Методические материалы по учебной и профессиональной практике Специальность 050144 «Дошкольное образование» Канск 2012


Скачать 322.93 Kb.
НазваниеМетодические материалы по учебной и профессиональной практике Специальность 050144 «Дошкольное образование» Канск 2012
страница1/3
ТипДокументы
  1   2   3


Министерство образования и науки Красноярского края

КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж»


Психолого-педагогическая карта

воспитанника ДОУ
Методические материалы

по учебной и профессиональной практике
Специальность 050144 «Дошкольное образование»

Канск 2012

Автор-составитель: Л.П. Диденко, преподаватель КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж».
Психолого-педагогическая карта воспитанника ДОУ: методические материалы по учебной и профессиональной практике / автор-сост. Л.П. Диденко; КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж». Канск, 2012. – 20 с.


Данное издание содержит образец заполнения психолого-педагогической карты, предназначен для фиксирования и анализа содержания и процесса профессионального становления студента во время психолого-педагогической практики.

Методические материалы предназначены для специальности 050144 «Дошкольное образование».

© КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж»


Психологическая карта воспитанника ДОУ

ФИО _____________________________________
ДОУ № _____ «_______________________________»
группа «_____________________»

Воспитатели:

_____________________________

_____________________________
Руководители практики:

_____________________________

_____________________________
Выполнил:

______________________________

Канск 2012
Список группы

  1. ___________________

  2. ___________________

  3. ___________________

  4. ___________________

  5. ___________________

  6. ___________________

  7. ___________________

  8. ___________________

  9. ___________________

  10. ___________________

  11. ___________________

  12. ___________________

  13. ___________________

  14. ___________________

  15. ___________________

  16. ___________________

  17. ___________________

  18. ___________________

  19. ___________________

  20. ___________________

  21. ___________________

  22. ___________________

  23. ___________________

  24. ___________________

  25. ___________________



Краткая характеристика группы


Психологическая характеристика дошкольника

(схема составления)

I. Общие сведения о ребенке.

1. Анкетные данные

  • Фамилия, имя.

  • Дата рождения.

  • ДОУ, группа.

  • Длительность посещения детского сада.

2. Общее физическое развитие Сведения о состоянии здоровья

  • Часто ли болеет (часто, редко, средне).

  • Хронические заболевания (какие?).

3. Состав и особенности семьи.
II. Особенности общения ребенка с родителями, воспитателями и сверстниками:

  • место ребенка в системе отношений со сверстниками, избирательность общения, симпатии и антипатии; (данные наблюдения, социометрических методик (см приложение)

  • сформированность культуры общения;

  • средства общения;

  • содержание и мотивы общения;

  • личностные ожидания в отношении взрослых, сверстни­ков;

  • формы общения с взрослыми и сверстниками.


III. Особенности личностного развития.

1. Индивидуально-психологические особенности:

  • доминирующий темперамент (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик)(см. приложение методика № 7. Изучение темперамента ребенка методом наблюдения)

  • описание характера ребенка (отношение к людям, к себе, к труду, волевые черты характера)

2. Самосознание:

  • осознание своих физических возможностей, умений, спо­собностей, интересов, склонностей, психических процессов, переживаний;

  • осознание себя во времени;

  • осознание своей половой принадлежности и половой при­надлежности других людей;

  • содержание мечтаний о будущем;

  • отношение к самому себе, осознание собственных пере­живаний, гордость за себя;

  • уровень притязаний, какие цели ставит перед собой и учи­тывает ли при их постановке свои реальные возможности;

  • проявление притязания на признание в группе сверстни­ков, значимость для ребенка общественного мнения;

  • объективность оценки себя и результатов своей деятель­ности, критерии самооценки, ее зависимость от ситуации и вида деятельности;

  • мотивационные предпочтения.

3. Воля:

  • сформированность компонентов волевого действия (целе-полагания, борьбы мотивов, принятия решения, выполнения действия для достижения цели, самоконтроля и самооценки);

  • проявления волевых качеств в разных ситуациях и видах деятельности, их устойчивость;

  • наличие способности к волевому усилию;

  • умение сдерживать свои непосредственные побуждения и переживания, регулировать свое поведение и деятельность, пси­хические процессы.

4. Эмоции и чувства:

  • проявление высших чувств;

  • осознание своих переживаний, называние их в речи;

  • разнообразие переживаний, их динамика и внешнее выражение; особенности произвольной регуляции;

  • наличие признаков эмоционального неблагополучия.

5. Нравственное развитие:

  • осознание и оценка нравственных норм и морально-волевых качеств;

  • стремление обсуждать морально-этические проблемы;

  • соотнесение нравственных норм и правил с собственным поведением, следование им в собственной деятельности и поведении;

  • контроль за поведением других детей на основе нравственных норм и правил;

  • мотивы выполнения нравственных норм;

  • ситуации, в которых ребенок нарушает нравственные нормы.


IV.Особенности развития видов деятельности

1. Игровая деятельность:

  • предпочтение видов игр и игрушек;

  • соотношение одиночных и совместных игр со сверстни­ками;

  • устойчивость игровых объединений;

  • причины привлечения взрослых к игре;

  • длительность игры;

  • принятие условной игровой ситуации;

  • использование предметов-заместителей, воображаемых предметов;

  • сформированность компонентов сюжетно-ролевой игры.

2. Бытовая деятельность:

  • отношение к бытовым процессам;

  • сформированность культурно-гигиенических навыков и привычек;

  • понимание правил выполнения бытовой деятельности;

  • осознание социальной значимости культурно-гигиениче­ских навыков.

3. Трудовая деятельность:

  • освоение и предпочтение видов и форм труда;

  • мотивы труда;

  • отношение к процессу и результату труда;

  • достижение качественного результата;

  • планирование, контроль и оценка труда своего и сверст­ника;

  • сформированность трудолюбия;

  • стремление к совместному с взрослым или сверстниками труду;

  • представления о труде взрослых, отношение к их труду;

  • связь труда с игрой.

4. Рисование.

  • сформированность навыков рисования, их разнообразие и автоматизированность;

  • формулирование и воплощение замысла, его устойчивость, и оригинальность;

  • проявления творчества;

  • используемые выразительные и изобразительные сред­ства;

  • впечатления, отражаемые в рисовании, содержание рисунков;

  • отношение к процессу и результату рисования;

  • связь рисования с речью и игрой.

5. Конструирование:

  • сформированность конструктивных и аналитико-синтетических умений и навыков;

  • формулирование и воплощение замысла, его устойчивость, разнообразие и оригинальность;

  • проявление творчества;

  • использование чертежей, схем в процессе конструирования;

  • содержание конструкций;

  • отношение к процессу и результату конструирования;

  • связь конструирования с речью и игрой.

6. Музыкальная деятельность:

  • отношение к пению, слушанию, игре на детских музыкальных инструментах или музыкально-ритмическим движениям;

  • творческие проявления в разных видах музыкальной деятельности.


V. Особенности познавательного развития

1. Внимание:

  • проявления внимания и соотношение произвольного, не­произвольного и послепроизвольного внимания;

  • развитость свойств внимания (переключение, концентра­ция, устойчивость, распределение)

  • раздражители, чаще вызывающие отвлечение внимания.

2. Речь:

  • особенности словаря, грамматического строя речи, звукопроизношения;

  • с кем чаще беседует, на какие темы, умеет ли выслушать другого, изложить свое мнение;

  • сформированность диалогической речи;

  • вспомогательные средства, используемые в речевом обще­нии (мимика, пантомимика, жесты, позы, действия);

  • сформированность связной речи (объяснение, рассказы­вание, рассуждение), ее последовательность, логичность, аргу­ментированность;

  • выразительность речи.

3. Восприятие:

  • знание сенсорных эталонов;

  • особенности восприятия свойств предметов, пространства, времени,

  • литературных произведений и иллюстраций;

  • сформированность наблюдательности и перцептивных действий.

4. Память:

  • проявления и соотношение произвольной и непроизволь­ной памяти;

  • принятие цели запомнить различные сведения от взрос­лого, самостоятельная ее постановка;

  • использование приемов запоминания и воспроизведе­ния;

  • содержание непроизвольной памяти (события и объ­екты).

5. Воображение:

  • проявления и соотношение воссоздающего и творческого воображения, произвольного и непроизвольного;

  • оригинальность продуктов творческого воображения (ри­сунков, сказок, поделок и пр.);

  • приемы создания новых образов;

  • источники воображения (знания, личный опыт, мульт­фильмы, книги и пр.);

  • эмоциональность воображения.

6. Мышление:

  • особенности анализа, синтеза, обобщения, классифика­ции, моделирования;

  • установление причинно-следственных связей;

  • аргументированность, обоснованность, последователь­ность, логичность рассуждений;

  • содержание познавательных вопросов, их обращенность к взрослому или сверстнику, самостоятельность в поиске от­вета;

  • способы решения практических задач, возникающих в дея­тельности;

  • соотношение наглядно-действенного и наглядно-образно­го мышления; элементов логического мышления.

VI. Педагогические рекомендации по обеспечению индивиду­ального подхода к ребенку

Примечание: задача данной карты- схемы - помочь наиболее точно и наглядно представить себе индивидуальные особенности ребенка, чтобы в конечном итоге выявить у каждого ребенка те положительные моменты, с опорой на которые должен строиться воспитательный процесс.

Приложение 1

II. Особенности общения ребенка с родителями, воспитателями и сверстниками
Изучение межличностных отношений в группе

Положение детей в группе (степень их популярности или отверженности) в психологии выявляется социометрическими методами, которые позволяют выявить взаимные (либо не взаимные) избирательные предпочтения детей. Уже в старшей группе детского сада существуют достаточно прочные избирательные отношения.

Применение данной методики позволяет нам выявить различное статусное положение детей внутри группы, т.к. одни более предпочитаемы для большинства детей, а другие — менее. Степень популярности ребенка в группе ровесников имеет большое значение. В этих методиках ребенок в воображаемых ситуациях осуществляет выбор предпочитаемых и непредпочитаемых членов своей группы. Описание предлагаемых методик соответствуют возрастным особенностям дошкольников 4-7 лет.

  1. Капитан корабля

Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы:

  • Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие?

  • Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?

  • Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?

  • Кто еще остался на берегу?

Как правило, такие вопросы не вызывают у детей особых затруднений. Они уверенно называют два-три имени сверстников, с которыми они предпочли бы «плыть на одном корабле». Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы), могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (или игнорируемых).

  1. Два домика

Для проведения методики необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два домика. Один из них — большой красивый, красного цвета, а другой — маленький, невзрачный, черного цвета. Взрослый показывает ребенку обе картинки и говорит: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном — игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик». После инструкции взрослый отмечает тех детей, которых ребенок берет к себе в красный дом, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь. Таким образом, применив данную методику на практике, мы видим, что симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках.

  1. Метод вербальных выборов

Старшие дошкольники (5—7 лет) могут достаточно осознанно ответить на прямой вопрос о том, кого из сверстников они предпочитают, а кто не вызывает у них особой симпатии. В индивидуальной беседе взрослый может задать ребенку следующие вопросы:

  • С кем ты хотел бы дружить, а с кем дружить, никогда не станешь?

  • Кого ты позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь?

  • С кем ты хотел бы сидеть за одним столом, а с кем нет?

Обработка данных и анализ результатов. В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников. Ответы детей (их отрицательные и положительные выборы) заносятся в специальный протокол (матрицу)  Приложение № 1

Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус). Возможно несколько вариантов социометрического статуса:

  • популярные («звезды») - дети, получившие наибольшее количество (более четырех) положительных выборов,
  1   2   3

Похожие:

Методические материалы по учебной и профессиональной практике Специальность 050144 «Дошкольное образование» Канск 2012 iconПрактикум Специальность 050146 «Преподавание в начальных классах»...
Автор-составитель: Э. Ю. Радыгина, преподаватель кгаоу спо «Канский педагогический колледж»

Методические материалы по учебной и профессиональной практике Специальность 050144 «Дошкольное образование» Канск 2012 iconМетодические указания к психолого-педагогической практике Специальность...
Автор-составитель: Н. Х. Файзулина, преподаватель кгаоу спо «Канский педагогический колледж»

Методические материалы по учебной и профессиональной практике Специальность 050144 «Дошкольное образование» Канск 2012 iconДополнительная профессиональная программа разработана на основе Федерального...
Дополнительная профессиональная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее –...

Методические материалы по учебной и профессиональной практике Специальность 050144 «Дошкольное образование» Канск 2012 iconПрограмма учебной практики направление 050100 «Педагогическое образование»
«Педагогическое образование», квалификация – «бакалавр», профиль «Дошкольное образование»

Методические материалы по учебной и профессиональной практике Специальность 050144 «Дошкольное образование» Канск 2012 iconОтчет по учебной и производственной практике >ПМ. 02 Организация...
Федерального Государственного образовательного стандарта, с учетом учебного плана по специальности 44. 02. 01 «Дошкольное образование»,...

Методические материалы по учебной и профессиональной практике Специальность 050144 «Дошкольное образование» Канск 2012 iconМетодические рекомендации для прохождения преддипломной практики...
Ого учреждения. К ней допускаются студенты, успешно выполнившие пред­шествующие виды учебной и производственной практики. Преддипломная...

Методические материалы по учебной и профессиональной практике Специальность 050144 «Дошкольное образование» Канск 2012 iconМетодические рекомендации по оформлению отчетных документов по учебной...
Одобрено цикловой учебно-методической комиссией по профессиональному учебному циклу специальности 44. 02. 02

Методические материалы по учебной и профессиональной практике Специальность 050144 «Дошкольное образование» Канск 2012 iconМетодические рекомендации по разработке контрольно-измерительных...
Методические рекомендации предназначены для всех специальностей, реализуемых в кгаоу спо «Канский педагогический колледж». Разработаны...

Методические материалы по учебной и профессиональной практике Специальность 050144 «Дошкольное образование» Канск 2012 iconМетодические рекомендации по выполнению, оформлению и защите выпускной...
Выпускная квалификационная работа. Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов специальности...

Методические материалы по учебной и профессиональной практике Специальность 050144 «Дошкольное образование» Канск 2012 iconОтчет по практике Название дисциплины
Отчет о учебной практике студентки сга группы 3Ю-1009-21, специальность «Юриспруденция» Хашукаевой Ж. Р

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск