Рабочая программа по литературному чтению для 4 б класса Антипиной Ольги Витальевны


НазваниеРабочая программа по литературному чтению для 4 б класса Антипиной Ольги Витальевны
страница1/4
ТипРабочая программа
filling-form.ru > Туризм > Рабочая программа
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №3 Зеленодольского муниципального района

Республики Татарстан»


«Рассмотрено» на заседании

кафедры учителей начальных классов

Протокол № 1 от 27. 08. 2014 г.

Руководитель кафедры_С.Г. Алексеева ______/______/

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

____________________ (И.Л.Меняйло)

« » августа 2014 г.

«Утверждаю»

Директор гимназии №3

______________________ М.А.Ильина

Приказ № _____от 27 августа 2014г.



Рабочая программа

по литературному чтению

для 4 Б класса

Антипиной Ольги Витальевны,

учителя высшей квалификационной категории

(2 часа в неделю, всего 70 часов)

Рассмотрено на педагогическом совете

протокол №1 от « 27 » августа 2014г.


2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка

Программа по литературному чтению ориентирована на достижение целей, задач современного образования, определенных Федеральными государственными образовательными стандартами. Данная программа рассчитана для учащихся 4 Б класса. Программа «Литературное чтение » рассчитана на изучение курса 4 класса в течение 70 часов учебного времени за год. Количество учебных часов в неделю – 2 часа.

Литературное чтение – особый предмет школьной программы 1-ой ступени образования, дающий представление о многообразии литературы как явлении национальной и мировой культуры, средстве сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Этот предмет значим для личностного развития ребенка, поскольку формирует представление о мире, культуре, этических понятиях, добре и зле, нравственности; создает условия для успешности обучения по всем предметам; формирует потребность в систематическом чтении.

Литературное чтение предназначено для освоения системы научных понятий в формирующейся учебной и читательской деятельности в условиях новой социальной ситуации, связанной с расширением информационного поля.

Литературное чтение является фундаментом для всего последующего обучения читателя, способного самостоятельно добывать знания, обладающего основным умением – умением учиться. Этот предмет закладывает основу формирования учебной деятельности – систему учебно-познавательных мотивов, умение ставить, принимать и реализовывать учебные цели, решать учебные и учебно-практические задачи, планировать, контролировать, оценивать учебные действия, их результат.

Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова способствует реализации в ребенке скрытых возможностей, росту творческого потенциала. В качестве системообразующей задачи развивающего обучения в начальной школе указывается формирование учебной деятельности учащегося, создание условий для превращения ученика в субъект учения, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.

Предметное содержание литературного чтения и логика его построения в данной образовательной системе определяются закономерностями формирования учебной деятельности. В этом процессе создаются условия и для решения собственно предметных задач.

В области литературы – это задачи, связанные с формированием читательской компетентности, расширением литературного кругозора, развитием «чувства художественного слова», литературного вкуса. Очевидно, что предмет литературного чтения обладает специфическими средствами решения указанной системообразующей задачи развивающего обучения. В то же время реализация перечисленных внутрипредметных задач литературного чтения в контексте формирования учебной деятельности имеет большие, на данный момент недостаточно раскрытые, перспективы.

В основу программы положены идеи отечественных и зарубежных исследователей: М. М. Бахтина, В. С. Библера, Л. С. Выготского, Г.- Г. Гадамера, М. М. Гиршмана, Ю. М. Лотмана. В их работах основной акцент делается на диалогическую «встроенность» сознания современного читателя в культурное пространство мира, создаваемого особым подбором изучаемых произведений.

При построении курса литературного чтения учитывается тот факт, что в отличие от других предметов школьной программы (математики, русского языка, естествознания), литература рассматривает образ, которому свойственна не логическая, а конкретно-чувственная и эмоциональная убедительность. В связи с этим литературное чтение, в первую очередь, обращается к образной природе произведений, обладающих эстетическим достоинством, эстетической ценностью, являющейся важной составляющей формирующейся личности читателя. Воспитание культуры чтения невозможно без особой организованной деятельности в культурном пространстве урока и вне него.

В ходе изложения учебного материала используется технология и методы обучения системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.

Цель предлагаемого курса чтения – обеспечение интенсивного совершенствования чтения учащихся через освоение «смыслов» литературного текста; открытие разных способов (техник) понимания произведения для развития творческих и коммуникативных способностей ребенка; воспитание культуры восприятия текста; стимулирование потребности ребенка в творческом чтении.

Достижение данной цели предполагает решение

1) образовательных задач:

  • развитие потребности читать любой текст (художественный и нехудожественный) через освоение приемов синтагматического чтения, способов интонирования текста и техник понимания произведения;

  • развитие способности творческого «видения» смыслов художественного текста;

  • открытие и освоение учениками позиций читателя и автора;

  • формирование в сознании читателя эстетических (эмоционально-ценностных) и герменевтических (образно-понятийных, смысловых) установок для постижения сущности изучаемого предмета;

2) развивающих задач:

  • развитие «чувства художественного слова», литературного вкуса;

  • развитие коммуникативных способностей;

  • развитие речи;

3) воспитательных задач:

  • формирование культуры творческого восприятия литературного произведения;

  • воспитание эстетического отношения к книге как источнику духовности, отражающему многогранность жизни.

Достижение указанной цели есть планируемые личностные, метапредметные (универсальные учебные действия), предметные результаты. Данный курс органически связывает в себе следующие содержательные моменты:

открытие мира литературы (знакомство с новыми именами авторов, новыми произведениями, разными жанрово-видовыми особенностями текстов, приемами выражения авторской позиции; рассмотрение одной темы в представлении разных авторов);

овладение приемами понимания художественного текста (развитие образного мышления на этапе восприятия текста и создания собственного высказывания; освоение способов «тщательного» чтения; формирование умения раскрывать творческий потенциал любого произведения; применение открытых приемов для создания собственного высказывания, выражения личной авторской позиции);

совершенствование навыка синтагматического чтения;

применение законов русской речи в ситуациях речемыслительной деятельности (овладение законами и нормами этикетного общения).

Литература дает читателю мощный заряд для творчества. Она подсказывает разные способы общения читателя с миром. Чтобы овладеть ими, необходимо, в свою очередь, овладеть основными способами со-читательской смыслодеятельности (в ее процессе сочетаются, взаимоотражаются, взаимоосознаются самостоятельные голоса читателей и экстериоризируются различные точки зрения на произведение (С. П. Лавлинский)).

Восприятие и понимание учащимися текста происходит на ином уровне при условии создания на уроках литературного чтения атмосферы духовности и творчества. Такую атмосферу можно создать только при помощи особого подбора литературных текстов. Это является основным фактором в процессе формирования подлинной читательской деятельности ребенка, несущей в себе элемент творчества.

Литература представляет собой особый способ видения мира. Приобретение этого способа – главное событие в процессе становления читательской позиции. Непременным условием открытия читателем собственного видения мира сквозь «призму» литературного произведения является «тщательное» чтение.

Творчество всегда диалогично: оно предполагает позицию «другого». Творчество сопряжено с индивидуальным выражением своего видения мира, своей позиции в ответ на явленную точку зрения «другого». Творческий акт связан с преобразованием своей картины мира, желанием человека вступить в содержательный диалог с читателем, зрителем, слушателем, самим собой.

Основными критериями отбора большинства предлагаемых для чтения текстов стали критерии художественности, полифоничности, разнообразия жанрово-видовой специфики произведений, духовности.
Критерий художественности является одним из определяющих. Истинно художественные произведения формируют эстетический вкус читателя, вызывают разнообразные переживания. Большинство из предлагаемых текстов образны. Они подталкивают ребенка к созданию собственных образов того, что описывает или о чем повествует автор. Данный критерий позволяет выделить те тексты, рассматриваемые в особом порядке, которые создают культурное «поле» для разворачивания читательской деятельности.

Такие тексты неадекватно воспринимаются учениками. Этот факт, как показывает практика, важен для ведения разговора о прочитанном, для рефлексии разных уровней восприятия и чтения текстов. Подобные произведения дают возможность по-разному раскрыть смысл задуманного автором, предусматривают различное толкование творческого замысла. Критерий художественности взаимосвязан с критерием полифоничности.
Критерий полифоничности предоставляет возможности неоднозначного восприятия литературного произведения разными учащимися одного класса и читателями разных возрастов.

Программа представлена широким спектром текстов разных авторов разных эпох, что позволяет наиболее полно познакомить ребенка с миром литературы, показать ему интересные способы самовыражения авторов: писателей и поэтов, почувствовать и принять различные «видения» одного и того же предмета, явления.

Учащиеся чаще всего знакомятся с несколькими литературными жанрами, которые чередуются между собой. Повторение нового произведения в уже знакомом жанре позволяет рефлексировать то, что ребенок знает, изучал, слышал. У него начинает складываться представление о разнообразии жанров, о том, что писатели предпочитают выбирать определенный жанр, адекватный их творческому замыслу.

Некоторые из указанных выше жанров, например, послание, имеет глубокие исторические корни. Это древний жанр, представляющий нам уникальные образцы не только исторических, деловых, личных писем, но и высокохудожественных произведений, в которых поэт создает словесный образ адресата. Исследование этимологии и истории развития жанра позволяет познакомить учеников не только с яркими его представителями, но и увидеть, как изменяются «подходы» к «письму» у разных авторов в разные литературные и исторические эпохи.

В 4 классе изучаются произведения, посвященные теме детских впечатлений, переживаний, воспоминаний. Следовательно, кроме рассказов, повестей, стихотворений, басен, ученики знакомятся с биографическим, автобиографическим и мемуарным жанрами. Они рассматривают общую для предлагаемых текстов тему на примере произведений повествовательного характера: рассказа, повести, истории. Среди нехудожественных произведений моделируются жанры отзыва и эссе.

В курсе литературного чтения иногда используются отрывки из произведений, обладающих смысловой законченностью. В рубрике для дополнительного чтения ученикам предлагается прочитать такие произведения целиком.
Критерий духовности. Среди предлагаемых текстов присутствуют, в основном, классические произведения, прошедшие проверку временем, имеющие духовный потенциал. Они не только формируют литературный вкус, но и закладывают фундамент нравственных ценностей личности младшего школьника. Именно на начальном этапе литературного образования приоритет должен оставаться за такими текстами, так как в младшем школьном возрасте и закладывается духовный фундамент развивающейся личности.

Программа представлена текстами для чтения, в основном, русских писателей и поэтов.

Программа включает произведения современных авторов, популярные в детском чтении. А также рассматривает тексты, совсем не знакомые детям, но имеющие большой духовный потенциал. Среди них особо выделяются тексты философского содержания в жанре эссе и рассказа.

Курс литературного чтения, наполненный духовным содержанием, безусловно, ориентирует ребенка в мире нравственных ценностей. Для того чтобы эти ценности не навязывались ученику, не имели назидательного характера, наша программа имеет ведущую сквозную идею о талантах человека.

Каждый блок тем логично рассматривает тексты для ребенка и для взрослого, а затем завершается рубрикой для самостоятельного дополнительного чтения «Читай, удивляйся, размышляй!»

Система развивающего обучения направлена на организацию учебной деятельности, которая способствует формированию таких особенностей субъекта, как сознательность, самостоятельность, ответственность, инициативность, способность к самопознанию и рефлексии.

Как нельзя лучше, такая деятельность становится возможной при изучении любого литературного текста на уроке, организованного на основе установления диалоговых отношений между автором и читателем. «У читателя должно быть свое, незаместимое место в событии художественного творчества, он должен занимать особую, при этом двустороннюю позицию в нем: по отношению к автору и по отношению к герою» (М. М. Бахтин). Она определяет в конечном итоге событие художественного общения и специфику его завершения. Диалоговые отношения на уроке связаны с важной задачей развития коммуникативных способностей каждого ребенка.

Решение этой задачи происходит успешнее в ходе обучения литературному чтению в активной речемыслительной деятельности.

Тематическое содержание курса, круг детского чтения

4 класс

Часть первая. Детства чудная страна

Раздел I. Когда сбываются мечты…

Тема мечты в произведениях разных авторов. Реализация авторского замысла в художественных образах детства. Изобразительные средства создания образов в поэзии и прозе. Творчество ребенка, создающего свою Страну Детства. Образы любопытства, любознательности, фантазии, «вообразилии» в стихах для детей. Грустное и веселое в детстве – одна из основных тем поэтов и писателей.

От автора к читателю, от читателя к автору

Творческая работа: сочинение «Моя Страна Детства».

О. О. Дриз «Семицветная страна»; Ю. П. Мориц «Это очень интересно»; В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»; В. Д. Берестов «Исполнение желаний»; В. Иванова «Трудный случай»; У. Д. Смит (перевод И. Фонякова) «Слон»; Шэл Силверстейн (перевод с английского Г. Кружкова) «Если я был бы»; С. Чёрный «Невероятная история»; М. Агафонова «Хорошо быть маленьким».

От автора к читателю, от читателя к автору

Творческая работа: сочинение-миниатюра на предложенные темы: «Здорово! Моя мечта сбылась!»; «Грустно… Увы, моя мечта не сбылась…».

Редактирование сочинения.

Читай, удивляйся, размышляй!

О. Казмирчук «Я большая, мне шесть лет…»; Ю. И. Коваль «Нюрка»; М. Агафонова «Времена года»; В. А. Бахревский «Избяной соловей»; Е. И. Матвеева «Тайное желание»; В. П. Авенариус «Отроческие годы Пушкина (глава «Поэт-дядя и поэт-племянник»); Ю. Д. Левитанский «Что я знаю про стороны света…»; А. Е. Пермяк «Тонкая струна»; Ю. П. Мориц «Чтоб летали мы все и росли».
  1   2   3   4

Похожие:

Рабочая программа по литературному чтению для 4 б класса Антипиной Ольги Витальевны iconРабочая программа по литературному чтению Предмет : Литературное...
...

Рабочая программа по литературному чтению для 4 б класса Антипиной Ольги Витальевны iconРабочая программа по литературному чтению 3 «А» класса учителя 1 квалификационной категории

Рабочая программа по литературному чтению для 4 б класса Антипиной Ольги Витальевны iconРабочая программа по литературному чтению для 2 «А»класса учителя...
Ооо издательство «Вита-пресс» 2012г авторской программы Е. И. Матвеевой «Литературное чтение» //Сборник программ для начальной общеобразовательной...

Рабочая программа по литературному чтению для 4 б класса Антипиной Ольги Витальевны iconРабочая программа по литературному чтению для 3-го класса разработана...
Москва, «Просвещение»2011г., примерной программы начального общего образования, на основе образовательной системы «Перспектива»

Рабочая программа по литературному чтению для 4 б класса Антипиной Ольги Витальевны iconО проведении городской олимпиады по литературному чтению
Результаты городской олимпиады по литературному чтению в Индустриальном районе г. Барнаула

Рабочая программа по литературному чтению для 4 б класса Антипиной Ольги Витальевны iconРабочая программа по Литературному чтению 3 класс
Москва, Леонтьевский переулок, дом 19/2, стр. 1 (495) 629-08-78, 629-01-18, 629-60-71

Рабочая программа по литературному чтению для 4 б класса Антипиной Ольги Витальевны iconРабочая программа Алиевой Ольги Васильевны Высшая квалификационная...
Данная рабочая программа по английскому языку для 7 класса разработана на основе федерального компонента государственного образовательного...

Рабочая программа по литературному чтению для 4 б класса Антипиной Ольги Витальевны iconРабочая программа по литературному чтению (СистемаД. Б. Эльконина...
России. Соответствует Стандарту второго поколения, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, задачи формирования у младшего...

Рабочая программа по литературному чтению для 4 б класса Антипиной Ольги Витальевны iconРабочая программа учебного предмета «Русский язык»
«Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего...

Рабочая программа по литературному чтению для 4 б класса Антипиной Ольги Витальевны iconРабочая программа по литературе для 5 класса на 2015/2016 учебный год
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск