Пояснительная записка Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на


Скачать 100.28 Kb.
НазваниеПояснительная записка Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на
ТипПояснительная записка
filling-form.ru > Бланки > Пояснительная записка

Пояснительная записка
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ОГЭ) и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Он эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Цель: обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.
Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
В ходе занятий учащиеся должны научиться:

  • овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;

  • научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;

  • владеть формами обработки информации исходного текста;

  • работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;

  • четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

  • самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;

  • работать с бланками экзаменационной работы;

  • сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Модуль 1

Учимся писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение

Первая часть работы ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля (точнее, научно-популярного подстиля). Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

— умение слушать, т.е. адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте;

— умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

— умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное;

— умение сокращать текст, используя разные виды компрессии;

— умение письменно передавать обработанную информацию;

— умение отбирать в соответствии с выбранным типом и стилем речи и уместно языковые средства обобщённой передачи содержания.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Второстепенная информация либо детализирует главную, либо отражает вытекающие из этой информации конкретные следствия и практические рекомендации. К этому типу информации относятся аргументы, обоснования, примеры, подробные характеристики отдельных явлений, описания, разного рода комментарии автора. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Третья часть работы ОГЭ (С2) содержит творческое задание – сочинение на лингвистическую тему, сочинение по предложенной цитате с опорой на прочитанный текст. При написании сочинений девятиклассники не должны владеть специальной филологической терминологией, выходящей за рамки школьной программы. Достаточно того, что выпускник способен в широком общекультурном плане указать на роль языковых явлений в тексте. Задание С2 проверяет осознанность полученных знаний и умение применять их на практике. Особое внимание при подготовке к данному виду работы необходимо обратить на умение девятиклассников аргументировать свои мысли и утверждения, что поможет им в дальнейшей и образовательной, и профессиональной деятельности. При этом следует внимательно отнестись к подбору аргументов с тем, чтобы они соответствовали тем тезисам, которые выдвинуты в сочинении..

Умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем общей культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации, доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
Тематическое планирование первого модуля

ур.

Тема занятия

Виды деятельности

1.

Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий.

Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку.

2.

Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

Знакомятся с критериями оценки выполнения заданий.

3.

Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с демонстрационным вариантом ОГЭ 2014.

Работа с бланками ответов, демонстрационным вариантом ОГЭ.

4.

Задание С1. Что такое микротема? Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

Работа с текстом, границы микротем исходного текста.

5.

Задание С1. Структурные особенности сжатого изложения.

Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения.

6.

Задание С1. Основные приёмы компрессии исходного текста.

Работа с текстом. Знакомство с основными приёмами компрессии исходного текста.

7.

Задание С1. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение.

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.

8.

Задание С1 Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщение.

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.

9.

Задание С1. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма упрощение.

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.

10, 11.

Задание С1. Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста. Написание сжатого изложения

Создание собственного текста изложения, оценивание работы.

12.


Работа над ошибками (нахождение и исправление фактических, речевых, грамматических и др. ошибок)




13.

Задание С2. Структура сочинения на лингвистическую тему.

Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

14.

Задание С2. Тезис, аргументы и заключение в сочинении на лингвистическую тему.

Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему.

Написание сочинения на лингвистическую тему.

15.

Задание С2. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения. Композиционная стройность работы. Критерии оценки заданий

Знакомство с алгоритмом написания сочинения.-рассуждения по тексту. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

16,

17.

Задание С2. Написание сочинения-рассуждения, работа над ошибками

Создание собственного текста сочинения-рассуждения


Модуль 2

Учимся выполнять тестовые задания

Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа (А1 – А7) и задания с. кратким открытым ответом (В1–В9). При этом буквенные обозначения связаны не с уровнем сложности самого задания (все задания второй части не выходят за пределы базового уровня), а с технологией его выполнения.

Задания А1 – А3 соотнесены с основными приёмами и аспектами анализа содержания, которые используются на уроках русского языка. Особое внимание нужно обратить на задание А3, которое проверяет умение определять в тексте средства речевой выразительности (подобное задание есть и в ЕГЭ).

Задания А4 – А7 проверяют уровень владения языковыми нормами, умение видеть и анализировать основные грамматические явления, связанные с правописной культурой.

Задания В1 – В9 проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции (умение анализировать прочитанный текст с использованием знания орфографии, пунктуации и синтаксиса, владение основным понятийным аппаратом русского языка в этих областях) 9-классников. Все задания имеют практическую направленность и составляют лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
Тематическое планирование второго модуля

18

1. Задание А 1. Понимание текста, вычленение информации, необходимой для обоснования ответа на вопрос

Работа с тестом, заполнение бланков

19

2. Задание А 2. Точность понимания текста, лексического значения слов

Работа с тестом, заполнение бланков

20

3. Задание А 3. Определение средств речевой выразительности

Работа с тестом, заполнение бланков

21

4. Задание А 4. Фонетика

Работа с тестом, заполнение бланков

22

5. Задание А 5 Орфография, правописание корней с чередованием

Работа с тестом, заполнение бланков

23.

6. Задание А 6. Словообразование, орфография. Правописание приставок

Работа с тестом, заполнение бланков

24

7. Задание А 7. Морфология, орфография. Правописание суффиксов

Работа с тестом, заполнение бланков

25

8. Задание В 1. Стили речи. Стилистические синонимы

Работа с тестом, заполнение бланков

26

9. Задание В 2. Связь слов в словосочетании

Работа с тестом, заполнение бланков

27

10. Задание В 3. Главные члены, грамматическая основа предложения

Работа с тестом, заполнение бланков

28

11. Задание В 4. Второстепенные члены предложения. Обособленные члены предложения

Работа с тестом, заполнение бланков

29

12. Задание В 5. Синтаксис простого предложения (вводные слова)

Работа с тестом, заполнение бланков

30

13. Задание В 6. Синтаксис простого предложения (виды сказуемых, количество грамматических основ)

Работа с тестом, заполнение бланков

31

14. Задание В7. Знаки препинания в сложноподчиненном (сложносочинённом) предложении.

Работа с тестом, заполнение бланков

32

15. Задание В 8. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. Типы подчинения

Работа с тестом, заполнение бланков

33

16. Задание В 9. Знаки препинания в БСП, в сложном предложении с разными видами связи

Работа с тестом, заполнение бланков

34

17. Практическое занятие. Выполнение теста

Работа с тестом, заполнение бланков



Литература

1. ГИА 2013. Русский язык. 9 класс Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания / Г. Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 110 с.

2. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме). – М.: Эксмо, 2009.

3. Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА – 2011: учебно-методическое пособие / Под ред. Н. А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион – М, 2010. – 387 с.

4. Семенец О.П. Изложение в 9 классе: технология подготовки. Экзамен: новый формат. – Санкт-Петербург: Сага, 2010

5. Цыбулько И.П., Зверева Е. Н. Государственная итоговая аттестация - 2014: Русский язык: 9 класс: Тренировочные экзаменационные задания. Федеральный институт педагогических измерений. – М.: Эксмо, 2013.

6. Степанова Л. С. ГИА – 2014. Русский язык. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения ГИА. – М.: АСТ-Астрель, 2013.

6. ФИПИ http://www.fipi.ru/

Похожие:

Пояснительная записка Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на iconПрограмма элективного курса по русскому языку в 9 классе «гиа: курс...
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Цель: знакомит с практикой...

Пояснительная записка Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на iconПрограмма элективного курса по русскому языку в 9 классе «гиа: курс...
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям:...

Пояснительная записка Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на iconРабочая программа элективного курса по русскому языку в 9 классе...
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям:...

Пояснительная записка Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на iconПрограмма элективного курса по русскому языку «гиа: курс подготовки...
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для обучающихся 9 класса и рассчитан на 68 часов. Он отвечает важным...

Пояснительная записка Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на iconУтверждено
Предлагаемый курс разработан как элективный курс для учащихся 9-11 классов филологического профиля, а также для учащихся 9-х классов,...

Пояснительная записка Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на iconПояснительная записка. (общеобразовательные классы)
Олимпиада проводится отдельно для учащихся 8-9 классов и совместно для учащихся 10-11 классов. ( В материалах представлены задания...

Пояснительная записка Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на iconПояснительная записка Предлагаемая рабочая программа учебного курса...
Аверина М. М. «Рабочие программы к предметной линии учебников «Горизонты» для учащихся 5-6 классов общеобразовательных учреждений....

Пояснительная записка Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на iconПояснительная записка : Учебный курс «Логика»
Учебный курс «Логика» предназначен для студентов Мурманского государственного педагогического университета

Пояснительная записка Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на iconРабочая программа по элективному курсу «Сдаём на «5» русский язык» 9 класс
Элективный курс предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена...

Пояснительная записка Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на iconФорма занятий
Предметный кружок «Подготовка к гиа» предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 70 часов. Он отвечает важным целям: знакомит...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск