Учебно-методическое пособие для изучения теоретического материала и выполненич практических и самостоятельных работ по дисциплине


НазваниеУчебно-методическое пособие для изучения теоретического материала и выполненич практических и самостоятельных работ по дисциплине
страница1/7
ТипУчебно-методическое пособие
filling-form.ru > Туризм > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7
Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Аграрный колледж

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

И ВЫПОЛНЕНИЧ ПРАКТИЧЕСКИХ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 080114

ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ


пос. Школьный

2014

Рассмотрено на заседании Утверждаю

Цикловой методической комиссии зам директора по УР

экономических дисциплин _________Е.А. Чередниченко

«__26__»__08__2014__г. «____»____201__г.

Протокол №_1__

Председатель ЦМК_______

Рекомендовано к изданию и использованию в качестве методических рекомендаций для выполнения курсовой работы студентами 2 курса специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет.

Цель данного учебно-методического пособия – помочь студентам при изучении теоретического материала и выполнении практических и самостоятельных работ, предусмотренных программой дисциплины Основы экономической теории.

Составитель:

Н.В. Сухарева, преподаватель дисциплин экономического цикла ГОУ СПО Аграрный колледж.

Рецензенты:

Т.Л. Стрепко, главный бухгалтер ГОУ СПО Аграрный колледж

О.М. Макарова, начальник финансового управления по Прокопьевскому

муниципальному району

Содержание


Введение

4

Раздел 1. Введение в экономическую теорию

6

Занятие 1 Предмет и история развития экономической теории

4

Занятие 2 Производство и воспроизводство. Собственность, ее типы и формы

16

Занятие 3 Практическая работа №1 «Построение и анализ кривой производственных возможностей»

23

Раздел 2 Микроэкономика

29

Занятие 4 Понятие рынка. Законы спроса и предложения

29

Занятие 5 Практическая работа №2 «Рыночное равновесие. Построение и анализ кривых спроса и предложения»

33

Занятие 6 Практическая работа №3 «Определение эластичности рынка. Расчет и анализ коэффициентов эластичности спроса и предложения по цене»

36

Занятие 7 Модели современного рынка

41

Занятие 8 Рынки производственных ресурсов

46

Раздел 3. Макроэкономика

53

Занятие 9 Макроэкономика как раздел экономической теории

53

Занятие 10 Практическая работа №4 «Расчет и анализ основных макроэкономических показателей»

57

Занятие 11 Макроэкономическое равновесие и макроэкономическая динамика

60

Раздел 4. Механизм макроэкономического регулирования

63

Занятие 12 Содержание, формы и методы регулирования экономики на макроуровне

63

Занятие 13 Бюджетно-налоговая политика государства

65

Занятие 14. Практическая работа №5. «Расчет и анализ структуры бюджета»

70

Занятие 15 Денежно-кредитная политика государства

69

Занятие 16 Социальная политика государства

72

Занятие 17 Современное всемирное хозяйство




Занятие 18 Зачетное занятие

84

Заключение

90

Список литературы

91

Введение

Учебно-методическое пособие по дисциплине Основы экономической теории составлено для того, чтобы облегчить работу студентов при изучении теоретического материала, при выполнении практических работ, предусмотренных рабочим планом. Кроме этого в пособии предлагается материал для самостоятельной работы, как на занятиях, так и во внеаудиторное время. Для того, чтобы теоретический материал был изучен более осознанно, даны вопросы, на которые студент должен ответить. При необходимости предлагаются задачи и тестовые задания.

Весь теоретический и практический материал разделен по занятиям (2 академических часа).

Первый раздел, Введение в экономическую теорию, включает 3 занятия, в том числе Практическую работу №1 «Построение и анализ кривой производственных возможностей». Этого времени вполне достаточно, так как на первом курсе студенты изучали дисциплину Экономика, поэтому мы только повторяем и углубляем уже изученное.

Второй раздел «Микроэкономика» включает 5 занятий, в том числе две практические работы на построение кривых спроса и предложения и нахождения равновесной цены, а также на расчет и анализ коэффициентов эластичности спроса и предложения по цене. На этих уроках также идет углубление и расширение знаний, полученных при изучении Экономики.

В третьем разделе «Макроэкономика», рассчитанном на 3 занятия, выполняется практическая работа по расчету и анализу основных макроэкономических показателей. Особое внимание уделяется таким макроэкономическим показателям, как экономический рост и инфляция.

В четвертом разделе «Механизм макроэкономического регулирования» рассматриваются основные направления бюджетно-налоговой, кредитно-денежной и социальной политики государства. При выполнении Практической работы №5 «Расчет и анализ структуры бюджета» студенты знакомятся принципами составления бюджетов различных уровней и рассчитывают структуру бюджета и дефицит (профицит). В качестве примера местного бюджета приводится бюджет Прокопьевского муниципального района на 2015 год.

Для облегчения работы с пособием в нем имеются гиперссылки, которые позволяют перейти из содержания к любому занятию пособия и обратно вернуться к содержанию. Необходимо установить курсор на выбранный раздел или занятие, нажать клавишу CTRL , затем левую клавишу «мыши». В разных местах теста есть вставки «к содержанию». Используя клавишу CTRL можно от этой вставки вернуться к началу пособия.

Раздел 1. Введение в экономическую теорию
Занятие 1 Предмет и история развития экономической теории

Что такое экономика, почему люди стали испытывать необходимость в экономических знаниях?

В 5 веке до н.э. греческий ученый Ксенофонт первым ввел в обиход понятие экономика. Именно в это время в Греции наблюдается расцвет рабовладельческого строя, появляются большие рабовладельческие хозяйства (латифундии), в которых трудились сотни, а иногда и тысячи рабов, которыми надо было управлять (экономика – законы ведения домашнего хозяйства, полис – город).

Можно выделить три основных понятия слова «Экономика»:

  1. Экономика – совокупность общественных отношений, связанных с производством, со всей хозяйственной деятельностью людей (рабовладельческая, капиталистическая, командная и т.д.).

  2. Экономика – та или иная производственная система, хозяйство (экономика Кузбасса, страны, города и т.д.).

  3. Экономика – научная и учебная дисциплина (экономика отрасли, предприятия, экономическая теория и т.д.).


Предмет и функции экономической теории

Предмет любой науки – это главная тема исследований. Экономика – наука общественная, социальная.

Предмет экономической теории – хозяйственная, производственная жизнь общества, экономические связи и отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления созданных людьми благ. Все многочисленные экономические связи должны строиться таким образом, чтобы при минимальных затратах производственных ресурсов достигался максимальный результат.

Функции экономической теории:

  1. Эмпирическая – экономические исследования носят опытный характер. Ученые ведут сбор и обработку информации (доходы населения, заработная плата, себестоимость продукции и т.д.).

  2. Теоретическая – опытные данные систематизируются, обобщаются. На основании этого создаются теории, концепции (трудовая теория стоимости).

  3. Образовательная – вся современная жизнь пронизана экономикой, поэтому необходимо создавать и проводить в жизнь специальные образовательные программы (курсы начинающих предпринимателей специальные учебные дисциплины и т.д.).

  4. Практическая (прагматическая, прикладная) – выработка конкретных форм, принципов и методов рационального хозяйствования, составление научных прогнозов, социально-экономических программ (Программа развития АПК Прокопьевского района до 2014 года).


Методы экономического исследования:

  1. Наблюдение с сбор фактов;

  2. Эксперимент;

  3. Моделирование;

  4. Метод научных абстракций;

  5. Анализ и синтез;

  6. Системный подход;

  7. Индукция и дедукция;

  8. Исторический и логический;

  9. Графический.


Этапы развития экономической теории

Вначале экономические знания формировались как отдельные элементы общей культуры. Древнейшими документами, которые описывали экономические отношения между людьми, были законы. Первые законы появились в 20 веке до н.э. (законы царя Хаммурапи, древний Вавилон). В них устанавливались экономические правила и нормы рабовладельческих отношения, денежного обращения, аренды земли, арендной платы, оплаты труда наемных работников как натуральным продуктом, так и серебром. Все эти свидетельства были найдены на черном базальтовом столбе, исписанном клинописью. Кроме этого были обнаружены каменные таблички, на которых были выбиты документы с долговыми и договорными обязательствами, обязательства выплаты штрафов и т.д. подобные документальные свидетельства были найдены в древней Индии, Китае.

В древней Греции и Риме экономические отношения были углублены и расширены. Кроме Ксенофонта свой вклад в развитие экономической мысли внесли Платон (4 век до н.э.) и Аристотель (3 век до н.э.). Если Ксенофонт впервые ввел в обиход слово экономика, то Аристотель в своих трудах «Политика» и «Этика» впервые исследовал экономические процессы с целью обнаружения в них общих закономерностей.

Идеалом хозяйства Аристотель считал натуральное хозяйство, которое тем успешнее развивается, чем больше имеет земли и рабов. Поэтому оптимальным способом достижения богатства он считал захват новых земель и рабов с последующей рациональной организацией их труда.

В то же время Аристотель понимал, что современное хозяйство носит не только натуральный характер, но и развивается за счет обмена, торговли, приобретает черты

денежного хозяйства. Для описания этих специфических проблем, связанных с торговлей и деньгами, Аристотель предложил новое научное направление, которое назвал Хрематистика, т.е. искусство делать деньги. Именно в рамках хрематистики он рассматривал такие явления, как деньги и их функции, цены товаров и ценообразование, капитал как деньги, приносящие дополнительные деньги.

Натуральное хозяйство Аристотель считал приоритетным направлением развития экономики. Торговля, по Аристотелю, должна была дать только то, чего не хватало в данный момент данному натуральному хозяйству. Здесь Аристотель выступал как консерватор, который не сумел увидеть перспективу развития денежного обращения. Но поскольку именно он очень подробно рассмотрел вопросы, связанные с деньгами, ценами, денежным обращением, Аристотель по праву считается одним из основателей экономической науки и первым ученым-экономистом.

Первое тысячелетие нашей эры характеризуется переходом от рабовладения к феодализму и от язычества к монотеизму (христианство, мусульманство и т.д.). Главным признаком движения экономической мысли является переход от оправдания рабства к его осуждению.

Наиболее сильное влияние на экономические воззрения оказывает церковь, в заповедях которой трактуются правила экономического поведения. Влияние религии на экономику прослеживается через Библию и Евангелие, в которых нашли отражение экономические воззрения первых христиан. Надо ли платить налоги? Христос учит: «отдайте кесарю – кесарево, а Богу – божие». Другие религии мира также уделяли внимание экономике.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Учебно-методическое пособие для изучения теоретического материала и выполненич практических и самостоятельных работ по дисциплине iconУчебно-методическое пособие по дисциплине Предпринимательское право
Учебно-методическое пособие предназначено для изучения студентами юридического факультета учебной дисциплины «Предпринимательское...

Учебно-методическое пособие для изучения теоретического материала и выполненич практических и самостоятельных работ по дисциплине iconСтраховое дело
...

Учебно-методическое пособие для изучения теоретического материала и выполненич практических и самостоятельных работ по дисциплине iconПроектно-сметное дело
Учебно-методическое пособие по выполнению самостоятельных работ для специальности «Земельно-имущественные отношения»

Учебно-методическое пособие для изучения теоретического материала и выполненич практических и самостоятельных работ по дисциплине iconМетодические рекомендации по её выполнению по дисциплине
Контрольная работа является результатом самостоятельного изучения студентами теоретического материала по данной дисциплине

Учебно-методическое пособие для изучения теоретического материала и выполненич практических и самостоятельных работ по дисциплине iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...

Учебно-методическое пособие для изучения теоретического материала и выполненич практических и самостоятельных работ по дисциплине iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов педиатрического факультета кгму

Учебно-методическое пособие для изучения теоретического материала и выполненич практических и самостоятельных работ по дисциплине iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Практикум по 1С»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...

Учебно-методическое пособие для изучения теоретического материала и выполненич практических и самостоятельных работ по дисциплине iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «уголовное право»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...

Учебно-методическое пособие для изучения теоретического материала и выполненич практических и самостоятельных работ по дисциплине iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Трудовое право» для студентов,...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Трудовое право» составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного...

Учебно-методическое пособие для изучения теоретического материала и выполненич практических и самостоятельных работ по дисциплине iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Таможенное дело»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск