МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГАОУ ВО «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И.Вернадского»
МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ С.И. ГЕОРГИЕВСКОГО
Кафедра
| Топографической анатомии и оперативной хирургии
|
|
3.2. Методические разработки
по АУДИТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ
-
УТВЕРЖДАЮ:
| Зав. кафедрой
|
| проф. Заднипряный И.В.
| (Ф.И.О., звание)
|
| (подпись)
| « » ___________ 20 г.
| « » ___________ 20 г.
| « » ___________ 20 г.
|
Основная образовательная программа:
| Лечебное дело
|
Вид аудиторных занятий:
| Практическое
|
Дисциплина:
| Основы клинической анатомии
|
Тема:
| Клиническая анатомия головы.
|
Куратор темы:
| Аджисалиев Г.Р., ст. преп.
| (Ф.И.О., должность, подпись, дата)
Обсуждено на заседании кафедры « »____________20 г., протокол №____ Обсуждено на заседании кафедры « »____________20 г., протокол №____ Обсуждено на заседании кафедры « »____________20 г., протокол №____
г. Симферополь
1. Актуальность темы
Знание основ клинической анатомии головы необходимо для понимания особенностей течения ран и инфекционных процессов, локализованных в областях этого отдела, для правильного проведения различных оперативных вмешательств в пределах данной области. Знание клинической анатомии мозговых оболочек и межоболочечных пространств необходимо для полного понимания патогенеза и клиники различной нейрохирургической патологии. Знание клинической анатомии основания черепа и черепно-мозговых нервов необходимо для понимания механизма неврологических нарушений при различных травмах основания черепа и при собственно неврологической патологии. 2. Цель обучения
2.1. Общая цель – получить знания о строении и деталях клинической анатомии головы, строении и расположении её фасций и клетчаточных пространств, а также интерпретации данных дополнительных методов изучения строение органов головы. 2.2. Частные цели занятия:
2.2.1. Студент должен знать:
1.
| Основные краниометрические точки, черепной индекс.
| 2.
| Отделы и области головы, анатомические ориентиры.
| 3.
| Основные источники кровоснабжения и иннервации головы.
| 4
| Пути венозного и лимфатического оттока.
| 5
| Мышцы головы: подразделение по функции и расположению.
| 6
| Кости мозгового и лицевого отделов головы, особенности их строения.
| 7
| Расположение и подвижность органов головы.
| 8
| Современные методы изучения строения анатомических образований головы.
| 9
| Форма головы и ее индивидуальная изменчивость.
| 10
| ИАИ положения, формы и строения органов головы.
| 11
| Типы лица.
|
2.2.2. Студент должен уметь:
1.
| Найти и показать границы лицевого и мозгового отделов головы на трупе.
| 2.
| Определить локализацию и точки прижатия крупнейших артерий мозгового отдела головы.
| 3.
| Показать на черепе основные отверстия, каналы, щели и борозды, являющиеся местами прохождения черепно-мозговых нервов и важных сосудов..
| 4.
| Показать на трупе границы и важные проекционные линии боковой области лица
| 5.
| Показать на трупе ход ветвей лицевого нерва
| 6.
| Показывать на черепе черепные ямки, крылонёбную ямку и др. и их сообщения
|
2.2.3. Студент должен владеть:
1.
| Основными представлениями о деонтологии в клинике
|
2.2.4. Студент должен иметь представление:
1.
| Об истории развития клинической анатомии головы
|
3. Студент должен обладать набором компетенций:
3.1. Общекультурные компетенции:
1.
| Способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1).
| 2.
| Способностью и готовностью к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2).
| 3.
| Способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8).
|
3.2. Профессиональные компетенции:
1.
| Способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1).
| 2.
| Способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2).
| 3.
| Способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3).
| 4.
| Способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность (ПК-4).
| 5.
| Способностью и готовностью применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций, владеть техникой ухода за больными (ПК-7).
| 6.
| Способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов (ПК-16).
| 7.
| Способностью и готовностью осуществлять взрослому населению и подросткам первую врачебную помощь в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояний, в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения, проводить госпитализацию больных в плановом и экстренном порядке, проводить лечебно-эвакуационные мероприятия в условиях чрезвычайной ситуации (ПК-21).
|
4. Вопросы, подлежащие рассмотрению на занятии
1.
| Основные краниометрические точки, черепной индекс.
| 2.
| Отделы и области головы, анатомические ориентиры.
| 3.
| Основные источники кровоснабжения и иннервации головы.
| 4.
| Пути венозного и лимфатического оттока.
| 5.
| Мышцы головы: подразделение по функции и расположению.
| 6.
| Кости мозгового и лицевого отделов головы, особенности их строения.
| 7.
| Расположение и подвижность органов головы.
| 8.
| Современные методы изучения строения анатомических образований головы.
| 9.
| Форма головы и ее индивидуальная изменчивость.
| 10
| ИАИ положения, формы и строения органов головы.
| 11.
| Типы лица.
|
5. Организационная структура занятия
№
п/п
| Этапы обучения
| Время
в мин.
| Методика проведения
| 1.
| Организационная часть:
(до 15% от общего времени)
постановка целей и мотивация, входной контроль уровня знаний, напоминание мер безопасности
| 15
| Проверка посещаемости, оглашение разбираемых вопросов, тестовый контроль исходного уровня знаний.
| 2.
| Основная часть:
(организация работы студентов по овладению программой занятия)
|
|
| 1) Разбор обсуждаемых вопросов.
| 105
| Устный опрос с использованием таблиц и учебных муляжей.
| 3.
| Заключительная часть:
(до 10 - 15% от общего времени)
выходной контроль уровня знаний, подведение итогов занятия, задание по самоподготовке к следующему занятию
| 15
| Итоговый тестовый контроль уровня знаний, подведение итогов занятия.
|
Итого:
| 135
| минут или
| 3
| академических часа
|
6. Учебное и материальное обеспечение
Место проведения занятия: учебная комната кафедры.
Оснащение занятия
6.2.1. Таблицы / наглядные пособия
1.
| Поверхностные образования головы
| 2.
| Глубокие образования головы
| 3.
| Артерии и вены головы
|
6.2.2. Макро- и/или микропрепараты
6.2.5. Муляжи
1.
| Череп
| 2.
| Муляж «Мышцы головы»
| 3.
| Муляж «Глубокая область головы»
|
Видеофильмы / наборы рентгенограмм, ЭКГ и других методов обследования
1.
| Обзорная рентгенограмма в прямой проекции
| 2.
| Обзорная рентгенограмма в боковой проекции
| 3.
| Набор КТ по теме
|
7. Источники информации
7.1. Основная литература
№ п/п
| Наименование
| Автор
| Год и место издания
| 1
| Клиническая анатомия
| Кирпатовский И.Д., Смирнова Э.Д.
| М., МИА, 2003
| 2
| Топографическая анатомия и оперативная хирургия
| Большаков В.И.
| М., 2013
| 3
| Анатомия человека
| Сапин М.Р., Никитюк Д.Б. и др.
| М., 2012
| 4
| Анатомия человека
| Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И.
| СПбМАПО, 2011
|
7.2. Дополнительная литература
№ п/п
| Наименование
| Автор
| Год и место издания
|
| «Контрольные, справочные и вспомогательные материалы по курсу анатомии человека»
| Под ред. Куликов В.В.
|
М., РГМУ, 2011
|
| Ситуационные задачи по анатомии человека
| Асфандияров Р. И., Баженов А.В., Куликов В. В.
| Астрахань – Тверь – Москва, 2004
|
| Лекции по анатомии человека.
| Козлов В.И., Гурова О.А., Цехмистренко Т.А.
| М., Практическая медицина, 2009
|
| Атлас анатомии человека
| Фрэнк Неттер
| Рид Элсивер, 2008
|
| Атлас анатомии человека
| Под ред. Р.Путца, Р.Пабста
| М., Рид Элсивер, 2010
|
7.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения темы занятия:
* https://www.youtube.com/playlist?list=PLls9nd8MTZFYXvIUO9qMc9VjYvaEthTPu
* http://www.studfiles.ru/preview/1564622/
* http://meduniver.com/Medical/Topochka/
* http://coollib.com/b/250918/read |