Скачать 422.04 Kb.
|
АСТРАХАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПо осуществлению реабилитационных мероприятий с детьми пострадавшими от жестокого обращения и насилияАСТРАХАНЬ 2011г «Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации»Принцип 9 Декларации прав ребенка (20 ноября 1959 года) Конвенция о правах ребенка (2 сентября 1990 года), ратифицированная СССР, предусматривает обязательство государства защитить детей от жестокого обращения: «Статья 37: Государства - участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания». Однако, международные правовые акты не дают конкретного определения жестокого обращения с ребенком. Каждое государство должно разработать свои механизмы защиты детей от жестокости, насилия, эксплуатации. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ.Поскольку сталкивающиеся с жестоким обращением дети редко обращаются за помощью, а факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для специалистов. Заметим, что подавляющее большинство несовершеннолетних граждан нашей страны учатся в школах, где проводят ежедневно от 5 до 8 часов, исключая воскресение. Если прибавить сюда воспитанников детских садов, то получается, что именно педагоги могут длительный период наблюдать за поведением ребенка, его взаимоотношениями со взрослыми, сверстниками, старшими и младшими ребятами, получая презентабельную информацию о включенности подопечных в акты насилия. При сборе такой информации следует обращать внимания на ряд признаков, в том числе на внешний вид детей, особенности поведения самих ребят и их родителей. В настоящее время российское законодательство не дает четкого определения термина «жестокое обращение с детьми», но само понятие впервые появилось в Кодексе о браке и семье РСФСР в 1968 году. В нем жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав, но содержание самого понятия не раскрывалось. Предлагаем следующее определение, обобщающее точку зрения различных авторов, исследующих проблему жестокого обращения с детьми. Жестокое обращение с детьми – действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка. Определение жестокого обращения с ребенком учитывает актуальное состояние ребенка и как условия жизни в семье могут влиять на дальнейшем его развитие и социальную адаптацию. Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое насилие (эмоционально дурное обращение), отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка). Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком. Основные параметры определения насилия.Тяжесть воздействия. Акты жестокого обращения могут заметно отличаться друг от друга по тяжести последствий. Тяжелые физические травмы, полученные ребенком даже однократно, являются показанием для отнесения этого случая к жестокому обращению. Однако неверно говорить об отсутствии жестокого обращения, в случаях, когда ребенок не получает значительных физических травм, так как необходимо принимать во внимание не только последствия для физического здоровья, но и психологические факторы, а также условия для нормального развития ребенка. Частота и длительность воздействий. Частота и длительность воздействий является важным показателем при оценке случаев жестокого обращения. Например, регулярные, хотя и не приводящие к серьезным травмам, избиения ремнем за двойки в школе могут нанести существенный ущерб эмоциональной сфере ребенка, негативно влиять на его самооценку, отношения со сверстниками, учителями, родителями. Возраст и уровень развития ребенка. Возраст ребенка и уровень его развития является ключевым при оценке отнесения случая к жестокому обращению и его опасности. Этнические и культурные нормы и традиции. Существуют значительные национальные, культурные и религиозные различия в традициях воспитания детей. Эти различия могут касаться приемлемости физических наказаний, обучения, обращения за отдельными видами медицинской помощи и т.п. При оценке случая необходимо учитывать эти различия, однако действия, опасные для жизни ребенка в любых культурах расцениваются как жестокое обращение. Физическое насилие Физическое насилие – действия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения.Физическое насилие включает в себя:
Выявление физического насилия Первые выводы делаются на основе:
Возможные признаки того, что ребенок подвергается физическому насилию 1) Поведенческие и психологические индикаторы:
2) Признаки физического насилия над ребенком: раны и синяки:
ожоги:
укусы:
«синдром тряски ребенка»:
Индикаторы физического насилия над детьми со стороны родителей
Пренебрежение нуждами ребенка Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре. Признаки пренебрежения нуждами у детей У детей отсутствие заботы чаще всего проявляется во внешнем виде и в поведении. Можно предполагать, что ребенок находится в ситуации пренебрежения нуждами, если он:
Признаки возможного пренебрежения нуждами ребенка у родителей О пренебрежении нуждами ребенка могут свидетельствовать следующие признаки в поведении родителей, хотя ни один из них сам по себе нельзя рассматривать как факт доказательства плохого обращения:
В случае обнаружения признаков возможного пренебрежения нуждами ребенка необходимо оценить уровень риска причинения вреда жизни и здоровью ребенка (Приложение 1). Психологическое насилие Психологическое или эмоциональное насилие - неспособность родителя или другого лица, заботящегося о ребенке, «обеспечить подходящую для ребенка доброжелательную атмосферу; оно включает действия, оказывающее неблагоприятное влияние на эмоциональное здоровье и развитие ребенка: ограничения его активности, оскорбления, осмеяния, угрозы и запугивания, дискриминацию, неприятие и другие нефизические формы враждебного обращения» (Всемирная организация здравоохранения, 2003) Психологическое насилие представляет собой, как правило, не отдельные действия и не серию их, а характер отношения к ребенку со стороны родителя или лица, его заменяющего, а также другого значимого лица, от которого ребенок зависит, например, воспитателя, учителя. В семье и школе психологическое (эмоциональное) насилие чаще всего проявляется следующим образом: Семья:
Школа:
Последствия психологического насилия
Дети, переживающие психологическое насилие, достаточно часто чувствуют себя несчастными и ненужными. Они могут иметь эмоциональные нарушения (страх, тревогу, подавленность); их поведение может быть как чрезмерно нормативным, ориентированным на похвалу, так и протестным, оппозиционным по отношению к родителям или другим взрослым, они могут быть очень агрессивными или робкими, часто неуспешными в школе. Ребенок может реагировать на хроническое переживание психологического насилия различными соматическими расстройствами: беспричинные подъемы температуры, боли в животе, головные боли и т.п.- это характерные симптомы у детей, переживающих эмоциональное неблагополучие. Сексуальное насилие Сексуальное насилие над детьми – любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции. Основные виды сексуальные злоупотребления по отношению к детям
Последствия сексуальных посягательств зависят от возраста ребенка, ситуации насилия, поддержки окружения, а также от получения им психологической и медицинской помощи Последствия сексуального насилия.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ |
Организация профилактических и реабилитационных мероприятий в случаях жестокого обращения с несовершеннолетними. Волгоград, 2011.... | ... | ||
В современном обществе все больше уделяется внимания проблеме насилия и жестокого обращения с детьми. Средства массовой информации... | Проблема предотвращения насилия над детьми является особенно актуальной во всем мире. Рост насилия над детьми обнаруживает связь... | ||
... | О ходе реализации мероприятий подпрограммы "Профилактика семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми" государственной... | ||
Предотвращение такого развития событий возможно при раннем выявлении случаев насилия и принятии мер по реабилитации ребенка и, если... | При этом большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных... | ||
Объем реабилитационных мероприятий, предусмотренных ипр, не может быть меньше установленного Федеральным перечнем реабилитационных... | Какими нормативными документами руководствоваться в таких случаях? Как должны вести себя сотрудники школы при выявлении случаев жестокого... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |