Санкт-Петербургский государственный университет
Дипломная работа на тему:
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
по специальности 37.05.01 – Клиническая психология
основная образовательная программа Клиническая психология
профиль: судебная и криминальная психология
Выполнил: Рецензент:
канд. психол. наук, доцент кафедры социологии и психологии
Шарок В. В.
____________
Студент 6 курса
Очной формы обучения
Быковская А.Д.
____________
Научный руководитель:
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии здоровья и отклоняющегося поведения
Гранская Ю. В.
____________
Санкт-Петербург
2017
Содержание
Аннотация 5
Введение 9
1.Подростки, проживающие в условиях сельской местности чаще, испытывают трудности во взаимодействии с окружающими в сравнении с подростками, проживающими в городских условиях. 11
2.Сельские подростки отличаются от городских по таким эмоциональным характеристикам как агрессивность, подозрительность, тревожность, раздражительность и обидчивость. 11
1.Изучение психологических особенностей подростков, проживающих в условиях сельской местности; 12
2.Изучение психологических особенностей подростков, проживающих в городских условиях; 12
3.Сравнение особенностей подростков, проживающих в сельской местностями и особенностей подростков, проживающих в городе. 12
4.Выявление эмоциональных и коммуникативных особенностей подростков, проживающих в условиях сельской местности и их взаимосвязи. 12
1.Теоретическое изучение особенностей подросткового возраста. 13
5.Диагностика подростков, проживающих в сельской местности, с целью изучения их особенностей. 13
6.Диагностика подростков, проживающих в городе, с целью изучения их особенностей. 13
7.Математическая обработка полученных данных. 13
8.Сравнительный анализ особенностей подростков обоих групп. 13
9.Интерпретация результатов. 13
Глава 1. Эмоциональные и коммуникативные особенности подростков 15
1.1 Общая характеристика подросткового возраста 15
1.Физические качества (быстрота, сила, скорость). 24
10.Выносливость и терпимость. 24
11.Концентрация внимания, работоспособность, сила воли. 24
1.2 Эмоциональные и коммуникативные особенности подростков. 25
1.2 Роль среды в развитии личности подростка. 33
1.Подростковый возраст является границей между детством и взрослением. 49
12.В подростковом возрасте происходит смена социальных ролей. Подросток становится менее зависим от родителей, у него появляются определённые права и большее количество обязанностей, появляется ответственность. Он частично освобождается от опеки родителей, происходит деформация ценностей, меняется мировоззрение. Подросток большее количество своего времени проводит со сверстниками, в силу того, что с ними проводить время ему интересней, чем с родственниками. 49
13.В подростковом возрасте происходит становление идентичности. Подросток включается в социум. Он наделяется определенным статусом личности. 49
14.В этом возрасте происходит эмоциональное созревание. Подросток учится управлять своими эмоциями, сдерживать их, когда это необходимо или же выражать. 49
15.Появляется интерес к противоположному полу. Завершается период полового и физического созревания. 50
16.Появляется способность к рефлексии, к анализу своих мыслей, своего поведения. 50
17.Происходит так же, осознание себя как индивидуальной личности. У многих подростков появляются проблемы с самооценкой. 50
18.Происходит так же развитие определенной модели поведения и выработка защитных механизмов, которые, подросток будет использовать в дальнейшей жизни. 50
19.Подросток стремится во всем подражать взрослым, стремится казаться таковым. 50
20. Подростки в этом возрасте очень тревожны, беспокойны, раздражимы, агрессивны порой, противоречивы, эмоционально неустойчивы, мечтательны, часто фантазируют. 50
Специфика сельской местности. Особенности сельских подростков. 50
1.Качество и уровень жизни ниже, чем у городских подростков. 50
21.Как правило, плохо развитая инфраструктура. 51
22.Территориальная замкнутость сельской местности, скудность интересов, узость спектра культурно-развлекательных программ. Отсутствие мотивации к развитию. 51
23.Подростка слишком рано включают в трудовую жизнь, в связи с чем может наблюдаться утрата интересов к получению знаний. 51
24.Ограниченность в возможности самовыражения. 51
25.Невысокий уровень образованности родителей в вопросах воспитания и развития у подростков навыков для их адаптации в социуме. 51
26.Трудности адаптации в социуме 51
27.Формирование эмоциональных реакций и коммуникативно-познавательных навыков происходит в замедленном темпе. 51
Глава 2. Эмпирическое изучение эмоциональных и коммуникативных особенностей подростков. 52
2.1 Организация и планирование исследования. 52
1.Подростки, проживающие в условиях сельской местности чаще, испытывают трудности во взаимодействии с окружающими в сравнении с подростками, проживающими в городских условиях. 52
3.Сельские подростки отличаются от городских по таким эмоциональным характеристикам как агрессивность, подозрительность, тревожность, раздражительность и обидчивость. 52
1.Изучение эмоциональных и коммуникативных особенностей подростков, проживающих в сельской местности; 52
28.Изучение эмоциональных и коммуникативных особенностей подростков, проживающих в городе; 53
29.Сравнение особенностей подростков, проживающих в сельской местностями и особенностей подростков, проживающих в городе. 53
30.Изучение взаимосвязи эмоциональных и коммуникативных особенностей в группе сельских и городских подростков 53
2.2 Методы исследования 55
1.Фрайбургский личностный опросник 55
31.Опросник Басса-Дарки 55
32.Проективная методика «Несуществующее животное» 55
33.Интервью 55
34.Наблюдение 55
1.Невротичность 56
35.Спонтанная агрессивность 56
36.Депрессивность 56
37.Раздражительность 56
38.Общительность 56
39.Уравновешенность 56
40.Реактивная агрессивность 56
41.Застенчивость 56
42.Открытость 56
43. Экстраверсия-интроверсия 56
44.Эмоциональная лабильность 56
45.Маскулинизм-феминизм 57
1.Физическая агрессия 58
46.Косвенная агрессия 58
47.Раздражение 58
48.Негативизм 58
49.Обида 58
50.Подозрительность 58
51.Вербальная агрессия 59
52.Чувство вины 59
1.Изучение особенностей подросткового возраста. На этом этапе осуществлялся обзор литературы, изучение теоретических данных, которые могли бы способствовать получению достоверных результатов. 59
53.Диагностика подростков, проживающих в сельской местности, с целью изучения их особенностей. Был проведен ряд методик, с целью выявления 60
54.Диагностика подростков, проживающих в городе, с целью изучения их особенностей. 60
55.Математическая обработка данных. 60
56.Сравнение особенностей подростков обоих групп. 60
57.Корреляционный анализ взаимосвязей 60
Глава 3. Результаты и обсуждения 63
3.1 Результаты сравнительного анализа по методике Фрайбургский личностный опросник. 63
1.невротичность 63
58.спонтанная агрессивность 63
59.депрессивность 63
60.раздражительность 63
61.общительность 63
62.уравновешенность 64
63.реактивная агрессивность 64
64.застенчивость 64
65.открытость 64
66.экстраверсия-интроверсия 64
67.эмоц.лабильность 64
68.маскулн.-феминизм 64
3.2. Результаты сравнительного анализа по методике Басса-Дарки 67
1.Физическая агрессия 67
69.Косвенная агрессия 67
70.Раздражение 68
71.Негативизм 69
72.Обида 69
73.Подозрительность 69
74.Вербальная агрессия 69
75.Чувство вины 69
3.3 Результаты по методике «Несуществующее животное». 71
Агрессивность, Тревожность, Самооценка, Общительность, Открытость, Застенчивость, Раздражительность, Эмоциональность 85
3.4 Результаты по данным наблюдения и интервью. 87
1.Выражение лица, мимика, жестикуляция. 89
2.Особенности вступления в контакт 89
3.Интонация, голос. 89
4.Направленность взгляда. 89
5.Подвижность – скованность. 89
6.Говорливость- односложные ответы. 89
7.Поза (открытая, закрытая) 89
1.Особенности взаимодействия подростков с учителями и между собой 93
2.Поведение подростков во время уроков 93
3.Отношения со сверстниками 93
4.Времяпровождение во время перемены 93
3.5 Результаты корреляционного анализа. 94
1. Физическая агрессия и невротичность (p=0,41*), чем выше уровень невротизации личности, тем чаще он будет проявлять признаки физической агрессии. 96
76.Физическая агрессия и экстраверсия-интроверсия (p=0,46**). Чем более подросток экстровертирован, тем чаще он будет проявлять признаки физической агрессии. 96
77.Экстраверсия-интроверсия и раздражительность (p=-0,40*). Чем менее подросток экстровертирован, тем более он раздражителен. 97
78.Эмоциональная лабильность и депрессивность (p=-0,39*). Чем более подросток склонен к депрессивности, тем менее он эмоционально устойчив. 97
79.Косвенная агрессия и маскулинизм-феминизм (p= 0,48**). Чем более агрессивен подросток, тем чаще его поведение протекает по мужскому типу реагирования. 97
80.Подозрительность и чувство вины (p= 0,40*). Чем более подозрителен подросток, тем чаще он испытывает чувство вины. 97
81.Раздражительность и обидчивость (p=-0,39*). Чем менее подросток раздражителен, тем более он обидчив. 97
1.Чем выше уровень агрессивности (p=0,34*)., тем чаще подростки испытывают чувство вины. 97
2.Чем менее подростки интровертированы (p=0,38*)., тем более они открыты для взаимодействия с социумом. 98
3.Чем выше уровень депрессивности (p=0,50*)., тем выше уровень негативизма. 98
4.Чем менее подростки открыты (p=-0,47*). для взаимодействия с социумом, тем они более агрессивны. 98
5.Чем менее подростки общительны (p=-0,36*), тем они более раздражительны. 98
Выводы 99
1. Сельские подростки в отличие от городских менее враждебно настроены по отношению к социуму. Подростки из сельской местности более открыто проявляют агрессивность: негативные чувства они выражают вербально и с помощью применения физической силы. В то время как у городских подростков чаще и в большей степени проявляется раздражительность и негативизм по отношению к социуму. Они более обидчивы и более подозрительны. 99
2. Сельские подростки более общительны, но в то же время застенчивы. Они проживают в населенном пункте с небольшой численностью населения, где местные жители знают друг о друге все. Этим обусловлен их высокий уровень общительности, открытости и доверчивости. Попадая в новую среду, они могут закрываться и испытывать сложности в установлении контактов. 99
3. Сельские подростки тревожны, в первую очередь эта тревожность связана с неопределенностью будущего. В сельской местности отсутствуют высшие учебные заведения, поэтому чтобы овладеть желаемой профессией, они вынуждены переехать в город. 99
4. Сельским подросткам свойственна заниженная самооценка и неуверенность в себе. Это можно связывать с уровнем развития, образованности, социальным статусом, невозможностью удовлетворения потребностей, а также финансовыми трудностями. 100
5. Корреляционный анализ показал, что чем более сельские подростки агрессивны, тем чаще их поведение протекает по мужскому типу реагирования. Чем меньше сельские подростки экстровертированы, тем более они раздражительны и тем менее обидчивы. Чем больше подростки склонны к депрессивности, тем менее они эмоционально устойчивы. 100
Заключение 101
1.Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. – СПб., 2000. – 360 с. 105
82.Барыльник С. Н. Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь с эмоциональным интеллектом с учетом гендерных особенностей // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 683-686. 105
83.Баярд Р. Баярд Д. Волнение беспокойного подростка. – М., 1978г. 105
84. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Божович Л. И. Личность и ееформирование в детскомвозрасте. – СПб.: Питер, 2008. 105
85.Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – Москва – Воронеж, 1995 – 365 с. 105
86. Бочавер А.А., Жилинская А.В., Хломов К.Д. Перспективы современных подростков в контексте жизненной траектории [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 31–38. 105
87. Величковский Б.А. Современная когнитивная психология. М., 1982. 106
88.Возрастная психология, детство, отрочество, юность: Хрестоматия / Сост. и науч. ред. В.С.Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Издат. центр "Академия", 2001. – 624 с. 106
89. Выготский Л.С. Педагогика подростка. // М., 1984. 106
90.Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова - М: Педагогика, 2006. – 388 с. 106
91. Головей Л.А., Данилова М.В., Данилова Ю.Ю. Самоотношение и отношения со значимыми взрослыми как факторы удовлетворенности жизнью у подростков // Социальная психология и общество. 2017. Том 8. № 1. С. 108–125. 106
92. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. – М.: «Наука», 1980. – 104 с. 106
93.Горянина В.А Психология общения. Издательство: Академия, 2005. – 384 с. 107
94. Детская возрастная психология. Обухова Л.Ф. - М.1996. 374 с. 107
95. Е.П.Ильин «Эмоции и чувства. СПб.: 2001 - 752 с 107
96. Жилинская А.В. Развитие целеполагания у старших подростков (на материале проектной деятельности): Дисс. … канд. психол. наук / МГППУ. М., 2015. 180 с. 107
97. Зверева Н.В., Кутырева Я.С., Казакова М.В. Восприятие и выражение эмоций подростками в норме и при шизофрении [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2016. Том 5. № 4. С. 76–92. 107
98. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб: издательство "Питер", 2000. – 512с. 107
99. К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные произведения, т. II, 1952 г., стр. 327. 107
100. Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления: СПб.: Питер, 2006. 107
101. Концепция развития УМБ сельской школы/ Под ред В.И. Козыря - М., 1991г. 108
102.Кон И.С. Психология ранней юности. М., Просвещение 1989. 108
103. Королева Д.О. Исследование повседневности современных подростков. [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 55–61. 108
104. Краткий психологический словарь / Ред. - сост. Л.А. Карпенко: Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростова на Дону: Издательство «Феникс», 1998 г. 108
105.Круглов Б. С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника. – М., 1983. 108
106.Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 3-е изд. -М.: Изд-во УРАО, 1997. 108
107.Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие / И.Ю. Кулагина. – 4-е изд. – М.: Издательство университета Рос. Академии образования, 1998. – 176 с. 108
108.Куликов, Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов / Л.В. Куликов. СПб.: Издательство "Питер", 2000. – 480 с. 109
109. Культурно-досуговая деятельность/ Под ред. А.Д. Жаркова, В.М.Чижикова-М., 1998. 109
110.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977. 109
111. Лидерс, А.Г. психологический тренинг с подростками. - М. Академия, 2001. - 256с. 109
112.Мясищев В. Н. Структура личности и отношение человека к действительности // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. — М.: Изд-во МГУ, 1982.—С. 35-38. 109
113.Патрушев В.Д. Динамика бюджетов свободного времени горожан//Социологические исследования. 2016 г.№11.с.28-35. 109
114.Питер Лафренье. Психология детей и подростков: Психологическая энциклопедия. / [Пер. с англ.: М. Васильева и др.] - СПб. : Прайм-Еврознак, 2014 г; - 250 с. : ил.; 27 109
115.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр "Академ", 2000. – 184с. 110
116.Поливанова Л.Б., "Психологическое содержание подросткового возраста" \\Вопросы психологии N5 1992 г. 110
117. Попова, М.В. Психология растущего человека. - М.: ТЦ «Сфера», 2002. -128с. 110
118.Прихожан А.М. «Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика», М. 2000 110
119. Психологические особенности агрессивности и враждебности. Е.М. Ковш, М.В.Буняева / Российский психологический журнал. / Том 12. №4 2015 г. 110
120. Психология современного подростка. Под редакцией Д.И. Фельдштейна. // М.: Педагогика, 1987. 110
121. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000. - 624 с. 110
122. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. // Психологический журнал. 2006. № 5. - С.3-18. 111
123.Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления М. 2000. – 228 с. 111
124.Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие для студентов высш. учеб. Заведений / Е.Е. Сапогова. – М,: Аспект Пресс, 2001. – 460 с. 111
125. Селиванова О. Занятость молодежи – стратегическая проблема // Человек и труд. –2013. - №3. с.29-32. 111
126. Сиротинина О.Б. Речь современного города.- Омск, 1995.- 244с. 111
127. Фадеева О.П. Неформальная занятость в российском селе. Экономическая социология, 2001 Т.2.№2. С.61-93. 111
128. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1988. – №6. 111
129.Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. Под. ред. Дубровиной И.В. М., Педагогика, 1987. 112
130.Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Академия, 1999. – 302 с. 112
131. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей. – М: Издательство Института Психологии, 2003. – 480с. 112
132.Холмогорова А.Б., Авакян Т.В., Клименкова Е.Н., Малюкова Д.А. Общение в интернете и социальная тревожность у подростков из разных социальных групп // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 4. С. 102–129. 112
133. Хомякова А.С. Социологический анализ перспектив развития регионов (на примере Ставропольского края) // «Научный и общественно-теоретический журнал». Спец. Вып. 8. - Ростов-на-Дону: Издательство Северо-Кавказского научного центра высшей школы. 2014 г. 112
134. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. – М.: ИП РАН, 2000. – 448 с. 113
135. Якимова Т.В. Феномен познавательной аддикции в развитии интеллектуально одаренных подростков // Консультативная психология и психотерапия. 2010. № 1. С. 121–136. 113
136. Портал правовой статистики http://crimestat.ru 113
137.База статистических данных по Ставропольскому краю http://stavstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/stavstat/ru/statistics/db/ 113
138. Ashton, M.C., Lee, K., Perugini, M., Szarota, P., de Vries, R.E., Di Blas, L., et al.(2004). A six-factor structure of personality-descriptive adjectives: Solutions from psycholexical studies in seven languages. Journal of Personality and Social Psychology, 1986. 113
139. Basu K.A. Theory of Association: Social Status, Prices and Markets // Oxford Eco) nomic Papers. 1989. Vol. 41. № 4 113
140. Dias T., Menezes I. Children and adolescents as political actors: Collective visions of politics and citizenship [Электронный ресурс]: Highlighting Diversity and Intercultural Issues // Journal of Moral Education. 2014. Vol. 43. № 3. P. 250-268. 113
141.Festinger L. A theory of social comparison processes // Human Relations. 1954. Vol. 7 (2). 114
Приложение А. 115
Приложение Б. 122
Приложение В. 128
|