Развитие мотивации к изучению иностранного языка через организацию различных видов деятельности


НазваниеРазвитие мотивации к изучению иностранного языка через организацию различных видов деятельности
страница1/5
ТипРеферат
  1   2   3   4   5


МОУ «Средняя общеобразовательная школа №25»


Развитие мотивации к изучению иностранного языка через организацию различных видов деятельности


Автор:

учитель немецкого языка

Еремеева Светлана Валерьевна

Бийск

Содержание

Введение …………………………………………………………………….

с.3

Глава 1

Составляющие мотивации и ее влияние на учебный процесс …………..


с.6

Глава 2

Система формирования мотивации изучения немецкого языка в современной школе



2.1. Игровая технология ……………………………………………………………..

с.15

2.2. Интегративная технология на основе пения ………………………….

с.19

2.3. Организация работы с лексическим материалом…………………….

с.23

2.4. Роль кабинета в формировании мотивации изучения ……………….

с.25

Результативность педагогической деятельности ……………………..

с. 27

Практический выход по теме исследования …………………………..

с.29

Выводы ……………………………………………………………………..

с.30

Список использованной литературы …………………………………..

с.31

Приложение ……………………………………………………………….

с.32








Введение

Объективной потребностью современного общества является поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса. В школе проверяются разные стратегии обучения, предлагаются альтернативные методические решения. Проблема результативности обучения активно разрабатывается на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.

Учителю, стремящемуся к психологическому изучению и формированию учения школьников, важно опереться на общую стратегию и ход этой работы, не оставаясь в стороне от новейших разработок. Необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня познания закономерностей поведения человека и, особенно в отношении побуждений, их реализации. Назрела необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций человека к действию с социальной детерминации его психики.

Поэтому проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной педагогике и психологии.

Кроме этого, новые экономические и социально–политические условия с одной стороны, а с другой – большая свобода образовательных учреждений в выборе содержания образования существенно изменили соотношение традиционно изучаемых в общеобразовательной школе языков: так за последние 12 лет количество учащихся, изучающих французский и немецкий языки, сократилось более чем на 10% (в целом по стране).

Приоритетное положение английского языка, объяснимое как экстралингвистическими так и лингвистическими причинами, характерно не только для отечественной школы. Конечно, нельзя управлять динамикой престижности / непрестижности иностранного языка, но можно несколько «редуцировать» процесс наступления английского языка на образовательные программы через популяризацию других языков, таких как немецкий и французский.

Целью данной работы является исследование мотивов учебной деятельности учащихся методом анкетирования и влияния элементов различных технологий на развитие и повышение интереса к учению.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

- изучить и обобщить имеющиеся в методике обучения иностранного языка исследования по данной проблеме;

- изучить передовой педагогический опыт;

- провести исследование наличия мотивов и «антимотивов», влияния различных видов деятельности на развитие и повышения интереса к изучению иностранного языка;

- опираясь на знания и практический опыт, проанализировать полученные результаты и сделать выводы;

- подготовить материал для передачи опыта.

В качестве гипотезы выдвигается следующее:

игровая технология, интегративная технология на основе пения, разнообразный лексико-грамматический материал и соответствующее оформление кабинета действительно служат стимулом повышения мотивации изучения иностранного языка.

Для решения вышеперечисленных задач использовались следующие методы исследования:

анализ литературы по рассматриваемой проблеме, изучение материалов Интернет-ресурсов, наблюдение за педагогическим процессом, беседа, анкетирование.

Работа состоит из введения, 2-х глав (теоретической и аналитико-практической), результативности работы, заключения, приложения, списка используемой литературы.

В теоретической части работы планируется рассмотреть составляющие мотивации и ее влияние на учебный процесс, проанализировать имеющуюся западную и отечественную литературу по данному вопросу.

В аналитико-практической части будет рассмотрена система формирования мотивации к изучению «неродного» языка, как во время урока, так и во внеклассной работе путем использования элементов игровой технологии, музыкального сопровождения различных жанров, пословиц и поговорок в процессе обучения иностранному языку, а так же будет отмечена особая роль правильно оборудованного и хорошо оформленного кабинета иностранного языка в повышении интереса к предмету.

В приложении будет представлен практический материл для проведения уроков, для организации внеурочной деятельности, факультативных и элективных курсов.

Глава 1

Составляющие мотивации и ее влияние на учебный процесс

Заинтересовать учащихся учебным предметом, вызвать желание овладеть знаниями по данному предмету - такова задача каждого учителя. Ведь главное-это развить потребность в изучении, помочь сделать первые шаги и только после этого ученик сможет самостоятельно (под наблюдением учителя) продвигаться по сложному пути познания математики, истории, литературы. И иностранный язык в этом ряду не исключение. Каждый учитель иностранного языка понимает это и стремится увлечь изучением "чужого" языка.

В тоже время, каждый учитель знает, как непросто воспитать у учащихся потребность в изучении неродного языка. В работе И. А. Зимней "Психология обучения иностранным языкам в школе" мы читаем следующее: "Специфической особенностью изучения иностранного языка как учебного предмета является ... сформированное к нему негативное, субъективное отношение людей как к очень трудному, практически не поддающемуся в условиях школьного (да и институтского) обучения овладению предмету. Иностранный язык требует работы - ежедневной и систематической…"

Несомненно, что для успешного усвоения учащимися его предмета, учитель должен создавать положительную мотивацию учения, сочетая в своей работе планирование деятельности учащихся не только на уроке, но и вне его.

А что же такое мотивация? Анализируя имеющуюся отечественную и западную литературу, становится ясным, что на данный момент нет единого мнения или однозначного решения данной проблемы, а именно, что же такое мотивация в целом и мотивация учебной деятельности в частности.

Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в работах древних философов. В настоящее время таких теорий насчитывается уже не один десяток. Чтобы их понять, важно знать предпосылки и историю их возникновения.

Истоки современных теорий мотивации следует искать там, где впервые зародились сами психологические знания. Взгляды на сущность и происхождение мотивации человека на протяжении всего времени исследования этой проблемы неоднократно менялись, но неизменно располагались между двумя философскими течениями - рационализмом и иррационализмом. Согласно рационалистической позиции, а она особенно отчетливо выступала в работах древних философов и теологов вплоть до середины XIX в., человек представляет собой уникальное существо особого рода, не имеющее ничего общего с животными. Считалось, что он, и только он, наделен разумом, мышлением и сознанием, обладает волей и свободой выбора действий. Мотивационный источник человеческого поведения усматривается исключительно в разуме, сознании и воле человека.

Иррационализм как учение распространялся в основном на животных. В нем утверждалось, что поведение животного в отличие от человека несвободно, неразумно, управляется темными, неосознаваемыми силами биологического плана, имеющими свои истоки в органических потребностях.

Начиная с 30-х годов XX в. появляются и выделяются специальные концепции мотивации, относимые только к человеку. Одной из первых таких концепций явилась теория мотивации, предложенная К. Левином. Вслед за ней были опубликованы работы представителей гуманистической психологии, таких, как А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс и др.

В отечественной психологии после революции 1917 г. также предпринимались попытки ставить и решать проблемы мотивации человека. Но долгие годы, вплоть до середины 60-х годов, по сложившейся десятилетиями неоправданной традиции психологические исследования были в основном ориентированы на изучение познавательных процессов. Из созданных за эти годы, более или менее продуманных и доведенных до определенного уровня завершенных концепций мотивации можно, пожалуй, назвать только теорию деятельностного происхождения мотивационной сферы человека, созданную А. Н. Леонтьевым и продолженную в работах его учеников и исследователей.

Согласно концепции А. Н. Леонтьева, мотивационная сфера человека, как и другие его психологические особенности, имеет, свои источники в практической деятельности. В самой деятельности можно обнаружить те составляющие, которые соответствуют элементам мотивационной сферы, функционально и генетически связаны с ними. Поведению в целом, например, соответствуют потребности человека; системе деятельностей, из которых оно складывается, - разнообразие мотивов; множеству действий, формирующих деятельность, - упорядоченный набор целей. Таким образом, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения изоморфизма, т. е. взаимного соответствия.

В области обучения ИЯ психологические вопросы мотивации решаются в работах А. А. Алхазишвили, И, А. Зимней, А. А. Леонтьева, Н. М. Симоновой и др.

По словам И.А. Зимней, мотив – это то, что объясняет характер данного речевого действия, тогда как коммуникативное намерение выражает то, какую коммуникативную цель преследует говорящий, планируя ту или иную форму воздействия на слушающего.

В зарубежной литературе так же уделяется большое внимание роли мотивации в обучении ИЯ, называемой зарубежными авторами «Motor», «Кеу-word».

Вслед за вышеуказанными авторами, автор данной работы понимает под мотивацией систему побуждающих импульсов, направляющих учебную деятельность, в случае положительной установки преподавателя, на более глубокое изучение ИЯ, его совершенствование и стремление развивать потребности познания иноязычной речевой деятельности

Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Не все мотивы имеют одинаковое влияние на учебную деятельность. Одни из них – ведущие, другие – второстепенные.

Все мотивы могут быть разделены на две большие группы:

  1. одни из них порождаются самой учебной деятельностью, непосредственно связаны с содержанием и процессом учения, способами усвоения знаний,

  2. другие мотивы лежат как бы за пределами учебного процесса и связаны лишь с результатами учения. Такие мотивы могут быть как широкими социальными (стремление хорошо окончить школу, поступить в вуз, хорошо работать в будущем), так и узколичными: мотивы благополучия (получить хорошую отметку любой ценой, заслужить похвалу учителя или родителей, избежать неприятностей) и престижные мотивы (выделиться среди товарищей, занять определенное положение в классе).

Мотивационная сфера – ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в свою очередь – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родителя, его ставят в пример другим детям. Более того, в классе, где мнение учителя – не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план. И хотя в какой-то мере абстрактное для учащегося начальной школы понятие «хорошо работать» или далекая перспектива получить образование в вузе» непосредственно побуждать его к учебе не могут, тем не менее, социальные мотивы важны для личностного развития школьника, и у детей, хорошо успевающих с первого класса, они достаточно полно представлены в их мотивационных схемах.

Один из ведущих исследователей учебной мотивации в области обучения иностранным языкам В. Апельт называет следующие ее виды: социальные, познавательные, самореализации, мотивы, созданные родителями и учителями по отношению к учению.

А в работе "Формирование интереса к учению у школьников" А.К. Маркова говорит об иерархичности строения мотивационной сферы: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес. Интерес может быть широким, планирующим, результативным и на высшем уровне преобразующим элементом

Главная задача мотивации учения - такая организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика.

Условия для внутреннего мотивирования процесса учения:

  1. Предоставление свободы выбора. Ученик, а также его родители (так как характер отношения родителей к школьному обучению непосредственно сказывается на мотивации их ребенка) должны иметь возможность выбора школы, учителя, программы обучения, видов занятий, форм контроля.

  2. Максимально возможное снятие внешнего контроля. Минимизация применения наград и наказаний за результаты обучения (это ослабляет внутреннюю мотивацию).

Эти два условия стимулируют внутреннюю мотивацию только при наличии интересного задания с высоким мотивационным потенциалом. Внешние награды и наказания нужны не для контроля, а для информации ученика об успешности его деятельности, об уровне его компетентности. Здесь они служат основанием для вынесения суждения о достижении или недостижении желаемого результата (что очень важно для сохранения внутреннего контроля за деятельностью), а не являются побудительными силами этой деятельности. Не должно быть наказания за неудачи, неудача сама по себе является наказанием.

  1. 3адачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика. Результаты обучения должны соответствовать потребностям ребенка и быть значимыми для него. По мере взросления у ребенка формируется такая важная потребность, как потребность в структурировании будущего. Степень выраженности и осознанности этой способности является одним из показателей социальной личностной зрелости. Необходимо контролировать возникновение этой потребности и по мере созревания личности у нее должна определяться все более и более дальняя жизненная перспектива. При этом у нее должно складываться представление о том, что учеба и ее итоги - это важный шаг на жизненном пути. Таким образом, вновь, на более высоком уровне, формируется внутренняя мотивация. Учеба как средство достижения дальних целей не нуждается во внешнем контроле. Путь достижения жизненных целей должен быть разбит на более мелкие подцели с конкретным видимым результатам, тогда переход к перспективному планированию будет более безболезненным.

  2. Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках. Об организации таких уроков писал Ш.А. Амонашвили.

  3. Важна для психологически грамотной организации мотивации учебы ориентация учителя при обучении на индивидуальные стандарты достижений учеников. Хайнц Хекхаузен говорит о том, что важнейшую роль в формировании мотивации играют эталоны, с которыми человек сравнивает полученные результаты деятельности. Их роль выполняют личные стандарты достижений. Личные стандарты вырабатывает для себя сам ученик. Но такой же стандарт относительно достижений своих подчиненных формирует и учитель. Он может быть ориентирован на усредненные общественно-ориентированные абсолютные нормы (большинство сегодняшних учителей) или на индивидуально относительные нормы. Вторая модель работает так: учитель ставит перед каждым учеником индивидуальные задания, ориентированные на его возможности, цели. Ученик или выбирает эти цели, или ставит их перед собой самостоятельно, или вырабатывает их совместно с учителем в режиме сотрудничества. По этим индивидуальным нормам учитель и сам ученик оценивают полученные результаты. Так как эти нормы соответствуют возможностям ученика и нередко им самим и установлены, то итоги объясняются внутренне контролируемыми причинами (усилиями, старанием). Такой характер объяснений при наличии ответственности за выполняемое дело создает высокую мотивацию и интерес к учению. Учитель поощряет и подкрепляет достижения ученика, сравнивая их не с результатами других учеников, а с его же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах индивидуальными стандартами. Итогом подобной стратегии обучения является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах и как результат – оптимальная мотивация и успешная учеба.

  4. Личность учителя и характер его отношения к ученику. Сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения. То есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.

  5. Использование мотивационного тренинга или курсов развития и изменения мотивации. Многие стороны мотивации достижения связаны с субъективным представлением человека о целях деятельности и трудностях их достижения, о самом себе и о своих способностях, об уровне своих результатов и возможных причинах их получения. Эти представления человека или «когнитивные оценки человека» относительно изменчивы и динамичны. Поэтому на них можно воздействовать, их можно заменять и как результат – корректировать процесс мотивации.

Автор данной работы хорошо понимает, что в силах учителя создать у школьников положительную мотивацию учения, но, приходя в школу, они уже имеют определенные мотивы и "антимотивы". Поэтому он попытался выяснить, какие мотивы и "антимотивы" существуют у учеников. По результатам анонимного опроса, проведенного в 2002 и 2005 году, и на основе изучения методической литературы (в частности, статьи Г.Д. Юрченковой "Мотивы и "антимотивы" при изучении иностранного языка") была составлена следующая таблица:

Мотивы и "антимотивы" при изучении немецкого языка


Виды мотивации изучения иностранного языка

Мотивы/по результатам

анкетирования/


«Антимотивы» /по результатам анкетирования/

Внешняя

1. широкая социальная мотивация

1. мне нравится немецкий язык, нравится узнавать новое

2.мне нравится немецкий язык, потому что учительница добрая, всегда хорошо объясняет

1.я не люблю немецкий язык, т.к. он мне не нужен, я хотел бы изучать английский


Внутренняя

2. мотивация, связанная перспективным развитием личности

3.немецкий язык может пригодиться в будущем


2.немецкий язык не пригодится

3.коммуникативная мотивация

4. хочу научиться общаться на немецком языке

3.не хочу заниматься, немецкий язык дается плохо

4.мотивация, порождаемая учебной деятельностью

5. мне нравится, когда играем, поем

6. нравится учить стихи

7.люблю переводить

8. нравится писать, сочинять на немецком языке

9.нравится все, что делаем на уроке

10. нравится рисовать, составлять кроссворды

4.не нравится, т.к. много задают

5. не все понимаю, а дома помочь некому

6. плохая память (не могу запоминать слова)




Итак, проведя анализ анкетирования, автор работы еще раз убедился в том, что большую роль в успешном овладении учениками школьного предмета "Иностранный язык" играет создание положительной мотивации, развития интереса к учению и что учитель должен планировать не только деятельность учащихся на уроке, но и вне его.

Тем самым можно считать, что гипотеза о системе стимулов повышения мотивации изучения иностранного языка верна.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Развитие мотивации к изучению иностранного языка через организацию различных видов деятельности iconФормирование коммуникативных универсальных учебных действий в процессе...
Погожева Т. А., учитель английского языка мбоу «Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1»

Развитие мотивации к изучению иностранного языка через организацию различных видов деятельности iconУрока: Образовательная
Развивающие: развитие творческих способностей учащихся, формирование мотивации к изучению английского языка

Развитие мотивации к изучению иностранного языка через организацию различных видов деятельности iconПриемы и методы мотивации учащихся к изучению английского языка и...
Печкова Р. Х. Мбоу «Каратунская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского района...

Развитие мотивации к изучению иностранного языка через организацию различных видов деятельности iconМетодическая разработка праздника по английскому языку в 4 классе по теме «Хэллоуин»
Развитие интереса к изучению английского языка и культуры стран изучаемого языка

Развитие мотивации к изучению иностранного языка через организацию различных видов деятельности iconПедагогический проект «Развитие логического мышления детей дошкольного...
Фгос в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий...

Развитие мотивации к изучению иностранного языка через организацию различных видов деятельности iconРабочая программа по английскому языку 9 класс
Рф от 09. 03. 2004г. №1312. Данный учебный предмет имеет своей целью развитие коммуникативной компетенции на английском языке в совокупности...

Развитие мотивации к изучению иностранного языка через организацию различных видов деятельности iconПрактический курс английского языка для слушателей факультета заочного обучения хабаровск, 2014
Содержание пособия предусматривает развитие всех видов речевой деятельности в рамках учебной программы по иностранным языкам для...

Развитие мотивации к изучению иностранного языка через организацию различных видов деятельности iconОтчет о работе мо учителей иностранного языка 2011-2012учебный год
В 2011-2012 учебном году перед мо учителей иностранного языка стояли следующие цели

Развитие мотивации к изучению иностранного языка через организацию различных видов деятельности iconСогласовано
В современных условиях возросла значимость изучения иностранного языка. Сейчас изучение иностранного языка в школе начинается уже...

Развитие мотивации к изучению иностранного языка через организацию различных видов деятельности iconО. В. Иванова Английский язык в сфере профессиональных коммуникаций
«Retrieval: Getting information out of memory», «Retrieval: Getting information out of memory», «Individual temperament», «Personality...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск