Скачать 3.3 Mb.
|
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) Федеральное государственное бюджетное учреждение Всероссийский ордена «Знак почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны (ФГБУ ВНИИПО МЧС России) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ НАСЕЛЕНИЯ МЕРАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Москва 2012 УДК 614.841.315.004.2 Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обучению населения мерам пожарной безопасности. – М.: ВНИИПО, 2012. – 187 л. Методические рекомендации разработаны Департаментом надзорной деятельности МЧС России (А.И. Лукашевич, А.В. Птахин, Л.В. Автономова), ФГБУ ВНИИПО МЧС России (О.Д. Ратникова, Т.Н. Смирнова, И.Г. Веселова, В.В. Володченкова, Г.А. Прытков). В методических рекомендациях рассмотрены вопросы организационной, правовой деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации возложенных на них полномочий в области обучения населения мерам пожарной безопасности, а также представлены правовые основы обучения, информирования и противопожарной пропаганды. Рекомендации предназначены для органов государственной власти субъектов Российской Федерации в целях эффективной организации работы в области обучения населения мерам пожарной безопасности и проведения противопожарной пропаганды. © ФГБУ ВНИИПО МЧС России Содержание Введение. . . . . . . . . . 4 1 Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обучения населения мерам пожарной безопасности и противопожарной пропаганды. . . . . . . . 5 2 Противопожарная пропаганда. . . . . . 6 2.1 Цели, задачи, принципы противопожарной пропаганды. . . 8 2.2 Формы, методы и средства противопожарной пропаганды. . 9 2.3 Субъекты и объекты пропагандистской деятельности. . . 23 2.4 Противопожарная пропаганда по месту жительства. . . 32 2.5 Особенности противопожарной пропаганды в средствах массовой информации. . . . . . . . . . . 34 2.6 Агитация. . . . . . . . . 47 3 Информирование населения в области пожарной безопасности. . 48 4 Обучение населения мерам пожарной безопасности . . . 53 4.1 Цели, принципы обучения мерам пожарной безопасности. . 53 4.2 Группы населения, проходящие обучение мерам пожарной безопасности. . . . . . . . . . 56 4.3 Формы обучения мерам пожарной безопасности. . . . 56 4.4 Обучение мерам пожарной безопасности детей дошкольного возраста. . . . . . . . . . . 57 4.5 Обучение мерам пожарной безопасности лиц, обучающихся в образовательных учреждениях. . . . . . . . 63 4.6 Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций (противопожарный инструктаж, пожарно-технический минимум). . . 64 4.7 Обучение мерам пожарной безопасности неработающего населения. 97 5 Механизм реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обучения населения мерам пожарной безопасности и противопожарной пропаганды . . . 117 6 Взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации с территориальными органами МЧС России . . 128 7 Взаимодействие с общественными объединениями. . . . 133 8 Ответственность должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации . . . . . 135 Список использованных источников. . . . . . 144 Приложение А Макеты плакатов и листовок для размещения в местах с массовым пребыванием людей. . . . . . . . . 147 Приложение Б Методические рекомендации по применению средств индивидуальной защиты и спасения людей при пожаре. . . . . . . 168 Введение Пожары по-прежнему остаются одной из важных общенациональных проблем России. По официальной статистике в 2011 году было зарегистрировано 168.5 тыс. пожаров, при которых погибли 12018 и получили травмы 12516 человек. Несмотря на то, что в последние годы количество пожаров и число погибших при них людей стабильно уменьшается вследствие постоянно проводимой работы в сфере развития и совершенствования государственной системы обеспечения пожарной безопасности, нерешенных проблем в этой области остается немало. В борьбе с пожарами важным направлением является проведение профилактических мероприятий, включающих в себя противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности. Значительная роль в организации системы подготовки населения в области пожарной безопасности принадлежит распределению функций между различными ее уровнями, планированию и координации деятельности всех элементов системы. Необходимо знать, какие вопросы должны решаться на федеральном уровне государственной власти, на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Настоящие методические рекомендации предназначены для органов государственной власти субъектов Российской Федерации в целях эффективной организации работы в области обучения населения мерам пожарной безопасности и проведения противопожарной пропаганды. В методических рекомендациях рассмотрены вопросы организационной, правовой деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации возложенных на них полномочий в области обучения населения мерам пожарной безопасности, а также представлены правовые основы обучения, информирования и противопожарной пропаганды. 1 Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обучения населения мерам пожарной безопасности и противопожарной пропаганды Деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации (РФ) в области пожарной безопасности (ПБ) осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами, Федеральными законами, Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (закон № 69-ФЗ), Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (закон № 184-ФЗ), иными нормативными правовыми актами, нормативными правовыми актами субъектов РФ. Законом № 69-ФЗ установлено, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Для выполнения этой государственной функции в Российской Федерации создана система обеспечения пожарной безопасности (СОПБ), которая представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами СОПБ являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении ПБ в соответствии с законодательством Российской Федерации. Целью создания СОПБ является государственное регулирование в области обеспечения пожарной безопасности, направленной на создание условий, обеспечивающих защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства. Одной из основных функций СОПБ является проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам ПБ. Согласно положениям ст. 18 закона № 69-ФЗ органы государственной власти субъектов РФ осуществляют организацию обучения населения мерам пожарной безопасности, а также информирование населения о мерах пожарной безопасности. Статья 25 закона № 69-ФЗ устанавливает, что органы государственной власти субъектов РФ проводят противопожарную пропаганду. В целях реализации возложенной на органы государственной власти субъектов РФ функции по обучению населения мерам ПБ и проведению противопожарной пропаганды органы государственной власти субъектов РФ осуществляют следующие полномочия:
2 Противопожарная пропаганда Результат анализа нормативных правовых актов, касающихся организации и проведения противопожарной пропаганды и обучения населения мерам ПБ показывает, что вопросы подготовки населения в области ПБ в основном урегулированы законодательством Российской Федерации. Однако следует обратить внимание на то обстоятельство, что не во всех нормативных правовых актах органов государственной власти субъектов РФ учитываются различия, существующие между понятиями обучение, пропаганда и информирование в области ПБ. Несмотря на то, что закон № 69-ФЗ разделяет понятия «противопожарная пропаганда» и «обучение», анализ нормативных правовых актов субъектов РФ и правовых актов органов местного самоуправления показывает, что эти понятия не всегда разграничиваются, а в некоторых правовых актах и вовсе отсутствует такой термин как «противопожарная пропаганда». Возможно, подмена понятий происходит по той причине, что пропаганда призвана в т.ч. и обучать население основам пожарной безопасности, подразумевая под термином «обучение» усвоение каких-либо знаний, приобретение определенных навыков. По своей сути пропаганда (от лат. propaganda - подлежащее распространению) - это целенаправленное, дифференцированное доведение идей и знаний различного уровня и в разной форме до тех или иных слоев населения в соответствии с теми или иными установками. В свою очередь понятие «обучение» рассматривается как «формирование знаний, умений и навыков в системе общего, профессионального, специального, высшего образования, повышения квалификации, в ходе специального обучения правилам пожарной безопасности»1, «основной путь получения образования, целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством опытных лиц – педагогов, мастеров, наставников и т.д. Тесно связано с воспитанием и ведется в учебных заведениях и в ходе производственной деятельности, а также в армии»2. Безусловно, противопожарная пропаганда и обучение оказывают на личность комплексное воздействие и редко применяются изолированно в практической деятельности. Однако рассмотрение каждого из них в отдельности необходимо по той причине, что и противопожарная пропаганда и обучение имеют свои формы, методы, определенную организацию работы3. Также следует обратить внимание на различия, существующие между понятиями пропаганда, агитация, информирование. Несмотря на то, что рассматриваемые понятия, так или иначе, тесно связаны, переплетаются на практике и являются частью единого сложного коммуникативного процесса, имеющиеся между данными понятиями различия необходимо учитывать. Эти различия достаточно существенны, и путаница в их применении к практической деятельности приносит определенные трудности. Приведение в порядок понятийного аппарата в рассматриваемой сфере, как и в целом в области ПБ, необходимо. Ведь из-за разного понимания и толкования того или иного термина трудно составить четкое представление о направлениях работы, правильно выбрать цели и методы. Постановка и решение этого вопроса приобретает особую актуальность в условиях постепенной интеграции единой системы подготовки населения в области гражданской обороны (ГО), защиты от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера и системы подготовки населения в области обеспечения ПБ и создания в перспективе единой системы подготовки населения в области гражданской защиты. Пропаганда - «распространение и углубленное разъяснение каких-либо идей, учения, знаний среди широких масс населения или круга специалистов»4; «целенаправленное, дифференцированное доведение идей и знаний различного уровня и в разной форме до тех или иных слоев населения, с учетом эмоциональной насыщенности, в соответствии с теми или иными установками»5. Противопожарная пропаганда – целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других, не запрещенных законодательством Российской Федерации, форм информирования населения6. Пропагандистское сообщение – единичное пропагандистское действие (лекция, листовка, плакат, газетная статья). Оно является связующим звеном между коммуникатором (субъектом воздействия) и реципиентом (объектом воздействия). Пропагандистские сообщения разделяются на очевидно истинные, которые реципиент может проверить, и сообщения авторитарные, требующие доверия к коммуникатору. Сообщение может быть передано непосредственно коммуникатором или с помощью технических средств, средств массовой информации. Противопожарная пропаганда занимает ведущее место в профилактике пожаров. Последовательность (административные процедуры) и сроки действий по осуществлению государственной функции по организации информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам7 о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганде в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах определяются Административным регламентом, утвержденным приказом МЧС России от 29 июня 2006 г. № 3868. Организация пропаганды осуществляется постоянно как в повседневной деятельности, так и при различных степенях готовности гражданской обороны и режимах функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Противопожарная пропаганда в обычном режиме носит воспитательно-просветительский характер. Ее задача - повышение у населения уровня сознательности и убежденности в необходимости соблюдения норм и правил ПБ в повседневной жизни, а также обучение граждан правильным действиям при возникновении пожара. Информационно-предупредительная работа ведется во время подготовки к пожароопасным периодам и в течение названных периодов. На возникновение пожаров существенное влияние оказывают погодно-климатические условия регионов. В осенне-зимний период количество пожаров увеличивается примерно на 30-40%, число гобели людей – в 3-4 раза в сравнении с летним периодом. Это связано с интенсивной эксплуатацией печей, электронагревательных и других теплогенерирующих приборов и установок. В весенний период (апрель-май) увеличение числа пожаров происходит из-за весенних палов, разведения костров и сжигания мусора. Целесообразно профилактическую кампанию проводить одновременно, задействуя возможности и печатных, и электронных СМИ, при этом весь материал должен быть спланирован, дополнять и развивать друг друга. Для оценки эффективности проводимых пропагандистских мероприятий осуществляется информационно-аналитическая работа. На основе статистических данных и опросов населения выявляются недостатки в проведенной работе, планируются и разрабатываются мероприятия по совершенствованию противопожарной пропаганды. В систему пропаганды входят следующие компоненты:
2.1 Цели, задачи, принципы противопожарной пропаганды Пропаганда, являясь целесообразной деятельностью, не приносит позитивных результатов без четкого определения целей разного уровня и условий их достижения. Конечная цель любой пропаганды - просветить, убедить, воспитать. Целью пропагандистской деятельности является формирование общественного мнения и психологических установок на личную и коллективную ответственность за пожарную безопасность окружающей среды, за сохранение и преумножение народных богатств, способствовать готовности людей правильно действовать в случае опасности пожара. Цель пропаганды рассматривается как будущее желаемое состояние сознания и поступков социальных групп, коллективов, отдельных личностей. Организация работы с населением по обеспечению ПБ – вид идеологической деятельности. Пропагандистские тексты создаются в виде определенной совокупности высказываний, призванных обеспечить проникание в массовое сознание соответствующих ценностных утверждений. Они тем самым решают первоочередные задачи пропаганды: во-первых, распространение определенного образа социальной действительности, во-вторых, формирование у людей, к которым она обращена, определенного способа отношений к действительности. Совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к окружающему миру, выступающих в качестве ориентиров и регуляторов поведения личности образуют его мировоззрение. Мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности. Именно пропаганда помогает мировоззрению быть мыслящим, формирует такое отношение к миру и жизни, которое порождает стремление относиться к бытию с максимальной бережностью. Перед противопожарной пропагандой поставлена следующая система задач:
Основные организационно-методические принципы противопожарной пропаганды:
2.2 Формы, методы и средства противопожарной пропаганды Формы противопожарной пропаганды Под формой пропаганды понимается организационный процесс доведения информации (пропагандистского сообщения) до адресата (объекта пропагандистского воздействия). Существуют следующие формы противопожарной пропаганды:
При организации и проведении мероприятий по противопожарной пропаганде необходимо учитывать следующее.
Необходимо шире освещать деятельность дружин юных пожарных (ДЮП). В каждом из регионов накоплен опыт работы дружин юных пожарных. Сделано большое количество конкретных дел по организации работы с детьми, их приобщению к активному участию в пожарно-профилактической работе: серия специальных маршрутов – «Школа», «Мой младший друг», «Микрорайон», «Елка»; детские спектакли на противопожарную тематику, в том числе так называемые мини-спектакли для детских клубов, садов, домов детского творчества. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в форме выездных семинаров, показных занятий, встреч с населением. В организации работы ДЮП следует уделять внимание подготовке детских агитбригад, выступления которых способствуют пропаганде противопожарных знаний среди школьников и в дошкольных учреждениях.
Организаторами смотра-конкурса как правило выступают ГУ МЧС России по субъекту РФ, региональное отделение ВДПО и государственные органы управления образованием субъектов РФ. Областной смотр-конкурс может проводиться по трем номинациям: смотр-конкурс пожарной песни, конкурс агитбригад и конкурс театрализованных представлений на противопожарную тематику.
Организаторами выступают органы управления по делам молодежи, физической культуры и спорта субъектов РФ, государственные органы управления образованием субъекта РФ при участии общественных организаций. Подобные конкурсы имеют цель - вовлечение молодежи в волонтерскую деятельность по популяризации безопасности жизнедеятельности, здорового образа жизни. Задачами конкурсов являются:
Деятельность клуба пожарных, спасателей и волонтеров включает мероприятия по взаимодействию с молодежными организациями, работу со школьниками, проведение праздничных мероприятий, концертных программ, акций, выставок, бесед, физкультурно-оздоровительных мероприятий, изучение специального оборудования, находящегося в пожарной машине, проведение боевого развертывания и т.д. Членами таких клубов могут стать все желающие, достигшие совершеннолетнего возраста. Встречи членов клубов проводятся в формате тематических семинаров. На встречи приглашаются эксперты в области ПБ, в том числе представители государственного пожарного надзора. Например, в целях развития добровольчества в городе Нижневартовске при государственном учреждении «5-ый Отряд государственной противопожарной службы по ХМАО-Югре» физическими лицами, представителями организаций и учреждений города учреждено общественное учреждение «Клуб добровольных пожарных города Нижневартовск». К основным задачам Клуба относятся:
|
Методические рекомендации предназначены для федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной... | Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также о согласовании внеплановых проверок... | ||
Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации по применению механизмов государственно-частного... | Методические рекомендации предназначены для определения правил формирования субъектами РФ (далее в том числе регионы) календарных... | ||
Подготовлен Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской... | Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры | ||
Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры | Направления деятельности по обеспечению перехода на межведомственное взаимодействие при предоставлении государственных (муниципальных)... | ||
Направления деятельности по обеспечению перехода на межведомственное взаимодействие при предоставлении государственных (муниципальных)... | Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |