Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий «Я-выпускник»


Скачать 167.91 Kb.
НазваниеРабочая программа коррекционно-развивающих занятий «Я-выпускник»
ТипРабочая программа
filling-form.ru > Бланки > Рабочая программа


Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение школа № 487

Выборгского района Санкт-Петербурга


Принята

Решением Педагогического совета

ГБОУ школа № 487

Протокол № 1 от 30.08.2016

Утверждаю

Директор ГБОУ школа № 487

ПОДПИСЬ Ю.Н. Кассихина

01.09.2016, Пр. № 48\2-о



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно-развивающих занятий «Я-выпускник»
9 б класса
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Составитель: учитель Малькова И.А.


Санкт-Петербург

2016

Пояснительная записка
XXI век характеризуется как век деловых взаимоотношений на различных уровнях. Деловые бумаги занимают все большее место в жизни современного человека. Возрастает роль правильно оформленных документов в профессиональном определении, успешном трудоустройстве, поскольку о грамотности и способностях человека судят и по написанным им документам. Трудно сегодня представить молодого человека, не умеющего писать заявление, составлять расписку или заполнять бланк доверенности. Однако, как показывают наблюдения, выпускники школ зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов. Следовательно, пришло время интенсивного обучения деловому письму уже в стенах школы.

Тема “Деловые бумаги” является сквозной в курсе русского языка для 5—9 классов школы любого типа.  Обучение учащихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) ведется по «Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011».

Программа «Я – выпускник» представляет систему коррекционного воздействия, направленного на формирование у учащихся с ОВЗ умения составлять деловые бумаги. При этом развивается речь, мышление, личность обучающегося в целом. Образовательное учреждение должно подготовить ребенка с ограниченными возможностями здоровья к практической жизни, в которой оформление и ведение различной документации занимают большое место. Поэтому большое внимание должно быть уделено обучению навыкам делового письма. Необходимость составлять различные деловые бумаги возникнет у обучающихся сразу после того, как только они закончат школу. В самостоятельной жизни им потребуется умение писать: заявление, автобиографию, доверенность, расписку, адрес на почтовых конвертах, письма, поздравительные открытки, заполнять анкеты, бланки, телеграммы. Учитель должен познакомить учащихся с формой составления вышеуказанных документов и научить применять свои знания на практике.

Деловое письмо отличается краткостью и точностью. В этом отношении работа над деловым письмом ценна тем, что приучает детей с ограниченными возможностями здоровья писать точно, ясно, коротко.

Надо отметить, что в большинстве учреждений в настоящее время вывешены образцы заполнения деловых бумаг. Однако, без специальной тренировки в их оформлении дети с интеллектуальными нарушениями оказываются недостаточно подготовленными к правильному выбору нужного бланка, его заполнению. Вот почему работа с деловыми документами остаётся одним из направлений по развитию письменной речи детей. Овладение нормами оформления деловых бумаг целесообразно вести параллельно с изучением программных тем по русскому языку.

В школе такое обучение осуществляется:

а) на уроках русского языка при выполнении комплексных тренировочных упражнений;

б) на уроках развития речи;

в) на факультативных занятиях;

г) на коррекционных занятиях.

Перспективы развития предпрофильной подготовки и профильного обучения в системе российского образования позволяют выделить особую роль русского языка как предмета изучения и как предмета обучения в общеобразовательных школах. Подготовка ученика к выбору и получению профессии предполагает привитие ему навыков оформления деловых бумаг как части культуры устного и письменного общения, которое может реализоваться успешно в условиях России только средствами русского языка и усвоением его особенностей. В связи с этим для обучающихся 9 класса с ОВЗ предложена программа коррекционных занятий “Я - выпускник”, рассчитанная на 31 час (1 час в неделю). Срок реализации программы: 1 год.
Цель и задачи программы

Цель данного курса: организация практического усвоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) норм и правил составления деловых бумаг.

Задачи курса:

  • формирование умения выяснять, в каких случаях данная деловая бумага применяется;

  • формирование умения выявления обязательных элементов, специфичных только для данного документа;

  • формирование умения подражать образцу;

  • формирование умения составлять документы самостоятельно;

  • способствование развитию устной и письменной речи обучающихся;

  • способствование развитию внимания, самоконтроля, воспитанию добросовестного отношения к работе, ответственности, аккуратности;

  • развитие эмоционально-волевой сферы, творческих способностей, эстетических чувств, способствующих развитию личности в целом.

Обучение составлению деловых бумаг обучающихся позволяет сделать вывод о наибольшей эффективности следующей системы заданий и упражнений:

  • ознакомление с правильной формой жанра делового письма;

  • определение в тексте элементов композиционных моделей предложенного жанра деловой бумаги;

  • нахождение речевых штампов, клише в тексте деловой бумаги (например, заявления, справки и т. д.);

  • редактирование текстов в соответствии с требованиями к жанру деловой бумаги;

  • самостоятельное составление композиционной модели определенного жанра деловой бумаги на основе указанного текста;

  • речевое “наполнение” моделей по структурным элементам;

  • ориентировка на самостоятельную творческую работу по составлению изученного вида деловой бумаги при определенной жизненной ситуации.

Коррекционные задачи курса:

  • Тренировка письменной речи как средства социальной и профессиональной компетентности учащихся.

  • На занятиях решать задачи социальной адаптации и профессионально-трудового обучения.

Средства связи. Уметь пользоваться услугами различных сервисных служб и служб быта. Уметь вступать в беседу, находить помощь, вступать в социальное взаимодействие. (Бланки, квитанции. Адрес.  Имена собственные).

Культура общения. Уметь регулировать меру и тип взаимоотношений, уметь выделять сверстников и общаться с ними, развивать чувство любви и дружбы. (Словарь нежных слов. Поздравительные открытки, телеграммы. Юбилей. Торжество. Родственные связи).

Профориентация. Трудоустройство. Формировать навыки, связанные с возможностью получить работу; уметь делать выбор и объяснять его; уметь понять информацию и действовать в соответствии с предъявленными требованиями. (Заявление: на получение документа, на утерю документа в милицию. Документы. Бланки и их заполнение. Словарь: паспорт, удостоверение, заявление, личность, гражданин, свидетельство о рождении, дата, номер, милиция, паспортный стол. Заявление в ПТУ).

Заполнение анкет. Словарь: ПТУ, трудоустройство, профессия, специальность, выбор, способности, возможности, отдел кадров, администрация, директор, работодатель, хозяин, частное предприятие, приемная комиссия, анкета, рекомендательное письмо.

Объявление. Подходящая работа. Неподходящая работа. Заработная плата. Словарь: квалификация, образование, местонахождение, инвалидность, подросток, несовершеннолетие, перерыв.

Заявление. (О приеме на работу, об увольнении, об очередном отпуске, по повестке в суд, по семейным обстоятельствам). Словарь: трудовая дисциплина, трудовая книжка, трудовой стаж, сберегательная книжка, сберегательный банк.

Условия реализации программы
На коррекционных занятиях осуществляются межпредметные связи с уроками русского языка и чтения, с уроками СБО.

Рекомендуется использовать различные формы проведения занятий: беседы, сюжетно-ролевые, дидактические, интерактивные игры, практикумы (выполнение тестовых заданий, заполнение бланков), консультации, а также возможно использование нестандартных форм: тренинг, психологическая игра, экскурсия; используются разнообразные методы и приемы:

  • Диагностический метод

  • Наблюдение;

  • Беседа;

  • Игры и упражнения;

  • Инсценировки;

  • Отчёты мини-групп;

  • Работа с интернет-продуктами.


Средства:
Раздаточный материал:

  • карточки с заданиями,

  • бланки для заполнения,

  • предметные и сюжетные картинки,

  • технические средства обучения.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ, ТСО и т.д.
Тематический план

№ п/п

Разделы программы

Кол-во часов

I

Введение.

1

II

Культура речи. Основные аспекты культуры речи.

6

III

Стандартные деловые бумаги.

11

IV

Деловая корреспонденция с элементами использования художественного стиля.

5

V

Деловые бумаги в жизни современного человека.

8




Итого:

31 ч.

Содержание программы

Содержание программы подобрано таким образом, чтобы закрепить у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья знания, умения и навыки, необходимые в жизни и самостоятельной трудовой деятельности.

Обучение навыков оформления деловых бумаг осуществляется по двум направлениям: обучающиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланки, квитанции, анкеты и т.д.) и в то же время формируются навыки четкого, правильного и логичного изложения своих мыслей (автобиография, расписка, заявление).

1. Введение (1 ч.)

Вводное занятие. Русский язык – один из развитых языков мира. Диагностическая работа: определение уровня речевых навыков и коммуникативно – речевых умений учащихся.

2. Культура речи. Основные аспекты (6 ч.)

Культура речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный, эстетический. Языковая норма. Нормативный аспект культуры речи и его основные особенности. Критерии языковой нормы. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, грамматические.

Речевое общение. Роль человеческого общения в жизни человека Речевая ситуация и её основные компоненты: участники (адресант и адресат), обстоятельства речевого общения, личное и неличное, официальное и неофициальное, подготовленное и спонтанное общение. Условия речевого общения. Речь устная и письменная. Особенности устной и письменной речи. Речь монологическая и диалогическая. Формы учебного диалога. Виды монолога. Свойства хорошей речи: правильность, последовательность, богатство, точность, выразительность, уместность. Речевые ошибки и недочеты.

Слово и сфера его употребления. Культура монологической речи. Внешний облик - друг или враг? (Как создать о себе хорошее впечатление?) “Здравствуйте!”, “Прощайте!” Современные русские формулы. Словарный запас человека: резервы развития. Как умея говорить, научиться разговаривать.

3. Стандартные деловые бумаги (11 ч.)

Официально-деловой стиль речи. Разновидности и жанры официально-делового стиля речи. Расписка. Объявление. Справка и удостоверение. Объяснительная записка. Служебная и докладная записки. Доверенность. Заявление. Протокол. Выписка из протокола. Трудовая и сберегательные книжки. Заполнение бланков на почтовый перевод, посылку и бандероль. Заполнение квитанций за коммунальные услуги, электроэнергию, телефон-интернет.

4. Деловая корреспонденция с элементами использования художественного стиля (5 ч.)

Письмо. Личное письмо. Написание письма другу. Адрес на открытке и конверте. Деловое письмо. Поздравительная открытка. Записка. Основные части записки. Приглашение. Поздравление. Реклама. Характеристика. Автобиография. Литературная автобиография. Автобиография как деловой документ. Резюме. Анкета. Телеграмма.

Экскурсия на почту. Чтение статей и рассказов о работе почты. Чтение заметок в газетах (морально-нравственные темы). Самостоятельное написание заметки «Моя мечта», «Кем я хочу быть». Контрольный словарный диктант по теме «Деловое письмо». Ролевая игра «Поступаем на работу».

5. Деловые бумаги в жизни современного человека (8 ч.)

Деловое письмо: создаем себе репутацию. Жанры деловых писем. Русский язык в мире рекламы: резюме, информационно-рекламное письмо, рекламный текст. Язык SMS: быть или не быть? Пишем электронные письма.

Что может рассказать визитная карточка о её владельце? Русский язык в телефонном общении. Искусство говорить и составлять поздравления. Искусство комплимента. Общение. Техника речи. Значение официально-делового стиля в речи.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Курс нацелен на социальное развитие личности, т.е. на повышение компетентности ученика при  работе с деловыми бумагами, что помогает подростку успешно пройти социальную адаптацию и, безусловно, снимает излишнее напряжение и возможный дискомфорт в определённых жизненных ситуациях, связанных с оформлением или использованием деловых бумаг.

Ожидаемый результат:  овладение обучающимися композиционными моделями определённого жанра деловой бумаги и самостоятельное речевое «наполнение» моделей по структурным элементам.

Обучающиеся курса должны

знать:

  • основные функции делового письма, его жанры;

  • композиционные модели деловых бумаг;

  • основные требования к языку деловых бумаг и документов;

уметь:

  • оформлять в соответствии с нормами русского языка деловые бумаги;

  • редактировать и устранять типичные ошибки в языке деловых бумаг.


Перечень учебно-методического обеспечения

Литература:

  1. Акишина А.Этикет русского письма / А. Акишина, Н. Формановская.– М.: Русский язык, 1991.

  2. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.: “Владос”, 2005.

  3. Андреев, В. Деловая риторика: Практический курс общения, делового и ораторского мастерства. – М.,1995

  4. Ахбарова, Г.Х., Спиригайло Т.О. Деловое письмо: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2005

  5. Бебешина Н.Н., Свириденков В.П. Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы. – М.: “Просвещение”, 1978.

  6. Введенская, Л., Павлова, Л.Г., Кашаева, Е.Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2000.

  7. Власенков, А.И., Рыбченкова, Л.М. Русский язык: грамматика, текст, стили речи: учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.- 11-е изд.- М: Просвещение, 2005.-350с.

  8. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. — М.,1993.

  9. Иванова Р.Я. Официально-деловой стиль. Армавир. 1995.

  10. Кожина М.Н. Стилистика русского языка / М. Н. Кожина. – М.: Просвещение, 1993.

  11. Щепина К. П. Обучение деловому письму на уроках русского языка / К. П. Щепина.- М.: Просвещение,1990.

  12. Шведова, Н. В., Ожегов, С. И. Толковый словарь Русского языка / Н. В. Шведова, С. И. Ожегов.- М.: Элпис, 2003.

Дидактические пособия:

  • Бланки.

  • Карточки для контроля и самоконтроля.

  • Карточки со словарными словами (для изучения новых слов).

  • Серии фотографий, предметные и сюжетные картинки.


Оборудование для мультимедийных демонстраций:

  • Компьютер, магнитофон


Видеоматериалы и аудиоматериалы:

  • Презентации к занятиям по разделам программы.



Приложение

Календарно-тематическое планирование

п/п

Кол-во час

Сроки проведения

Тема занятия

I. Введение – 1 ч.

1

1

05.09

Вводное занятие. Русский язык – один из развитых языков мира.

II. Культура речи. Основные аспекты – 6 ч.

2

1

12.09

Культура речи и её основные аспекты.

3

1

19.09

Роль человеческого общения в жизни человека.

4

1

26.09

Речевая ситуация и её основные компоненты.

5

1

03.10

Слово и сфера его употребления.

6

1

10.10

Культура монологической речи. Внешний облик - друг или враг?

7

1

17.10

Словарный запас человека. Как умея говорить, научиться разговаривать.

III. Стандартные деловые бумаги - 11 ч.

8

1

24.10

Основные функции и основные черты официально-делового стиля речи.

9

1

14.11

Разновидности и жанры официально-делового стиля речи.

10

1

21.11

Расписка как вид деловой бумаги.

11

1

28.11

Объявление официальное и рекламное.

12

1

05.12

Справка и удостоверение. Структура, основные реквизиты.

13

1

12.12

Объяснительная и служебная записки, их отличие.

14

1

19.12

Доверенность.

15

1

26.12

Заявление. Разновидности заявлений.

16

1

16.01

Трудовая и сберегательные книжки.

17

1

23.01

Экскурсия на почту. Заполнение бланков на почтовый перевод, посылку и бандероль.

18

1

30.01

Экскурсия в Петроэлектросбыт. Заполнение квитанций за коммунальные услуги, электроэнергию, телефон-интернет.

IV. Деловые бумаги с элементами использования художественного стиля - 5 ч.

19

1

06.02

Личное письмо. Адрес на конверте.

20

1

13.02

Деловые (служебные) письма, их виды. Основные правила оформления деловых писем.

21

1

20.02

Личные и официальные приглашения.

22

1

27.02

Поздравительная открытка. Правила её оформления.

23

1

06.03

Автобиография как деловой документ.

V. Деловые бумаги в жизни современного человека - 8 ч.

24

1

13.03

Реклама и рекламное объявление: сходство и отличие.

25

1

20.03

Русский язык в мире рекламы: резюме, информационно-рекламное письмо, рекламный текст.

26

1

03.04

Анкета.

27

1

10.04

Язык SMS: быть или не быть?

28

1

17.04

Пишем электронные письма.

29

1

24.04

Русский язык в телефонном общении.

30

1

15.05

Что может рассказать визитная карточка о её владельце?

31

1

22.05

Искусство комплимента. Обобщающее занятие. Значение официально-делового стиля в речи.




Похожие:

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий «Я-выпускник» iconРабочая программа «Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками...
Перспективное планирование коррекционно-развивающих занятий на дошкольном логопедическом пункте

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий «Я-выпускник» iconПрограмма коррекционно-развивающих занятий
Глубокое психолого-педагогическое изучение ребенка с целью установления причин его трудностей в учении, отклонений в развитии и определения...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий «Я-выпускник» iconПояснительная записка Происходящая в стране модернизация образования,...
Процесс перехода определяет перспективное направление деятельности доу – обеспечение интегрированного подхода к организации коррекционно-педагогического...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий «Я-выпускник» iconРабочая программа коррекционно развивающей работы с детьми
Цель, задачи по реализации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий «Я-выпускник» iconРабочая программа дисциплины «физическая культура»
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий «Я-выпускник» iconПлан методической работы с молодым учителем
Оформление постоянного классного журнала и журналов консультаций, развивающих занятий

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий «Я-выпускник» iconРабочая программа по курсу «Английский язык»
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование, краткое содержание занятий, требования к уровню...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий «Я-выпускник» iconРабочая программа коррекционно-логопедической работы в старшей подготовительной...
Детский сад комбинированного вида №6 г. Лениногорска муниципального образования

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий «Я-выпускник» iconРабочая программа по курсу «Английский язык» за курс 10, 11 и 12 классов
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование, краткое содержание занятий, требования к уровню...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий «Я-выпускник» iconРабочая программа по профессионально-коррекционной работе с детьми...
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск