Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный медицинский университет Минздрава РФ» КАФЕДРА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОТЕРАПИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для студентов 6 курса
факультета клинической психологии
по ведению дневников
научно – исследовательской практики
Оренбург
2015 г.
УДК
Составитель: доцент, кандидат медицинских наук И.С. Быкова
Учебное пособие
для студентов факультета клинической психологии по ведению дневников научно – исследовательской практики на 6 курсе.
Рецензенты:
Учебно – методическое пособие обсуждено и рекомендовано к печати
УМК ФКП.
Оренбургский государственный медицинский университет, 2015.
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА................................................................................
| 2 стр.
| II.ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ...............................................
| 2 стр.
| III. ПРАВИЛА И ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ ДНЕВНИКА...............................................
| 3 стр.
| 1.Ведение типографского дневника..............................................................................
| 4 стр.
| 2.Ведение рукописного дневника..................................................................................
| 9 стр.
| IV. ПСИХОЛОГО – ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ..............................
| 25 стр.
| V. ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И ЗАЧЕТ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ..........................................................................
| 25 стр.
| ПРИЛОЖЕНИЕ №1........................................................................................................
| 28 стр.
| ПРИЛОЖЕНИЕ №2........................................................................................................
| 29 стр.
|
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Научно – исследовательская практика является завершающим этапом обучения студентов специальности «Клиническая психология».
Целью практики является закрепление навыков научно – исследовательской, психодиагностической, психокоррекционной, психолого – просветительской и проектно – инновационной деятельности.
При прохождении практики студент обязан заполнять перечень документов, разработанный и утвержденный высшим учебным заведением. К документации относятся отчет по практике, учебно – методическое пособие по организации и проведению практики для преподавателей, учебное пособие и рабочая программа практики для студентов. Студентом самостоятельно заполняется типографский отчет, рукописный отчет, оформляется индивидуальная рабочая учебная программа научно – исследовательской практики с заданием по ВКР.
Данное методическое пособие детально рассматривает требования к заполнению отчета, как основной отчетной документации студента по качеству и срокам прохождения практики. Пособие составлено с целью унификации правил и порядка оформления документации, заполняемой студентами во время прохождения практики.
Практика может быть зачтена только в случае своевременного предоставления дневника после ее окончания. II. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ
Научно – исследовательская практика студентов 6 курса ФКП проводится согласно учебному плану, разработанному в соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Клиническая психология»; длительность практики 10 недель по окончании 9 семестра.
Работа студента на практике включает два раздела:
- разработку дипломного проекта, сбор исследовательского материала для выпускной квалификационной работы, оформление первых двух глав диплома (состояние вопроса, методы исследования) и предварительную обработку и анализ полученных результатов;
- закрепление теоретических знаний и практических навыков, приобретенных во время обучения.
Перед началом практики каждый студент пишет заявление на имя заведующего кафедрой с просьбой утвердить тему выпускной квалификационной работы, подписанное исполнителем и научным руководителем и оформляет задание на практику (образец задания в учебном пособии и рабочей программе практики для студентов).
Клиническая база, выбранная для прохождения практики должна соответствовать теме дипломного проекта.
Организацию и контроль практической части научно – исследовательской практики осуществляют:
- ответственный руководитель практики от организации или ЛПУ (руководитель организации, главный врач, зам. гл. врача по лечебной работе или другое лицо, назначенное приказом по организации, ЛПУ).
- непосредственный руководитель (зав. психологической лабораторией или другие ведущие психологи, назначенные приказом по организации).
Организацию и контроль научно – исследовательской части практики осуществляет научный руководитель – доцент или ассистент, кандидат психологических (медицинских наук) кафедры общей психологии или кафедры клинической психологии и психотерапии или кафедры психиатрии и наркологии.
В последний день практики студент обязан представить на кафедру отчетную документацию с результатами прохождения практики (рукописный и типографский варианты отчета о прохождении практики) и сдать недифференцированный зачет.
Студент, не выполнивший программу научно – исследовательской практики, не оформивший типографский и рукописный отчеты в соответствии с предъявляемыми требованиями или получивший неудовлетворительную оценку при сдаче зачета, не может быть допущен к сдаче государственных выпускных экзаменов. III. ПРАВИЛА И ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ ТИПОГРАФСКОГО И РУКОПИСНОГО ОТЧЕТОВ Типографский отчет выдается в печатном виде отделом практики ОрГМА,
рукописный отчет - тетрадь 96 листов, заводится студентом самостоятельно и ведется ежедневно по нижеуказанной схеме (стр. 11).. 1. Ведение типографского отчета.
Пример заполнения первого раздела отчета:
1.ХАРАКТЕРИСТИКА БАЗЫ ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
В качестве помощника психолога, клинического психолога
Организация (учреждение, предприятие) Оренбургский областной клинический наркологический диспансер
Общий руководитель практики от организации Середина Светлана Борисовна –
заместитель главного врача по медико – социальной реабилитации
Непосредственный руководитель практики от организации Демина Марина Вячеславовна –
заведующая психологической лабораторией
Руководитель дипломного проекта – Быкова Ирина Сергеевна- доцент кафедры клинической психологии и психтерапии
Общая характеристика организации (учреждения, предприятия):
мощность учреждения: в ООКНД 7 стационарных отделений – реанимационное, интенсивной терапии, реабилитации, лечебные наркологические на 280 коек; 2 отделения анонимного лечения, взрослая и детско – подростковая амбулаторная служба. В лечебном наркологическом отделении имеются койки для проведения экспертизы.
оснащенность кабинета психолога: психологическая лаборатория оснащена 6 компьютерами с компьютерным комплексом для психофизиологического тестирования Психотест - Нейрософт, а также стимульным материалом для психологической диагностики познавательной, эмоциональной и мотивационно – потребностной сфер.
особенности работы учреждения: стационарные отделения работают в режиме ургентных, амбулаторные ежедневно с 9-00 до 17-00 кроме выходных. Диспансер обслуживает как областное, так и городское население.
4) график работы непосредственного руководителя практики
с 9.00 до 16.00 час ежедневно, суббота и воскресенье выходной
5) основная документация учреждения - протоколы патопсихологического,
нейропсихологического исследований, заключения, программы психологической коррекции
и психопрофилактики, журнал учета исследуемых больных.
Таблицы на стр. 5 и 6 типографского отчета заполняются под контролем руководителя дипломного проекта на первой неделе практики:
Пример №2 Задачи практики по дипломному проектированию:
(формулируются вместе с руководителем дипломной работы)
Формулировка теоретической и эмпирической гипотезы
Определение цели и задач исследования, новизны и практической значимости
Формулировка рабочей концепции исследования
Разработка теоретической части исследования
Планирование исследования, составление календарного плана – графика
Изучение состояние вопроса, информационный поиск
Подготовка методик для исследования - стимульного материала, бланков
Подготовка объекта исследования – выборка экспериментальной и контрольной группы
Организация эксперимента – беседа, опрос, наблюдение, тестирование
Обработка результатов с помощью метода математической статистики при помощи
компьютерной программы
Анализ, интерпретация и обсуждение результатов
Формулирование выводов
Формулировка практических рекомендаций
Подготовка отчета
Пример №3 Календарный план – график выполнения работ дипломного проектирования
Недели/
дата
| Задачи практики
на неделю
| Отмет
ка о выполнении
| Причи
ныневы
полнения
| Подпись руководителя диплома
| 1
6-11 февраля
| 1.Составление индивидуальной рабочей программы, индивидуального плана-графика прохождения преддипломной практики;
2.Определение цели и задач исследования, формулирование гипотезы;
3.Составление примерного плана исследования, формирование выборки, подбор методик, подготовка бланков исследования;
4. Исследование состояния проблемы на текущий момент;
5.Проведение психодиагностического исследования 4-м пациентам
экспериментальной группы.
| вып.
|
|
| 2
3-18 февраля
| 1.Ознакомление с историями болезни и другой медицинской документацией;
2. Проведение эмпирического исследования 5 пациентов экспериментальной группы;
3.Первичная обработка полученных данных;
4.Разработка теоретической части исследования (новизна, практическая значимость);
5.Сбор информации о состоянии исследуемого вопроса.
| недо-выполнение
| 3 дня пропусков по бол
езни
|
| 3
20-25 февраля
| 1.Сбор экспериментальных данных;
2.Первичная обработка полученных результатов;
3.Формирование контрольной группы исследования;
4. Разработка коррекционной программы.
| вып.
|
|
| 4
27 февраля-4 марта
| 1.Психодиагностическое исследование 4 человек из экспериментальной и 5 человек из контрольной группы;
2.Первичная обработка полученных данных;
3.Закрепление практических навыков организации и проведения психокоррекционного занятия;
4.Изучение состояния проблемы на настоящий момент.
| вып.
|
|
| 5
6-11 марта
| 1. Сбор эмпирических данных;
2.Обработка полученных результатов;
3.Проработка материалов, необходимых для составления и написания 1 главы дипломной работы;
4. Ведение психокоррекционной группы.
| вып.
|
|
| 6
13-18 марта
| 1.Продолжение психодиагностического исследования экспериментальной и контрольной групп
2. Исследование состояния проблемы на текущий момент;
3. Ведение психокоррекционной группы.
| вып.
|
|
| 7
20-25 марта
| 1. Работа над первой главой диплома (состояние вопроса);
2. Сбор исследовательского материала;
3. Ведение психокоррекционной группы;
4. Анализ результатов и их интерпретация.
| вып.
|
|
| 8
27 марта
-1 апреля
| 1. Работа над первой главой диплома;
2.Продолжение сбора исследовательского материала в экспериментальной и контрольной группах;
3. Обработка полученных результатов;
4. Завершение занятий с психокоррекционной группой.
| вып.
|
|
| 9
3-8 апреля
| 1. Работа над второй главой диплома;
2.Сбор эмпирического материала;
3. Качественный и количественный анализ результатов и их интерпретация;
4. Оценка эффективности психокоррекционныхзанятий;
5.Подготовка отчета.
| вып.
|
|
| | |