Содержание рабочей программы дисциплины
стр.
1.
| Результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с результатами освоения образовательной программы
| 4
| 2.
| Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы
| 5
| 3.
| Объем дисциплины (модуля)
| 5
| 4.
| Содержание дисциплины (модуля)
| 5
| 5.
| Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)
| 7
| 6.
| Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)
| 10
| 6.1
| Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
| 10
| 6.2
| Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания
| 10
| 6.3
| Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования, шкалы и процедуры оценивания
| 11
| 6.4
|
|
| 7.
| Основная и дополнительная учебная литература, необходимая для освоения дисциплины (модуля)
| 14
| 8.
| Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»), необходимые для освоения дисциплины (модуля)
| 14
| 9.
| Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)
| 15
| 9.1
| Перечень вопросов для подготовки к экзамену
| 16
| 10.
| Информационные технологии, используемые при осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)
| 17
| 11.
| Материально-техническая база, необходимая для образовательного процесса по дисциплине (модулю)
| 17
|
Результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с результатами освоения образовательной программы.
Цели и задачи дисциплины Цели дисциплины: Основной целью образования по дисциплине «Моделирование случайных процессов» является
формирование у студентов знаний и представлений о возможностях и ограничениях применения теории цепей Маркова для решения прикладных задач;
изучение математического аппарата марковских случайных процессов под углом зрения применения для обоснования управленческих решений в сфере экономики и обслуживания населения;
овладение аппаратом, методами и приемами теории массового обслуживания (ТМО) для анализа работы и совершенствования организации экономических структур работающих с населением.
Задачи дисциплины:
Дисциплина должна сформировать у студентов:
способность анализировать процессы, протекающие в реальных системах на предмет возможности (или невозможности) применения аппарата марковских случайных процессов для их описания;
умение приближенно сводить немарковские процессы к марковским за счет увеличения фиктивных состояний;
достаточные теоретические знания и практические навыки по формализации реальных процессов в терминах цепей Маркова;
умение составлять и интегрировать дифференциальные уравнения Колмогорова для непрерывных цепей Маркова;
умение находить основные характеристики систем массового обслуживания (СМО);
умение определять условия существования установившегося (стационарного) режимами работы для СМО с очередями.
Требования к результатам освоения дисциплины В процессе изучения дисциплины у студентов формируются следующие компетенции:
ПК-20- использует соответствующий математический аппарат и инструментальные средства для обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования.
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:
основные определения и понятия, допущения и теоремы теории марковских случайных процессов и ТМО;
возможности, область применения и ограничения математического аппарата марковских случайных процессов и ТМО;
основные проблемы, возникающие при использовании теории цепей Маркова и ТМО и пути их преодоления.
уметь:
ставить, формализовать и решать частные задачи исследования реальных систем;
анализировать работу СМО, находить их основные характеристики;
вырабатывать конкретные практические рекомендации на основе анализа и математического моделирования по организационной структуре и повышению эффективности функционирования СМО;
владеть:
навыками применения методов и приемов теории марковских случайных процессов и ТМО для изучения динамики поведения и установившегося режима существующих и проектируемых систем.
Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы.
Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина «Моделирование случайных процессов» входит в блок дисциплин, объединенных термином «Исследование операций». Преподавание дисциплины основано на дисциплинах «Линейная алгебра», «Математический анализ», «Дифференциальные и разностные уравнения», «Теория вероятностей и математическая статистика». В свою очередь она создает необходимые предпосылки для освоения программ таких дисциплин, как «Моделирование бизнес-процессов», «Архитектура предприятий» и ряда дисциплин по выбору студента; относится к части дисциплин по выбору (Б3.В.ДВ.3.1.) федерального государственного образовательного стандарта подготовки дипломированного бакалавра циклу «Математический и естественно-научный» по направлению 38.03.05 «Бизнес-информатика».
Объем дисциплины (модуля) Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц /216 академических часов.
Объем дисциплины и виды учебной работы.
Таблица 1 Вид работы
| Трудоемкость
(в академических часах)
| Общая трудоемкость
| 216
| Аудиторная работа
| 58
| Лекции
| 24
| Семинары и практические занятия
| 34
| Самостоятельная работа
| 122
| Контроль самостоятельной работы
| 36
| Вид итогового контроля
| зачет, экзамен
|
Содержание дисциплины (модуля).
|