Элективный курс для учащихся 9-11-х классов работа со схемами


НазваниеЭлективный курс для учащихся 9-11-х классов работа со схемами
страница1/9
ТипЭлективный курс
filling-form.ru > Туризм > Элективный курс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Л.Д. БЕДНАРСКАЯ

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
для учащихся 9-11-х классов
РАБОТА СО СХЕМАМИ

Орел – 2010

Пояснительная записка

Системность пронизывает все уровни языка, принцип системности лежит в основе описания всех наук, так как обладает максимальной объяснительной силой, поэтому и преподавание русского языка должно быть тоже системным. Практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку показала, что повторение и обобщение изученного в девятилетней и средней школе в оптимальном режиме возможно только на основе системности.

Изучение грамматики способствует развитию и логического, и абстрактного мышления. Исследования логико-языковой компетенции учащихся с удручающим постоянством показывают низкий уровень её сформированности.1 Однако выстроить системные связи помогают и традиционные формы работы. Одним из средств, применяемых в школе на всём протяжении обучения, является работа со схемами.

Стандарты второго поколения выдвигают на первый план метапредметные образовательные функции русского языка, «которые определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребёнка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развитием способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности».2 В Программе впервые дифференцированы личностные, метапредметные и предметные результаты обучения в основной школе. Определяющим метапредметным результатом является владение всеми видами речевой деятельности. Здесь на одном из первых мест находится «способность определять цели предстоящей учебной деятельности последовательность действий (т.е. планировать учебную деятельность – Л.Б.), умение воспроизводить текст с разной степенью свёрнутости, умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей и жанров с учётом замысла адресата и ситуации общения: владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, сочетание разных видов монолога) и диалога» (с. 10).

К метапредметным функциям изучения русского языка относится многообразная работа со схемами, которая пронизывает изучение грамматики во всех классах.

Традиционными стали задания, предлагающие учащимся составить схему морфемного состава слова, словообразовательные цепочки, схемы простых и сложных предложений. Под влиянием требований Единого государственного экзамена всё большее внимание обращается на структуру, а значит, и модели текста и микротекста. Меньшее внимание уделяется обратному процессу: составлению слов, предложений, микротекста по схемам. Такие задания более сложны, так как ученик идёт от абстрактной модели к её конкретному речевому наполнению, а для этого ему надо произвести соответствующую классификацию на самом абстрактном – логическом – уровне, отобрать соответствующий этой классификации речевой материал, адекватно выразить его.

Таким образом, процесс логического абстрагирования имеет двойную природу для всех названных языковых единиц:

1) выделите морфемы в слове;

2) подчеркните главные члены предложения;

3) подчеркните члены простого предложения;

4) подчеркните грамматические основы в составе сложного предложения, обозначьте средства связи;

5) составьте схемы слова, простого предложения, сложного предложения или микротекста.

Обратный процесс – составление (моделирование) языковых единиц по заданным схемам – более сложен, но и более эффективен. Он позволяет мотивировать и активизировать интенсивные мыслительные процессы. Подбирая речевой материал, соответствующий схеме, ученик должен увидеть систему, выбрать главное условие для противопоставления языковых единиц по определяющему признаку, в сжатой форме классифицировать их, абстрагируясь от лексического значения, а затем подобрать к схеме оптимальное речевой содержание. Моделирование языковых единиц по схемам мотивирует обучение лингвистическому рассуждению, выстраиванию чётких логических цепочек рассуждений.

Одним из эффективных заданий является составление слов по заданным схемам. При выполнении этого задания по характеру схемы нужно определить, какое слово возможно составить. Опираясь на схему, учащиеся должны решить, изменяемая или неизменяемая это часть речи, какие части речи возможно составить по этой схеме, каковы грамматические признаки этих частей речи, отражённые в схеме, и т.д. Такая работа со схемами помогает систематизировать и обобщать изученный грамматический материал, выстраивать лингвистические рассуждения на самом абстрактном уровне.

Предлагаемый элективный курс объединяет работу со схемами и на уровне слова, и на уровне предложения и текста, то есть морфемный, словообразовательный и синтаксический разборы. Материал можно разбить на два элективных курса.

В элективном курсе использованы как оригинальные задания, так и материалы «Рабочих тетрадей» учебно-методического комплекса В.В. Бабайцевой «Русский язык для 5-9 классов» для школ и классов с углублённым изучением русского языка (М.: Дрофа, 2009).

Элективный курс ориентирован на учебник В.В. Бабайцевой «Русский язык. 10-11 классы».

Материалы могут также использоваться на уроках словесности при подготовке к выпускным экзаменам в части анализа усложнённого сложного предложения, так как для анализа даны предложения, выбранные из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Примерное распределение материала

56 часов

№№

Тема

часы

1.

Зачем нужно уметь составлять схемы.

2

2.

Морфемный разбор – основа орфографической зоркости.

2

3.

От слова к схеме.

2

4.

От схемы к слову

2

5.

Моделирование слова по схеме.

2

6.

Словообразовательный разбор.

2

7

Словообразовательные цепочки.

2

8

Виды основ. Обобщающее занятие.

2

9

Виды синтаксического разбора.

2

10

Схема членов предложения.

2

11

Виды схем разбора предложения по членам.

2

12

Схемы осложнения простого предложения.

2

13

Однородные члены предложения

2

14

Обособленные члены предложения

2

15

Схемы сложного предложения.

2

16

Схемы периода.

2

17.

Схемы сложного предложения с сочинением и подчинением.

2

18.

Схемы многокомпонентных сложных с разными типами связи с ведущей сочинительной связью.

2

19.

Схемы многокомпонентных сложных предложений с разными типами связи с ведущей бессоюзной связью.

2

20.







21.

Многокомпонентные сложные предложения и текст.

2

22.

Модели цепного текста.

2

24.

Модели параллельного текста.

2

25.

Модели текста-описания и текста-повествования.

2

26.

Модели текста-рассуждения.

2

27.

Создание текста по заданной модели и схеме.

2

28.

Обобщающее занятие.

2


Занятие 1.

Зачем нужно уметь составлять схемы.

1. Дифференциация неизменяемых и изменяемых слов.

1) ∩^ 2) ∩

Какая это часть речи?

Ученик мысленно перебирает всю систему частей речи, классифицирует их на неизменяемые и изменяемые, выбирает нужные части речи из числа неизменяемых и даёт ответ. Первая схема может соответствовать наречию, имени состояния, инфинитиву глагола.

Задание. Кто больше? Запишите в три столбика наречия, имена состояния, инфинитивы. Обозначьте морфемы и орфограммы.

Здесь начинаются ограничения. Все наречия и имена состояния, не содержащие в своём составе суффиксов и приставок, соответствуют этой схеме, а инфинитивы не все, только те из них, которые состоят из одного слога: лить, вить, мыть, крыть и т.д. Анализируя состав представленных инфинитивов, учащиеся должны учитывать и этимологический анализ, то есть видеть процессы переразложения в глагольной основе.

Этой схеме соответствуют только деепричастия несовершенного вида (сид-я), деепричастия совершенного вида включают два суффикса: посид - е- в.

Задание. Кто больше? Запишите в два столбика деепричастия.

глядя посмотрев

Обозначьте суффиксы деепричастий. Составьте и запишите четыре предложения с разными деепричастиями.

Вторая схема может соответствовать имени существительному, имени прилагательному, имени числительному, спрягаемой форме глагола:

Стол, река, окно, синий, первый, двух, гудит, лежат.

Что объединяет эти формы? Непроизводная, первообразная основа.
Задания.

1. Кто больше? Запишите в четыре столбика части речи, соответствующие схеме ∩.

Существительные прилагательные числительные глаголы

дома чёрный одного сидишь
Обозначьте безударные гласные в корне, проверяемые ударением, подберите проверочные слова.

2. Допишите строчки.

Гордость, мудрость, …

Красота, долгота, …

Учительство, студенчество, …

Выписка, погрузка, …

Терпение, умение, …

Обозначьте суффиксы и производящие основы. От каких частей речи образованы существительные. Укажите суффиксы-орфограммы. Составьте схемы существительных. Подберите по пять существительных к каждой схеме.

3. Запишите слова разных частей речи с вариантами корня:

-рос-; -раст-; -рост-, -ращ-; -мок-, -мак-; -ровн-, -равн-.

Обозначьте в словах морфемы. Какие это части речи? Аргументируйте своё мнение.

4. Запишите по десять существительных с суффиксами -от-, -ость-.

Запишите по десять прилагательных с суффиксами –н-, -ан- (-ян-),

-ин-.

Занимательное задание. Составьте самые длинные словообразовательные цепочки от непроизводных основ. Кто больше и длиннее? Выделите словообразовательные суффиксы. Пользуйтесь словообразовательными словарями.

Тренинг. Кто больше? За пять минут запишите в столбики по десять как можно больше слов с непроизносимой гласной в корне, проверяемой ударением.

Примечание. Такие тренинги на разные орфограммы нужно проводить на каждом занятии.

Учебник. В.В. Бабайцева. «Русский язык. 10-11 классы».

Задания 280 – 285.
Занятие 2.

Морфемный разбор – основа орфографической зоркости.
Среди изменяемых форм, которых несравненно больше, чем неизменяемых, учащиеся учатся видеть опознавательные «частеречные» суффиксы:

∩^

В какой части речи суффикс может стоять после окончания? Это спрягаемая форма возвратного глагола: мо-ешь-ся. Какие формы, кроме глагола, могут быть возвратными? Могут ли это быть формы причастий? Чем они отличаются от спрягаемых форм глагола? (Тем, что перед окончанием они содержат суффиксы.) Часто причастия включают приставки. Почему? (В современном языке самые частотные страдательные причастия прошедшего времени образуются только от переходных приставочных глаголов.)

Могут ли соответствовать этой схеме деепричастия? (Нет, так как в них нет окончаний.)

Наличие суффиксов всегда свидетельствует о производном характере слова:

∩ ∩^ ∩^ ^

Наличие двух суффиксов говорит об образовании словоформы от другого производного слова, принадлежащего, скорее всего, к существительным или прилагательным. Такая абстрактная схема напрямую связана с орфографией, так как на уроках необходимо работать со словоформами, включающими самые частотные суффиксы-орфограммы существительных и прилагательных.

Наличие приставок говорит, что перед нами, скорее всего, глагольная форма: ¬∩^ ; ¬¬∩^; ¬¬∩^^; ¬¬∩^.

Чем отличаются эти схемы? Что их объединяет?

Учащиеся рассуждают о самых частотных глагольных приставках, о приставках-орфограммах, с помощью которых образуются другие части речи: привокзальный, пренеприятно и т.д. Все ли глаголы могут иметь две приставки? Как часто встречаются глаголы с двумя приставками? Какие приставки соседствуют чаще всего? Прямых ответов на эти вопросы в учебниках нет. Ответы рождаются в результате наблюдений под руководством учителя, собственных открытий на основе системно выстроенных связей.

Такие задания позволяют учащимся выстраивать системные логические цепочки, осознавать закономерности, глубокие взаимосвязи между элементами языковой системы. Рассуждения на лингвистические темы учащиеся сначала дают по образцу затем строят их самостоятельно. Подобные лингвистические рассуждения непосредственно влияют на уровень грамотности, воспитывают орфографическую зоркость.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Элективный курс для учащихся 9-11-х классов работа со схемами iconУтверждено
Предлагаемый курс разработан как элективный курс для учащихся 9-11 классов филологического профиля, а также для учащихся 9-х классов,...

Элективный курс для учащихся 9-11-х классов работа со схемами iconЭлективный курс для учащихся 8-х классов Деловое письмо
Автор: Крючкова А. И., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Элективный курс для учащихся 9-11-х классов работа со схемами iconЭлективный курс по английскому языку «Подготовка к егэ. Раздел Лексика...
Курс «Подготовка к егэ по английскому. Раздел Use of English (Лексика и грамматика)» предназначен в качестве элективного для учащихся...

Элективный курс для учащихся 9-11-х классов работа со схемами iconЭлективный курс по русскому языку «подготовка учащихся 9 класса к...
Целью курса является обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации

Элективный курс для учащихся 9-11-х классов работа со схемами iconПрограмма элективного курса по немецкому языку для учащихся 9- ого...
Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов и направлен на обеспечение выбора профиля дальнейшего обучения. Программа составлена...

Элективный курс для учащихся 9-11-х классов работа со схемами iconПрограмма построена в соответствии с уровнем знаний средней (полной)...
Элективный курс предназначен для учащихся 11 классов общеобразовательного профиля и реализуется за счет времени, отводимого на компонент...

Элективный курс для учащихся 9-11-х классов работа со схемами iconПояснительная записка Предлагаемый подготовительно-тренировочный...
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям:...

Элективный курс для учащихся 9-11-х классов работа со схемами iconЭлективный курс выполняет одну из главных функций современного образования...
Элективный курс предназначен для реализации в старших классах средней общеобразовательной школы, носит междисциплинарный характер....

Элективный курс для учащихся 9-11-х классов работа со схемами iconПояснительная записка. (общеобразовательные классы)
Олимпиада проводится отдельно для учащихся 8-9 классов и совместно для учащихся 10-11 классов. ( В материалах представлены задания...

Элективный курс для учащихся 9-11-х классов работа со схемами iconРабочая программа по элективному курсу «Сдаём на «5» русский язык» 9 класс
Элективный курс предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск