|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
| КАФЕДРА ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ
Учебно-методический комплекс дисциплины
«ЗУБОПРОТЕЗИРОВАНИЕ
(ПРОСТОЕ ПРОТЕЗИРОВАНИЕ)»
Основная образовательная программа: 31.05.03 (060201) - стоматология Утверждено на заседании
кафедры:
Протокол № 3
«13» октября 2014 г.
Зав. кафедрой, д.м.н., проф.
Т.Н. Юшманова
Автор-составитель:
Скрипова Н.В.,
к.м.н., доцент
Структура учебно-методического комплекса дисциплины I. Рабочая учебная программа дисциплины Зубопротезирование (простое протезирование).
1.1. Приложение № 1 к рабочей учебной программе – Тематические планы лекций и практических занятий
1.2. Приложение № 2 к рабочей учебной программе – Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине.
1.3. Приложение № 3 к рабочей учебной программе – Методические указания для студентов по дисциплине
1.4. Приложение № 4 к рабочей учебной программе – Фонд оценочных средств:
оценочные средства для проведения текущего, рубежного и итогового контроля успеваемости студентов:
перечень тем рефератов,
перечень вопросов к письменным контрольным работам;
перечень вопросов к зачету;
тестовые задания;
ситуационные задачи,
оценочные средства для контроля остаточных знаний студентов:
АПИМ
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
|
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой, д.м.н., проф. Декан факультета, к.м.н., доцент
Т.Н. Юшманова Н.Г. Давыдова
«13» октября 2014 г. «14» октября 2014 г. Рассмотрено на заседании кафедры
Протокол №3
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине (модулю) «ЗУБОПРОТЕЗИРОВАНИЕ (ПРОСТОЕ ПРОТЕЗИРОВАНИЕ)»
По направлению подготовки 31.05.03 ( 060201) - стоматология
Курс П, Ш
Вид промежуточной аттестации - зачет (У1 семестр)
Кафедра ортопедической стоматологии
Трудоемкость дисциплины 216 ч./6 зач. ед.
Архангельск, 2014г.
Рабочая учебная программа составлена в соответствии:
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки (специальности) 31.05.03 (060201) - Стоматология, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.01.2011г. № 16;
с рабочим учебным планом, утвержденным Ученым советом СГМУ;
на основании типовой программы дисциплины «Стоматология ортопедическая».
1. Цель и задачи освоения дисциплины (модуля) Цель – подготовка врача-стоматолога, владеющего глубокими знаниями и умениями в области профилактики, диагностики, ортопедических методов лечения заболеваний зубочелюстной системы; способного обоснованно выбирать конструкцию зубного протеза и материалы для его изготовления; оказывать амбулаторную стоматологическую ортопедическую помощь при патологии твердых тканей зубов и дефектах зубных рядов
Задачи:
формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций;
ознакомить студентов с принципами организации и работы клиники ортопедической стоматологии и зуботехнической лаборатории;
формирование у студентов навыков организации мероприятий по охране труда и технике безопасности, санитарно-противоэпидемических мероприятий при работе в кабинете ортопедической стоматологии, при работе с различными материалами, применяемыми в ортопедической стоматологии;
изучение основной профессиональной терминологии в области ортопедической стоматологии;
обучение студентов особенностям обследования пациентов с дефектами твердых тканей зубов и зубных рядов с ведением медицинской документации;
изучение показаний и противопоказаний к применению конструкций зубных протезов для замещения дефектов твердых тканей зубов и зубных рядов;
овладение методами диагностики, лечения, реабилитации и профилактики стоматологических заболеваний в условиях клиники ортопедической стоматологии;
обучение студентами навыкам работы с основным стоматологическим оборудованием, инструментарием, материалами;
обучение студентов методикам проведения клинических и лабораторных этапов изготовления несъемных и съемных конструкций зубных протезов;
ознакомить студентов с возможными осложнениями при ортопедическом лечении несъемными и съемными зубными протезами и методами их устранения и профилактики;
привитие студентам навыков изучения научной литературы, подготовки рефератов, презентаций по современным проблемам простого зубного протезирования;
обеспечение условий для активизации познавательной деятельности студентов, стимулирование самостоятельной работы по освоению содержания модуля и формированию необходимых компетенций.
2.Место дисциплины (модуля) в структуре ООП
Учебный модуль «Зубопротезирование (простое протезирование)», являясь частью основной профессиональной образовательной программы дисциплины «Стоматология», относится к циклу профессиональных дисциплин, цели и задачи изучения которого соотносятся с общими целями образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования по направлению подготовки 31.05.03 ( 060201) – Стоматология.
Учебная программа модуля «Зубопротезирование (простое протезирование)» предназначена для базисной подготовки врача-стоматолога к самостоятельной работе в клинике и ориентирована на обучение студентов к интегрированному подходу в оказании стоматологической помощи.
Преподавание модуля «Зубопротезирование (простое протезирование)» ставит своей конечной целью усвоение студентами теоретических знаний и практических умений и навыков, необходимых для работы в последующих курсах обучения по направлению подготовки (специальности) 31.05.03 – Стоматология: «Протезирование зубных рядов (сложное зубопротезирование)», «Протезирование при полном отсутствии зубов», «Гнатология и функциональная диагностика ВНЧС», «Ортопедическое лечение больных с челюстно-лицевой патологией».
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины (модуля)
Результаты освоения основной образовательной программы определяются приобретаемыми выпускником компетенциями – его способностью применять знания, умения и личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
Коды формируемых компетенций
| Компетенции
| ОК-№
| Общекультурные компетенции
| ОК – 4
| способность и готовность использовать медицинскую терминологию, научно-медицинскую и параме-дицинскую информацию
| ОК – 5
| способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности
| ОК – 8
| способность и готовность к аргументации, ведению дискуссии, к социальному взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к толерантности, уважению и принятию другого
| ПК -№
| Профессиональные компетенции
| ПК – 1
| способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, пациентами
| ПК – 4
| способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность
| ПК – 5
| способность и готовность проводить и интерпре-тировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, написать медицин-скую карту амбулаторного и стационарного больного
| ПК – 7
| способность и готовность применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций
| ПК – 9
| способность и готовность к работе с медико-технической аппаратурой, компьютерной техникой, к получению информации из различных источников, к работе с информацией в глобальных компьютерных сетях; применения возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач
| ПК - 18
| способность и готовность к проведению стоматологических профессиональных процедур
| ПК - 19
| способность и готовность к сбору и записи полного медицинского анамнеза пациента, включая данные состояния полости рта
| ПК - 23
| способность и готовность поставить диагноз с учетом Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ)
| ПК - 24
| способность и готовность к проведению диагностики типичных стоматологических заболеваний твердых и мягких тканей полости рта, зубочелюстно-лицевых аномалий у пациентов всех возрастов
| ПК – 30
| способность и готовность к лечению заболеваний твердых тканей зубов у пациентов различного возраста
| ПК - 36
| способность и готовность к проведению несложного ортопедического лечения заболеваний полости рта у пациентов различного возраста
| ПК – 44
| способность и готовность понимать иерархию правления отраслью, структуру организации стома-тологической помощи населению и значение стомато-логической службы в системе здравоохранения
| ПК – 48
| способность и готовность оформлять текущую документацию, составить этапность диспансерного наблюдения, оценивать качество и эффективность диспансеризации; реализовывать госпитализацию в экстренном порядке; использовать формы и методы профилактики стоматологических заболеваний
| ПК – 50
| способность и готовность изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования
|
В результате освоения модуля «Зубопротезирование (простое протезирование)» обучающийся должен: Знать:
основы и принципы организации работы клиники ортопедической стоматологии, оборудование и оснащение, инструменты и материалы ортопедического отделения (кабинета) стоматологических лечебно-профилактических учреждений; санитарно-гигиенические нормы, основные правила техники безопасности и эргономики;
теоретические основы строения, состояния и функционирования зубочелюстной системы при патологии твердых тканей зубов и зубных рядов; биомеханику зубочелюстной системы и законы артикуляции;
схему обследования стоматологического больного, инструментальные и аппаратурные методы обследования пациентов в клинике ортопедической стоматологии, рентгенологические методы исследования;
этапы диагностического процесса (предварительный, окончательный диагноз), основную специальную терминологию, правила заполнения истории болезни;
классификации дефектов зубных рядов, изменения в зубочелюстной системе, обусловленные дефектами твердых тканей зубов и зубных рядов, диагностику, врачебную тактику и методы лечения;
этиологию, патогенез, клинику и диагностику основных стоматологических заболеваний, подлежащих ортопедическому лечению, их осложнения, взаимосвязь с общими заболеваниями;
основные принципы планирования подготовки полости рта к протезированию;
методы обследования, диагностики и ортопедического лечения пациентов с патологией твердых тканей зубов и зубных рядов несъемными конструкциями зубных протезов;
методы обследования, диагностики и ортопедического лечения пациентов с дефектами зубных рядов съемными конструкциями зубных протезов;
основы клинического материаловедения;
последовательность клинико-лабораторных этапов изготовления
съёмных и несъёмных ортопедических конструкций;
методы изготовления непрямых реставраций (вкладок), искусственных коронок на все группы зубов, штифтовых конструкций, мостовидных протезов, частичных съемных зубных протезов;
методы моделирования искусственных коронок, мостовидных протезов, частичных съемных протезов;
причины осложнений в ортопедической практике и способы их предупреждения;
основы профилактической медицины, направленной на укрепление здоровья населения;
правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности.
Уметь:
самостоятельно собрать полный медицинский анамнез и провести обследование пациента, определять показания к использованию дополнительных методов исследования (рентгенологических),
анализировать результаты обследования пациентов и поставить предварительный диагноз, планировать объем дополнительных исследования для уточнения диагноза; формулировать окончательный диагноз (основной и сопутствующий);
планировать ортопедическое лечение и проведение клинических этапов изготовления различных конструкций несъемных и съемных зубных протезов;
оформлять документы первичного больного, заполнять историю болезни;
работать со стоматологическим оборудованием, аппаратурой, инструментами, материалами;
выполнять ортопедические профессиональные процедуры пациентам с патологией твердых тканей зубов и дефектами зубных рядов:
- препарировать зубы под все виды искусственных коронок;
- формировать полости под вкладки различного типа (инлей, онлей, оверлей,
инлей), изготавливать вкладки прямым методом;
- подготавливать корни зубов под штифтовые «культевые» конструкции,
- изготавливать культевые штифтовые вкладки прямым методом;
- получать анатомические оттиски (однофазные, двухфазные) всеми видами
оттискных материалов;
- изготавливать гипсовые модели челюстей, восковые базисы с
окклюзионными валиками;
- определять центральное соотношение при частичном отсутствии зубов;
- контролировать качество технического исполнения коронок, мостовидных
протезов, частичных съемных пластиночных протезов;
- провести коррекцию зубных протезов в полости рта;
- выявлять, устранять и предпринять меры профилактики осложнений при
пользовании несъемными и съемными конструкциями зубных протезов. Владеть навыками:
работы со стоматологическим оборудованием (стоматологическими установками, инструментами, наконечниками, режущими и абразивными инструментами) с соблюдением эргономических принципов, техники безопасности, санитарно-эпидемиологического режима;
клинического стоматологического обследования пациентов с патологией твердых тканей зубов и дефектов зубных рядов;
«чтения» различных видов рентгенограмм;
интерпретации результатов основных и дополнительных методов стоматологического обследования пациентов различного возраста с патологией твердых тканей зубов и дефектов зубных рядов;
алгоритма постановки развернутого клинического диагноза пациентам;
планирования ортопедического лечения пациентов с дефектами твердых тканей зубов и зубных рядов с использованием различных конструкций несъемных и съемных зубных протезов;
выполнения клинических этапов ортопедического лечения основных стоматологических заболеваний:
- одонтопрепарирования под различные виды искусственных коронок, мостовид-
ных протезов;
- получения оттисков различными оттискными материалами для изготовления
съемных и несъемных конструкций протезов;
- припасовки искусственных коронок;
- определения центрального соотношения челюстей;
- проверки конструкции несъемных и съемных зубных протезов;
- фиксации несъемных мостовидных протезов;
- припасовки и наложения съемных конструкций;
- коррекции и починки протезов.
выявления, устранения и профилактики возможных осложнений при пользовании несъемными и съемными зубными протезами;
оформления необходимой документации при ортопедическом лечении пациента с дефектами твердых тканей зубов и зубных рядов;
выполнения основных врачебных и диагностических мероприятий по оказанию первой врачебной помощи пострадавшим при неотложных и угрожающих жизни состояниях.
|