Практические задания и упражнения к теме 1 «Язык. Речь. Речевая деятельность»


НазваниеПрактические задания и упражнения к теме 1 «Язык. Речь. Речевая деятельность»
страница1/7
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
Практические задания и упражнения
К теме 1 «Язык. Речь. Речевая деятельность»


  1. Приведите примеры искусственных знаковых систем.




  1. Определите, какие функции языка реализуются в следующих высказываниях:

а) Боровая (вывеска на здании железнодорожной станции);

б) Переучет (табличка на двери магазина);

в) Здравствуйте! Меня зовут Владимир Борисович (преподаватель, входя в аудиторию);

г) Равносторонний прямоугольник называется квадратом (из учебника);

д) «Я в среду не приду на тренировку, не смогу». – «Надо, Федя, надо» (из разговора на улице);

е) Чтоб ты провалился, пьянчуга проклятый! (из квартирной перебранки);

ж) Я изучил науку расставанья

В простоволосых жалобах ночных. (О. Мандельштам).


  1. Подберите пословицы, поговорки, афоризмы, раскрывающие особенности речевой деятельности.




  1. Рассмотрите чтение (слушание, письмо, говорение) как вид речевой деятельности поэтапно. Попытайтесь предположить, какие ошибки на каждом этапе могут быть. Как их избежать?




  1. Сопоставьте определение культуры речевой деятельности с понятием «коммуникативная грамотность», данным И.А. Стерниным. Что общего и в чем разница в этих понятиях?


Коммуникативная грамотность – это умение вести общение эффективно и бесконфликтно. Мы все ежедневно допускаем множество грубейших ошибок в общении. Например, делаем замечания незнакомым, даем советы тем, кто нас не просит, критикуем людей при свидетелях и т.д. мы не умеем аргументированно доказывать свою точку зрения, испытываем растерянность в споре или дискуссии, боимся выступать перед людьми, теряемся перед микрофоном или телекамерой и т.п. Все это снижает эффективность нашей работы, не позволяет достичь успеха, не дает нам возможности донести до людей свои мысли. Установлено, что наши деловые контакты будут успешными в 7 случаях из 10, если мы овладеем правилами эффективного общения.

Такова цена коммуникативной грамотности в современном обществе.


  1. Охарактеризуйте состояние коммуникативной грамотности и культуры речевой деятельности в России. Объясните, почему наблюдается такая ситуация.




  1. Как вы думаете, умение общаться эффективно и бесконфликтно – это природный талант или результат обучения? Все ли могут научиться эффективно общаться?




  1. Составьте невербальный рассказ о каком-либо событии и покажите его аудитории. Для введения слушателей в курс дела можно сначала назвать тему. Поймет ли аудитория ваш рассказ? Пусть они расскажут словами то, что вы показали невербально.




  1. Прочитайте текст. Какие речевые ошибки допустила красавица? Перечислите их. Как надо было сказать, если бы она заботилась о том, что о ней подумают? Почему она показалась автору (К И. Чуковскому) уродиной?


Летом я жила в Мисхоре. На морском берегу невдалеке от меня расположилась обнаженная красавица. Глядя на нее с восхищением, я невольно повторяла стихи: «Все в ней гармония, все диво…». Каждая линия ее прекрасного тела была так благородна, что нельзя было не вспомнить античную статую. Через три дня красавица заговорила со мной… Слова ее были такие:

– Ну и взопрела я на этом пляжу!

Она сразу показалась мне уродиной. (По И.А. Стернину).

К теме 2 «Современный русский литературный язык»
1. Внимательно ознакомьтесь со сравнительными таблицами, представляющими слова из разных языков.
Эти языки являются родственными. Какую семью языков они представляют? Какие из них являются близкородственными? По каким признакам это можно определить?


Русский язык

Белорусский язык

Болгарский язык

Польский язык

Латинский язык

Английский язык

Немецкий язык

брат

брат

Брат

Brat

Frater

brother

Bruder

отец

бацька

Баща

Ojciec

Patet

father

Vater

два

два

Два

Dwa

Duo

two

Zwei

пить

пиць

Пия

Piж

Bibere

drink

trinken

нога

нага

Нога

Noga

Pes

foot

fuЯ


2. В данных ниже текстах отметьте диалектные особенности, отличающие их от литературного языка (в области произношения, грамматических форм, особые слова и сочетания слов). В каких ситуациях уместны такие тексты?

А.

В аккурат после масленицы, в начале марта, прилетат птичка маленька жаворонок. Дак она приносит весну на крыллях своих. Давно заведено было встречать этих птиц. Тажно [вроде] по почёту, как гостей именитых. Так бабки наши делали, да и бабки бабок, поди. Пекли жаворонков из теста, разны постряпушки. И с этими печёными птичками выходили на улицу, весну встречать. Как услыхают первых жаворонков, вся деревня собиралась. Я тогда ещё совсем маленька была. Я помню, что бабы руки к небу протягивали и песню каку-то пели. Я уж и не помню совсем… (Записано в с. Клин Александрово-Заводского района в 1998 году).

Б.

Ой, паря, кто к нам пришёл! Ну проходьте, гости дорогие, проходьте, кого в переднем углу стала-то, разбалакайся! И в кого таки стеснительны? А я токо тесто раскатывать стала, у меня скалка звяк об пол и пошти сразу кто-то бряк в дверь. Думаю: кого леший принёс в таку погоду? Паря, в таку погоду, в такой ливень и кошка на печку лезет, задубеват. Чё нынче и за погода! Всё лето духота стояла, а как покосу начаться, так дажжы зарядили – кто-то Боженьку прогневил, осерчал Он и наказыват нас. (Записано в с. Кактолга Газимуро-Заводского района в 2001 году).

В.

Кака, гришь [говоришь], рыба водится? Ну каки рыбы-то водятся: гальяны тама, сомики, мелочуга всяка, караси, ешшо шшука, сазаны, чебачки, линки, пескаришки, краснопёрки, плотвички. Ну из больших-то налимы, тальмени – до зела рыбы в Ононе! Я новил-то завсегда на солдатки, на иртушки. Тама-ка хучь летом, хучь зимой поклёв хороший. Наловишь рыбки и попинывай-поплёвывай! Как делится-то рыбка? Есть жирова, она здесь живёт в Ононе, это сом, налим, сазан, многи други. А есть поплавна, так она уходит, проходит косяком, проходит на нерестилище, как хариус, тальмени тож. А так они у нас не водются. Я дак раз токо хариуса видал, он типа наших краснопёров, а скуснюшшый какой! Расколотка из него брава получацца, рыбка прямо на большой палец! Да ещё с присмаком! (Записано в с. Цугольском Оловяннинского района в 1978 году)

[Пащенко В.А. Материалы к словарю фразеологизмов и иных устойчивых сочетаний Читинской области. Ч. V. – Чита, 2004. – 144 с.].
3.Найдите в предложениях жаргонизмы (жаргонные слова). Определите уместность каждого слова в данном контексте, в случае необходимости предложите свой вариант, исправьте предложение.
1) Несмотря на то, что это хорошо раскрученное издание, о чём красноречиво говорит тираж, в наш город «МН» пришёл не сразу. 2) Вся новая одежда требует суперпродвинутых мозгов производителей. 3) Панки носили гребни и рванину, хиппи – длинные волосы и фенечки, металлисты – не менее длинные волосы и косухи. Малейшее отклонение от канонов приравнивалось неформалами к предательству, тоталитарная идеология хоть и отрицалась маргиналами, но сама пронизывала их насквозь. 4) Мальчики-менты с большим трудом сдерживали толпу «русских кельтов». 5) Пожалуй, состояние, в котором оказалась авиационная отрасль российской оборонки, можно охарактеризовать как «нелётную погоду».
4.Прочитайте тексты, представляющие собой запись разговорной речи носителей литературного языка. Отметьте в текстах особенности разговорной речи (повторы, изменённый порядок слов, неполные предложения, особенности лексики и др.). В каких ситуациях создаются и используются такие тексты?

Попробуйте на основе разговорных сообщений составить письменные рассказы. Отметьте различия между записью разговорной речи и письменным рассказом.
К. Лучше об Италии // О Капри // Вы были на Капри //

М. На Капри?

К. Да //

М. Ну что на Капри? На Капри мы поехали с моей… двоюродной сестрой / с тётей / мы поехали мы… Это было в двенадцатом году / видите когда это / давно // Мы проехали / и в Риме были / и в… в этом… м.. в Венеции были / Венеция нам очень.. там ко… конечно очень красиво всё / но жить там невозможно для… // там такая сы-рость / и там всё вода / кругом это // гостиница / подъезжаешь к ней на гондоле / и видно знаете это… мм где вода-то бывает / что ниже всё // И потом это входишь туда / такая сы-ы-рость! Нет нам там не понравилось. Ну мы по… несколько дней прожили все / потом поехали в.. в Неаполь // Вот уж этот Неаполь / это действительно рай земной // Ой / как мне Неаполь! Какой красивый город! Итальянцы замечательный / очень симпатичный народ / прекрасный / но там / когда приезжаешь поездом / выходишь / везде написано / «Берегитесь воров» // [Русская разговорная речь: Тексты. – М., 1978. – С. 107 – 108.]
(Запись речи писателя Л.В. Успенского)

У. Он жил в деревне, которая по-моему пустошка называлась // За железной дорогой / туда за… за Заполье // И / как-то я к нему пришёл / и он говорит / ну они все / вся семья там жила // «Лев Васильевич / а как Вы думаете / что бы вы сказали если б я Вам предложил немножко пробежаться?» / Я говорю «Ну пожалуйста / куда пробежаться?» / Думаю ну… в этот… через Менецкое озеро или в Навред // Нет / я предполагаю что-нибудь до Пскова / скажем / и обратно // (смех) До Пскова / а Псков тридцать шесть километров / и ему пробежаться

Б. Ничего //

У. Только хны // Он готов был пробежаться куда угодно //

Б. Да / вот…

У. Причём это было значит перед самой войной // то есть ему уже было что-нибудь около пятидесяти лет // Но он был готов бегать куда угодно // Мне было сорок к тому времени // [Русская разговорная речь: Тексты. – М., 1978. – С. 82.]


  1. В предложениях из рассказов М. Зощенко найдите особенности речи (произношение, грамматические формы, особые слова), свойственные просторечию. Предложите нормативный вариант. С какой целью писатель использует в своих рассказах просторечные элементы?


1) – Вот, – сказал он, – желаю поагитировать. Как я есть приехадши из города, так нельзя ли собрание собрать? 2) – Так вот, этого… – сказал Косоносов, – авияция, товарищи крестьяне… Как вы есть народ, конечно, тёмный, то, этого, про политику скажу… Тут, скажем, Германия, а тут Китай. Тут Россия, а тут… вообще… 3) – Ей-богу… А то один на деревья сверзился. И висит, что маленький. Испужался, блажит, умора… Разные бывают случаи… А то раз у нас корова под пропеллер сунулась. Раз-раз, чик-чик – и на кусочки. 4) – Ах, вот как! – кричит подсудимая. – Кожа тебе не по скусу? Мощинки тебе, морда собачья, не ндравятся? Перед народом меня страмить выдумал… 5) Руки, говорит, свои я не хочу пачкать о ваше хайло, но подам ко взысканию, комси-комса. Ступай, говорит, отселева. 6) Пришёл я домой, лёг и лежу. И ужасно скучаю от огорчения. Потому что не брал я ихние часики. 7) Накинул я сию минуту на себя пиджачок и, не покушав даже, побежал на улицу. 8) С чего бы энто, думаю. 9) Тут ударила мне кровь в голову. – Ложи, говорю, взад! 10) А дама не двигается. И конфузится докушивать. 11) А у дома она мне и говорит: – Довольно свинство с вашей стороны. Которые без денег – не ездют с дамами. 12) Скинул я с телеги ейное имущество и гляжу, что будет. 13) – Да-а, – сказал балбес Лёшка, гримасничая, – другой гость как начнёт солить, тык тока держись. 14) Впрочем, заслуга ихняя всё же велика и значительна перед лицом человечества. 15) И велит бабе своей, не жалеючи никаких денег, пригласить наилучшего знаменитого врача.
К теме 3 «Нормы современного русского литературного языка. Орфоэпическая норма»
1.Определите, в чем проявились исторические изменения норм русского литературного языка. Распределите языковые факты по группам: 1) произношение слов; 2) ударение; 3) словообразование и состав слова; 4) морфологические категории; 5) синтаксические связи слов.
1. Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятельми, италиянским – с женским полом говорить прилично (М.В. Ломоносов). 2. К приобретению оного требуются пять следующих средствий: первое – природные дарования, второе – наука, третие – подражание авторов, четвертое – упражнение в сочинении, пятое – знание других наук (М.В. Ломоносов). 3. Графиня начала покровительствовать всех горничных... (А.И. Герцен). 4. Позвольте попросить Вас выслать мне книжки вашего журнала... очень бы Вы меня одолжили (И.С. Тургенев). 5. Но это кто в толпе избранной Стоит безмолвный и туманный... (А.С. Пушкин). 6. Расправил волоса рукой, Вошел. Полна народу зала; Музыка уж греметь устала (А.С. Пушкин). 7. На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит - один во всей вселенной (А.С. Пушкин). 8. Поля свои обрабатывал он по английской методе... (А.С. Пушкин). 9. Француз... протянул бумаги свои молодому офицеру, который быстро их пересмотрел. – Ваш пашпорт... хорошо. Письмо рекомендательное... (А.С. Пушкин). 10. Лаевский безусловно вреден и так же опасен для общества, как холерная микроба... (А. Чехов). 11. Но какой у вас есть критериум для различения сильных и слабых? (А. П. Чехов). 12. Я ... надел просторный халат и, закурив трубку, стал следить полет коршунов над лесом (А.Н. Толстой). 13. ...Господ соседственных селений Ему не нравились пиры; Бежал он их беседы шумной... (А.С. Пушкин). 14. Он вел жизнь самую рассеянную; торчал на всех балах, объедался на всех дипломатических обедах, и на всяком званом вечере был так же неизбежим, как резановское мороженое (А.С. Пушкин).
2.Выделите слова, в употреблении и сочетаемости которых с другими словами произошли исторические изменения. Проанализируйте эти факты в аспекте норм литературного языка.
1. Но лучшею шуткою почиталась у Кирила Петровича следующая. 2. С той минуты он Дефоржа полюбил и не думал уже его пробовать. 3. Уверенный в ее привязанности, никогда не мог он добиться ее доверенности. 4. Отец ее, никогда не читавший ничего, кроме “Совершенной поварихи”, не мог руководствовать ее в выборе книг. 5. Адрияну лицо его показалось знакомо, но второпях не успел он порядочно его разглядеть. 6. Служанки сбежались, раздели ее, насилу-насилу успели ее успокоить холодной водой и всевозможными спиртами, ее уложили, и она впала в усыпление. 7. – Подойди ко мне, Маша, – сказал он ей тронутым голосом, – благословляю тебя... (По А.С. Пушкину).

3.Выделите слова, не свойственные литературному языку или употребляющиеся в другом значении. Определите эти значения (явления семантического просторечия). Исправьте ошибки в словоупотреблении.
1. Сегодня ее в больницу ложат. 2. Я себе такое пальто пошила – ты не представляешь! 3. Ты что голоуший ходишь в такой мороз? 4. У меня сыночек такой бравенький – шестой месяц, а уже два зуба! 5. Я ему объясняю, а он обратно спрашивает. 6. Ему каждый день уколы ставят. 6. Ну что, моя, ты так не переживай - все обойдется. 7. Какое-то платье у тебя страшное. 8. А я вас сразу-то и не признала. 8. В ведомости не хватает вашей росписи. 9. Бери разнос, ставь на него тарелки и проходи к тому столику.

4.Определите, имеются ли стилистические варианты произношения у данных слов.
Сколько, президент, троллейбус, пятьдесят, человек, поэтический вечер, сказал, зерно, здравствуйте, Мария Ивановна, Павел Михайлович.
5.Определите, как в данных словах произносится сочетание ЧН: как [чн], как [шн], возможны оба варианта. Запишите слова в таблицу. Проверьте себя по словарю.
Образец:


Произносится [чн]

Вариантное произношение [чн] и [шн]

Произносится [шн]

зада[чн]ик

копее[чн]ый – копее[шн]ый

було[шн]ик

Булочная, горничная, горчичник, девичник, игрушечный, конечно, крошечный, коричневый, Кузьминична, Ильинична, Саввична, нарочно, свечной, подсвечник, порядочный, прачечная, сердечный, скучно, скворечник, справочник, троечник, молочница, яичница, яичный.

6.Определите, как в данных словах произносится согласный перед Е: твердо или мягко. Запишите слова в таблицу. Проверьте себя по словарю.
Образец:


Произносится мягко

Вариантное произношение

Произносится твердо

[д’]емагог

[д’]епо – [дэ]по

[дэ]нди


Агрессия, академия, анемия, бассейн, бутерброд, бизнес, декан, депрессия, дефис, диспансер, идентичный, индекс, интервью, кодекс, компресс, контекст, компьютер, менеджер, Одесса, орхидея, патент, пресса, претензия, свитер, сессия, темп, тенденция, термин, тезис, тент, терапевт, террорист, фанера, шинель, экспресс, экстрасенс, энергия.
7.Какой звук – [э] или [о] – произносится под ударением в данных словах? Проверьте себя по словарю.
Афера, береста, блеклый, блестки, бытие, гренадер, двоеженец, двоеженство, договоренность, желоб, жернов, желчь, завороженный, зев, иноплеменный, истекший, крестный отец, крестный ход, маневренный, незаконнорожденный, новорожденный, недоуменный, одновременный, опека, острие, осужденный, отключенный, планер, платежеспособный, приведший, принесший, привезший, свекла, хребет, шофер, щелка, щелкать, шерстка.
8.Вставьте пропущенные гласные. Произнесите эти слова.
Пл..тишь, упл..чено, запл..чено, недопл..тит, перепл..тит; пригл..сит, пригл..шенный; р..стит, отр..стила. Замор..живать, обезб..ливать, обусл..вливать, огор..шивать, од..лживать, отср..чивать, присв..ивать, приур..чивать.

9.Поставьте ударение в словах, проверьте себя по словарю. Произнесите данные слова.

А) Алкоголь, арахис, апостроф, бармен, благовест, бюрократия, генезис, еретик, жалюзи, знамение, зубчатый, инсульт, квартал, колледж, кухонный, маркетинг, менеджмент, мышление, намерение, обеспечение, озвучение, оптовый, партер, приданое, сливовый, созыв, сосредоточение, стартер, столяр, творог, украинский, упрочение, факсимиле, феномен, флюорография, хвоя, центнер, эксперт.

Б) В бутике, из аэропорта, отрезать ножницами, балует ребёнка, избаловала, на похоронах, новые средства, из-за двери, в стенах университета, по средам, с деньгами.

В) Акшинский район, Бурятия, Якутия, Израиль, улица Свердлова, Автозаводская улица, Петрозаводская улица, Украинский бульвар, словарь Ожегова, Исаак Ньютон, Сергий Радонежский, Алексий II.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Практические задания и упражнения к теме 1 «Язык. Речь. Речевая деятельность» icon· · Межвузовский сборник научных трудов Выпуск седьмой
Язык. Речь. Речевая деятельность: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск седьмой. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный...

Практические задания и упражнения к теме 1 «Язык. Речь. Речевая деятельность» iconОсновная мысль текста. Микротема текста
Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог...

Практические задания и упражнения к теме 1 «Язык. Речь. Речевая деятельность» icon1 Введение в логистику
Методическое пособие предназначено для проведения семинарских занятий по курсу «Логистика», и содержит учебную программу, вопросы...

Практические задания и упражнения к теме 1 «Язык. Речь. Речевая деятельность» iconОвладение речью это сложный, многосторонний психический процесс;...
Но, имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда...

Практические задания и упражнения к теме 1 «Язык. Речь. Речевая деятельность» iconУрока в изучаемой теме : урок 4 по теме «Лилейные»
Оборудование: доска, экран, компьютер, проектор, схемы, карточки-задания, презентация «Дикорастущие лилейные. Ландыш», рабочая тетрадь,...

Практические задания и упражнения к теме 1 «Язык. Речь. Речевая деятельность» iconМетодические указания и практические задания для студентов заочной...
Немецкий язык в сфере юриспруденции / Авт. – сост. Мхитарьянц Э. Г. – Калининград: мфюу, 2012 г. 27 с

Практические задания и упражнения к теме 1 «Язык. Речь. Речевая деятельность» iconН. Н. Сперанская Кандидат филологических наук доцент кафедры
«Русский язык и культура речи», «Язык и искусство общения» (речевая часть). Пособие составлено в соответствии с программой указанных...

Практические задания и упражнения к теме 1 «Язык. Речь. Речевая деятельность» icon1. Язык и речь
...

Практические задания и упражнения к теме 1 «Язык. Речь. Речевая деятельность» iconЛитература. Русский язык Тема 1: Язык и речь. Функциональные стили речи
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств

Практические задания и упражнения к теме 1 «Язык. Речь. Речевая деятельность» iconН. Н. Тарасенко Разговорный английский
Учебно-методическое пособие предназначено для работы в группах студентов 2-3 курсов факультета прикладной информатики. Пособие включает...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск