Скачать 167.91 Kb.
|
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 487 Выборгского района Санкт-Петербурга
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий «Я-выпускник» 9 б класса для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Составитель: учитель Малькова И.А. Санкт-Петербург 2016 Пояснительная записка XXI век характеризуется как век деловых взаимоотношений на различных уровнях. Деловые бумаги занимают все большее место в жизни современного человека. Возрастает роль правильно оформленных документов в профессиональном определении, успешном трудоустройстве, поскольку о грамотности и способностях человека судят и по написанным им документам. Трудно сегодня представить молодого человека, не умеющего писать заявление, составлять расписку или заполнять бланк доверенности. Однако, как показывают наблюдения, выпускники школ зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов. Следовательно, пришло время интенсивного обучения деловому письму уже в стенах школы. Тема “Деловые бумаги” является сквозной в курсе русского языка для 5—9 классов школы любого типа. Обучение учащихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) ведется по «Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011». Программа «Я – выпускник» представляет систему коррекционного воздействия, направленного на формирование у учащихся с ОВЗ умения составлять деловые бумаги. При этом развивается речь, мышление, личность обучающегося в целом. Образовательное учреждение должно подготовить ребенка с ограниченными возможностями здоровья к практической жизни, в которой оформление и ведение различной документации занимают большое место. Поэтому большое внимание должно быть уделено обучению навыкам делового письма. Необходимость составлять различные деловые бумаги возникнет у обучающихся сразу после того, как только они закончат школу. В самостоятельной жизни им потребуется умение писать: заявление, автобиографию, доверенность, расписку, адрес на почтовых конвертах, письма, поздравительные открытки, заполнять анкеты, бланки, телеграммы. Учитель должен познакомить учащихся с формой составления вышеуказанных документов и научить применять свои знания на практике. Деловое письмо отличается краткостью и точностью. В этом отношении работа над деловым письмом ценна тем, что приучает детей с ограниченными возможностями здоровья писать точно, ясно, коротко. Надо отметить, что в большинстве учреждений в настоящее время вывешены образцы заполнения деловых бумаг. Однако, без специальной тренировки в их оформлении дети с интеллектуальными нарушениями оказываются недостаточно подготовленными к правильному выбору нужного бланка, его заполнению. Вот почему работа с деловыми документами остаётся одним из направлений по развитию письменной речи детей. Овладение нормами оформления деловых бумаг целесообразно вести параллельно с изучением программных тем по русскому языку. В школе такое обучение осуществляется: а) на уроках русского языка при выполнении комплексных тренировочных упражнений; б) на уроках развития речи; в) на факультативных занятиях; г) на коррекционных занятиях. Перспективы развития предпрофильной подготовки и профильного обучения в системе российского образования позволяют выделить особую роль русского языка как предмета изучения и как предмета обучения в общеобразовательных школах. Подготовка ученика к выбору и получению профессии предполагает привитие ему навыков оформления деловых бумаг как части культуры устного и письменного общения, которое может реализоваться успешно в условиях России только средствами русского языка и усвоением его особенностей. В связи с этим для обучающихся 9 класса с ОВЗ предложена программа коррекционных занятий “Я - выпускник”, рассчитанная на 31 час (1 час в неделю). Срок реализации программы: 1 год. Цель и задачи программы Цель данного курса: организация практического усвоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) норм и правил составления деловых бумаг. Задачи курса:
Обучение составлению деловых бумаг обучающихся позволяет сделать вывод о наибольшей эффективности следующей системы заданий и упражнений:
Коррекционные задачи курса:
Средства связи. Уметь пользоваться услугами различных сервисных служб и служб быта. Уметь вступать в беседу, находить помощь, вступать в социальное взаимодействие. (Бланки, квитанции. Адрес. Имена собственные). Культура общения. Уметь регулировать меру и тип взаимоотношений, уметь выделять сверстников и общаться с ними, развивать чувство любви и дружбы. (Словарь нежных слов. Поздравительные открытки, телеграммы. Юбилей. Торжество. Родственные связи). Профориентация. Трудоустройство. Формировать навыки, связанные с возможностью получить работу; уметь делать выбор и объяснять его; уметь понять информацию и действовать в соответствии с предъявленными требованиями. (Заявление: на получение документа, на утерю документа в милицию. Документы. Бланки и их заполнение. Словарь: паспорт, удостоверение, заявление, личность, гражданин, свидетельство о рождении, дата, номер, милиция, паспортный стол. Заявление в ПТУ). Заполнение анкет. Словарь: ПТУ, трудоустройство, профессия, специальность, выбор, способности, возможности, отдел кадров, администрация, директор, работодатель, хозяин, частное предприятие, приемная комиссия, анкета, рекомендательное письмо. Объявление. Подходящая работа. Неподходящая работа. Заработная плата. Словарь: квалификация, образование, местонахождение, инвалидность, подросток, несовершеннолетие, перерыв. Заявление. (О приеме на работу, об увольнении, об очередном отпуске, по повестке в суд, по семейным обстоятельствам). Словарь: трудовая дисциплина, трудовая книжка, трудовой стаж, сберегательная книжка, сберегательный банк. Условия реализации программы На коррекционных занятиях осуществляются межпредметные связи с уроками русского языка и чтения, с уроками СБО. Рекомендуется использовать различные формы проведения занятий: беседы, сюжетно-ролевые, дидактические, интерактивные игры, практикумы (выполнение тестовых заданий, заполнение бланков), консультации, а также возможно использование нестандартных форм: тренинг, психологическая игра, экскурсия; используются разнообразные методы и приемы:
Средства: Раздаточный материал:
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа. Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ, ТСО и т.д. Тематический план
Содержание программы Содержание программы подобрано таким образом, чтобы закрепить у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья знания, умения и навыки, необходимые в жизни и самостоятельной трудовой деятельности. Обучение навыков оформления деловых бумаг осуществляется по двум направлениям: обучающиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланки, квитанции, анкеты и т.д.) и в то же время формируются навыки четкого, правильного и логичного изложения своих мыслей (автобиография, расписка, заявление). 1. Введение (1 ч.) Вводное занятие. Русский язык – один из развитых языков мира. Диагностическая работа: определение уровня речевых навыков и коммуникативно – речевых умений учащихся. 2. Культура речи. Основные аспекты (6 ч.) Культура речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный, эстетический. Языковая норма. Нормативный аспект культуры речи и его основные особенности. Критерии языковой нормы. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, грамматические. Речевое общение. Роль человеческого общения в жизни человека Речевая ситуация и её основные компоненты: участники (адресант и адресат), обстоятельства речевого общения, личное и неличное, официальное и неофициальное, подготовленное и спонтанное общение. Условия речевого общения. Речь устная и письменная. Особенности устной и письменной речи. Речь монологическая и диалогическая. Формы учебного диалога. Виды монолога. Свойства хорошей речи: правильность, последовательность, богатство, точность, выразительность, уместность. Речевые ошибки и недочеты. Слово и сфера его употребления. Культура монологической речи. Внешний облик - друг или враг? (Как создать о себе хорошее впечатление?) “Здравствуйте!”, “Прощайте!” Современные русские формулы. Словарный запас человека: резервы развития. Как умея говорить, научиться разговаривать. 3. Стандартные деловые бумаги (11 ч.) Официально-деловой стиль речи. Разновидности и жанры официально-делового стиля речи. Расписка. Объявление. Справка и удостоверение. Объяснительная записка. Служебная и докладная записки. Доверенность. Заявление. Протокол. Выписка из протокола. Трудовая и сберегательные книжки. Заполнение бланков на почтовый перевод, посылку и бандероль. Заполнение квитанций за коммунальные услуги, электроэнергию, телефон-интернет. 4. Деловая корреспонденция с элементами использования художественного стиля (5 ч.) Письмо. Личное письмо. Написание письма другу. Адрес на открытке и конверте. Деловое письмо. Поздравительная открытка. Записка. Основные части записки. Приглашение. Поздравление. Реклама. Характеристика. Автобиография. Литературная автобиография. Автобиография как деловой документ. Резюме. Анкета. Телеграмма. Экскурсия на почту. Чтение статей и рассказов о работе почты. Чтение заметок в газетах (морально-нравственные темы). Самостоятельное написание заметки «Моя мечта», «Кем я хочу быть». Контрольный словарный диктант по теме «Деловое письмо». Ролевая игра «Поступаем на работу». 5. Деловые бумаги в жизни современного человека (8 ч.) Деловое письмо: создаем себе репутацию. Жанры деловых писем. Русский язык в мире рекламы: резюме, информационно-рекламное письмо, рекламный текст. Язык SMS: быть или не быть? Пишем электронные письма. Что может рассказать визитная карточка о её владельце? Русский язык в телефонном общении. Искусство говорить и составлять поздравления. Искусство комплимента. Общение. Техника речи. Значение официально-делового стиля в речи. Основные требования к знаниям и умениям учащихся Курс нацелен на социальное развитие личности, т.е. на повышение компетентности ученика при работе с деловыми бумагами, что помогает подростку успешно пройти социальную адаптацию и, безусловно, снимает излишнее напряжение и возможный дискомфорт в определённых жизненных ситуациях, связанных с оформлением или использованием деловых бумаг. Ожидаемый результат: овладение обучающимися композиционными моделями определённого жанра деловой бумаги и самостоятельное речевое «наполнение» моделей по структурным элементам. Обучающиеся курса должны знать:
уметь:
Перечень учебно-методического обеспечения Литература:
Дидактические пособия:
Оборудование для мультимедийных демонстраций:
Видеоматериалы и аудиоматериалы:
Приложение Календарно-тематическое планирование
|
Перспективное планирование коррекционно-развивающих занятий на дошкольном логопедическом пункте | Глубокое психолого-педагогическое изучение ребенка с целью установления причин его трудностей в учении, отклонений в развитии и определения... | ||
Процесс перехода определяет перспективное направление деятельности доу – обеспечение интегрированного подхода к организации коррекционно-педагогического... | Цель, задачи по реализации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи | ||
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных... | Оформление постоянного классного журнала и журналов консультаций, развивающих занятий | ||
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование, краткое содержание занятий, требования к уровню... | Детский сад комбинированного вида №6 г. Лениногорска муниципального образования | ||
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование, краткое содержание занятий, требования к уровню... | ... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |