Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»


НазваниеРабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
страница1/5
ТипРабочая программа
filling-form.ru > Туризм > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
c:\users\учитель\desktop\титульники\007.jpg

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» 1-4 классы разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012г. №273-ФЗ;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6.10 2009 г. №373;

  • Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения МБОУ «Школа №143»;

  • Примерной программой по учебным предметам. Начальная школа. (Стандарты второго поколения);

  • Авторская программа Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова «Литературное чтение»: 1-4 классы. УМК «Начальная школа XXI века»;

  • Учебный план МБОУ «Школа № 143» на 2015-2016 учебный год;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных

организациях;
Цель программы «Литературное чтение» - помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.

Развитие читателя предполагает овладение основными видами речевой деятельности: слушание, чтение, говорение (устная литературная речь) и письмо (письменная литературная речь). Каждый ученик должен научиться воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Задачи курса литературного чтения:

  • Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимися текста и точки зрения писателя, формирование позиции читателя.

  • Система работы над навыками чтения.

  • Включение учащимися в эмоционально - творческую деятельность в процессе чтения.

  • Формирование литературных представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

  • Расширение круга чтения учащимися, создание «литературного пространства».


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями: добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека , характеризующие его отношение к другим людям , к Родине.
Общая характеристика предмета
Данный курс литературного чтения построен с учётом следующих положений:

  • изучение должно обеспечить развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности;

  • в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;

  • дифференцированное обучение обеспечивает учёт индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетённость» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идёт обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Принципы построения:

  • принцип системности - обеспечивает комплексное решение задач обучения, воспитания и развития младшего школьника;

  • принцип эстетический - обусловливает требования к произведениям, вошедшим в курс литературного чтения;

  • принцип эмоциональности - учитывает воздействие литературного произведения и книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя;

  • принцип преемственности - обеспечивает связь разных уровней литературного образования и уроков литературного чтения с уроками русского языка, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства.


Место литературного чтения в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений общий объём времени, отводимого на изучение предмета литературное чтение в 1-4 классах на уровне начального общего образования, составляет 338 часов. Из них по классам:

в 1 классе – 66 часов (2 часа в неделю, 33 учебные недели): из них 44 часа отводится урокам обучения грамоте и 22 урока – урокам литературного чтения.

Программа 2 класса рассчитана на 102 часа, 3 урока в неделю, (34 учебные недели)

Программа 3 класса рассчитана на 102 часа 3 урока в неделю, (34 учебные недели)

Программа 4 класса рассчитана на 68 часов 2 часа в неделю, (34 учебные недели)

Учитывая интересы и потребности обучающихся и их родителей с учетом углубленного изучения русского языка, один час на изучение тем во 2-3 классах добавлен из компонента образовательного учреждения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.



Метапредметные результаты

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.


Предметные результаты

  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  • осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

  • понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».


Планируемые результаты обучения в 1 классе.

К концу обучения в 1 классе ученик достигнет следующих результатов.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

  • Понимать содержание прослушанных произведений;

  • Осознанно воспринимать и различать произведения фольклора;

  • Читать вслух произведения разных жанров и отвечать на вопросы по содержанию;

  • Правильно называть произведение;

  • Моделировать обложку книги.

Ученик получит возможность научится:

  • Понимать нравственное содержание прочитанного произведения;

  • Высказывать суждения о произведении и поступках героев;

  • Узнавать изученные произведения по отрывкам из них;

  • Формировать информацию о произведении или книге в виде модели.


Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

  • Определять на практическом уровне и называть жанры и темы изученных произведений;

  • Использовать в речи литературоведческие понятия;

  • Различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;

  • Сравнивать фольклорные и авторские сказки и выделять их особенности.

Ученик получит возможность научится:

  • Сравнивать тексты;

  • Находить в тексте произведения сравнения. Обращения;

  • Находить в тексте и читать диалоги героев;

  • Определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

  • Читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;

  • Моделировать отдельные эпизоды;

  • Придумывать истории с героями изученных произведений.

Ученик получит возможность научится:

  • Иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;

  • Инсценировать отдельные эпизоды произведения;

  • Создавать устно небольшие произведения;

  • Пересказывать эпизоды от лица героев или от своего лица.

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

  • Понимать содержание прослушанных и прочитанных произведений;

  • Находить в тексте информацию про героев, произведении или книге, заданную в явном виде;

  • Определять тему текста;

  • Работать с несложными таблицами, схемами, моделями;

  • Сравнивать произведения по таблицам.

Ученик получит возможность научиться:

  • Находить информацию о произведении и книге;

  • Дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;

  • Находить в тексте информацию о героях произведения.

Планируемые результаты обучения во 2 классе

К концу обучения во 2 классе ученик достигнет следующих результатов.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

  • Читать вслух целыми словами;

  • Читать молча небольшие произведения под контролем учителя;

  • Читать выразительно подготовленные тексты;

  • Отвечать на вопросы по произведению и вести диалог;

  • Определять тему, жанр, авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;

  • Понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

  • Находить в тексте произведения пословицы, сравнения и обобщения;

  • Пересказывать тексты;

  • Группировать тексты по жанрам, темам или авторской принадлежности.

Ученик может научиться:

  • Понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, высказывать своё мнение о поступках героев, ориентируясь на общепринятые моральные ценности;

  • Пользоваться умением читать молча;

  • Пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения в зависимости от цели чтения;

  • Читать доступные периодические издания.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

  • Различать стихотворный и прозаический тексты;

  • Определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок, выделяя существенные признаки;

  • Различать пословицы и загадки по темам;

  • Использовать в речи литературоведческие понятия.

Ученик может научиться:

  • Осознавать нравственные и эстетические ценности произведений;

  • Выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;

  • Находить в тексте произведения сравнения, эпитеты, образные выражения.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

  • Понимать особенности образов произведения и читать по ролям;

  • Инсценировать небольшие произведения;

  • Моделировать;

  • Рассказывать сказки с присказками;

  • Создавать истории о героях произведений или придумывать продолжение историй.

Ученик может научиться:

  • Делать иллюстрации к изученным произведениям;

  • Иллюстрировать словесно;

  • Выполнять проекты индивидуальные и групповые;

  • Инсценировать произведения по группам, в парах, участвовать в конкурсах.

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

  • Находить в тексте информацию о героях произведения;

  • Определять тему и главную мысль текста;

  • Работать с таблицами и схемами;

  • Дополнять таблицы и схемы.

Ученик может научиться:

  • Самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;

  • Находить информацию о книге в её аппарате;

  • Сравнивать произведения по моделям;

  • Высказывать оценочные суждения о прочитанном тексте.


Планируемые результаты обучения в 3 классе

К концу 3 класса ученик достигнет следующих результатов.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

  • Осознавать значимость чтения для расширения своего читательского кругозора;

  • Понимать содержание произведений и определять их главную мысль;

  • Читать вслух целыми словами;

  • Читать молча небольшие произведения;

  • Читать выразительно подготовленные тексты;

  • Читать наизусть заранее подготовленные произведения;

  • Пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения;

  • Практически различать художественные, научно-популярные и справочные тексты;

  • Отвечать на вопросы по содержанию;

  • Правильно называть произведение и книгу, объяснять заглавие произведения и его соответствие содержанию;

  • Понимать и оценивать поведение героев произведения;

  • Пересказывать текст по готовому плану;

  • Классифицировать изученные произведения;

  • Различать типы книг.

Ученик получит возможность научиться:

  • Понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступкам героев, высказывать свое мнение;

  • Понимать авторскую точку зрения;

  • Работать с книгами разного типа, находить нужные элементы структуры книги;

  • Уметь пользоваться фондом школьной библиотеки.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

  • Различать стихотворный и прозаический тексты;

  • Определять особенности жанров произведений;

  • Подбирать синонимы к словам из текста;

  • Находить эпитеты, сравнения и обобщения, пословицы;

  • Находить средства выразительности.

Ученик может научиться:

  • Подбирать к словам синонимы, понимать прямое и косвенное значение слов;

  • Употреблять в речи изученные литературоведческие понятия при анализе произведений;

  • Находить и читать диалоги и монологи героев.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

  • Понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль и читать реплики героев в соответствии с образом, созданным автором произведения;

  • Инсценировать небольшие произведения ли отдельные эпизоды;

  • Моделировать;

  • Создавать истории с героями произведений на основе интерпретации художественного произведения.

Ученик получит возможность научиться:

  • Иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;

  • Выполнять различные творческие проекты;

  • Творчески пересказывать произведение от лица героя;

  • Создавать по образцу небольшие произведения.

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

  • Определять и формулировать главную мысль текста;

  • Находить в тексте произведения информацию о героях произведений, в структурных элементах книги- сведения об авторе, жанре;

  • Работать с таблицами и схемами;

  • Делить текст на составные части, составлять план текста;

  • Понимать информацию;

  • Составлять и обобщать информацию.

Ученик может научиться:

  • Самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;

  • Находить информацию о книге, об авторе, пользуясь структурными элементами книги;

  • Целенаправленно находить информацию о предметах, явлениях природы в текстах научно-популярных произведений и справочниках;

  • Сравнивать полученную из текста информацию с информацией готовых таблиц и схем.

Планируемые результаты обучения в 4 классе

К концу 4 класса ученик достигнет следующих результатов и научится:

  • Понимать и оценивать духовные ценности;

  • Понимать значение отечественной и зарубежной литературыкак части культуры;

  • Осознавать себя гражданином России, понимать ценность многонациональной литературы;

  • Проявлять доброжелательность и отзывчивость к другим людям, уважительное отношение к культуре других народов;

  • Работать с произведениями, книгами, проектами по темам и разделам индивидуально, в парах, в группах;

  • Пользоваться регулятивными универсальными учебными действиями в организации своей работы с литературными произведениями.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

  • Проявлять интерес к чтению, использовать чтение как универсальное умение для работы с любым произведением и любым источником информации;

  • Воспринимать умение читать как инструмент для своего интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития, способ приобретения знаний и опыта;

  • Пользоваться чтением для решения различных учебных задач и удовлетворения читательского интереса, поиска нужной информации на межпредметном уровне;

  • Читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать и осознавать прочитанное;

  • Читать выразительно подготовленные и изученные произведения из круга чтения, определяя задачу чтения;

  • Пользоваться разными видами чтения;

  • Различать художественную, научно-популярную, учебную и справочную литературу;

  • Ориентироваться в содержании художественного произведения, прослушанного или прочитанного, самостоятельно определять тему, жанр, авторскую принадлежность и главную мысль, выделять сюжетную линию;

  • Работать с учебником, научно- популярным и справочным текстами;

  • Понимать и объяснять поступки героев, высказывать своё мнение о них, соотносить с нравственными нормами и определять авторскую позицию;

  • Пересказывать содержание произведения подробно, кратко или выборочно, устно или письменно;

  • Выразительно декламировать подготовленные стихотворные произведения;

  • Составлять по образцу краткую аннотацию и отзыв на литературное произведение или книгу;

  • Пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно находить нужную книгу в библиотеке.

Ученик получит возможность научиться:

  • Воспринимать художественную литературу как вид искусства;

  • Определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к произведению, героям и их поступкам;

  • Отмечать изменение своего эмоционального состояния в процессе чтения художественного произведения;

  • Сравнивать художественное и научно-популярное произведения, выделяя 2-3 отличительные особенности;

  • Формулировать свою мысль в форме монологического высказывания небольшого объема;

  • Работать с детскими периодическими изданиями.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

  • Различать тексты произведений;

  • Сопоставлять жанры произведений фольклора по структуре;

  • Использовать в речи литературоведческие понятия;

  • Практически находить в тексте произведения средства выразительности и объяснять их роль;

  • Подбирать к словам синонимы и антонимы, ориентируясь на их конкретное значение.

Ученик получит возможность научиться:

  • Сравнивать и характеризовать тексты;

  • Находить в тексте диалоги и монологи героев произведений, описания, повествования и рассуждения;

  • Различать понятия «произведение», «книга», «периодическое издание», использовать их для решения учебных задач.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

  • Читать по ролям литературное произведение, инсценировать произведение;

  • Создавать по аналогии произведения разных жанров;

  • Выполнять индивидуально, в парах или группах тематические проекты;

  • Писать небольшие произведения на заданную тему по иллюстрациям или репродукциям картин к произведению; отзывы о произведениях, о героях произведения.

Ученик получит возможность научиться:

  • Творчески пересказывать текст произведения от имени героя, от лица автора, от своего лица;

  • Сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам;

  • Пересказывать тексты с зачитыванием некоторых эпизодов, читать произведение с рассказыванием и чтением наизусть отдельных эпизодов;

  • Создавать собственные тексты.

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

  • Находить и выделять главную и второстепенную информацию в тексте произведения;

  • Прогнозировать содержание книги, исходя из названия и анализа ее структуры;

  • Работать с моделями, таблицами, схемами, использовать моделирование для решения учебных задач;

  • Использовать информацию из текстов произведений для описания пейзажей, портретов героев;

  • Пользоваться разными источниками информации, печатными и электронными справочниками.

Ученик получит возможность научиться:

  • Находить явную и скрытую информацию в тексте;

  • Находить необходимую информацию о книгах, об авторах книг и произведений в справочниках и энциклопедиях, в том числе электронных;

  • Собирать информацию для выполнения проектов по темам и разделам, обобщать, развивать эрудицию и читательский кругозор;

  • Сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников, выявлять достоверную информацию.


Содержание учебного предмета.

Программа состоит из пяти разделов: «Виды речевой и читательской деятельности», «Круг чтения», «Литературоведческая пропедевтика», «Творческая деятельность учащихся», «Чтение: работа с информацией».

1 класс.

Виды речевой и читательской деятельности:

  • Аудирование : умение слушать и понимать фольклорные и литературные произведения. Умение узнавать произведения разных жанров.

  • Чтение: плавное чтение вслух по слогам и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным особенностям учащихся. Чтение наизусть небольших стихотворений.

  • Работа с текстом: практическое отличие текста от набора предложений. Знание структуры текста. Озаглавливание текста. Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

Круг чтения.

  • Примерная тематика: произведения фольклора и авторские произведения о Родине, о природе, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, к животным, к природе; о дружбе, правде, добре и зле.

  • Жанровые разнообразия: сказки, рассказы, стихотворения, загадки, скороговорки, потешки, шутки, пословицы, считалки.

Литературоведческая пропедевтика.

  • Ориентировка в литературоведческих произведениях: произведение, фольклор, сказка. Загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение, комикс, автор, заглавие, тема, литературный герой, абзац.

Творческая деятельность учащихся.

  • Проявление интереса к словесному творчеству, участие в коллективном сочинении небольших сказок и историй, разыгрывание небольших литературных произведений, сочинений историй с литературными героями, рассказывание небольших сказок и историй от лица героев.

Чтение: работа с информацией.

  • Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстрированный материал.

  • Таблица и схема. Чтение данных таблиц, заполнение под руководством учителя несложных таблиц информацией о произведении и книге.

  • Универсальные учебные действия:

- находить информацию о героях произведения;

- вычленять основные события в произведении и устанавливать их последовательность;

- моделировать отношения между героями произведений.

2 класс.

Виды речевой и читательской деятельности.

  • Аудирование. Восприятие литературного произведения: восприятие на слух произведения, создание условий для развития полноценного

восприятия произведения. Сравнение персонажей одного и разных произведений.

  • Чтение: осознанное правильное плавное чтение вслух с переходом на чтение целыми словами. Обучение чтению молча.

  • Работа с текстом: понимание слов и выражений, деление текста на части и составление плана, пересказ по готовому плану.

Круг чтения:

  • Примерная тематика: произведения о Родине, о родной природе, о человеке и его отношении к другим людям, к природе, к труду, о жизни детей,

о дружбе, о добре и зле, правде и лжы.

  • Жанровые разнообразия: сказки, рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.

  • Работа с книгой: элементы книги, детские газеты и журналы, сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.

Литературоведческая пропедевтика.

  • Ориентировка в литературоведческих понятиях: литературное произведения, фольклор, произведения фольклора, народная сказка,

стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных. Волшебные сказки, присказка. Зачин, небылица, потешка.

Шутка, скороговорка, герой произведения, события, название произведения.

Творческая деятельность учащихся.

  • Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинении небольших сказок и историй. Рассказывание сказок от лица одного из её персонажей. Придумывание продолжения произведения, изменение начала и продолжения произведения. Коллективные творческие работы. Подготовка и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.

3 класс.

Виды речевой и читательской деятельности.

  • Аудирование. Восприятие литературного произведения: изучение произведений одного и того же жанра, сравнение героев разных произведений, выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.

  • Чтение: чтение вслух и молча, умение читать выразительно.

  • Работа с текстом: осознание последовательности и смысла событий, вычленение главной мысли текста, определение поступков героев и их мотивов, выявление авторской позиции.

  • Работа со структурой текста: начало, развитие, концовка, деление текста на части, озаглавливание частей, составление плана под руководством учителя, пересказ по готовому плану.

Круг чтения.

  • Примерная тематика: произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о людях и их отношениях к Родине, к труду, друг к другу, природе и жизни, о чувствах людей и нравственных основах взаимоотношений:

  • Жанровые разнообразия: более сложные произведения;

  • Народная сказка: замедленность действий за счёт повторов, наличие волшебных превращений, присказки, зачины идеи победи добра над злом, реальность и нереальность событий, герои положительные и отрицательные.

  • Былина: особенности изображения персонажей, особенности былинного стиха, повторы;

  • Литературная сказка: сходство с народной сказкой, особенности;

  • Художественные рассказы: изображение явлений и героев, наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений;

  • Рассказы-описания: промежуточный жанр между художественными и научно-популярными рассказами.

Литературоведческая пропедевтика.

  • Ориентировка в понятиях: литература, фольклор, литературное произведение, литературные жанры, средства выразительности;

Творческая деятельность учащихся.

  • Развитие интереса к художественному слову, сочинение загадок, потешек, небылиц, сказок;

  • Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время;

Чтение: работа с информацией.

  • Информация о книге, произведении, авторе, умение пользоваться справочниками и словарями;

  • Оформление информации в виде моделей, схем, таблиц;

  • Использование готовых таблиц с информацией для характеристики героев, книг, произведений.



4 класс

Виды речевой и читательской деятельности

  • Аудирование. Восприятие литературного произведения: создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека. Умение определять задачу чтения..

  • Чтение: осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение молча. Выразительное чтение подготовленного произведения. Использование сведений об авторе книги. Чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений.

  • Работа с текстом: установление смысловых связей между частями текста. Определение мотивов поведения героев. Понимание и различение значений слов в тексте. Составление простого плана рассказа, сказки; подробный краткий и выборочный пересказ текста по плану. Составление творческого пересказа. Выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.

Круг чтения.

  • Примерная тематика: художественные произведения о жизни детей-сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве, о путешествиях и приключениях. Научно-познавательные произведения.

  • Жанровое разнообразие: расширение знаний в области жанровых особенностей сказок, рассказов, басен, былин и сказов, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно- художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам.

  • Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов, постоянные эпитеты, устойчивые выражения, зачины;

  • Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты, гиперболы, яркость описания героев.

  • Литературная сказка: сходство с народной сказкой, особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний.

  • Рассказы: художественные, научно-популярные. Особенности художественного рассказа. Отношение автора к своим героям.

  • Стихотворные произведения: ритмический рисунок, строка, строфа, рифма, средства выразительности.

  • Научно-популярные рассказы: отличие образа от понятия, термин, развитие логических связей, главная мысль, вывод, умозаключение.

  • Очерк: повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности.

  • Библиографические сведения о книге: элементы книги, каталог, каталожная карточка, периодика, сведения об авторе, элементарные знания о времени создания произведения.

Литературоведческая пропедевтика.

  • Ориентировка в литературоведческих понятиях: литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество.

  • Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, пьеса-сказка, очерк, научно-популярные и научно-художественные произведения.

  • Изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола. Юмор и сатира. Фантастическое и реальное.

Творческая деятельность учащихся.

  • Умение написать изложение, небольшие сочинения по текстам литературных произведений. Сочинение загадок, потешек, сказок, поговорок.

  • Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на нее каталожную карточку.

  • Умение воспроизводить сценические действия в играх-драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.

Чтение: работа с информацией.

  • Работа с информацией. Информация о произведении до чтения, прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

  • Сбор информации о произведении после чтения.

  • Использование информации из готовых таблиц для характеристики героев. Работа с таблицами, схемами, моделями.

  • Использование поискового, ознакомительного, изучающего и просмотрового видов чтения для получения информации.

  • Нахождение информации, применение ее для решения учебных задач. Определение порядка учебных действий, составление алгоритма решения учебных задач.

  • Оценка полученной информации о книге и литературных героев.


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебники:

Журова Л.Е. Букварь. Москва: «Вентана-Граф», 2011г.

Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 1 класс.Москва, «Вентана-Граф», 2011г.

Ефросинина Л.А., М.И. Оморокова. Литературное чтение. 2 класс. Москва,«Вентана-Граф», 2012г., 2013г.

Ефросинина Л.А., М.И. Оморокова. Литературное чтение. 3 класс.Москва, «Вентана-Граф», 2013г.

Ефросинина Л.А, М.И. Оморокова. Литературное чтение. М., 4 класс.Москва, «Вентана-Граф», 2014г.
Рабочие тетради:

Рабочая тетрадь «Литературное чтение. 1 класс» (автор Л.А.Ефросинина)

Рабочая тетрадь «Литературное чтение. 2 класс» в 2 ч. (автор Л.А.Ефросинина)

Рабочая тетрадь «Литературное чтение. 3 класс» в 2 ч. (автор Л.А.Ефросинина)

Рабочая тетрадь «Литературное чтение. 4 класс» в 2 ч. (автор Л.А.Ефросинина)

Рабочая тетрадь «Литературное слушание. 1 класс» (автор Л.А.Ефросинина)
Учебно- методические материалы для учителя:

  • Литературное чтение. Программа 1-4 классы (авторы-составители Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова)

  • Литературное чтение 2 класс: Технологические карты уроков по учебнику Л.А. Ефросининой, 2015г.


Технические средства обучения и оборудование

- магнитная доска; персональный компьютер;принтер;

- мультимедийный проектор;

- экспозиционный экран;

- сканер; документ-камера;

- моноблок;

- веб камера

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения

http://www.numi.ru

http://www.prodlenka.org

http://videouroki.net/

http://school-collection.edu.ru/

http://www.it-n.ru/

http://festival.1september.ru

Календарно- тематическое планирование по литературному чтению 3 класс



Тема урока

Элементы содержания

Планируемые результаты

Виды учебной деятельности

дата проведения

предметные

метапредметные

личностные

план

факт

1

Раздел : «Устное народное творчество» - 15ч

Загадки. Загадка-сказка В.Даль «Старик годовик»

Жанры фольклора. Загадки.


Называть жанры произведений: малые фольклорные жанры, различия жанров, произведения и выделять их особенности; определять тему и

жанр произведения.

Понимать и принимать учебной задачи, анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

При ведении диалога задавать вопросы, критически оценивать высказанное, учитывать позицию собеседника

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей.

Воспринимать на слух загадки, понимать содержание. Читать текст.








2

Пословицы. Какие бывают пословицы

Пословица. Построение пословиц.


Называть жанры произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, былина; особенности народной сказки ; различия жанров, произведения и выделять их особенности; определять тему и

жанр произведения.

Сравнивать пословицы, осознанно и произвольно строить высказывания в устной речи, соблюдать правила сотрудничества; осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.

Воспринимать на слух пословицы, понимать содержание. Раскрывать смысл пословиц.








3-4

О присказках.

Русские народные сказки «Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую»

Загадки и пословицы. Русские народные сказки. Присказка.

Называть жанры произведений: малые фольклорные жанры народная сказка, особенности народной сказки (замедленность действий, повторы, наличие волшебных превращений; присказки, зачины и их варианты, идея победы добра над злом), народная сказка, особенности народной сказки ; различия жанров.

Читать, формулировать вопросы, выдвигать гипотезы, сравнивать изучаемые объекты (сказок), обобщать результаты сравнения в таблице и схеме, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика».

Сравнивать сказки и присказки, выразительно читать диалоги старика и старухи, старика и Лесного Деда; конкурс знатоков загадок и пословиц «Я знаю», чтение сказки «Самое дорогое»; слушать сказку «Про Ленивую и Радивую»







5

Слушание и работа с детскими книгами о животных

Русские народные сказки «Лиса и Котофей Иванович», «Дрозд Еремеевич»

Самостоятельное чтение сказки. Определение жанра.

Называть жанры произведений: малые фольклорные жанры народная сказка, особенности народной сказки , народная сказка, особенности народной сказки ; различия жанров.

Анализировать текст и составлять модельный или словесный план (блок-схемы), рассказ прочитанного по плану; выделение особенностей построения книги (предисловие, послесловие); устанавливать закономерности.

Способность к организации собственной деятельности.


Слушать сказки «Лиса и Котофей Иванович», работа со схемой «Какие бывают сказки».

Составлять модельный план, Рассказывать сказки по плану с присказками. Самостоятельно читать сказку «Дрозд Еремеевич».







6

Сказки с загадками. «Дочь-семилетка». Русская народная сказка

Самостоятельное чтение или слушание сказки. деление сказки на части по готовому плану, выразительное чтение по частям


Называть жанры произведений: малые фольклорные жанры народная сказка, особенности народной сказки , народная сказка, особенности народной сказки ; различия жанров.

Овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика».

Слушать русскую народную сказку «Дочь-семилетка», составлять плана (блок-схемы) на листочках. Читать сказки по частям, выразительное чтение диалогов по выбору детей; определение главной мысли, пересказывать сказки по плану.







7-8

Волшебные сказки. «Царевич Нехитёр-Немудёр». Русская народная сказка

Обучение художественному пересказу

Называть жанры произведений: малые фольклорные жанры народная сказка, особенности народной сказки , народная сказка, особенности народной сказки ; различия жанров.

Читать , становить вопросы, выдвигать гипотезы, сравнивать , при ведении диалога задавать вопросы, приводить собственные аргументы, критически оценивать высказанное, учитывать позицию собеседника.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.


Работать со схемой «Народные сказки»: заполнить схему и устно привести примеры сказок, рассказывать бытовую сказку «Дочь-семилетка» («цепочкой»), работать с русской народной сказкй «Царевич Нехитёр-Немудёр»







9

Слушание и работа с детской книгой Русские народные сказки «Елена Премудрая», «Умная внучка»

Слушание и работа с детской книгой.

Называть жанры произведений: малые фольклорные жанры народная сказка, особенности народной сказки , народная сказка, особенности народной сказки ; различия жанров.

Читать , становить вопросы, выдвигать гипотезы, сравнивать , при ведении диалога задавать вопросы, приводить собственные аргументы, критически оценивать высказанное, учитывать позицию собеседника.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Правильно называть: фамилию автора, художника; жанр; год издания; кратко передать суть прочитанной сказки.

Слушать и анализировать сказки «Умная внучка» со сказками: «Самое дорогое», «Дочь-семилетка» и «Царевич Нехитёр-Немудёр» (выделение сходства и различий).







10

Скороговорки Потешки. Повторение: малые жанры фольклора

Малые фольклорные данные. Скороговорки. Потешки.

Называть жанры произведений: малые фольклорные жанры народная сказка, особенности народной сказки , народная сказка, особенности народной сказки ; различия жанров.

Овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи , формирование уважительного отношения к иному мнению.


Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Заполнять таблицу «Народные сказки» (на листочках). Рассказывать сказки (по выбору учащихся). Заполнять схему «Фольклор»: назвать жанр и привести пример. Игры-конкурсы: «Знание загадок» и «Знание скороговорок». Читать статью в учебнике «Какие бывают скороговорки». Придумать свои скороговорки.







11

«Проверь себя»

Выставка книг по теме. Тексты изученных произведений.

Воспроизводить изученный материал. Применять его при выполнении заданий.

Планировать , контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, излагать своего мнения и аргументировать свою точки зрения и оценки событий, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Развитие этических чувств: доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживая чувствам других людей.

Работать с заданиями «Проверь себя». Находить нужную информацию в разных источниках.







12-13

Былины. «Добрыня и Змея».

«Илья Муромец и Соловей-разбойник».

«Алеша Попович и Тугарин Змеевич». «Вольга и Микула».

Понятие: былина. Самостоятельное чтение или слушание произведения. Словарная работа. Определение времени и места событий, выделение описания портрета героя

Называть жанры произведений: малые фольклорные жанры, сказка, былина; различия жанров, произведения и выделять их особенности; называть и сравнивать героев (положительных и отрицательных).

Представлять книги по плану (название книги, книга-произведение или книга-сборник, фамилия художника, имена героев, точка зрения автора или выражение своей точки зрения), оценивать работу по заданным критериям, развивать умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

Читать былину «Вольга и Микула». Работать с книгами о былинных богатырях: рассматривание, сравнение книг-произведений и книг-сборников; фамилия художника; имена героев; точка зрения автора и выражение своей точки зрения..

Заполнить схему «Имена былинных героев». Читать былины.







14

Слушание и работа с детскими книгами Былины «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Первый бой Ильи Муромца», «Алеша Попович»

Самостоятельное чтение или слушание произведения. Словарная работа. Осознание последовательности и смысла событий


Называть жанры произведений: малые фольклорные жанры, сказка, былина; различия жанров, произведения и выделять их особенности; называть и сравнивать героев (положительных и отрицательных).

Представлять книги по плану (название книги, книга-произведение или книга-сборник, фамилия художника, имена героев, точка зрения автора или выражение своей точки зрения), анализировать свою работу; оценивать работу по заданным критериям.

Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

Читать былины. Работать с книгами о былинных богатырях: рассматривание, сравнение книг-произведений и книг-сборников; фамилия художника; имена героев; точка зрения автора и выражение своей точки зрения..

Заполнить схему «Имена былинных героев».







15

Раздел: «Басни»- 5ч

Эзоп. «Лисица и виноград». И. Крылов. «Лиса и виноград»

Мораль. Сравнение жанров. Отличие басни о т сказки.

Научатся ориентироваться в понятиях: басня, мораль, о структуре басни; о художественных особенностях басни, правильно называть басни из круга детского чтения; различать сказку и басню; сравнивать героев басни; выделять особенности басен Эзопа и И. А. Крылова;

выразительно читать басни с листа.


Передавать интонации отношения к героям, нравоучительного тона морали; самостоятельно выделять паузы и логические ударения, наблюдать за знаками препинания, владеть коммуникативными умениями.


Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.

Слушать басни Эзопа и Крылова, выполнять задания к тексту, выбирать темп и тон чтения; передавать интонацией отношения к героям, нравоучительный тон морали; обозначать паузы и логические ударения.






  1   2   3   4   5

Похожие:

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» iconПояснительная записка к рабочим программам учителей-предметников литературное чтение
Климановой, В. Г горецкого, М. В. Головановой. (образовательная программа «Школа России»). Реализация данной программы предусмотрена...

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» iconРабочая программа по литературному чтению для 4 б класса Антипиной Ольги Витальевны
Федеральными государственными образовательными стандартами. Данная программа рассчитана для учащихся 4 б класса. Программа «Литературное...

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» iconРабочая программа по литературному чтению Предмет : Литературное...
...

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» iconРабочая программа по учебному предмету Литературное чтение
«Кривошеинская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Федора Матвеевича Зинченко»

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» iconРабочая программа учебного предмета «Литература»
Т. Ф. Курдюмовой, 8-е издание, М. Дрофа. 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Английский...
Рабочая программа учебного предмета «Английский язык в 7 классе» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента...

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» iconРабочая программа учебного предмета «Английский язык»
Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» для 7 класса составлена на основе

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» iconПояснительная записка, с конкретизацией цели основного общего образования...
Рабочая программа предназначена для использования в общеобразовательных организациях в 5 классах

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» iconПояснительная записка Статус программы Общая характеристика учебного...
Рабочая программа учебного предмета «Немецкий язык» для 7-9 классов разработана в соответствии с

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» iconРабочая программа учебного предмета “Иностранный язык (английский)”
Рабочая программа учебного предмета «Иностранный язык (английский)» составлена в соответствии с

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск