Образовательная программа магистратуры вм. 5543. 2015 «История»


НазваниеОбразовательная программа магистратуры вм. 5543. 2015 «История»
страница1/11
ТипОбразовательная программа
filling-form.ru > Туризм > Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (СПбГУ)


ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ В ОБЛАСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ ИММИГРАНТСКИХ КВАРТАЛОВ (1980-2000-Е ГГ.)

Выпускная квалификационная работа

по направлению  подготовки 46.04.01 «История» 
образовательная программа магистратуры ВМ.5543.2015 «История» 
профиль: «История Нового и Новейшего времени»

Выполнила:

студентка 2 -го курса магистратуры

Иванова Наталья Анатольевна
Научный руководитель:

канд. ист. наук, доцент

Гончарова Татьяна Николаевна
Санкт-Петербург

2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ



Loi № 80-9 du 10 janvier 1980 relative à la prévention de l'immigration clandestine et portant modification de l'ordonnance n° 45-2658 du 2 novembre 1945 relative aux conditions d'entrée et de séjour en France (Закон № 80-9 от 10 января 1980 года о предотвращении незаконной иммиграциии о внесении изменений в Постановление № 45-2658 от 2 ноября 1945 года об условиях въезда и пребывания иностранцев во Франциии охватывающий создание Национального иммиграции). [электронный ресурс]. – режим доступа: http://admi.net/jo/loi80-9.htmlю.\ (Дата обращения 14.12.2016). 66


ВВЕДЕНИЕ
Исторические реалии середины XXв. обозначили множество точек невозврата и подготовили новые условия для изменения социальной, политической и экономической сфер в разных странах. Французская республика, которая после Второй Мировой войны все еще имела колонии, не избежала таких изменений, приняв ряд важных решений для своей колониальной политики. Деколонизация стран Африки, закончившаяся кровавой Алжирской войной (1954-1962гг.), во многом позволила приобрести бывшим угнетенным народам осознание различных возможностей самореализации в мировом масштабе и в бывшей метрополии в частности. Правительство Франции всеми силами пыталось сформировать новое, наделенное французским гражданским воспитанием, поколение на захваченных территориях. Обучаясь во французских католических школах, марокканцы, алжирцы, тунисцы усваивали международное право вместе с местными обычаями. И когда вследствие нехватки рабочей силы из-за различных экономических и нефтяных кризисов, Франция к 1970гг. «открыла» свои границы, поток миграции усилился именно из бывших колоний - стран Магриба, а к 1990 гг. принял новые проблемные обороты.

Число же иностранцев, получивших французское гражданство, выросло с 1392 тыс. (2,6% от всего населения) в 1974 г. до 2679 тыс. (4,3%) в 2007 г. Неуклонно росло и общее количество иммигрантов1 в стране. Оно увеличилось с 3887 тыс. в 1975 г. до 5148 тыс. в 2007 г.2 Таким образом, иммиграция изменяет этнический состав Франции. Постепенно растёт количество приверженцев мусульманского образа жизни, так как подавляющее большинство выходцев из Северной Африки исповедовало ислам. В результате иммигранты-африканцы являются носителями культуры, сильно отличающейся от французской. В связи с этим ассимиляционный механизм перестал работать и с 1980-х гг., начались попытки политики «интеграции», которая во многом осуществлялась и осуществляется посредством образования и работы. Однако в еще больших масштабах проблемы данной политики выявились в 1990-е гг. и существуют до настоящего момента. Поэтому актуальность данного исследования в том, чтобы выявить противоречия политики «интеграции»- «сотрудничества» Французской республики в отношении иммигрантов и их детей, сделав определенные выводы.

Объект данного исследования – эволюция политики Франции в области национального образования с 1980-х по 2000-е гг.

В качестве предмета данной диссертации выступает иммигрантские кварталы пригородов Парижа, Лиона, Марселя.

Хронологические рамки исследования – 1980-2000-е гг. Нижняя граница обусловлена большим разнообразием политических реформ в области образования, проведенных вначале 1980-х гг., в связи с разросшимся количеством иммигрантов 2-го и 3го поколений. Однако для полного анализа в исследовании затрагиваются более ранние периоды. Верхняя граница обусловлена современной ситуацией, к которой привели реформы 1980-х и 1990-х гг.

Территориальными рамками являются пригороды Парижа, Лиона и Марселя (которые являются также крупными промышленными агломерациями), так как значительная доля иммигрантов-рабочих начала концентрироваться именно здесь с начала 1970-х гг. - под контролем правительства Франции. На примере этих кварталов мы можем проследить образовательную политику в отношении детей иммигрантов и увидеть всю противоречивость правительственных мер.

Методология и методы исследования: Методологической основой работы служит новая политическая история. В сферу изучения новой политической истории входит политика повседневности и местная политика во взаимодействии с центром, что полностью подходит нашему исследованию. Также, в данном исследовании политическая история фокусируется на способе действия властей в обществе и на воздействии правительства на слои населения (в нашем случае – на иммигрантов).

Применения инструментария локально-исторического подхода способствовало изучению событий иммиграции и интеграции глазами «снизу», через интервью и автобиографические сводки.

Данное исследование базируется на принципах историзма, объективности и системности. Кроме того, применялись такие общенаучные методы как синтез, анализ, описание, методы дедукции и индукции, что позволило на основе разнородного фактического материала получить целостное представление о причинах и целях интеграционной политики властей в области образования детей иммигрантов 2-го и 3-го поколений.

Историко-генетический метод использовался для последовательного раскрытия свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения. Он позволил выявить трудности и противоречия процесса интеграции иммигрантов во 2-м и 3-м поколениях во французскую систему образования на примере иммигрантских кварталов. Историко-системный метод использовался нами для того чтобы понять внутренние механизмы деколонизации, иммиграции и попыток интеграции с позиций всей системы общественно – исторического развития. Был применен описательно – повествовательный (иллюстративный) метод для подробного и последовательного изучения эволюции образования и гражданского воспитания во Франции. Ретроспективный метод был использован в изучении политики властей. Для того чтобы установить причины изменения от либеральной политики к консервативной, мы проанализировали реформы в отраслях образования и приема мигрантов. Использовался элемент контент-анализа для более полного раскрытия темы восприятия мусульман французами.

Таким образом, методология исторической науки позволяет нам использовать в данном исследовании богатый арсенал направлений и конкретно-исторических методов.

Все проблемы, освещенные в задачах, взаимосвязаны, но только по некоторым отдельным аспектам существует научная литература и источники. Поэтому стоит разобраться с существующей историографией представленной темы.

Проблемы интеграции иммигрантов 2-го и 3-го поколения в образовательный процесс лежат на пересечении сразу нескольких научных отраслей: истории, педагогики, социологии, психологии, культурологии и политологии.

Вопросы в области национального образования во Франции нашли освещение в трудах Б.Л. Вульфсона3, А.Н. Джуринского4, Е.Б. Лысовой5, С. А. Фрумов6, Е.Я. Ореховой7, диссертации Л.И. Пренко8, С.А. Дудко9, Е.С. Антоновой10  и др. В некоторых из них затрагиваются, в той или иной мере, проблемы обучения и воспитания детей иммигрантов. Б.Л. Вульфсон полагает, что общая тенденция к интеграции в различных сферах жизнедеятельности французского общества повлияла на государственную образовательную политику Третьей республики и данные тенденции существуют до сих пор. А.Н. Джуринский считает, что данные по Франции свидетельствуют, что в стране проводится политика мультикультурализма: облегчение школьного успеха детей − выходцев из этнических меньшинств, обучение на родном языке на начальном этапе.

Классическое наследие французской культуры и образования анализируется французскими социологами К. Бодело11, Р. Эстаблетом12, М. Туазье13, а также историками Ж. Бинде14, А. Векслиар15, Ф. Ванискотт16 и др. В соответствии с их работами, образование во Франции в своем развитии прошло два исторических периода: дореволюционный (до 1789 г.) и постреволюционный, среди которых есть исторические этапы: античность, средневековье, королевский режим, революция, период деколонизации и современный период. Труды отечественных и зарубежных исследователей затрагивают в основном отдельные исторические этапы развития образовательной системы Франции, где рассматриваются последствия тех или иных реформ образования, интеграционные европейские тенденции, подготовка педагогических кадров для различных образовательных учреждений.

Понятие «мультикультурализма» - это политика, направленная на сохранение и развитие в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий.17 Политику мультикультурализма в системе образования рассмотрели такие исследователи, как Б.Л. Вульфсон18, А.Н. Джуринский19, К.Л. Снисаренко20, С.А. Дудко 21, А.П. Черкасова 22. К.Л.Снисаренко говорит о том, что французские власти на момент 1980-х гг. не отказались от идеи ограничения иммиграции, а лишь предлагали более гуманные способы решения возникших в связи с ней проблем. Однако не смотря на то, что политики пытаются сгладить противоречия, исследователи считают, что они продолжают расти из-за «большой пропасти» между французами и иммигрантами.

Среди зарубежных исследователей политики мультикультурализма выделились не только французские (Р.Уберт23, Р. Перье24, Ч. Фурье25, А. Мумони26), но и английские исследователи – В.Б. Мамфорд27, Дж. Андерсон28 и др. Анализ данных исследований показал появление мультикультурализма вследствие процесса деколонизации. Главной причиной провала этой политики, по мнению исследователей, явилась «несостыковка» действий французских властей в колониальных школах и школах метрополий, что породило массовый поток неграмотного населения, приезжающего во Францию и живущего по своим обычаям.

Проблемы фундаментального ислама осветили отечественные исследователи: Е.В. Пинюгина29, Деминцева30, Л.Р. Сюкияйнен31, а также зарубежные: Т. Дельтомб32, А. Фадела33, Дж.Боуэн34, М. Детлер35. Исследователи считают, что для фундаменталистов ислама важным фактором отношения к политике Франции является правовая доктрина ислама, неоднозначность положений ислама, что позволяет различным силам (фундаменталистам, исламистам, либералам, мусульманским богословам и др.) по-своему интерпретировать современную ситуацию в жизни мусульман западно-европейских стран. В свою очередь, власти стараются проявлять сдерживающую политику светского государства, особенно в образовательных учреждениях.

Большое внимание проблемам интеграции иммигрантов 2-го и 3го поколений во Франции уделено в работах российских социологов и историков: Е.О. Обичкиной36, Е.М. Михайлова37, М.Н. Фролкина38, Е.Б. Деминцевой,39 К.Б. Дьяконова40, Ю.И. Рубинского41, Я.Р. Стрельцовой42 и др. Иммигранты второго-третьего поколения попадают в поле зрения исследователей гораздо реже, так как авторы, писавшие о магрибинской иммиграции, сосредотачивались в основном на социально-экономических условиях жизни африканцев, их работе, состоянии здоровья, жилье, уровне оплаты труда. Поэтому в данных исследованиях также освещена политика иммигрантских кварталов, которые стали квази-гетто и затруднили приведение в жизнь абсолютно все последующие реформы, в частности образования и воспитания детей иммигрантов. Именно из-за этого появилась сегрегация43 магрибинской диаспоры, которая ликвидировала теорию «сотрудничества» как в левом, так и в правом правительствах.

Несмотря на обилие вышеперечисленных работ, можно говорить, что среди них не обнаруживается целостного представления о политике французских властей в области национального образования, осуществляемого в иммигрантских кварталах, что и побудило к написанию данного исследования.

Исследование было написано на основе нескольких типов источников. В первую очередь это законодательные акты Французской Республики. Был проанализирован архив Сената44. Это позволяет проследить, используемые в определённое время термины. Были задействованы законодательные акты, декреты, инструкции и циркуляры Министерства национального образования Франции; рекомендации о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира и воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод; программы по гражданскому воспитанию во Франции. Кроме того в работу включены отчёты других французских государственных учреждений. Среди них Высший Совет по интеграции и Высший орган по борьбе с дискриминацией и по обеспечению равноправия. Помимо выше перечисленного в работу включены отчёты работы правительственных комиссий. Это комиссия по Расследованию 1997-1998 гг. и комиссия по светскости 2003 г.

Для исследования отношения французских правящих кругов к интеграции иммигрантов в работе были задействованы программы политических партий и публичные выступления государственных деятелей.

С целью изучения состояния французской модели интеграции иммигрантов в образовательную систему были использованы материалы французской (Le Monde, L’Humanite, Figaro), американской (RespectMag, Oumma.com) и отечественной прессы (Московские ведомости, Российские ведомости). Le Monde в большую часть изучаемого периода (до 2000 года) была правительственной газетой. L’Humanite наоборот издавалась коммунистической партией Франции и, следовательно, выражала оппозиционную точку зрения. В журналах RespectMag и Oumma.com часто говорится о дискриминации в школах против мусульман и иммигрантов. В газете Figaro часто освещаются статистические данные по иммигрантам и стоимости социального жилья.

Для установления количества иммигрантов во Франции в работе были использованы статистические источники. Они изданы Национальным институтом статистики и экономических исследований Франции, который является главным местом изучения демографии в Республике. Необходимо отметить, что в трудах английских ученых по вопросам иммиграции и интеграции во Франции статистики присутствует больше, чем во французских.

Целью данной работы является определить трудности и противоречия процесса интеграции иммигрантов во 2-м и 3-м поколениях во французскую систему образования на примере иммигрантских кварталов. Для этого необходимо выполнить ряд задач:

  1. проследить эволюцию образования и черты гражданского воспитания во Франции

  2. рассмотреть вопросы интеграции иммигрантов и их детей

  3. охарактеризовать причины низкого качества образования и проблемы, связанные с трудоустройством иммигрантов

  4. проанализировать условия жизни в искусственно созданных иммигрантских кварталах

  5. выявить обстоятельства, при которых правительство Франции перенаправило политику в отношении иммигрантов от либеральной к консервативной

Структура работы. Исследовательская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

ГЛАВА 1. НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВО ФРАНЦИИ И ПОСТКОЛОНИАЛЬНАЯ ИММИГРАЦИЯ

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Образовательная программа магистратуры вм. 5543. 2015 «История» iconОсновная образовательная программа высшего образования (магистратуры),...
Нормативные документы для разработки ооп магистратуры по направлению подготовки 080100. 68 Экономика

Образовательная программа магистратуры вм. 5543. 2015 «История» iconОсновная образовательная программа (ооп) магистратуры по направлению...
Основная образовательная программа (ооп) магистратуры по направлению подготовки 03. 04. 02 «Физика» магистерская программа «Физика...

Образовательная программа магистратуры вм. 5543. 2015 «История» iconОбразовательная программа магистратуры «Математические методы оптимизации и стохастики» Правила
Положением «О курсовой и выпускной квалификационной работе студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры...

Образовательная программа магистратуры вм. 5543. 2015 «История» iconРабочая программа по курсу «Всеобщая история. История Нового времени»,...
...

Образовательная программа магистратуры вм. 5543. 2015 «История» iconРуководитель магистерской программы Председатель гэк, вм. 5543. 2014...
В рамках современной исторической науки «новая» политическая наука имеет тенденцию на углубление представлений о характере властных...

Образовательная программа магистратуры вм. 5543. 2015 «История» iconСанкт-петербургский государственный университет
Основная образовательная программа магистратуры по направлению подготовки 040100 «Социология»

Образовательная программа магистратуры вм. 5543. 2015 «История» iconОсновная образовательная программа магистратуры по направлению подготовки 45. 04. 01 «Филология»
Федеральное государственное бюджетноеобразовательное учреждение высшего образования

Образовательная программа магистратуры вм. 5543. 2015 «История» iconПрограмма государственной итоговой аттестации выпускников по направлению...
Психология (уровень магистратуры), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 сентября 2015...

Образовательная программа магистратуры вм. 5543. 2015 «История» iconОсновная образовательная программа магистратуры по направлению подготовки 45. 04. 01«Филология»
Образовательное учреждение высшего профессионального образования санкт-петербургский

Образовательная программа магистратуры вм. 5543. 2015 «История» iconРабочая программа по курсу «Всеобщая история. История Нового времени» 7 класс
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск