Урок лекция


Скачать 295.01 Kb.
НазваниеУрок лекция
страница1/4
ТипУрок
filling-form.ru > Бланки > Урок
  1   2   3   4
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Основное содержание

Информатизация общества. Информационная система: основное назначение и функциональные возможности. База данных: среда и принцип работы. Основные объекты обработки. Система управление базами данных. Распределенная база данных.

Общеобразовательная цель:

  • знать основные тенденции развития информационного общества;

  • знать основные назначения информационных систем;

  • иметь представление об основных различиях информационных систем от БД;

  • знать основные принципы проектирование БД.

Развивающая цель:

  • развивать навыки проектированного мышления при оперировании с информационными объектами;

  • развить навыки аналитического мышления.

Воспитывающая цель:

  • формировать и воспитывать познавательный интерес путем описания окружающего мира автоматическими средствами представления данных.


ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА: ФУНКЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАЗНАЧЕНИЯ

(УРОК – ЛЕКЦИЯ)

Цели: - освоить назначение информационных систем;

- иметь представление о возможностях и видах информационных систем.
ХОД УРОКА

  1. Орг. момент

  2. Теоретическая основа урока

Результатом человеческой жизнедеятельности является накопление информационных ресурсов, оперирование которыми требует использования определенных способ хранения, обработки. Основными критериями оптимальных действий человека по употреблению ими является умение осуществлять поиск и получать необходимые данные за малые промежутки времени. Примерами больших объемов информации являются картотеки библиотек, архивы документов, законодательные акты и т. п. все перечисленные информации определенным образом структурированы, приведены в систему. Одним из способов использования компьютера стала компьютерная обработка больших объемов информации.

База данных (БД) – совокупность определенном образом организованной информации на определенную тему, предназначенная для длительного хранения во внешней памяти компьютера. Любая БД содержит в себе информацию о некоторой реальной системе и является ее информационной моделью.

Информационная система (ИС) – совокупность БД и комплекса аппаратно – программных средств для ее хранения, изменения и поиска информации, для взаимодействия с пользователем. Основные назначение информационных систем и баз данных: хранение, поиск, внесение и изменений группировка и сортировка данных.

ИС создаются по определенным отраслям, в каждой из которых выполняют кроме основного назначения и свои специфические функции. Общий для всех систем является накопление данных, организация деятельности по обработке данных и принятие обоснованных управленческих решений.

Классификация ИС:

 Производственные системы;  Системы маркетинга;

 Система учета и бухгалтерии;  Система кадров и т. д.

Свойства ИС:

 назначение – сбор, хранение и обработка информации;

    • среда хранения и доступ данных; (с одной стороны необходимо обеспечить сохранность данных на длительный срок, а с другой стороны – доступ к данным может осуществляться в самые короткие сроки).

    • Удобный и понятный интерфейс для конечного пользователя.

Любая ИС имеет прикладное назначение. Информация, какой – либо производственной сферы должна накапливаться и соответственно должны применяться определенные свойства манипулирования данными. Возможности выделения информационных блоков могут отличаться, например, в бухгалтерском деле в основном оперируют числовыми данными, а в области медицины необходимо пользоваться текстовыми данными. Соответственно в ИС закладывают различные способы оперирования данными.

Но есть и основные требования, которые предоставляются к таким системам:

    • информация должна храниться вечно;

    • в систему должна закладываться возможность развития;

    • поддержка целостности системы при работе нескольких независимых пользователей.

Создание ИС предполагает выделение требований, предъявляемых заказчиком. (Заказчиком выступает какая либо корпорация). На основе требований создается проект. Рассматриваются информационные потоки, в которых выделяются необходимые для систематизации данных. Затем выбирается модель (вид, структура данных в котором будет храниться информация). На основе выбранной структуры строится общая схема базы данных. Так выглядит в общих чертах схема создания ИС.

Прежде чем рассмотреть какую - либо БД, мы должны освоить понятие информационной структуры. В процессе проектирования существенным моментом является именно построение схемы данных с использование соответствующей структуры.

Существуют три вида структур:

    • реляционная – использование таблиц в качестве основы для систематизации данных. Элементы системы располагаются по строкам, а свойства объекта по столбцам. Пересечение дает значение элементов системы;

    • иерархическая – выстраивает элементы в виде дерева. Ключевым является одно понятие. Остальные элементы, соподчиненные друг другу;

    • сетевая – имеет разветвленную связь многих ко многим.

Рассмотрим на примерах.

При изучении текстового редактора мы создавали таблицу «Расписание уроков». Объектом описания является «расписание уроков», а свойствами объекта – дни недели и нумерация уроков. Тогда информационная структура приобретает вид:



урока

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

1 урок



















2 урок



















3 урок



















4 урок



















5 урок




















Следующий вид структуры – иерархическая. Рассмотрим объект – ЧАСЫ.


ЧАСЫ







песочные


механические


кварцевые


солнечные

Сетевая структура имеет более сложный вид, когда рассматриваются отношения «многих – ко многим». Более конкретно остановимся на сетевых структур, когда будем рассматривать коммуникационные технологии.

  1. Практическое задание: описать объект окружающей среды (на свой выбор) с помощью реляционной и иерархической структуры.

  2. Домашнее задание: читать конспект.

Базы данных: средства и принципы работы

Цели урока:

  • освоить основные понятия темы;

  • освоение этапов создания баз данных;

  • иметь представления о среде баз данных и способах манипулирования данными.


Ход работы

  1. Орг. момент

  2. Проверка зун

1. Что называют базой данных? 2. Что называют информационной системой?

3. Назовите классификацию ИС. 4. Перечислите свойства ИС.

5. Назовите виды ИС.
3. Теоретическая основа урока

База данных (БД) – это упорядоченная совокупность данных о конкретном объекте, хранящаяся во внешней памяти и организованная определенным способом.

Либо можно сказать, что это совокупность данных, организованных по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и манипулирования данными, независимая от прикладных программ, которая может являться информационной моделью предметной области. Различают внешнюю, концептуальную и физическую модели (схемы) БД. Как правило, СУБД входит в понятие базы данных как элемент сложной иерархической системы. Изучают иерархические, реляционные, сетевые БД, распределенные и централизованные БД, одно- и многопользовательские БД.

Классификация баз данных:

  1. По характеру хранимой информации: фактографические и документальные;

  2. По способу хранения данных: централизованные и распределенные;

  3. По структуре организации данных; реляционные [табличные БД], иерархические и сетевые БД.

Основное назначение БД хранение больших массивов данных, которыми можно манипулировать, используя встроенные данных, выборку данных по условию, созданию отчетов различной формы. База данных может быть отражена на экране в виде таблицы и в виде картотеки, вне зависимости от вида используемого формата. Большинство баз данных используют в качестве основной информационной структуры табличный формат.

Реляционная база данных представляет собой множество взаимосвязанных таблиц, каждая из которых содержит информацию об объектах определенного типа. Таблица имеет строки и столбцы, которые соответственно называются записью и полем записи. Именно поля определяют структуру базы.

Например: рассмотрим объект - мебель. Основными свойствами объекта (атрибутами ) интересными для потребителя будут являются вид мебели, назначение, производитель, из чего выполнено изделие. Выделенные атрибуты и будут служить полями создаваемой базы.

Каждое поле записи содержит одну характеристику объекта и имеет строго определённый тип данных (например, текстовая строка, число, дата). Все записи имеют одни и те же поля, только в них содержатся разные значения атрибутов.

Обращение к БД и управление БД осуществляется с помощью Системы Управления Базой Данных (СУБД).

Основные функции СУБД – это определение данных (описание структуры баз данных), обработка данных и управление данными.

Системы управления базами данных включают , как правило , следующие элементы:

  1. Интерфейс-среда пользователя для работы при помощи меню.

  2. Интерпретатор - алгоритмический язык программирования.

  3. Компилятор- преобразователь программ в автономные исполняемые файлы.

  4. Утилиты- средства программирования рутинных операций.

Любая СУБД позволяет выполнять четыре простейшие операции с данными:

-добавлять в таблицу одну или несколько записей;

-удалять из таблицы одну или несколько записей;

-обновлять значения некоторых полей в одной или нескольких записях;

-находить одну или несколько записей, удовлетворяющих заданному условию.

Для выполнения этих операций используется механизм запросов. Результатом выполнения запросов является либо отобранное по определённым критериям множество записей, либо изменения в таблицах. Запросы к базе формируются на специально заданном для этого языке.

И самая важная функция СУБД - это управления данными. Под управлениями данными обычно понимают защиту данных от несанкционированного доступа, поддержку многопользовательского режима работы с данными и обеспечение целостности и согласования данных.

  1. проектирование базы данных (определение объекта и выделение атрибутов объекта в качестве полей базы данных);

  2. задание структуры базы данных (однотабличная БД или состоящая из нескольких связанных таблиц);

  3. ввод структуры данных с описанием типов данных вводимых в поля таблицы;

  4. непосредственный ввод данных в БД;

  5. редактирование данных;

  6. манипулирование данными (сортировка, выборка данных с использованием фильтрации и/или запросов).

Опишем сказанное на примере объекта <<Школа>>.

Атрибутов у данного объекта может быть много, мы пишем только кабинетную систему школы. Тогда важным для описания является название кабинета, его номер, ответственный класс, ответственный учитель, нагрузка кабинета, наличие сигнализации. Теперь подумаем, какие типы данных будут использованы и какую примерную длину они будут иметь.

Имена полей

Типы данных

Длина полей

Название кабинета

Текстовой

15

Номер

Числовой

10

Класс

Текстовой

10

Учитель

Текстовой

25

Нагрузка кабинета

Числовой

10

Наличие сигнализации

Логический

10


Структура базы данных будет такова:

Название кабинета

номер

класс

учитель

Нагрузка кабинета

Наличие сигнализации




















При необходимости можно изменить проект базы данных. Учитель тот факт, что изменения вносятся автоматически, необходимо создать копию базы перед внесением кардинальных изменений. Изменение базы данных может включить в себя:

 Изменение структуры базы данных;  Изменение порядка следования столбцов;

 Переопределение ключевых полей;  Изменение макета таблиц;

 Изменение шрифта и внешнего вида ячеек;  Переименование и удаление таблиц;

 Изменение высоты строк и ширины столбцов;
4. Практическое задание.

Заполнить созданную таблицу соответствующими данными.
5. Домашняя работа: читать конспект.
Программная среда MS Access

Цели урока:

- приобретение навыков работы с приложением Microsoft Access.

- иметь представление об интерфейсе Microsoft Access;

- знать способы создания баз данных (с помощью мастера, конструктора).

Ход урока

  1. Орг. момент

  2. Проверка зун

  • Что такое база данных;

  • Сколько видов база данных существует? Перечислите их.

  • Назовите основное назначение БД.

  • Перечислите функции БД.




  1. Теоретическая основа урока

Для запуска MS Access можно использовать несколько путей:

  1. Выполнить команду ПУСК/Программы/Microsoft Access;

  2. Щелкнуть по значку на панели Microsoft Office;

  3. Открыть двойным щелчком мыши по ярлыку MS Access на рабочем стол;

  4. Открыть Одинарным щелчком аналогичный значок на панели быстрого доступа.

Завершение работы MS Access производится любым из стандартных способов завершение работы в Windows.

Объектом работы MS Access: таблицы, формы, запросы, отсчёты, макросы и модули. В данной среде можно работать только с одной базы данных, для включения другой базы необходимо запустить снова саму программу.

Таблица является базовым объектом MS Access. Все остальные объекты являются производными и создаются только на базе ранее подготовленных таблиц. Таблица-это объект, предназначенный для хранения данных в виде записей (строк) и полей (столбцов). Обычно каждая таблица используется для хранения сведений по одному конкретному вопросу. Форма не является самостоятельным объектом MS Access , она просто.

Помогает вводить, просматривать и модифицировать информацию в таблице или запросе. Запросы и отчеты выполняют самостоятельные функции.

Запрос-объект БД, позволяющий получить нужные данные из одной или нескольких таблиц. Отчет- объект БД предназначенный для печати данных.

После запуска на экране появится основная программная среда MS Access , в верхней строке которого расположено Главное меню, а под ним панель инструментов. Она содержит кнопки, дублирующие действия команд главного меню. С помощью команды Вид/Панели инструментов можно самостоятельно определить, которые из них будут отображены на экране.

Прежде чем приступить к работе с программой, необходимо задать имя файлу, где будут храниться вводимые данные. После выбора кнопки Новая база данных в окне MS Access в появившемся диалоговым окне задается имя для файла базы данных. После этого на экране появляется окно базы данных, из которого можно получить доступ ко всем её объектам: таблицам, запросам, отчетам, формам, макросам, модулям.

Доступ к объектам возможен лишь при наличии созданной таблицы.

Манипулировать можно лишь теми данными, которые сохранены в таблице. Для создания таблицы нажимается соответствующая кнопка, которая позволяет отображать и изменять выбранные таблицы в текущей базе данных, либо создать новую таблицу. Существуют три способа создания таблиц:

  1. в режиме конструктора;

  2. в режиме мастера;

  3. в режиме ручного ввода.

Для лучшего понимания всей процедуры создания базы данных используем встроенный конструктор. При выборе вкладки Таблица в окне выбирается команда Создание таблицы в режиме конструктора.

Другой способ – одинарное нажатие кнопки Конструктор. После чего появляется окно конструктора таблицы. В окне Конструктора таблицы задаются имена, типы и свойства полей для создаваемой таблицы. Имя поля имеет определённые ограничения, длина не должна превышать 68 символов и нельзя использовать символы!, . , [ ] . каждая строка в столбце Тип данных является полем со списком, элементами которого является типы данных Access.

Типы данных MS Access


Тип данных

Использование

текстовой

Алфавитно-цифровые данные (до 255 символов)

Memo

Алфавитно-цифровые данные- предложения, абзацы, тексты (до 64 000 символов)

числовой

Различные числовые данные (имеет несколько форматов: целое, длинное целое, с плавающей точкой)

Дата \ время

Дата и время в одном из предлагаемых Access форматов

денежный

Денежные суммы, хранящееся с 8 знаками в десятичной части. В целой части каждые три заряда разделяются запятой.

Счетчик

Уникальное длинное целое, создаваемое Access для каждой новой записи

Логический





Среди типов данных Access есть специальный тип, с которым мы раньше не сталкивались. Это-Счетчик. В поле типа Access автоматически нумерует строки таблицы в возрастающей последовательности. Редактировать значение такого поля нельзя. Каждое поле обладает индивидуальными свойствами, по которым можно установить, как должны сохраняться, отображаться и обрабатываться данные. Набор свойств поля зависит от выбранного типа данных. Для определения свойств поля используется бланк Свойства поля в нижней части окна конструктора таблиц.
4. Практическое задание:

  1. Запустить программу MS Access и освоить основные пункты меню.

  2. Открыть справочную систему базы и познакомиться с основными её пунктами.



5. Домашнее задание: читать конспект
  1   2   3   4

Похожие:

Урок лекция iconЛекция №17 77 Синдром воспаления 77 Лекция №18 80 Синдром воспаления...
Хирургический метод лечения имеет большое значение в клинической медицине. Одну четверть заболеваний составляют хирургические болезни....

Урок лекция iconРабочая программа предмета «Социально-бытовое ориентирование»
Курс социально-бытового ориентирования представляет собой специальные коррекционные занятия. Основной формой организации занятий...

Урок лекция iconЛекция религии современных неписьменных народов: человек и его мир...
Редактор Т. Липкина Художник Л. Чинёное Корректор Г. Казакова Компьютерная верстка М. Егоровой

Урок лекция icon«Почта пришла»
Краткий анонс: Данный урок немецкого языка урок обучения написанию письма зарубежному партнёру. Урок разработан с применением системно-деятельностного...

Урок лекция icon2. Лекция: "Общие критерии", часть Основные идеи 8
Лекция: Обзор наиболее важных стандартов и спецификаций в области информационной безопасности 3

Урок лекция iconУрок.
Развитие индивидуальных способностей учащихся через личностно ориентированный урок

Урок лекция iconЛекция Автоматическое и автоматизированное управление. 5
Лекция Основные требования к scada-системам и их возможности. Аппаратные и программные средства scada-систем 17

Урок лекция iconМетодические указания по выполнению практических работ профессиональный...
К основным видам учебных занятий наряду с другими (урок, лекция, семинар, контрольная, лабораторная работа, консультация, практика,...

Урок лекция iconУрок химии в 8 классе «Скорость химической реакции»
Мастер-класс «Урок в пространстве отношений». Учитель химии и биологии Колпакова В. В

Урок лекция iconУрок 1 (лекция-обзор) Тема: Проблема письменности кабардинцев и балкарцев (Ш. Ногмов
Тема: Проблема письменности кабардинцев и балкарцев (Ш. Ногмов, Н. Шеретлук, У. Берсей и др.)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск