Кондрашина Валентина Сергеевна, воспитатель муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад комбинированного вида №22» Использование проектного метода в развитии познавательной активности и творческих способностей дошкольников


НазваниеКондрашина Валентина Сергеевна, воспитатель муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад комбинированного вида №22» Использование проектного метода в развитии познавательной активности и творческих способностей дошкольников
страница1/5
ТипРеферат
filling-form.ru > Туризм > Реферат
  1   2   3   4   5


СОДЕРЖАНИЕ

Конрашина В.С. Использование проектного метода в развитии познавательной активности и творческих способностей дошкольников……………………………2



Юдина О.С. Формирование представлений у дошкольников о малой родине в рамках реализации проекта «Наш край родной»………………………………….12
Флигер Т.П. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания………………………………………………………………………….. 19
Кулаева Л.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр………………………………… .. 30


Кондрашина Валентина Сергеевна, воспитатель

муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад комбинированного вида №22»

Использование проектного метода в развитии познавательной активности и творческих способностей дошкольников

«Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».

К.И. Чуковский
Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Пяти - шестилетних детей называют «почемучками», так как в этом возрасте познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы.

Самостоятельно ребенок дошкольного возраста не всегда может найти ответы на все, интересующее его, – в этом ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели используют наглядные, словесные и практические методы обучения. Но наряду с этими методами обучения должны использоваться дополнительные методы. Одним из эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста является метод проектной деятельности.

Проектная деятельность – это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. Проект в ДОУ – метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОСДО) возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, направленного на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей. Стал актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода проектов.

Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе проектной деятельности: делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Проектная деятельность предполагает развитие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной обучающей цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить). Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Деятельностный подход в проектной деятельности предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.

Правила, которые актуальны и в проектной деятельности:

• Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;

• Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;

• Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;

• Учи анализировать каждый этап работы;

• Критикуя, стимулируй активность ребенка.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – познавательно -исследовательская, продуктивная (изобразительная, конструирование из различных материалов, коммуникативная), в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Основной целью проектной деятельности в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Общие задачи, специфичные для каждого возраста:

  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

  • развитие познавательных способностей;

  • развитие творческого воображения;

  • развитие творческого мышления;

  • развитие коммуникативных навыков.

Роль участников образовательного процесса при использовании метода проекта:

Педагога:

  • создание условий для стимулирования интересов детей;

  • соучастие в сотворчестве в мотивации деятельность детей.

Дошкольника:

  • активный участник проекта;

  • преодолевает трудности в решении проблем.

Родителей:

  • совместный сбор материалов;

  • вовлечение родителей в воспитательный процесс;

  • ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях;

  • жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.

В нашем детском саду были реализованы следующие проекты:

  • «Мой любимый питомец».

  • «Мой город – мне дорог».

  • «История новогодней игрушки».

  • «Ёлочка, ёлочка – зеленая иголочка».

  • «Секреты бабушкиного сундука».

  • «В здоровом теле – здоровый дух».

Результатом проектной деятельности является презентация готовых продуктов.

Формы презентации готовых продуктов:

- коллективный рисунок, коллаж;

- создание газеты;

- создание мини-музеев;

- создание выставок;

- создание рукописной книги;

- сочинение сказок и т.д.

Задача педагога – осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. При совместном составлении с детьми плана реализации проектов мы использовали модели «трёх вопросов»:

  1. Что знаю? (Содержание, то, что дети уже знают).

2. Чего хочу узнать? (План (тема проекта)).

3. Как узнать? (Источники новых знаний, т. е. средства).

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

Как один из методов обучения дошкольников, метод проектов основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.

Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков. Проектная деятельность делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.
Конспект занятия

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1.

Ф.И.О. педагога

Кондрашина Валентина Сергеевна

2.

Доминирующая образовательная область

Социально-коммуникативная

3.

Вид деятельности детей

Коммуникативная

Музыкальная

Изобразительная

Восприятие художественной литературы

Познавательно-исследовательская

4.

Форма организации

Занятие

МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1.

Тема образовательной деятельности

Спасем планету

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:

- просьба помочь решить проблему.

  1. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД:

- решение проблемных ситуаций;

- диалоговая беседа;

- рассматривание слайдов презентации «Витражное искусство».

  1. Приемы организации практической деятельности детей:

- экспериментирование с материалами и веществами (предметные стекла, лазерный луч, краски, волчки);

- индивидуальная роспись витражей на пленке.

  1. Приемы поддержания интереса у детей:

- создание проблемной ситуации;

- проведение экспериментов;

- чередование видов деятельности;

- индивидуальная роспись витражей на пленке.

  1. Приемы оценки и самооценки:

- словесное поощрение в ходе ОД;

- самоанализ;

- обсуждение полученных результатов.

3.

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативная: диалоговая беседа.

Познавательное: рассматривание слайдов презентации «Витражное искусство» с комментариями; исследование объектов окружающего мира (планета Земля) и экспериментирование с ними.

Художественно-эстетическая: рассказывание стихотворения о планете Земля; рисование витражей; включение в витражные композиции пейзажных и сюжетных элементов; самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

4.

Возрастная группа:

Подготовительная логопедическая группа (6-7 лет)

5.

Цель:

Развивать у детей творческие познавательные способности в процессе разрешения социально создаваемых проблемных ситуаций.

6.

Задачи:

- Формировать умения у детей разрабатывать гипотезы, синтезировать свои знания и пользоваться ими при решении познавательных и практических задач;

- развивать стремление к самостоятельному получению знаний опытным путем, умение синтезировать свои знания и пользоваться ими при решении познавательных и практических задач;

- формировать навыки проведения лабораторных опытов;

- развивать умение самостоятельно действовать, принимать активное участие в деятельности;

- расширить знания о свойствах света и цвета (использование известных оптических явлений для расшифровки надписей; углубление представлений об эффекте отражения и поглощения солнечного цвета);

- закрепить ранее полученные навыки изображения витражей на новом материале (пленка), приемы рисования, различные виды промакивания (всем ворсом и концом кисти);

- развивать композиционные умения: составлять узор на прямоугольнике, размещать в центре крупные элементы, по краям наиболее мелкие, заполняя углы, середину, стороны по мотивам витражной росписи;

- воспитывать у детей познавательный интерес; доброжелательное отношение в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

7.

Планируемые результаты:

- ребенок активен в разных видах познавательной деятельности; по собственной инициативе наблюдает, экспериментирует, рассуждает, выдвигает проблемы, проявляет догадку и сообразительность в процессе их решения;

- ребенок организует и осуществляет познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с собственным замыслом;

- ребенок проявляет творческую активность; самостоятельно определяет замысел будущей работы, может ее конкретизировать; уверенно использует освоенные техники;

- ребенок владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);

- ребенок соблюдает правила поведения в лаборатории;

- ребенок способен самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности; в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Центр познавательной активности: ноутбук, проектор, презентация «Витражное искусство», макет Земли; предметные стекла, волчки, акварельные краски, лазерный луч, лоток с водным раствором.

Центр творчества: гуашь, палитра, кисти, салфетки, подставки под кисти, непроливайки.

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятиях, в режимных моментах

Опытно-исследовательская деятельность с разными оптическими приборами и приспособлениями; знакомство детей с новым видом оформительского искусства – витражом: рассматривание иллюстраций в книгах, знакомство с историей возникновения витражного искусства.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Кондрашина Валентина Сергеевна, воспитатель муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад комбинированного вида №22» Использование проектного метода в развитии познавательной активности и творческих способностей дошкольников iconШалабаева Татьяна Викторовна мдоу детский сад №51 воспитатель 32-11-54
«Экспериментирование как средство формирования познавательной активности старших дошкольников»

Кондрашина Валентина Сергеевна, воспитатель муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад комбинированного вида №22» Использование проектного метода в развитии познавательной активности и творческих способностей дошкольников iconПриказ №60 положение об оплате труда работников муниципального автономного...
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Аленушка» р п. Приютово муниципального...

Кондрашина Валентина Сергеевна, воспитатель муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад комбинированного вида №22» Использование проектного метода в развитии познавательной активности и творческих способностей дошкольников iconПояснительная записка муниципальное казенное дошкольное образовательное...
...

Кондрашина Валентина Сергеевна, воспитатель муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад комбинированного вида №22» Использование проектного метода в развитии познавательной активности и творческих способностей дошкольников iconМетодические рекомендации из опыта работы Филиала Муниципального...
...

Кондрашина Валентина Сергеевна, воспитатель муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад комбинированного вида №22» Использование проектного метода в развитии познавательной активности и творческих способностей дошкольников iconДокументация по запросу котировок в электронной форме на право заключения...
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Детский сад комбинированного вида

Кондрашина Валентина Сергеевна, воспитатель муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад комбинированного вида №22» Использование проектного метода в развитии познавательной активности и творческих способностей дошкольников icon«Детский сад комбинированного вида №35 «Светофорик»
«Развитие общей и мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логоритмики»

Кондрашина Валентина Сергеевна, воспитатель муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад комбинированного вида №22» Использование проектного метода в развитии познавательной активности и творческих способностей дошкольников iconКуликова Татьяна Николаевна Год, число и месяц рождения 1960 год, 1 января
Воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №22 «Алсу»», 21...

Кондрашина Валентина Сергеевна, воспитатель муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад комбинированного вида №22» Использование проектного метода в развитии познавательной активности и творческих способностей дошкольников iconОсновная образовательная программа дошкольного образования муниципального...
Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский...

Кондрашина Валентина Сергеевна, воспитатель муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад комбинированного вида №22» Использование проектного метода в развитии познавательной активности и творческих способностей дошкольников iconАнализ работы мбдоу детский сад №59 «Колокольчик» комбинированного вида за 2013-2014 учебный год
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №59 «Колокольчик» функционирует с...

Кондрашина Валентина Сергеевна, воспитатель муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад комбинированного вида №22» Использование проектного метода в развитии познавательной активности и творческих способностей дошкольников iconВ муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду комбинированного вида №46 г
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №46 комбинированного вида (мдоу д/с №46)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск