Самоменеджмент и журналистика программа курса, представлен словарь основных терминов и понятий по изучаемой дисциплине. © Казанский университет, 2011


НазваниеСамоменеджмент и журналистика программа курса, представлен словарь основных терминов и понятий по изучаемой дисциплине. © Казанский университет, 2011
страница1/9
ТипПрограмма курса
filling-form.ru > Туризм > Программа курса
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


УДК 070

Печатается по решению Редакционно-издательского совета ФГАОУВПО

«Казанский (Приволжский) федеральный университет»

методической комиссии факультета журналистики и социологии Протокол № 4 от 10 марта 2011 г.

заседания кафедры теории и практики электронных

средств массовой информации

Протокол №8 от 15 февраля 2011 года

Автор-составитель

канд. филол. наук, ассистент А.Н.Гильманова

Научный редактор

доктор пед. наук, проф. Е.С.Дорощук

Рецензент

канд. ист. наук, Р.В.Даутова

Самоменеджмент и журналистика: Учебно-методическое пособие / А.Н.Гильманова. – Казань: Казанский университет, 2011. – 124 с.

Учебно-методическое пособие составлено для обучения практическим навыкам, которые необходимы каждому журналисту для успешной работы: искусство и наука самоуправления, методы и приемы управления личной карьерой, рационализации собственного труда, техника и приемы убеждения, методы и навыки повышения и сохранения своей работоспособности. В учебно-методическом пособии содержатся лекционные материалы по курсу «Самоменеджмент и журналистика» программа курса, представлен словарь основных терминов и понятий по изучаемой дисциплине.

© Казанский университет, 2011

УДК 070

Печатается по решению Редакционно-издательского совета ФГАОУВПО

«Казанский (Приволжский) федеральный университет»

методической комиссии факультета журналистики и социологии Протокол № 4 от 10 марта 2011 г.

заседания кафедры теории и практики электронных

средств массовой информации

Протокол №8 от 15 февраля 2011 года

Научный редактор

доктор пед. наук, проф. Е.С.Дорощук

Рецензенты:

Канд. филол. наук, доц. кафедры теории и практики ЭСМИ Т.А.Спирчагова

Канд. ист. наук, начальник отдела по связям с общественностью и СМИ Академии наук РТ

Р.В.Даутова

Гильманова А.Н.

Самоменеджмент и журналистика: Учебное пособие / А.Н.Гильманова – Казань: Казанский университет, 2011. – 124 с.

Учебно-методическое пособие составлено для обучения практическим навыкам, которые необходимы каждому журналисту для успешной работы: искусство и наука самоуправления, методы и приемы управления личной карьерой, рационализации собственного труда, техника и приемы убеждения, методы и навыки повышения и сохранения своей работоспособности. В учебно-методическом пособии содержатся лекционные материалы по курсу «Самоменеджмент и журналистика» программа курса, представлен словарь основных терминов и понятий по изучаемой дисциплине.

© Казанский университет, 2011

© Гильманова А.Н., 2011

Оглавление

Оглавление 3

Глава I Построение личной карьеры 4

1.1. Здоровье и карьера 4

1.2. Определение жизненных целей 9

1.3. Основные составляющие для создания успешной карьеры 14

Глава II Технологии деловых коммуникаций 30

2.1. Как подчинить себе время 30

2.2. Техника деловых контактов 37

2.3. Приемы убеждения в деловом общении 54

Глава III Создание собственного делового образа 60

3.1. Концепции лидерства 60

3.2. Имидж делового человека 73

3.3. Управление конфликтами 88

Программа курса 107

Контрольные вопросы к зачету 110

Список использованной литературы 111

Глоссарий 114

Приложения 117

Глава I "Построение личной карьеры"

Тема 1. Здоровье и карьера

Без здоровья в современном мире приходиться очень туго. От здоровья напрямую зависят эффективность, мотивация и работоспособность. Есть базисные вещи, которые позволят поддерживать отличное состояние духа и тела и выдавать качественные результаты в своей деятельности не важно, каким делом ты занимаешься.

В целом, здоровый образ жизни включает в себя комплекс оздоровительных мероприятий, который обеспечивает укрепление физического и морального здоровья человека, повышения моральной и физической же работоспособности. А если говорить конкретно, то здоровый образ жизни включает в себя:

* оптимальный двигательный режим;

* крепкую семью, успешную работу;

* хорошую гигиену;

* правильное питание;

* отказ от любых вредных привычек;

* правильное сексуальное поведение;

* закаливание.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. Здоровье человека более, чем на 50% определяется его образом жизни.

С раннего возраста необходимо вести активный, здоровый образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Здоровье есть сама жизнь с ее радостями, тревогами, творческим взлетом. Ни один нормальный человек в мире не хочет быть больным, все хотят быть здоровыми, но в подавляющем большинстве люди поступают как раз наоборот: вольно или не вольно, бездумно растрачивают свое здоровье, считая, что оно неисчерпаемо. В молодости избыток сил не редко компенсирует заботу о здоровье; кажется, что вся жизнь еще впереди и организм вынесет любые нагрузки. Цену здоровью узнают после того, когда оно потеряно. Также существует тысячи способов уничтожить здоровье и тысячи болезней, чтобы его испортить. Не стремитесь лечением подменить заботу о собственном здоровье, лучше ежедневно воспитывайте в себе правильные и полезные привычки, что поможет сохранить здоровье на долгие годы.

Здоровый сон, сбалансированное питание, физическая активность и снятие напряжения эффективно воздействуют на восстановительные процессы в организме. Улучшают работоспособность и приводят к повышению качества жизни.

В жизни каждого человека есть слабости, которые приходится преодолевать. Разрушение всего отрицательного – это не отказ от себя, а преодоление дурного в себе, освобождение в своем внутреннем мире места для интенсивного развития положительных качеств. Жизнь идет, и человек должен видеть, что в его духовном багаже устарело, мешает идти вперед, от чего надо отказаться. Есть пороки, которые наказываются потерей здоровья. Например, некоторые люди компенсируют дефицит положительных эмоций за счет еды, как правило, у них нарушен баланс положительных и отрицательных эмоций, ощущений. Пища порой компенсирует потребность в самоутверждении, в признании, удовольствии. Пристрастие к обильной пище дорого обходится: среди полных нет долгожителей, у них часто выходят из строя сердце, печень, желудок.

Другой порок – курение. Начинают курить от тоски, от желания похудеть, подражать кому-то, походить на взрослых. Причин много, а исход обычно один – астма, язва желудка, нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы. Экономисты подсчитали, что за 20 лет расходы на курение даже самых дешевых сигарет равны стоимости хорошего автомобиля. Вот так, вместе с сигаретой в дым превращается наша жизненная мечта.

Аналогичны причины алкоголизма. Но при этом еще в большей мере выходит из строя нервная система, теряются контрольные функции психики, она разрушается.

Как же преодолеть подобные пороки?

Первое и главное - просвещайтесь, читайте книги, статьи, смотрите телепередачи, где пропагандируйте здоровый образ жизни. Затем следует переключить себя на полезные увлечения, чтобы, избавляясь от дурных привычек, быть постоянно занятым интересным делом. Одновременно надо исключить всякое провоцирование дурных привычек. Наконец, надо устранить причины, которые рождают неудовлетворенность жизнью.1

Самоорганизация личного здоровья

Физические нагрузки. Мышцы составляют около 44% от веса тела человека, их работа определяет работу всей системы челове­ческого организма, и в первую очередь, сердечно-сосудистую. Главным врагом современного делового Человека является гипо­динамия — нарушение функций организма при ограничении дви­гательной активности. Нетренированная система может ответить на стресс, психоэмоциональную перегрузку роковыми для орга­низма последствиями.

Физическая тренировка закаляет аппарат вегетативного обес­печения функций организма. Разумный двигательный режим, мышечная деятельность для современного человека обязательны.

Правильное питание. Питание само по себе служит поддержа­нию энергетического баланса обмена веществ в организме. Куль­тура питания в наше время развивается на основе научно обоснованных принципов. Правильное питание означает питание рацио­нальное, адекватное образу жизни, состоянию здоровья, иными словами, индивидуальным потребностям человека. Оно служит гарантией поддержания и сохранения здоровья.

Сон. Важным компонентом восстановления работоспособности человека является сон — отдых мозговых клеток и главное средство восстановления творческой работоспособности. Одна­ко занятость менеджера зачастую приводит к сокращению време­ни сна и, как следствие, к тяжелым нервным и физиологическим расстройствам.

Во время сна происходят процессы накопления энергетичес­ких запасов. В результате восстанавливаются растраченные задень энергетические ресурсы. При выборе продолжительности сна че­ловек должен основываться на субъективной оценке своих воз­можностей.

Водные процедуры. Не следует путать водные процедуры с за­каливанием, хотя и при закаливании широко применяют обтира­ние водой, купание в водоемах.

Человек является носителем электромагнитного поля, что до­казано учеными-медиками. В течение дня человек попадает в раз­личные температурные, световые и шумовые режимы, контакти­рует с электромагнитными полями (электроприборы, другие люди).

Все это сказывается на стабильности электромагнитного поля человека, приводит к нежелательному перераспределению заря­дов в его организме. Поэтому полезно один раз в день принимать водные процедуры — обливание, душ. Лучше всего это проделы­вать, стоя (по возможности) босиком на земле, что приводит к нормализации электромагнитного поля и благотворно влияет на весь организм.

Закаливание. Закаливание надолго продлевает молодость и жизнестойкость. Главное правило — постепенность и систематич­ность. Начинать закаливание надо постепенно. Обтирание, обли­вание, холодный душ следует начинать с комнатной температу­ры. Закаливающие средства могут также включать: воздушные ванны, ходьбу босиком по прохладному полу, земле и даже по снегу, холодные ванны для ног. Все эти процедуры при грамотном применении укрепляют иммунную и нервную системы организма.

Борьба с шумом. Шум сопровождает нас повсюду. Но в после­днее время он преследует человека все более явно, настойчиво. О вреде шума знали еще в античную эпоху, и тогда уже существо­вали правила по его ограничению.

Ученым давно известно, как вредно сказывается на человеке радиошум — акустическая смысловая нагрузка, а попросту — про­слушивание радио-, телепередач параллельно с работой. Однако часто на практике дело обстоит иначе.

Заниматься умственным трудом лучше в спокойной, тихой обстановке. Работа при повышенном шуме приводит к головной боли, развитию неврозов и язвы желудка, ухудшению слуха, сни­жению творческой отдачи.

Тренированность нервной системы. Подразумевается способ­ность организма выдерживать длительные нервные нагрузки и перегрузки, реагировать на них без перенапряжения.

Нужны ли вообще отрицательные эмоции, окружающие нас в этом мире? Как ни странно — да! Отрицательные стрессовые эмо­ции, неудовлетворенность стимулируют нас искать выход, разви­ваться. А потому нервную систему необходимо тренировать, за­калять организм в борьбе с трудностями. В то же время не ста­райтесь оставаться со своими неприятностями наедине, умейте на время отвлечься от своих забот.

Умение расслабляться. Откуда у вас берутся силы, когда не­обходимо преодолеть личные невзгоды? Существуют различные источники. Главный из них — внутренняя энергия. Тот, кто пре­бывает в постоянном напряжении, расходует свою внутреннюю энергию быстрее, чем люди уравновешенные. Минутная раздра­жительность неприятна, но не страшна. Но когда эти минуты час­то повторяются, это уже тревожный сигнал.

Существует ряд рекомендаций, помогающих снять нервное напряжение.

  1. Умейте на время отвлечься от своих забот. Кинофильм, хо­рошая книга, встреча с друзьями помогут вам.

  2. Используйте в качестве разрядки физический труд, занятия спортом.

  3. Не ожидайте от окружающих слишком многого.

  4. Старайтесь не впадать в гнев.

Режим труда и отдыха. У большинства людей в течение су­ток имеются два типа повышенной работоспособности. Первый подъем наблюдается от 9 до 12—13 ч, второй — между 16 и 18 ч. В период максимальной активности повышается и острота наших органов чувств.

Какой режим труда и отдыха следует выбрать руководителю? Существует три типа работоспособности: утренняя («жаворонки»), вечерняя («совы») и недифференцированная («аритмики»). Поэто­му необходим индивидуальный подход к режиму труда и отдыха: оставлять часы энергетического подъема для творческого труда, а часы «спада» — для отдыха и переключения на другую работу.2

Тема 2. Определение жизненных целей

Постановка цели требует выразить в виде четких намерений и в точных формулировках наши явные и скрытые потребности, ин­тересы, желания и задачи, а также сориентировать наши действия и поступки на эти цели и их выполнение. Без целей отсутствует кри­терий оценки, по которому вы могли бы измерять свои трудоза­траты. Цели к тому же являются и критерием для оценки достигну­того. Даже самый лучший метод работы ничего не стоит, если Вы заранее четко и однозначно не определите то, чего вы хотите.

Цели не задаются раз и навсегда. Постановка целей — про­цесс постоянный. Они могут изменяться с течением времени, на­пример, если в процессе контроля за реализацией выясняется, что прежние представления были неверными или что запросы оказа­лись завышенными или, наоборот, заниженными.

Постановка цели является безусловной предпосылкой плани­рования, принятия решений и ежедневной работы.3

Установление личных целей позволяет:

  • лучше осознать имеющийся в отношении карьеры выбор;

  • убедиться в правильности избранного пути;

  • лучше оценить уместность действий и опыта;

  • убедить окружающих в верности вашей точки зрения;

  • получить дополнительные силы, расслабляться;

  • укрепить ваше чувство порядка и покоя;

  • повысить вероятность достижения желательных результатов;

  • сконцентрировать силы на ключевых направлениях.

Цели служат концентрации сил на действительно ключевых направлениях. Знать свои цели и последовательно к ним стремить­ся означает концентрировать свою энергию на действительно важ­ных делах, вместо того чтобы понапрасну тратить свои силы. Осознание своих целей может определять значительную самомотивацию для работы.

Над людьми, не имеющими четких личных целей, обычно гос­подствуют требования момента, они больше заняты текучкой, чем важными, перспективными проблемами.

Установление целей помогает нам оградить себя от требова­ний, предъявляемых ситуацией или другими людьми, добиваясь целей, важных для нас лично.

Технология поиска жизненных целей

Итак, вы хотите добиться большего в своей жизни. Сознаете ли вы, что реализация ваших намерений потребует от вас полной отдачи, отказа от чего-либо привычного для вас и напряжения всех духовных и физических сил, возможно, в течение продолжи­тельного времени? Действительно ли это именно то, чего вы хо­тите? В противном случае все ваши усилия могут пропасть даром.

Однако одного желания для работы с полной самоотдачей мало, перед вами сразу же встанут десятки вопросов, на которые вам надлежит ответить. Вот хотя бы первые из них:

  • Каких целей вы хотите достичь?

  • Согласуются ли они между собой?

  • Существуют ли так называемая высшая цель и определен­ные промежуточные цели на пути к главной?

  • Знаете ли вы, что сами можете сделать для этого (сильные стороны) и над чем вам еще надо работать (слабые стороны)?

Для нахождения личных и профессиональных ориентиров в первую очередь выясните, чего именно вы хотите, т.е. добейтесь ясности цели. Это является предпосылкой успехов в деловом пла­не и в личной жизни. Найти личные жизненные цели и дать им определение означает придать своей жизни направление. Напри­мер, одним из условий успешной карьеры является правильный выбор профессии. В этом случае вы можете воплотить в действи­тельность свои собственные ценности.

Крах или отсутствие жизненной цели — сильнейшая психо­травма. Тот, кто не знает, ради чего и кого он живет, не удовлет­ворен судьбой. Однако часто разочарование постигает и тех, кто ставит перед собой нереальные, недостижимые по субъективным и объективным причинам цели.

Твердый порядок письменного изложения какой-либо идеи — это первый шаг к ее претворению в жизнь. В разговоре можно, часто не отдавая себе в этом отчета, высказывать всякого рода смутные и нелепые идеи. Когда же вы излагаете свои мысли на бумаге, происходит нечто такое, что побуждает вас вникнуть в конкретные детали. При этом гораздо труднее ввести в заблужде­ние самого себя или кого-либо другого.

Обычно цели устанавливаются на конкретный период, поэто­му полезно наблюдать за процессом их определения, утвержде­ния и приведения в действие в следующей последовательности.4

Шаг первый — прояснение потребностей

Нужно устанавливать цели в ситуации, которая не удовлетво­ряет вас или может стать таковой. Установление личных целей требует анализа текущей ситуации и ответа на вопрос, чего вы хотели бы добиться. Это требует воображения и определенной свободы от тех необоснованных ограничений, которые ранее были приняты без всяких возражений.

Шаг второй — прояснение возможностей

Большинство руководителей осуществляют выбор из ряда возможностей во всех сферах жизни. Некоторые из этих возмож­ностей могут противоречить вашим ценностям или вызывать из­быточные трудности для тех, кто вас окружает. Первый шаг в прояснении возможностей состоит в установлении как можно большего их числа. Этого частично можно добиться напряжени­ем собственной мысли, но расширить список можно путем изу­чения ситуации и привлечения окружающих. Разумный выбор нельзя осуществить, пока не установлены все имеющиеся возмож­ности.

Шаг третий — принятие решения о том, что вам нужно

Списка возможностей недостаточно; необходимо знать, к чему вы стремитесь и чего хотите добиться. Это может показаться оче­видным, но определить, что вам нужно, не всегда просто. Необ­ходимо ответить на 3 ключевых вопроса:

  • Что является для вас важным?

  • На какой риск вы готовы пойти?

  • Как ваши решения повлияют на окружающих?

При этом первый вопрос связан с определением ваших лич­ных ценностей и позиций. Здесь же только необходимо подчерк­нуть, что качество решений о выборе образа жизни во многом зависит от глубины самоизучения.

Второй вопрос поможет определить личные границы и преде­лы, влияющие на ваш выбор. Можно решить, что некоторые воз­можности слишком рискованны и лучше обратиться к методам действий с более надежными результатами. Однако это заставля­ет людей избегать рискованных возможностей, даже не оценив реальную степень риска.

Третий вопрос направлен на изучение того, кто и как может быть затронут вашими решениями. Следует определить, стоит ли результат тех затрат, которые вызваны этим влиянием на окру­жающих. Обсуждение идей и возможных действий с теми, кого они, вероятно, затронут, а также наблюдение за их реакцией по­могут сделать трудные решения более точными.

Шаг четвертый — выбор

Когда уже определен диапазон имеющихся возможностей и ясны потребности и желания, необходимо сделать выбор. Уста­новление цели представляет собой активный шаг, поэтому в мо­мент выбора вы берете на себя обязательство, что избранный образ действий обеспечит удовлетворительный результат. Кроме того, это означает, что можно осуществить и следующие шаги, направив свои силы и навыки по решению проблем на то, чтобы оправдать свои обязательства.

Шаг пятый — уточнение цели

Цели полезны в качестве напоминания о том, для чего пред­принимаются действия. Часто для достижения одной цели необ­ходимы разнообразные действия. При этом можно потерять из виду желаемый конечный результат и погрузиться в текучку. Если такое случается, руководитель обычно может часами работать, напрягая все силы, чтобы добиться успеха, и все же у него мало что получается. Сопоставление логических связей между общими задачами и конкретными рабочими процессами может сократить излишние усилия.

Шаг шестой — установление временных границ

Время — это ресурс, с которым следует разумно обращаться, но которым можно и серьезно злоупотреблять. Занимаясь слиш­ком многим одновременно, трудно добиться результата во всем, поэтому необходимо рационально распределить время. На этот процесс влияет много факторов, в том числе следующие:

  • обычные требования работы;

  • чрезвычайные или дополнительные требования, возникаю­щие в работе;

  • ожидания окружающих;

  • личные надежды и стремления;

  • чувство долга и уже взятые на себя обязательства;

  • привычная практика.

Так как многие решения о том или ином использовании вре­мени принимаются инстинктивно, время зачастую тратится без какой-либо оценки реальной полезности таких затрат.

Люди должны относиться ко времени как к ценному ресурсу, подобному деньгам в банке. Время предоставляет возможности, и управление временем обеспечит расширение этих возможно­стей.

Цели, содержащие направление действий, должны также ука­зывать скорость движения. Это необходимо для того, чтобы люди могли продуктивно распределить свое время и другие ресурсы. Если цель не имеет временных границ, нет никакой возможности и следить за своими успехами.

Шаг седьмой — контроль своих достижений

Существуют следующие преимущества наблюдения за личны­ми достижениями:

  • появляется обратная связь с эффективностью работы;

  • возникает чувство удовлетворения по мере продвижения к цели;

  • возникает мрачное настроение при неудаче;

  • создается возможность переосмыслить избранную страте­гию и спланировать новый метод действий.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Самоменеджмент и журналистика программа курса, представлен словарь основных терминов и понятий по изучаемой дисциплине. © Казанский университет, 2011 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Инструментальные средства в электронном бизнесе»
Методический комплекс включает учебную программу курса, планы проведения занятий, список основной и дополнительной рекомендуемой...

Самоменеджмент и журналистика программа курса, представлен словарь основных терминов и понятий по изучаемой дисциплине. © Казанский университет, 2011 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Инструментальные средства в электронном бизнесе»
Методический комплекс включает учебную программу курса, планы проведения занятий, список основной и дополнительной рекомендуемой...

Самоменеджмент и журналистика программа курса, представлен словарь основных терминов и понятий по изучаемой дисциплине. © Казанский университет, 2011 iconЖеребило Татьяна Васильевна словарь лингвистических терминов издание...
Словарь включает 5270 терминов и понятий лингвистики. Он адресован широкому кругу пользователей: студентам, аспирантам, преподавателям,...

Самоменеджмент и журналистика программа курса, представлен словарь основных терминов и понятий по изучаемой дисциплине. © Казанский университет, 2011 iconПрограмма : 080123. 68 Учёт, анализ и аудит
...

Самоменеджмент и журналистика программа курса, представлен словарь основных терминов и понятий по изучаемой дисциплине. © Казанский университет, 2011 iconРегламентрирующих деятельность предприятий
Перечень видов деятельности, объектов потребительского рынка, основных понятий и терминов, используемых в сфере торговли и услуг

Самоменеджмент и журналистика программа курса, представлен словарь основных терминов и понятий по изучаемой дисциплине. © Казанский университет, 2011 iconКраткий словарь издательских терминов 62
Министерство образования российской федерации новосибирский государственный университет

Самоменеджмент и журналистика программа курса, представлен словарь основных терминов и понятий по изучаемой дисциплине. © Казанский университет, 2011 iconУчебное пособие по английскому языку для студентов биологических...
Пособие состоит из 8 разделов, посвященных некоторым из основных проблем биологии, 24 уроков, 10 текстов для дополнительного чтения,...

Самоменеджмент и журналистика программа курса, представлен словарь основных терминов и понятий по изучаемой дисциплине. © Казанский университет, 2011 iconКрюковских А. В. Словарь исторических терминов [Текст]: учеб пособие /А. В.
Порошина а. Г, студентка 2 курса дневной формы обучения специальности 40. 02. 01 «Право и организация социального обеспечения»

Самоменеджмент и журналистика программа курса, представлен словарь основных терминов и понятий по изучаемой дисциплине. © Казанский университет, 2011 iconУчебник отличается интегральным решением учебных задач, мотивационным...
В инновационном ключе осуществлено методическое обеспечение текста. В учебнике даны списки литературы, «портреты» социологов, представлен...

Самоменеджмент и журналистика программа курса, представлен словарь основных терминов и понятий по изучаемой дисциплине. © Казанский университет, 2011 iconОснове политологического словаря Василика М. А., Вершинина М. С. и др
Словарь-справочник раскрывает содержание политологических понятий и терминов, широко употребляемых в современной общественно-политической...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск