Урок как система личностно развивающих ситуаций


Скачать 471.59 Kb.
НазваниеУрок как система личностно развивающих ситуаций
страница1/4
ТипУрок
  1   2   3   4
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК КАК СИСТЕМА ЛИЧНОСТНО РАЗВИВАЮЩИХ СИТУАЦИЙ
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции.

Содержание:


  1. Какой урок можно считать современным?

  2. Теоретическая и методологическая основа современного урока.

  3. Мотивационно-целевая составляющая урока.

  4. Особенности технологии образования деятельностного содержания.

  5. Отбор и структурирование содержания образования на уровне предмета: от содержания курса к содержанию темы и урока.

  6. Способы организации деятельности (методики, технологии, подходы).

  7. Требования к результатам освоения основной образовательной программы.

  8. Анализ урока.



  1. Какой урок можно считать современным?

Современный урок- это, прежде всего, урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ (самодеятельность, самоорганизация, коллективная деятельность, ответственность учеников).

Это - специфическая форма организации целостного педагогического процесса, при котором педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.

Современный урок обучает умению эффективно действовать в нестандартной ситуации на основе целостной картины мира, воспитывает высшие ценности, смыслы, высокие мотивы, «самопроцессы», субъективность, развивает деятельность, мышление, рефлексию. Учитель организует взаимодействие обучающихся для совместного решения следующих педагогических задачи:

- обеспечить каждому ребенку эмоциональную поддержку;

- мотивировать включение каждого учащегося в совместно-распределенную деятельность на принципах позитивной взаимозависимости и индивидуальной ответственности;

- предоставить условия для построения собственного действия на основе соотнесения своего мнения и разных точек зрения;

- создать область эффективно действующей зоны ближайшего развития.

Развивающий аспект цели урока связан непосредственно с процессом становления и развития личности ученика: формированию общеучебных и специальных умений; совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, речевому развитию учащихся, коммуникативной культуры; осуществлению самоконтроля и самооценки.

«Если ученик включен в деятельность на уроке и осознает, как он ее выполняет, какие средства использует для ее построения и организации, какие схемы выделяет и переносит на организацию других ситуаций, то он «оспосабливается», т.е. приобретает такое универсальное качество предметных знаний и умений, которое позволяет использовать их при решении задач, отличных от тех, в которых они усваивались, в реальных жизненных ситуациях, где приходится действовать с ненадежной информацией, гибко перестраивая привычные способы действия и учитывая точки зрения реальных и потенциальных партнеров».

Ю.В. Громыко


  1. Теоретическая и методологическая основа современного урока.

Теоретической и методологической основой современного урока являются достижения ЗУНовского, компетентностного, личностно-ориентированного и проблемно-ориентированного развивающего образования, смысловой педагогики вариативного развивающего образования, контекстного и системно-деятельностного подходов. Исходная идея - системно-деятельностный подход.

Содержание образования — один из ведущих компонентов системы образования, и не случайно, что всегда в задачах реформирования системы главным вопросом становится проблема нового, деятельностного содержания. Мы будем исходить из того, что в основе деятельностного содержания лежат универсальные средства, методы и нормы мыследеятельности. Знание как таковое уже не является системообразующим в структуре содержания образования, а включается только как один из компонентов.

Если в традиционном образовании главным процессом является понимание, то в деятельностном главным становится мыследействование. Если содержание традиционного образования складывалось из продуктов познавательной деятельности человечества, то есть знаний, содержание деятельностного образования складывается из методов, средств и форм управленческой деятельности, из выделенных и культурно оформленных норм искусственно-технической преобразовательной деятельности.

Проблема перехода на деятельностное содержание предполагает коренное изменение технологии учебно-воспитательного процесса. При планировании и реализации учебного процесса на первый план выдвигается не то, что знает и понимает ученик, а как происходит становление и развитие его субъектности. А это уже предполагает отказ от традиционной оргструктуры самого процесса. Взамен техник и технологий фронтально-групповой работы приходит организация коллективного мышления и деятельности. Такие образовательные технологии направлены на выращивание способностей и освоение универсальных способов мыследеятельности.

Принципы развивающего обучения (Л.В.Занков):

  • Обучение в быстром темпе.

  • Обучение на высоком уровне трудности.

  • Ведущая роль теоретических знаний.

  • Осознание обучаемыми необходимости изучения данного материала.

  • Активное участие обучаемых в процессе обучения.

Методические принципы организации современного урока:

  • Принцип целеполагания.

  • Принцип мотивации.

  • Принцип проектирования.

  • Принцип включенности учителя в совместно-распределенную учебную деятельность.

  • Принцип передачи функции оценивания учащимся.

Принцип целеполагания предполагает заранее запрограммированный учителем ключевой результат, к которому должны стремиться учитель и ученики. Это основа целесообразной деятельности на уроке не только учителя, но и учеников, дающая ей направление, в какой-то степени это пусковой механизм урока. Она определяет характер взаимодействия учителя и учеников на занятии, а реализуется не только в деятельности учителя, но и в деятельности учеников и достигается только в том случае, когда к этому стремятся обе стороны.

  • Принцип мотивации. Способы внешней мотивации (условные, искусственные, явно выдуманные, которые учащиеся принимают как условие игры - письмо гномов, знаки инопланетян, встреча с иностранцем, заменяются способами внутренней мотивации. Внутренняя мотивация создается путем проблем, "ловушек", которые должны встретиться учащемуся при выполнении успешной привычной деятельности. Задача учителя - подобрать отвечающий этой цели дидактический материал. Начало поиска решения должно быть задержано на столько времени, сколько потребуется для осознания проблемы (для рефлексивного контроля), для включения в рефлексию большей части класса. Чрезвычайно важно определить и точно сформулировать предмет поиска.

  • Принцип проектирования заключается в горизонтальном, «стратегическом» планировании, в котором продумывается серия уроков в рамках целостного учебного модуля от постановки целей освоения определенного элемента образовательной области до контроля за овладением способом практических действий. В проектировании главная цель – создание условий для формирования субъектных качеств личности учащихся. Это предполагает обеспечение выбора учащимися собственного планирования, анализа, моделирования, контроля, оценивания. Проектирование урока осуществляется в трех педагогических аспектах: проектируется предметно-логический аспект (логика развертывания учебного материала), структурно-деятельностный (учитель проектирует ситуации включения учащихся в учебную деятельность), организационно-коммуникативный аспект (моделирование ситуаций, в которых могут возникнуть необходимые формы общения: учитель - ученик, ученик - ученик, групповые, фронтальные формы).

Оперативное моделирование означает, что предварительно смоделировав ход урока, просчитав его возможные варианты, педагог может столкнуться с неожиданной ситуацией (неожиданной версией ученика, подменой предмета обсуждения, уход в сторону, нестандартная реакция, несогласие или непонимание учащихся), требующей от учителя оперативного моделирования ситуации, направляющей совместную деятельность в необходимое русло к ее реализации. Средством создания такой ситуации может быть вопрос учителя, его контраргументы, использование и акцентирование мнения одного из учащихся, прозвучавшего на уроке, привлечение различных источников информации, вербальная оценка происходящего и т.д.

  • Принцип включенности учителя в совместно-распределенную учебную деятельность. Позиция учителя - его выраженное отношение к конкретной ситуации полилога, способные играть определенную акцентирующую роль:

- Эмоциональные позиции - позиция непонимающего акцентирует необходимость осмысления ситуации, дополнительных аргументов, пояснений, определяющих предмет мысли, речи участника (участников) полилога; позиция сомневающегося предполагает возвращение к высказанному, рефлексию, поиск другого варианта (сомневаться полезно и в "правильных" версиях с целью их глубокого осознания учащимися); позиция слушающего делает актуальным глубину восприятия, оценку мнения другого, способствует формированию важного коммуникативного умения - умения слушать.

- Функциональные позиции:

  • исследователь - предлагает версию, контраргумент, т.е. участвует в исследовании с целью его интенсивного разворачивания;

  • координатор - помогает отследить движение поиска, связывая или противопоставляя отдельные высказывания и определяя их очередность;

  • консультант - дает справку - ответ на нерешенный вопрос, информацию о разных научных взглядах и т.д.;

  • лидер, ведущий - с помощью системы опорных вопросов или иначе ведет логику поиска, организуя диалог;

  • эксперт - участвует в оценивании работы групп или самостоятельных, контрольных работ.

  • Принцип передачи функции оценивания учащимся предполагает создание условий для формирования способности школьника регулировать собственную учебную деятельность.

Этапы включения школьника в процесс оценивания:

1. Подготовка итоговой контрольной работы в виде совместного обсуждения.

2. Подготовка к контрольной работе по выделенным тезисам, вопросам, заданиям в форме самостоятельной домашней работы.

3. Оценка каждым учащимся освоения темы по выбранным в коллективном обсуждении основным объектам усвоения (балльная отметка за каждый).

4. Проведение контрольной работы и оценивание ее учителем

5. Анализ сопоставления оценки, данной учителем, и самооценки ученика.

Требования к критериям оценивания:

  • Предлагаются, обсуждаются и принимаются учащимися. (Если учащиеся выражают несогласие с введением определенного критерия оценки и доводы учителя не убеждают их, критерий или изменяется (по предложению учащихся) или снимается.

  • Определяются целями деятельности, (или ее этапа) качествами, наличие которых необходимо на данном этапе участникам учебного процесса, т.е. являются психологическими установками на формирование результата или желаемых определенных качеств.

  • Могут относиться к результатам учебного труда (грамотность, правильность, убедительность) к его процессу (участие в уроке, умение слушать), к личностным качествам учащихся (доброжелательность, инициативность и т.п.).


Ш. Мотивационно-целевая

IV. Особенности технологии образования деятельностного содержания. Если в традиционном образовании основным средством являются тексты (в частности, учебник), то в образовании деятельностного содержания главным средствами становятся ситуации.

В традиционном образовании содержание осваивается за счет прочтения (слушания) и понимания текстов. В деятельностном образовании содержание осваивается за счет действенной включенности и рефлексии в ситуации.

При традиционном образовании важнейшим фактором является структура оформленных текстов и методы преподавания. При переходе на деятельностное содержание на первый план выдвигаются технологии организации коллективной мыследеятельности и конструирование ситуации.

Перспективную педагогическую традицию создали представители школы Л. В. Занкова, осуществив своеобразную попытку переконструирования действующего типа содержания обучения на основе идеологии развития. Исходным является положение о том, что учебный процесс есть системообразующий компонент в организации обучения, и, следовательно, в зависимости от организационной структуры учебного процесса осуществляется тот или другой способ обучения.

Педпроцесс как целостная педагогическая система


Таким образом, деятельность включает в себя следующие элементы, взаимосвязанные и взаимообусловленные друг другом: мотив, цель, содержание, методы и средства, формы организации деятельности, контроль и оценка результатов деятельности и рефлексия. Все элементы являются обязательными и необходимыми как для традиционной, так и для современной модели обучения.

Что же отличает современный урок от традиционного?

Структура урока.

Традиционный урок – это закрытая система, имеющая иерархическую структуру с жесткой ориентацией на однозначное решение единой задачи, основанная на логике преподавания:

  • Организационный момент

  • Проверка домашнего задания

  • Объяснение нового материала

  • Закрепление

Современный урок – это открытое образовательное пространство, представляющее собой самоорганизующуюся систему, построенную на основе компонентов человеческого "само": личностных смыслов, личной значимости творчества, открытости, интуиции, критичности, рефлексии, потребности в самоактуализации, инициативы, отклонений, случайностей, множественности вариантов нелинейного развития и т.д.

Современная дидактическая структура основана на логике познания:

  • Актуализация (мотивационно- целевая составляющая)

  • Изучение нового материала

  • Применение

  • Рефлексивно-оценочный этап

  1. Содержание урока.

Принципы освоения содержания:

  • Интегративность

  • Теория в практике (а не от теории к практике)

  • Общее в частном (а не от частного к общему)

  • Целое в части (а не от частей к целому)

    • От задачи к проблеме, от проблемы к знанию (а не знание без проблем)


Содержание образования
(«интеграционный подход» И.Я.Лернера М.Н.Скаткина)

Приоритетным компонентом содержания образования являются не знания, а способы деятельности. Способы действий в современном образовании представлены не частно-предметными, а метапредметными, универсальными умениями, которые можно назвать ключевыми компетенциями.

Формирование целостной картины мира как цель современного обучения

  1   2   3   4

Похожие:

Урок как система личностно развивающих ситуаций iconУрок.
Развитие индивидуальных способностей учащихся через личностно ориентированный урок

Урок как система личностно развивающих ситуаций iconРабочая программа предмета «Социально-бытовое ориентирование»
Курс социально-бытового ориентирования представляет собой специальные коррекционные занятия. Основной формой организации занятий...

Урок как система личностно развивающих ситуаций iconЦентрразвития ребенка детский сад копейского городского округа
Активные методы работы с педагогами, как условие личностно – ориентированного взаимодействия

Урок как система личностно развивающих ситуаций iconУрок лекция
Информатизация общества. Информационная система: основное назначение и функциональные возможности. База данных: среда и принцип работы....

Урок как система личностно развивающих ситуаций iconУрок страноведения в 11 классе Тема: Рабовладельческая система в Америке
Тема: Рабовладельческая система в Америке. Предпосылки и начало гражданской войны 1861-1865 г

Урок как система личностно развивающих ситуаций iconРабочая программа коррекционно-развивающих занятий «Я-выпускник»
Однако, как показывают наблюдения, выпускники школ зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов. Следовательно,...

Урок как система личностно развивающих ситуаций icon«Почта пришла»
Краткий анонс: Данный урок немецкого языка урок обучения написанию письма зарубежному партнёру. Урок разработан с применением системно-деятельностного...

Урок как система личностно развивающих ситуаций iconРабочая программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного,...
Всё это повышает статус предмета «английский язык» как общеобразовательной учебной дисциплины

Урок как система личностно развивающих ситуаций iconОтчет о результатах самообследования мбоу сош №19 им. Б. И. Северинова
В 2013/2014 учебном году педагогический коллектив работал над темой: «Личностно-ориентированный подход как один из факторов повышения...

Урок как система личностно развивающих ситуаций iconПрограмма нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного,...
Все это повышает статус предмета «английский язык» как общеобразовательной учебной дисциплины

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск