуры, имеющие статус музейного предмета. Все предметы основного фонда: вещественные и документальные памятники, объекты природы, памятники изобразительного искусства и т.д., входят в состав музейного фонда РФ.

Научно-вспомогательный фонд музея представляет собой сложное сочетание самых различных материалов, которые не имеют статус музейного предмета, т.е. не является подлинными памятниками природы, истории и культуры. Сюда относятся копии всех видов и техники исполнения: муляжи, макеты, диаграммы, схемы, модели, репродукции, фото­ксерокопии, т.е. материалы, изготовленные музеем для экспозиционной, пропагандистской или научной работы. В научно-вспомогательный фонд могут попасть и подлинники, например, по причине плохой сохранности.

Иногда копии могут быть занесены в основной фонд. Если точно известно, что подлинные документы или фотографии уничтожены, то копии с них могут по праву занять место в основном фонде.

В музее может возникнуть необходимость получить во временное пользование музейные предметы и материалы из другого музея, организации или частной коллекции. В этом случае оформляются документы на фонд временного хранения. (Для школьного музея достаточно оформить акты приема предметов на временное хранение).

2. Состав музейных фондов.

Состав музейных фондов отражает профиль и историю развития данного музея. Любые изменения состава фондов приводит к изменение профиля музея.

К традиционным элементам состава фондов относятся: вещественные, письменные, изобразительные и фотоисточники. Относительно новыми элементами фондов являются фото-, кино-, видеоисточники.

К основному фонду в школьном музее относятся:

ВЕЩЕСТВЕННЫЕ - это памятники материальной и духовной культуры, изготовленные человеком, несущие информацию о различных аспектах исторической деятельности.

  • археологические материалы, добытые в результате раскопок или случайных находок;

  • орудия труда, образцы продукции, знамена, обмундирование, предметы быта, одежда, в т.ч. произведения профессионального декоративно-прикладного искусства и народного творчества, мемориальные предметы, музыкальные инструменты, театральные костюмы, механизмы, приборы и пр.;

  • нумизматические материалы (монеты, денежные знаки), сфрагистика (печати). Примечание: Оружие (холодное или огнестрельное), ордена и медали, содержащие драгоценные металлы принимать на хранение в школьный музей запрещается.

ПИСЬМЕННЫЕ - это памятники материальной и духовной культуры, в которых информация фиксируется и отображается в непосредственном виде (с помощью букв, цифр и др. символов):

  • рукописные и печатные учрежденческие и личные материалы: свидетельства, грамоты, письма, воспоминания, мандаты, партбилеты, удостоверения и т.д.;

  • периодические и непериодические издания, книги, журналы, листовки, афиши и т.д.

5

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ - это памятники материальной и духовной культуры, в которых информация фиксируется и отображается через зримые образцы:

- произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства: живопись,
скульптура, графика, плакат и т.д., имеющие документальное, мемориальное или
художественное значение;

- фотографические материалы: негативы, позитивы (фотография), имеющие документальное,
мемориальное или художественное значение;

- карты, атласы, глобусы, планы, чертежи, связанные с историческими событиями и
явлениями, историей науки, географических открытий и т.д.

КИНОМАТЕРИАЛЫ - документальные и художественные.

ФОНОЗАПИСИ - речевые и музыкальные, имеющие документальное, мемориальное или художественное значение. К этому типу относятся и следующие виды музыкальных предметов:

  • пластинки для граммофонов, патефонов, радиоприемников (моно, стерео);

  • магнитные ленты и диски.

Примечание: для школьных музеев не целесообразно вводить в основной фонд негативы, кинопленки, магнитофонные ленты, цветные фотографии и слайды т.к. в условиях школьного музея нет возможности сохранить эти материалы.

УЧЕТ ФОНДОВ И УЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

1. Понятие «Учет музейных фондов».

Учет памятников истории и культуры и других материалов, находящихся в общественных музеях (в т.ч. и школьном), производится в порядке, определенном законодательством РФ о Музейном и Архивном фондах РФ («О музейном фонде Российской Федерации» М, 1996г., «Инструкцией по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях» М., 1984г.). Учетная документация всех музеев ведется по образцу государственных музеев. Однако для школьных музеев ведение учета значительно упрощено. Документы оформляются по установленным формам и содержат данные об отдельных предметах, порядке их поступления в музей (акты поступления, учетная картотека, книги поступлений).

Фонды музея являются ценнейшим народным достоянием, поэтому юридическая охрана музейных фондов осуществляется при посредстве специально создаваемых для этого документов. Юридическими документами в музеях РФ являются акты приема, акты выдачи, книги поступлений (книга поступлений основного фонда и книга поступлений научно-вспомогательного фонда).

Учет преследует две цели:

  • обеспечение сохранности самого документа,

  • его научную охрану, т.е. обеспечение сохранности сведений, имеющихся о предмете. Утрата этих сведений часто равнозначна потере самого предмета.

2. Оформление и заполнение актов поступлений.

Решение о приеме предметов в музей - дело чрезвычайно ответственное. От правильности этого решения зависит ценность музейного собрания, его соответствие профилю музея. Предмет необходимо тщательно изучить с точки зрения информативности, сохранности, эмоционального воздействия на посетителя.

Все поступившие в музей предметы подлежат строгому документальному учету. При поступлении материалов в музей оформляется акт приема предметов на постоянное или


6

временное хранение. Значение этого документа велико, с него начинается юридическое оформление принадлежности предмета музею и закрепляются права музея на этот предмет.

Примечание: Хранение в музее предметов, не оформленных актами приема, категорически запрещено.

В верхней части акта должно быть написано название музея. В акте точно указывается число, месяц, год составления акт; от кого кому (с указанием должности, фамилии, имени, отчества, адреса проживания, телефона) передан данный предмет. Предметы четко перечисляются один за другим по наименованию. В акте необходимо как можно подробнее заполнить графу «Наименование и краткое описание. Материал, техника, размер». (Определение материала, техники и размеров См. в разделе «Заполнение книги поступлений»).

Обязательно заполняется графа «Сохранность», где фиксируется то состояние предмета, в котором он поступил в музей, с указанием всех дефектов. В оценке сохранности не должно быть таких определений как «плохая», «хорошая», «удовлетворительная». Если предмет новый, без утрат и повреждений, то в графе «Сохранность» может быть сделана запись «полная» или «в сохранности». Если на предмете имеются дефекты, то их необходимо указать. Дефекты могут быть следующие: пожелтела бумага, утрачен угол у документа, фотографии и т.п., утрата листов в книге или журнале, наличие пятен ржавчины или загрязнения, трещины, сколы, отсутствие того или иного элемента и т.д.

Графа «Учетные обозначения» заполняется после того, как предмет будет внесен в книгу поступлений основного или научно-вспомогательного фонда. Учетные обозначения - это шифр и номер по книге поступлений (далее КП).

Например: Шифр

МНС-28 (Музей Нижегородская Старина) или МНС-НВФ-56

В «Примечании» можно указать место нахождения предмета (№ шкафа, № полки, № папки; в экспозиции; на реставрации), запись в данной графе выполняется простым карандашом.

При приеме предметов в музей необходимо получить от сдающего, по возможности, больше сведений о происхождении предмета, связях его с определенными событиями, лицами, времени изготовления, месте бытования, способах и условиях употребления. Эта информация называется легендой. Легенду можно записать на обратной стороне акта или на отдельном листе и приложить к акту поступлений. Легенда проверяется и уточняется на начальном и последующих этапах изучения предмета.

Легенда - это история происхождения предмета, сведения о событиях и лицах, связанные с предметом, среде бытования и т.д. Если при описании мы не располагаем полным объемом необходимой информации по тем или иным позициям данной схемы, то по мере изучения предмета она может быть дополнена. Информация, установленная по косвенным данным, например, авторство, место, датировка и т.п., которая может быть уточнена в дальнейшем, при описании заключается в квадратные скобки или оговаривается в примечании.

В конце акта записывается количество предметов, принимаемых в музей. Число проставляется цифрой и прописью. Акты подписываются лицом, сдавшим и принявшим предметы. Подписи расшифровываются в скобках.

Бланки актов могут быть отпечатаны в типографии, либо на компьютере. Заполняются акты приема в двух экземплярах под копирку от руки, черной или фиолетовой шариковой ручкой. Один экземпляр акта остается в музее, другой передается лицу, сдавшему предмет. После оформления акта, документ, оставшийся в музее заверяется в вышестоящей
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Методические рекомендации «структура, состав, учет и хранение музейных фондов» (для музеев образовательных учреждений) Автор: зам. Гендиректора нгиамз по нмр н. Н. Мильцева iconМетодические рекомендации по созданию и организации деятельности...
Методические рекомендации предназначены для руководителей школьных музеев, краеведческих кружков, методистов по туристско-краеведческой...

Методические рекомендации «структура, состав, учет и хранение музейных фондов» (для музеев образовательных учреждений) Автор: зам. Гендиректора нгиамз по нмр н. Н. Мильцева iconРекомендации для руководителей музеев образовательных учреждений профили школьных музеев
В музееведении принята определённая классификация. В основе её лежит связь музея с той или иной отраслью. Это же деление распространяется...

Методические рекомендации «структура, состав, учет и хранение музейных фондов» (для музеев образовательных учреждений) Автор: зам. Гендиректора нгиамз по нмр н. Н. Мильцева iconМетодические рекомендации по организации и паспортизации музеев образовательных...
Составитель: Мыздрик Е. В., зав отделом организационно-методической поддержки реализации мероприятий патриотической направленности...

Методические рекомендации «структура, состав, учет и хранение музейных фондов» (для музеев образовательных учреждений) Автор: зам. Гендиректора нгиамз по нмр н. Н. Мильцева iconМетодические рекомендации «О порядке подготовки похозяйственных книг...
...

Методические рекомендации «структура, состав, учет и хранение музейных фондов» (для музеев образовательных учреждений) Автор: зам. Гендиректора нгиамз по нмр н. Н. Мильцева iconМетодические рекомендации по аттестации педагогических работников...
Методические рекомендации предназначены для специалистов органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений,...

Методические рекомендации «структура, состав, учет и хранение музейных фондов» (для музеев образовательных учреждений) Автор: зам. Гендиректора нгиамз по нмр н. Н. Мильцева iconМетодические рекомендации по аттестации педагогических работников...
Методические рекомендации предназначены для специалистов органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений,...

Методические рекомендации «структура, состав, учет и хранение музейных фондов» (для музеев образовательных учреждений) Автор: зам. Гендиректора нгиамз по нмр н. Н. Мильцева iconМетодические рекомендации Составитель: Главный хранитель фондов огку «гако»
Образец договора о передаче документов на постоянное хранение в государственный архив 23

Методические рекомендации «структура, состав, учет и хранение музейных фондов» (для музеев образовательных учреждений) Автор: зам. Гендиректора нгиамз по нмр н. Н. Мильцева iconМузейных предметов и музейных коллекций, входящих в состав государственной...

Методические рекомендации «структура, состав, учет и хранение музейных фондов» (для музеев образовательных учреждений) Автор: зам. Гендиректора нгиамз по нмр н. Н. Мильцева iconМетодические рекомендации по проведению процедуры аккредитации образовательных...
Методические рекомендации предназначены для использования в работе органами управления культуры и руководителями образовательных...

Методические рекомендации «структура, состав, учет и хранение музейных фондов» (для музеев образовательных учреждений) Автор: зам. Гендиректора нгиамз по нмр н. Н. Мильцева iconМетодические рекомендации по охране труда в оздоровительных учреждениях
Методические рекомендации предназначены для руководителей образовательных учреждений, оздоровительных учреждений, профсоюзных работников,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск