Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в начале занятия и постараться не нарушать их


НазваниеВопросы процедуры и регламента надо обсудить в начале занятия и постараться не нарушать их
страница1/4
ТипРегламент
  1   2   3   4
12.12.2011г.

Материалы представила

Мишакова В.Н. к.п.н.,

ст. преподаватель кафедры дидактики

и частных методик ИПКиППРО ОГПУ

Из опыта работы учителя биологии МОУ Зареченская СОШ №2 Тоцкого района Оренбургской области по проблеме «Организация учебного процесса с использованием технологии развития критического мышления»

Сведения об учителе
Автор: Клят Ирина Витальевна, учитель биологии МОУ Зареченская средняя общеобразовательная школа №2

Стаж работы -17 лет

Область профессиональных интересов: современные педагогические технологии в преподавании биологии как средство повышения мотивации учащихся.
Организация учебного процесса с использованием технологии развития критического мышления

Правила, которые необходимо соблюдать при проведении уроков по формированию  критического  мышления

  1. В работу должны быть вовлечены в той или иной степени все учащиеся. С этой целью полезно использовать приемы, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.

  2. Следует позаботиться о психологической подготовке учащихся. Для этого полезны проведение разминок, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.

  3. Учащихся не должно быть много, не более 30 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в группах. Очень важно, чтобы каждый был услышан, чтобы каждой группе была предоставлена возможность выступить по проблеме.

  4. Для школьников должен быть создан максимальный физический комфорт. Столы лучше поставить «елочкой», чтобы каждый ученик сидел вполоборота к ведущему занятие и имел возможность общаться в малой группе.

  5. Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в начале занятия и постараться не нарушать их.

  6. Деление учащихся на группы лучше построить на основе добровольности, но обязательно добиться того, чтобы группы были примерно равны по силам.

Предложенные далее приемы и стратегии отражают лишь небольшую часть имеющихся методических разработок в этой области и направлены на общее ознакомление педагогов с технологией развития критического мышления, которая позволяет учителю, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, помочь учащимся стать более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески относиться к учебе. Она дает реальную возможность создать в классе (группе) атмосферу партнерства. Учитель, получающий в руки технологию, а не готовые рецепты хороших уроков, обучается работать в режиме творческого соавторства, в готовности к обоснованным изменениям, принятию нестандартных и ответственных решений.

Работы с различными видами текстов

Инсерт - маркировка текста значками по мере его чтения (авторы – Воган и Эстес, 1986г; модификация Мередит и Стил, 1997г). Этапы инсерта соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия. Данный приём целесообразно проводить поэтапно.

I этап: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

«V» - уже знал

«-» - новое

«+» - думал иначе

«?» - не понял, есть вопросы

II этап: читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

III этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

V

+

-

?


IV этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Смысл используемых знаков необходимо оговорить заранее. После того, как индивидуальная работа по чтению текста с пометками завершена, учащимся предлагается выписать отмеченную информацию в маркировочную таблицу, состоящую из четырёх столбцов (в соответствии с предложенными знаками). Эта работа позволяет не только проанализировать текст повторно, но и учит школьников переводить обширную информацию из текстовой в лаконичную табличную форму. Когда эта работа будет закончена, учащимся предлагается в группах обсудить заполненные таблицы.

Далее под руководством учителя школьники сравнивают результаты своей работы с текстом со своими предположениями, сделанными на этапе вызова. Здесь особенно важно обратить внимание школьников на информацию, требующую пояснения («?»), так как именно она может инициировать стадию вызова на следующем уроке или домашнее задание.

Использование этого приема требует от учителя, во-первых, предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками. Во-вторых, объяснить или напомнить ученикам правила расстановки маркировочных знаков. В-третьих, четко обозначить время, отведенное на эту работу и следить за регламентом.

Для учащихся наиболее приемлемым вариантом завершения данной работы с текстом является устное обсуждение. Обычно ученики без труда отмечают, что известное им встретилось в прочитанном, и с особым удовольствием сообщают, что нового и неожиданного для себя они узнали из того или иного текста. При этом важно, чтобы ученики прямо зачитывали текст, ссылались на него. Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.

Кластеры («грозди») это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока: на стадии вызова– для стимулирования мыслительной деятельности; на стадии осмысления – для структурирования учебного материала; на стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы, как в классе, так и дома. Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения. Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

  • Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

  • Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

  • Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

  • Организовать работу по составлению кластера можно в несколько этапов:

1 этап(2 минуты) - учащиеся выполняю работу индивидуально.

2 этап (2 минуты) - обсуждение полученных записей в парах (группах). Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа.

З этап ( 2-4 минуты) -«сброс идей в корзину». Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске. Основное условие — не повторять то, что уже было сказано другими.

В результате, на доске формируется кластер (гроздь винограда)- выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди, отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме, что позволяет учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала. Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.

Например, изучая тему «Химический состав клетки», у учащихся получается такой кластер:

Вещества

Органические Неорганические

Нуклеиновые кислоты Вода Минеральные соли

Углеводы

Белки Липиды

«Продвинутая лекция». В старших классах широко применяется лекционная форма подачи материала. Одним из недостатков лекции является пассивное восприятие материала, связанное с однообразием деятельности. Технология развития критического мышления предлагает свою форму проведения такого урока – продвинутая лекция. Материал лекции делится на смысловые единицы, передача каждой из них строится в технологическом цикле вызов - осмысление – рефлексия.

Для организации деятельности используется прием "Бортовой журнал". Информация, полученная на стадии вызова, обсуждается в парах и заносится в левую часть "Бортового журнала".


Предположения

Новая информация









Алгоритм действий:

1. Вызов. Подготовительная деятельность. Представление темы. Проблемный вопрос по содержанию лекции. (Работа в парах: обсуждение и запись имеющихся соображений для ответа, информационный прогноз, выступления от пар, фиксирование на доске высказанных идей).

2. Анонс содержания первой части лекции. Задание для учащихся (до начала лекции): по ходу лекции один из членов пары работает со списком в графе "предположения", ставит знаки "+" и "-", в зависимости от правильности предположений; второй записывает только новую информацию. Учащиеся работают индивидуально.

3. Осмысление. Учитель зачитывает первую часть лекции.

4. Рефлексия. Предварительное подведение итогов (индивидуальное задание: выделение главного – письменный ответ, работа в парах: обсуждение прогноза с услышанным материалом, обсуждение в паре, формулировка общего ответа, выступления от пар).

5. Повторный вызов. Анонс содержания второй части лекции. Проблемный вопрос (работа в парах: обсуждение и запись имеющихся соображений для ответа, информационный прогноз, выступления от пар, фиксирование на доске высказанных идей).

6. Осмысление. Учитель зачитывает вторую часть лекции.

7. Рефлексия. Подведение итогов. (Работа в парах: обсуждение прогноза с услышанным материалом, выступления от пар).

8. Итоговая рефлексия. Задание классу: индивидуальная самостоятельная работа – письменный ответ на общий глобальный вопрос по материалу лекции. Форма – 10-минутное эссе.

9. Работы сдаются учителю. (Используются как показатель усвоения учащимися содержания лекции, а также как материал для подготовки следующего занятия.)

Чтение с остановками и Вопросы Блума. Этот прием может быть использован для работы с повествовательным текстом. Для этого текст делится на смысловые куски. Задачей учителя является найти оптимальные места для остановки. До начала чтения ученики должны пройти стадию вызова в любой форме. Но уже на основе названия текста, информации об авторе они могут получить первоначальные сведения по теме обсуждения. Затем, читая первую часть текста, они уточняют свои первоначальные представления.

Методический прием организации чтения с использованием разных типов вопросов. Необходима подготовительная работа.

1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора текста:

  • текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема);

  • динамичный, событийный сюжет;

  • неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.

2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.

3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.

Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»).

Типы вопросов, стимулирующих развитие критического мышления:

  1. «перевод» и интерпретация (перевод информации в новые формы и определение взаимосвязи между событиями, фактами, идеями, ценностями);

  2. память (формальный уровень) – узнавание и вызов полученной информации;

  3. оценка – субъективно-личностный взгляд на полученную информацию с последующим формированием суждений и мнений;

  4. синтез – логическое обобщение полученной информации, целоствосприятие причинно-следственных связей;

  5. анализ – фрагментарное рассмотрение явления, выделение «частного» в контексте «общего»

  6. применение – использование информации как средства для решения проблем в сюжетном контексте или же вне его.

Чтение с остановками целесообразно использовать на стадии осмысления, дополняя эту методику другими приемами технологии на стадии вызова и рефлексии.


Визуальные методы организации материала

Таблица «З-Х-У» («Знаю – хочу узнать – узнал») - один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы. Приём заключается в извлечении известных фактов и положений из нового материала, в фиксировании появляющихся вопросов, которые вызывают потребность в новых знаниях (стадия вызова). На стадии вызова учитель предлагает каждому из учащихся начертить в тетради таблицу:


Знаю

Хочу узнать

Узнал











1 шаг: До знакомства с текстом на стадии вызова учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

У школьников формируется навык перевода информации из текстовой формы в табличную. С целью обмена и дополнения собранной информации целесообразна парная и групповая работа, в ходе которой возможна индивидуальная коррекция содержания таблицы каждым учеником. Стадия осмысления заканчивается фронтальной работой, в ходе которой обобщается и корректируется вся «новая» информация.

Пример таблицы при изучении темы «Функции корня» в 6 классе


Знаю

Хочу узнать

Узнал

Корень поглощает из почвы воду и вещества. Эти вещества поступают в стебель, листья, цветки.

Минеральные вещества и вода по сосудам, расположенным в древесине, поступают в стебель, листья, цветки и плоды.

Что произойдет с растением, если корень будет поврежден?



Прием "Концептуальная таблица" особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. Данный приём можно использовать при изучении темы «Человеческие расы» в 8 классе.

На стадии вызова учащимся предлагаются портреты людей – представителей разных рас и предлагается сравнить их внешние признаки.

На стадии осмысления в ходе работы с текстом ученики выделяют главное, обсуждают информацию в группе, выделяют линии сравнения и записывают их на отдельных листах.

На стадии рефлексии учащимся предлагается презентовать «свои» линии сравнения. Учитель исключает повторяющиеся линии сравнения и предлагает учащимся заполнить таблицу.


Объект сравнения

Цвет кожи

Волосы

Лицо

Европеоидная раса










Монголоидная раса










Негроидная раса









  1   2   3   4

Похожие:

Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в начале занятия и постараться не нарушать их iconКто обязан сдать уведомление о начале предпринимательской деятельности
Уведомление о начале предпринимательской деятельности в Роспотребнадзор, в Ространснадзор надо сдать заранее

Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в начале занятия и постараться не нарушать их iconПеречень основных терминов. Учебные вопросы, разбираемые на занятии....
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (фгос) реализация образовательной деятельности должна...

Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в начале занятия и постараться не нарушать их iconВопросы с информационного портала 273-фз
Кому надо предоставлять учебные отпуска и какова их продолжительность?

Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в начале занятия и постараться не нарушать их iconЧетырёх секций планируется обсудить следующие вопросы: Секция Проблемы занятости молодёжи
Преемственность в деятельности профессиональных образовательных организаций региона в условиях модернизации», которая состоится 18-19...

Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в начале занятия и постараться не нарушать их iconЛитература: Ход занятия № элемента занятия Элементы занятия Время,...
Оборудование и методическое обеспечение урока (электронные ресурсы, Интернет ресурсы)

Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в начале занятия и постараться не нарушать их iconМетодические рекомендации для анализа урока анализ занятия
Надо иметь в виду, что контроль – не самоцель, а средство, позволяющее своевременно заметить успех и неудачу преподавателя, отметить...

Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в начале занятия и постараться не нарушать их iconРодительское собрание в 6-м классе в форме интерактивного занятия
В начале игры участники собираются в заинтересованные группы по жетонам одного цвета. В ходе игры они переходят в смешанные группы,...

Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в начале занятия и постараться не нарушать их iconВ ходе конференции мы планируем обсудить следующие вопросы: текущие...
Ведущая: Добрый день, уважаемые гости! Компания апи «Гарант» и я лично рады приветствовать Вас в этом зале. Меня зовут Долгих Надежда...

Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в начале занятия и постараться не нарушать их iconОценка учебного занятия в системно – деятельностном подходе
«Экспертный лист оценки учебного занятия» является инструментом самоконтроля, взаимоконтроля и административного контроля и определяет...

Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в начале занятия и постараться не нарушать их iconПрактические задания и упражнения к теме 1 «Язык. Речь. Речевая деятельность»
«Я в среду не приду на тренировку, не смогу». – «Надо, Федя, надо» (из разговора на улице)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск