.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
в рамках реализации социально значимого проекта / проекта в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина
«Пространство русского языка как «мягкая сила» интеграции Евразии: оценка социальной и экономической эффективности реализуемых программ обучения русскому языку и литературе в странах ЕАЭС и разработка комплекса мер поддержки и их реализация в сети Интернет»
по теме: «Оценка социальной и экономической эффективности программ по продвижению русского языка и литературы в качестве инструмента «мягкой силы» на пространстве ЕАЭС»
Москва 2017
СОДЕРЖАНИЕ
| №/№ п/п
| РАЗДЕЛЫ И ПАРАГРАФЫ
| СТРАНИЦЫ
|
| Содержание
| 2
|
| Введение
| 3
| 1
| Формирование методики оценки социальной и экономической эффективности программ по продвижению русского языка и литературы в качестве инструмента «мягкой силы» на пространстве ЕАЭС
| 8
| 2
| Популярность русского языка на постсоветском пространстве и в странах Евразийского экономического союза
| 12
| 1.1
| Русский язык в бывших республиках СССР
| 14
| 1.2
| Русский язык в странах Евразийского экономического союза
| 23
| 3
| Выявление текущего состояния по социальной и экономической эффективности программ по продвижению русского языка и литературы в качестве инструмента «мягкой силы» на пространстве ЕАЭС
| 32
|
| Заключение
| 53
|
| Приложения
| 57
| 1
| Показатели оценки социальной и экономической эффективности программ по продвижению русского языка и литературы в качестве инструмента «мягкой силы» на пространстве ЕАЭС
| 57
| 2
| Анкета интернет-опроса
| 64
| 3
| Результаты интернет-опроса на основе заполненных анкет
| 67
| 4
| Гайд интервью с экспертами
| 69
| 5
| Результаты интервью с экспертами
| 74
| 6
| Программы обучения русскому языку как иностранному, предлагаемые Институтом Пушкина
| 102
| 7
| Программы Центра обучения русскому языку как иностранному Российского государственного гуманитарного университета
| 109
| 8
| Программа продвижения русского языка и образования на русском языке Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского
| 113
| 9
| Программы «Русский как иностранный» Московского государственного лингвистического университета
| 116
| Введение
На протяжении последнего десятилетия в целях укрепления государственности, поддержки российской культуры и русского языка, расширения содействия соотечественникам, проживающим за рубежом, в сохранении их культурной и языковой самоидентификации, формирования положительного образа страны за рубежом идет реализация федеральных целевых программ «Русский язык». Последняя из них - Концепция федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016-2020 годы утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2014 г. № 2647-р.
3 ноября 2015 г. Президент РФ В.В. Путин утвердил Концепцию государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом1, которая представляет собой систему взглядов на приоритетные цели, задачи и направления деятельности Российской Федерации по поддержке и продвижению русского языка за рубежом в интересах развития международного культурно-гуманитарного сотрудничества и формирования позитивного образа Российской Федерации в мире. 4 ноября 2015 г. Президентом РФ также подписана концепция «Русская школа за рубежом», которая определяет приоритетные цели и задачи государственной политики в отношении общего образования на русском языке в международном образовательном пространстве.
В упомянутых выше документах отмечена необходимость проведения комплекса аналитических и мониторинговых исследований, направленных на изучение ситуации с русским языком и результативности Программы в отдельно взятых регионах мира. Несомненно, работы проведенные в рамках данной НИР в отношении стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), идут в общем русле наиболее актуальных работ, связанных с изучением проблематики продвижения русского языка за рубежом в интересах развития международного культурно-гуманитарного сотрудничества и формирования позитивного образа Российской Федерации в мире
Повышенное внимание к продвижению русского языка и литературы за рубежом в качестве инструмента «мягкой силы» связаны со следующими аспектами:
русский язык является одним из самых переводимых языков в мире; среди языков, на которые осуществляется перевод, занимая седьмое место; среди языков, с которых чаще всего переводят, - русский на четвёртом месте; с 2013 г. русский язык вышел в первую тройку языков, используемых в Интернете;
в то же время русский язык постепенно теряет свои позиции как в мире в целом, так и в странах СНГ, где русский язык постепенно заменяется местными языками (исходя из имеющихся тенденций, прогнозируется уменьшение численности владеющих русским языком к 2025 году до 215 млн чел., а к 2050 году - до 130 млн чел.);
в иностранных государствах количество учеников школ и учебных заведений, изучающих русский язык, уменьшается (по оценкам, в сравнении с началом 1990 гг. сейчас их число уменьшилось вдвое); сокращается и количество преподавателей русского языка в учебных заведениях;
по мере сокращения обучения русскому языку в учебных заведениях других стран увеличивается число слушателей на языковых курсах; это говорит о том, что за рубежом есть потребность в изучении русского языка среди сознательной части населения;
в последнее время в ряде стран мира, в частности ЕАЭС, появилась обратная тенденция к увеличению популярности изучения русского языка, что требует серьезного переосмысления происходящих процессов и рождает умеренный оптимизм;
международное сотрудничество в области русского языка охватывает не только чисто лингвистические аспекты, но и тесно связано с развитием политических, правовых и культурных контактов между народами, динамикой экономической ситуации.
Учитывая перечисленные тенденции становится актуальной потребность в оценке и последующем мониторинге социальной и экономической эффективности программ по продвижению русского языка и литературы в качестве инструмента «мягкой силы» на основе надежных методик и системы показателей. Это позволит систематически выявлять перспективы развития преподавания и изучения русского языка за рубежом, своевременно предупредить о негативных тенденциях и принять действенные меры по их преодолению.
Целью оценки и мониторинга социальной и экономической эффективности программ по продвижению русского языка и литературы в качестве инструмента «мягкой силы» на пространстве ЕАЭС является системный анализ и изучение динамики основных показателей продвижения и изучения русского языка за рубежом в интересах предупреждения негативных тенденций, прогнозирования их социальных последствий, разработки стратегии развития русского языка за рубежом и выработки предложений по совершенствованию деятельности международных, государственных и общественных организаций, образовательных учреждений.
Основными направлениями научно-исследовательской работы «Оценка социальной и экономической эффективности программ по продвижению русского языка и литературы в качестве инструмента «мягкой силы» на пространстве ЕАЭС» выступили:
- формирование методики оценки социальной и экономической эффективности программ по продвижению русского языка и литературы в качестве инструмента «мягкой силы» на пространстве ЕАЭС;
- выявление текущего состояния социальной и экономической эффективности программ по продвижению русского языка и литературы в качестве инструмента «мягкой силы» на пространстве ЕАЭС (изучив ситуацию не менее чем в 5 отобранных многоязычных городов из РФ и из стран, входящей в ЕАЭС).
В рамках данных направлений решены следующие задачи:
- разработка системы социологических и статистических показателей, позволяющих оценить социальную эффективность программ по продвижению русского языка и литературы в качестве инструмента «мягкой силы» на пространстве ЕАЭС;
- обоснование методик оценки и последующего мониторинга социальной и экономической эффективности программ по продвижению русского языка и литературы в качестве инструмента «мягкой силы» на пространстве ЕАЭС;
- анализ программ по продвижению русского языка разных учебных заведений и других государственных структур за рубежом, в том числе среди населения стран ЕАЭС;
- изучение потребности в изучении и применении русского языка в странах ЕАЭС;
анализ деятельности иностранных государств, международных организаций и фондов в отношении русского языка;
выявление социальных последствий принимаемых решений в отношении преподавания и изучения русского языка за рубежом.
В интересах реализации первого направления работ сформирована методика оценки социальной и экономической эффективности программ по продвижению русского языка и литературы в качестве инструмента «мягкой силы», включающая:
- систему социологических, качественных и статистических показателей, позволяющих оценить социальную эффективность программ по продвижению русского языка и литературы в качестве инструмента «мягкой силы» на пространстве ЕАЭС (см. Приложение 1)
- анкету для опроса с использованием Интернета преподавателей русского языка всех уровней образования, преподавателей курсов по изучению русского языка, иных специалистов в области преподавания русского языка и русской литературы, а также лиц, занимающихся продвижением русской культуры и русского языка на территории стран ЕАЭС (см. Приложение 2);
- гайд (анкету) для интервью с экспертами (см. Приложение 3);
В интересах реализации второго направления работ:
- проанализированы программы по продвижению русского языка разных учебных заведений и других государственных структур за рубежом, в том числе среди населения стран ЕАЭС;
- изучена потребность в изучении и применении русского языка в странах ЕАЭС;
- проанализирована деятельность государств ЕАЭС, международных организаций и фондов в отношении русского языка.
Дополнительно при проведении научно-исследовательской работы были использованы:
- данные статистических агентств;
- научные работы и публикации по проблемам изучения и продвижения русского языка за рубежом, а также развития международного сотрудничества и преподавания русского языка в странах ЕАЭС;
- данные социологических опросов по проблематике научно-исследовательской работы.
Раздел 1. Формирование методики оценки социальной и экономической эффективности программ по продвижению русского языка и литературы в качестве инструмента «мягкой силы»
на пространстве ЕАЭС Одним из направлений работ, проводимых в рамках научно-исследовательской работы «Оценка социальной и экономической эффективности программ по продвижению русского языка и литературы в качестве инструмента «мягкой силы» на пространстве ЕАЭС» являлось формирование методики оценки социальной и экономической эффективности программ по продвижению русского языка и литературы в качестве инструмента «мягкой силы» на пространстве ЕАЭС.
Необходимость проработки концепции и основных положений данной методики продиктована тем, что у российских программ продвижения русского языка ключевыми показателями эффективности выступали до 2015 г. индикаторы. Как и у всех прочих правительственных программ в России, это в основном количественные: количество организаций, с которыми ведется сотрудничество, должно быть столько-то, экономические обязательства перед ними должны выполняться в таком-то объеме, и так далее. Успехи считаются также количественно: для нас важно, сколько акций с участиями российских деятелей культуры проведено за рубежом, сколько выставок по продвижению российского образования организовано и т.п. И абсолютно отсутствуют качественные и социологические показатели результативности проведенных мероприятий, особенно касающиеся влияния их на целевую аудиторию в качестве инструментов «мягкой силы».
Этот недостаток был частично исправлен в Концепции федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2014 г. № 2647-р. Были конкретизированы и уточнены не только количественные (статистические) показатели оценки состояния и социальной и экономической эффективности программ по продвижению русского языка и литературы, но добавлен ряд качественных показателей, выразившихся в социально-экономических результатах реализации мероприятий федеральной целевой программы.
В интересах сохранения преемственности с существующими Концепциями продвижения русского языка применительно к пространству Евразийского экономического союза в формируемую в рамках данной НИР методику оценки социальной и экономической эффективности программ по продвижению русского языка и литературы в качестве инструмента «мягкой силы» на пространстве ЕАЭС включен ряд количественных и качественных показателей, позаимствованных из Концепции федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016-2020 годы и послуживших основой для разработки гайдов (опросников) интервью с экспертами и блока статистических показателей. Поскольку в методику вошли далеко не все показатели Концепции, при необходимости список анализируемых показателей может быть пополнен.
В то же время социологические показатели и соответствующие им анкеты представляют собой оригинальный инструмент оценки социальной и экономической эффективности программ по продвижению русского языка и литературы в качестве инструмента «мягкой силы» на пространстве ЕАЭС.
В интересах достижения цели исследования предполагается провести следующую работу:
- получить статистические (количественные) данные от органов государственной власти России и стран – членов ЕАЭС об эффективности программ по продвижению русского языка и литературы в соответствии с разработанной системой показателей (см. Приложение 1)
осуществить Интернет-опрос преподавателей в научных учреждениях и российских вузах (из не менее, чем 5 отобранных многоязычных городов из РФ и из стран, входящей в ЕАЭС), реализующих программы обучения на русском языке для иностранцев, а также преподавателей и тьюторов курсов, отделений, классов, семинаров русского языка в других странах – членах ЕАЭС по анкете (см. Приложение 2);
получить качественные данные на основе интервью с экспертами в России и других странах ЕАЭС, из не менее, чем 5 отобранных многоязычных городов из РФ и из стран, входящей в ЕАЭС (представителей органов государственной власти, международных общественных организаций, экономических объединений, обществ дружбы с Российской Федерацией, сотрудников научных учреждений и преподавателей вузов, руководителей местных центров научных и культурных связей, курсов, школ, отделений, классов, а также ученых, занимающиеся данной проблемой (см. Приложение 3).
При проведении мониторинговых исследования также предполагается использовать:
- данные статистических агентств государств – членов ЕАЭС;
- статистические и иные данные Минобрнауки России, Института русского языка им. А.С. Пушкина и др.;
- научные работы и публикации по проблемам изучения и продвижения русского языка за рубежом, а также развития международного сотрудничества и преподавания русского языка в странах ЕАЭС;
- данные социологических опросов независимых социологических служб по проблематике исследования, осуществленных среди населения стран-членов ЕАЭС, в том числе по вопросам отношения к России и изучению русского языка.
Методика и условия проведения исследования, выборка регионов (не менее 5 отобранных многоязычных городов из РФ и из стран, входящей в ЕАЭС) и источников информации, позволят сделать достоверные выводы о процессах, связанных с оценкой социальной и экономической эффективности программ по продвижению русского языка и литературы в качестве инструмента «мягкой силы» на пространстве ЕАЭС.
|