Скачать 2.73 Mb.
|
Нижегородская государственная медицинская академия Т.В. Сумина, Н.Ю. Орлинская, К.Э Юнусова РУКОВОДСТВО ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ (частный курс) I ЧАСТЬ Нижний Новгород 2015 г. УДК 616 – 091 (075) ББК 52.5я73 Т – 60 Рекомендовано Центральным методическим советом НижГМА (протокол № 6 от 30.03.2015 г.) СУМИНА Т.В. Руководство для самостоятельной работы студентов по патологической анатомии (частный курс) I часть: учебно-методическое пособие для студентов /Т.В. Сумина, Н.Ю. Орлинская, К.Э. Юнусова – Н. Новгород: Издательство НижГМА, 2015. – 138 с. Учебное пособие содержит рекомендации для самостоятельного внеаудиторного изучения тем частного курса патологической анатомии. В него включены указания по изучению разделов обязательной литературы, ссылки на дополнительную литературу. В пособии имеются «Базовые вопросы с ответами», разработанные на кафедре патологической анатомии НижГМА, перечень вопросов для самоподготовки, задания в тестовой форме, типовые задачи и примеры контрольных работ для проверки итогового уровня усвоения знаний. Пособие предназначено для студентов медицинских вузов III курса лечебного факультета. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4 Занятие № 1. Введение в нозологию. Рак отдельных органов . . . . . . . . . . . . . . . 6 Занятие № 2. Опухоли кроветворной и лимфатической ткани . . . . . . . . . . . . . 26 Занятие № 3. Атеросклероз. Гипертоническая болезнь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45 Занятие № 4. Ишемическая болезнь сердца. Цереброваскулярные болезни . . .63 Занятие № 5. Ревматизм. Приобретенные пороки сердца . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83 Занятие № 6. Легочные инфекции (острые пневмонии). Грипп . . . . . . . . . . . . 101 Занятие № 7. Хронические неспецифические заболевания легких (ХНЗЛ). . . 123 ПРЕДИСЛОВИЕ Самостоятельная работа студентов как аудиторная, так и внеаудиторная занимает наиболее существенное место в образовательном процессе в медицинском вузе. Внеаудиторная самостоятельная работа преследует цель получения теоритических знаний в объеме, который позволяет затем выполнять задания на практическом занятии, полноценно овладевать умениями и навыками и завершать изучение темы написанием контрольной работы. В предлагаемом учебном пособии содержатся указания для выполнения внеаудиторной (домашней) самостоятельной работы согласно темам общего курса патологической анатомии. Кроме конкретной информации по изучению соответствующих разделов основного учебника содержится перечень вопросов для самоподготовки, а также «Базовые вопросы с ответами». Последние разработаны на кафедре патологической анатомии Ниж ГМА для более успешного усвоения знаний в процесс внеаудиторной работы. Представление теоритического учебного материала в виде вопросов с ответами позволяет выделить из текста учебника главные моменты, излагать материалы наиболее точно, доступно для обучающегося, а измеримость каждого вопроса количеством существенных элементов ответа (Р) облегчает составление проверочных контрольных материалов. Как показывает многолетний опыт преподавания патологической анатомии «Базовые вопросы с ответами» дают возможность обучающемуся после освоения текста учебника сконцентрировать внимание на основных понятиях, терминах, определениях, классификациях и, таким образом, не упустить усвоение обязательного. В учебное пособие включены задания в тестовой форме, с помощью которых можно осуществлять самоконтроль усвоения знаний. Эти задания используются при составлении контрольных работ, предлагаемых на практическом занятии. В качестве домашнего задания предлагается заполнение учебных таблиц, сделанных в форме сопоставления характеристик патологических процессов методом сравнительного анализа. Для закрепления знаний рекомендуется решение типовых задач, которые составлены на основании реальных жизненных ситуаций, позволяют приблизить изучение темы к практической работе врача. Они акцентируют внимание обучающегося на наиболее важных в практическом отношении моментах, требуют умения сопоставления фактического и теоритического материалов при решении конкретных ситуаций, заставляют обучающегося логически мыслить и принимать самостоятельные решения. По каждой теме общего курса патологической анатомии составлены примеры контрольной работы для проверки итогового уровня усвоения знаний с эталонами ответов. Подобные контрольные работы предлагаются на практических занятиях, ими завершается изучение каждой темы. Контрольная работа включает: - задание в тестовой форме с выбором правильных ответов из предложенных; - базовые или иного характера вопросы, на которые нужно дать ответы самостоятельно (количество ответов по каждому вопросу измерено); - типовые задачи, подобные тем, которые рекомендовались для закрепления теоритических знаний. Объем контрольной работы по одной теме практического занятия составляет 25-30 операций. Положительная оценка выставляется при наличии не более 7 ошибок (не более 7 неправильно выполненных операций). РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА. Основная литература. Патологическая анатомия: учебник /Струков А.И., Серов В.В.; под ред. В.С. Паукова. – 6-е изд., доп. и перераб. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2013. – 880 с.: ил. Дополнительная литература. 1. Патологическая анатомия: учебник /Пальцев М.А., Аничков Н.М. – в 3-х томах, 2-е изд., перераб и доп. – М.: ОАО Издательство «Медицина», 2005, - 304 с., 512 с., 304 с. 2. Пальцев М.А., Аничков Н.М., Рыбакова М.Г. Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии. – М., Медицина, 2002, - 896 с. 3. Патологическая анатомия: Атлас: Учебное пособие /Под общ. ред. О.В. Зайратьянца. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2014. – 960 с. Занятие № 1 ВВЕДЕНИЕ В НОЗОЛОГИЮ. РАК ОТДЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ Цель самостоятельной работы. Получить знания по основным положениям раздела нозологии. Получить теоретические знания по патологической анатомии рака отдельных органов (желудка, пищевода, легких, молочной железы, матки). Конкретные задачи самостоятельной работы. 1. Усвоить принцип изложения курса частной патологической анатомии. 2. Запомнить определение болезни и нозологической единицы, диагноза болезни. 3. Понять составляющие части диагноза болезни, выделение непосредственной причины смерти. 4. Изучить предраковые заболевания, морфологию и классификацию рака отдельных органов, локализацию ранних и отдаленных метастазов. 5. Понять и запомнить основные осложнения и причины смерти при раке отдельных органов. Задание для самоподготовки. Изучите тему занятия по рекомендуемой литературе, по учебнику «Патологическая анатомия» Струков А.М., Серов В.В., под ред. В.С. Паукова. – 6-е изд., доп. и перераб. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2013, с. 317-319, 453-459, 464-465, 477-485, 564-565, 566-567. Обратитесь к материалам лекции, другим доступным источникам информации. Для лучшего усвоения знаний используйте «Базовые вопросы с ответами». БАЗОВЫЕ ВОПРОСЫ С ОТВЕТАМИ
⃰ Количество существенных элементов ответа
|
Методические указания к проведению учебной практики по патологической анатомии животных | Составлена заведующим кафедрой патологической анатомии вгма, профессором В. И. Даниленко | ||
Занятие цели, задачи и методы оказания медицинской помощи по профилю «Патологическая анатомия». Патолого-анатомическое вскрытие | «Основы агрономии и зоотехнии» предусматривается изучение основ почвоведения, земледелия, агрохимии, мелиорации, растениеводства,... | ||
Абдулхаков С. Р. к м н., ассистент кафедры нормальной анатомии кгму; Гасиловская Т. А. к м н., ассистент кафедры медицинской экспертизы... | Знание клинической анатомии основания черепа и черепно-мозговых нервов необходимо для понимания механизма неврологических нарушений... | ||
Особенности адаптации российских студентов и студентов Юго-Восточной Азии в иной лингвокультурной среде (сравнительное исследование... | Комитет управления фондом иностранных студентов в Китае распорядился о наборе на 2011-2012 год определенного числа выдающихся иностранных... | ||
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1 курса заочного обучения вгифк. Заочная система обучения предусматривает,... | Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1 курса заочного обучения вгифк. Заочная система обучения предусматривает,... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |