Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Аграрный колледж
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
И ВЫПОЛНЕНИЧ ПРАКТИЧЕСКИХ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 080114
ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
пос. Школьный
2014
Рассмотрено на заседании Утверждаю
Цикловой методической комиссии зам директора по УР
экономических дисциплин _________Е.А. Чередниченко
«__26__»__08__2014__г. «____»____201__г.
Протокол №_1__
Председатель ЦМК_______
Рекомендовано к изданию и использованию в качестве методических рекомендаций для выполнения курсовой работы студентами 2 курса специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет.
Цель данного учебно-методического пособия – помочь студентам при изучении теоретического материала и выполнении практических и самостоятельных работ, предусмотренных программой дисциплины Основы экономической теории.
Составитель:
Н.В. Сухарева, преподаватель дисциплин экономического цикла ГОУ СПО Аграрный колледж.
Рецензенты:
Т.Л. Стрепко, главный бухгалтер ГОУ СПО Аграрный колледж
О.М. Макарова, начальник финансового управления по Прокопьевскому
муниципальному району
Содержание
Введение
| 4
| Раздел 1. Введение в экономическую теорию
| 6
| Занятие 1 Предмет и история развития экономической теории
| 4
| Занятие 2 Производство и воспроизводство. Собственность, ее типы и формы
| 16
| Занятие 3 Практическая работа №1 «Построение и анализ кривой производственных возможностей»
| 23
| Раздел 2 Микроэкономика
| 29
| Занятие 4 Понятие рынка. Законы спроса и предложения
| 29
| Занятие 5 Практическая работа №2 «Рыночное равновесие. Построение и анализ кривых спроса и предложения»
| 33
| Занятие 6 Практическая работа №3 «Определение эластичности рынка. Расчет и анализ коэффициентов эластичности спроса и предложения по цене»
| 36
| Занятие 7 Модели современного рынка
| 41
| Занятие 8 Рынки производственных ресурсов
| 46
| Раздел 3. Макроэкономика
| 53
| Занятие 9 Макроэкономика как раздел экономической теории
| 53
| Занятие 10 Практическая работа №4 «Расчет и анализ основных макроэкономических показателей»
| 57
| Занятие 11 Макроэкономическое равновесие и макроэкономическая динамика
| 60
| Раздел 4. Механизм макроэкономического регулирования
| 63
| Занятие 12 Содержание, формы и методы регулирования экономики на макроуровне
| 63
| Занятие 13 Бюджетно-налоговая политика государства
| 65
| Занятие 14. Практическая работа №5. «Расчет и анализ структуры бюджета»
| 70
| Занятие 15 Денежно-кредитная политика государства
| 69
| Занятие 16 Социальная политика государства
| 72
| Занятие 17 Современное всемирное хозяйство
|
| Занятие 18 Зачетное занятие
| 84
| Заключение
| 90
| Список литературы
| 91
| Введение
Учебно-методическое пособие по дисциплине Основы экономической теории составлено для того, чтобы облегчить работу студентов при изучении теоретического материала, при выполнении практических работ, предусмотренных рабочим планом. Кроме этого в пособии предлагается материал для самостоятельной работы, как на занятиях, так и во внеаудиторное время. Для того, чтобы теоретический материал был изучен более осознанно, даны вопросы, на которые студент должен ответить. При необходимости предлагаются задачи и тестовые задания.
Весь теоретический и практический материал разделен по занятиям (2 академических часа).
Первый раздел, Введение в экономическую теорию, включает 3 занятия, в том числе Практическую работу №1 «Построение и анализ кривой производственных возможностей». Этого времени вполне достаточно, так как на первом курсе студенты изучали дисциплину Экономика, поэтому мы только повторяем и углубляем уже изученное.
Второй раздел «Микроэкономика» включает 5 занятий, в том числе две практические работы на построение кривых спроса и предложения и нахождения равновесной цены, а также на расчет и анализ коэффициентов эластичности спроса и предложения по цене. На этих уроках также идет углубление и расширение знаний, полученных при изучении Экономики.
В третьем разделе «Макроэкономика», рассчитанном на 3 занятия, выполняется практическая работа по расчету и анализу основных макроэкономических показателей. Особое внимание уделяется таким макроэкономическим показателям, как экономический рост и инфляция.
В четвертом разделе «Механизм макроэкономического регулирования» рассматриваются основные направления бюджетно-налоговой, кредитно-денежной и социальной политики государства. При выполнении Практической работы №5 «Расчет и анализ структуры бюджета» студенты знакомятся принципами составления бюджетов различных уровней и рассчитывают структуру бюджета и дефицит (профицит). В качестве примера местного бюджета приводится бюджет Прокопьевского муниципального района на 2015 год.
Для облегчения работы с пособием в нем имеются гиперссылки, которые позволяют перейти из содержания к любому занятию пособия и обратно вернуться к содержанию. Необходимо установить курсор на выбранный раздел или занятие, нажать клавишу CTRL , затем левую клавишу «мыши». В разных местах теста есть вставки «к содержанию». Используя клавишу CTRL можно от этой вставки вернуться к началу пособия.
Раздел 1. Введение в экономическую теорию Занятие 1 Предмет и история развития экономической теории
Что такое экономика, почему люди стали испытывать необходимость в экономических знаниях?
В 5 веке до н.э. греческий ученый Ксенофонт первым ввел в обиход понятие экономика. Именно в это время в Греции наблюдается расцвет рабовладельческого строя, появляются большие рабовладельческие хозяйства (латифундии), в которых трудились сотни, а иногда и тысячи рабов, которыми надо было управлять (экономика – законы ведения домашнего хозяйства, полис – город).
Можно выделить три основных понятия слова «Экономика»:
Экономика – совокупность общественных отношений, связанных с производством, со всей хозяйственной деятельностью людей (рабовладельческая, капиталистическая, командная и т.д.).
Экономика – та или иная производственная система, хозяйство (экономика Кузбасса, страны, города и т.д.).
Экономика – научная и учебная дисциплина (экономика отрасли, предприятия, экономическая теория и т.д.).
Предмет и функции экономической теории
Предмет любой науки – это главная тема исследований. Экономика – наука общественная, социальная.
Предмет экономической теории – хозяйственная, производственная жизнь общества, экономические связи и отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления созданных людьми благ. Все многочисленные экономические связи должны строиться таким образом, чтобы при минимальных затратах производственных ресурсов достигался максимальный результат.
Функции экономической теории:
Эмпирическая – экономические исследования носят опытный характер. Ученые ведут сбор и обработку информации (доходы населения, заработная плата, себестоимость продукции и т.д.).
Теоретическая – опытные данные систематизируются, обобщаются. На основании этого создаются теории, концепции (трудовая теория стоимости).
Образовательная – вся современная жизнь пронизана экономикой, поэтому необходимо создавать и проводить в жизнь специальные образовательные программы (курсы начинающих предпринимателей специальные учебные дисциплины и т.д.).
Практическая (прагматическая, прикладная) – выработка конкретных форм, принципов и методов рационального хозяйствования, составление научных прогнозов, социально-экономических программ (Программа развития АПК Прокопьевского района до 2014 года).
Методы экономического исследования:
Наблюдение с сбор фактов;
Эксперимент;
Моделирование;
Метод научных абстракций;
Анализ и синтез;
Системный подход;
Индукция и дедукция;
Исторический и логический;
Графический.
Этапы развития экономической теории
Вначале экономические знания формировались как отдельные элементы общей культуры. Древнейшими документами, которые описывали экономические отношения между людьми, были законы. Первые законы появились в 20 веке до н.э. (законы царя Хаммурапи, древний Вавилон). В них устанавливались экономические правила и нормы рабовладельческих отношения, денежного обращения, аренды земли, арендной платы, оплаты труда наемных работников как натуральным продуктом, так и серебром. Все эти свидетельства были найдены на черном базальтовом столбе, исписанном клинописью. Кроме этого были обнаружены каменные таблички, на которых были выбиты документы с долговыми и договорными обязательствами, обязательства выплаты штрафов и т.д. подобные документальные свидетельства были найдены в древней Индии, Китае.
В древней Греции и Риме экономические отношения были углублены и расширены. Кроме Ксенофонта свой вклад в развитие экономической мысли внесли Платон (4 век до н.э.) и Аристотель (3 век до н.э.). Если Ксенофонт впервые ввел в обиход слово экономика, то Аристотель в своих трудах «Политика» и «Этика» впервые исследовал экономические процессы с целью обнаружения в них общих закономерностей.
Идеалом хозяйства Аристотель считал натуральное хозяйство, которое тем успешнее развивается, чем больше имеет земли и рабов. Поэтому оптимальным способом достижения богатства он считал захват новых земель и рабов с последующей рациональной организацией их труда.
В то же время Аристотель понимал, что современное хозяйство носит не только натуральный характер, но и развивается за счет обмена, торговли, приобретает черты
денежного хозяйства. Для описания этих специфических проблем, связанных с торговлей и деньгами, Аристотель предложил новое научное направление, которое назвал Хрематистика, т.е. искусство делать деньги. Именно в рамках хрематистики он рассматривал такие явления, как деньги и их функции, цены товаров и ценообразование, капитал как деньги, приносящие дополнительные деньги.
Натуральное хозяйство Аристотель считал приоритетным направлением развития экономики. Торговля, по Аристотелю, должна была дать только то, чего не хватало в данный момент данному натуральному хозяйству. Здесь Аристотель выступал как консерватор, который не сумел увидеть перспективу развития денежного обращения. Но поскольку именно он очень подробно рассмотрел вопросы, связанные с деньгами, ценами, денежным обращением, Аристотель по праву считается одним из основателей экономической науки и первым ученым-экономистом.
Первое тысячелетие нашей эры характеризуется переходом от рабовладения к феодализму и от язычества к монотеизму (христианство, мусульманство и т.д.). Главным признаком движения экономической мысли является переход от оправдания рабства к его осуждению.
Наиболее сильное влияние на экономические воззрения оказывает церковь, в заповедях которой трактуются правила экономического поведения. Влияние религии на экономику прослеживается через Библию и Евангелие, в которых нашли отражение экономические воззрения первых христиан. Надо ли платить налоги? Христос учит: «отдайте кесарю – кесарево, а Богу – божие». Другие религии мира также уделяли внимание экономике.
|