Принята
на заседании педсовета
протокол №
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
муниципального казенного дошкольного
образовательного учреждения
города Новосибирска
«Детский сад № 406 комбинированного вида «Аленка»
с приоритетным осуществлением
физкультурно-оздоровительного и
социально – личностного развития детей
Содержание I Пояснительная записка
Особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и другие)
Принципы и подходы к формированию Программы
Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении
П Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
Организация жизни и деятельности детей в ДОУ
Проектирование воспитательно-образовательного процесса Ш Содержание психолого-педагогической работы
Познавательно-речевое развитие:
познание
коммуникация
чтение художественной литературы
Социально-личностное развитие:
социализация
труд
безопасность
Художественно-эстетическое развитие:
музыка
художественное творчество
Физическое развитие:
физическая культура
здоровье
IV Содержание коррекционной работы
разрабатывается при воспитании в образовательном учреждении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
VПланируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования
итоговые- старший дошкольный возраст - 6-7 лет, выпускник
промежуточные:
ранний возраст - 3 года
младший дошкольный возраст – 5 лет
VI . Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы
Физическое развитие:
низко формализованные методы
высоко формализованные методы
Интеллектуальное развитие:
низко формализованные методы
высоко формализованные методы
Личностное развитие:
низко формализованные методы
высоко формализованные методы
Пояснительная записка
Особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и другие)
Дошкольное образовательное учреждение находится в Ленинском районе. В состав ДОУ входят два корпуса. Первый корпус ДОУ расположен по адресу г. Новосибирск, 630078, 2 переулок Пархоменко, 14 т. 8 383 351 63 25. Второй корпус расположен по адресу г. Новосибирск, 630078, ул. Ватутина, 11/1 т. 8 383 351 68 67.
Оба корпуса МКДОУ – это отдельно стоящие здания, расположенные внутри жилых кварталов. ДОУ расположено вблизи сквера им. Гагарина и Монумента Славы, стадиона «Сибсельмаш». Участки детского сада озеленены, имеются спортивные площадки. Первый корпус детского сада рассчитан на 6 групп, имеется физкультурно – музыкальный зал. Второй корпус детского сада рассчитан на 10 групп, имеется отдельный музыкальный зал и физкультурный зал.
В соответствии с действующим законодательством изменён статус нашего дошкольного учреждения (год основания 1969) на муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 406 «Аленка», комбинированного вида, второй категории.
Образовательную деятельность мы осуществляем в соответствии с лицензией, регистрационный номер 7677 от 10 июля 2012г.
Учредителем образовательного учреждения является Управление мэрии г. Новосибирска и департамент по управлению имуществом г. Новосибирска – «Департамент».
МКДОУ детский сад № 406 «Аленка» функционирует в соответствии с Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением о дошкольном учреждении», нормативными актами МО РФ, решениями городского совета и уставом ДОУ.
Проектная мощность учреждения – 420 мест.
Количество групп 16, из них:
две группы раннего возраста (дети 2-3 лет);
одна санаторная группа, одна логопедическая;
двенадцать групп общего развития.
Структура групп качественно представлена в таблице:
| 1 мл
| 1 мл
| 2 мл
| 2 мл.
| Ср.
| Ср
| Ср.
| Ср.
| Ср.
| Ср.
| Ст.
| Ст.
| Ст.
| Логопед
| Подг.
| Санат.
| Всего по ДОУ
| Списочный состав групп
|
23
|
25
|
27
|
28
|
27
|
27
|
27
|
28
|
28
|
28
| 28
|
28
| 28
|
20
|
28
|
20
|
420
| Из них с ФФНР
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 14
|
|
|
| Из них дети с ОВЗ
|
|
|
|
|
|
| 2
|
|
|
|
|
|
| 1
|
| 1
| 3
| По социальному составу преобладает:
полные семьи – 80%, неполные – 20%;
высшее образование имеют – 63,2% родителей;
среднее профессиональное – 36,8% родителей.
По занятости в народном хозяйстве:
в бюджетной сфере – 35%;
в коммерческой сфере – 65%.
По количественному составу детей в семье:
1 ребёнок – 75%
2 и более детей – 25%.
Национальный состав:
Русские семьи – 85%;
Семьи других национальностей – 15%.
1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
МКДОУ детский сад № 406 «Алёнка» оздоровительного и развивающего направления, где формируется и развивается ребёнок, который реализует своё право на индивидуальное и безопасное развитие в соответствии со своими потребностями, способностями. Педагог развивает свои профессиональные и личностные качества, руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов.В дошкольном образовательном учреждении реализуется целостная концепция развития детей, определяющая отношение к детству, как самоценному времени жизни, направленная на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных условий для развития способностей, становления общечеловеческих ценностей и базиса личностной культуры, воспитания долго действующих качеств личности.
Программа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» (г. Санкт-Петербург, Детство – Пресс, 2011г.Т.И. Бабаева и др.).
При составлении образовательной программы учитывались следующие принципы:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, а также сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости.
Дошкольный возраст – яркая и неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы и предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, закладывается фундамент здоровья. Поэтому программа обеспечивает обогащенное развитие детей дошкольного возраста.
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности.
Каждый ребёнок развивается в своём темпе, задача воспитателя – бережно относиться к этому процессу, создавать условия для естественного индивидуального личностного роста.
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраст, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
Образовательное содержание программы гармонично входит в мир современного ребенка через его взаимодействие с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и трудом.Воспитательный аспект программы заложен в приобщении детей к истокам народной культуры своей страны: произведениям устного народного творчества, народным хоровым играм, народной музыке и танцам, декоративно-прикладному искусству России. Акцент делается на приобщение детей к добру, красоте, ненасилию, уважению к другим народам, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребёнка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки, участвовать в охране окружающей среды.
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
Содержательные связи между разными разделами программы позволяют педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно – образовательных задач. Интегративный подход даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
Программа основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, в основу которого положена идея интеграции содержания разных образовательных областей вокруг единой общей темы, которая на определённое время (дни, недели) становится объединяющей.
Выбор темы учитывает интересы детей, задачи развития и воспитания, текущие явления и яркие события (времена года, праздники).
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
Программа предусматривает организацию:
Образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения;
Образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
В самостоятельной деятельности детей;
В процессе взаимодействия с семьями детей по реализации программы.
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Педагог наполняет повседневную жизнь детей интересными делами, проблемами, идеями, включает каждого ребенка в содержательную деятельность, способствует реализации детских интересов и жизненной активности.
Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Социально – личностное направление
Физкультурно-оздоровительное направление
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребёнка-дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд – занимают особое место в программе для каждой возрастной группы. Именно в этих видах деятельности при условии освоения ребёнком позиции субъекта происходит интенсивное социальное, эмоционально-личностное развитие и совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований, как стремление к новой социальной позиции, становления основ произвольности поведения, способности к самоконтролю, к соподчинению мотивов, что составляет базу готовности детей к школе и успешного вхождения в новые условия систематического школьного обучения. Поэтому приоритетным направлением деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования является социально-личностное развитие детей.
Модель МКДОУ детский сад № 406 «Алёнка»
Образовательный процесс осуществляется по двум ступеням:
1 ступень – дети от 2-х до 3-х лет;
2 ступень – дети от 3-х до 7-ми лет.
Порядок приёма на все ступени образования определяется с учётом социального заказа учредителей и обеспечивает приём детей, проживающих на микроучастке, либо по медицинским показаниям врача-фтизиатра. Комплектование групп осуществляется с учётом возраста детей, их психофизического состояния и медицинским показаниям. Такие дети нуждаются в особой физкультурно – оздоровительной работе. Поэтому, наряду с социально – личностным развитием, приоритетным направлением деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования является физкультурно – оздоровительное.
|