Скачать 264.91 Kb.
|
Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Санкт-Петербурга «Алгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения» Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 30.10.2010 г. говорится о необходимости «эффективной государственной политики в области детства, которая отвечает интересам национального развития». Распознавание признаков жестокого обращения с детьми и пренебрежения родительским долгом является обязанностью сотрудников образовательных учреждений, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Не всегда эти признаки очевидны, и лишь внимательное общение с ребенком, его родителями, знание социальной ситуации развития ребенка может выявить жестокое обращение с детьми. Законодательная база Государственная политика в области детства базируется на общепризнанных международных нормах. Декларация прав ребенка, утвержденная Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 ноября 1959 г., провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», «ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации» (принцип 9). Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г., ратифицирована СССР 2 сентября 1990 г.) устанавливает приоритетность «интересов детей перед интересами государства» и предусматривает обязательство государства защитить детей от жестокого обращения: «Статья 37. Государства – участники обеспечивают, чтобы: a) ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания». Всемирной медицинской ассамблеей в 1984 г. принято, а затем в 1992 г. дополнено Заявление о пренебрежении родительским долгом и жестоком обращении с детьми. Пренебрежение родительским долгом рассматривается в данном документе как неспособность родителей или других людей, несущих по закону ответственность за ребенка, обеспечить удовлетворение его нужд и адекватный уход за ним. Главным актом признания Российским государством своих обязательств перед детьми стало принятие Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ), устанавливающего основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. В этом документе ребенок определен как лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия) и впервые введено понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации». К ним отнесены дети, ставшие жертвами насилия, и дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи. Согласно ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации (принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г. (в ред. Федеральных законов 30.06.2008 г. № 106-ФЗ), «родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей». Федеральным законом от 27 июля 2009 г. № 215-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации», ст. 156 об усилении ответственности за исследуемое преступление, в качестве альтернативного вида наказания предусмотрено лишение свободы, также существенно увеличены размер штрафа, сроки исправительных и обязательных работ. В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком. Административная ответственность. Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей – за психическое насилие и пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них. Примеры: ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст. 113 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст. 116 (побои), ст. 117 (истязание), ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), ст. 131 (изнасилование); ст. 132 (насильственные действия сексуального характера); ст. 133 (понуждение к действиям сексуального характера), ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста); ст. 135. (развратные действия) ст. 125 (оставление в опасности); ст. 124 (неоказание помощи больному); ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей); ст. 110 (доведение до самоубийства); ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и др. Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством. Пример: лишение родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации), ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации). Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми. В современных социально-экономических условиях проблема выявления, оказания помощи и предупреждение случаев жестокого обращением с детьми выходит на первый план в качестве одного из приоритетных направлений деятельности учреждений, оказывающих помощь и поддержку детям и подросткам, в том числе в государственных образовательных учреждениях. Понятийный аппарат. В настоящее время российское законодательство не дает четкого определения термина «жестокое обращение с детьми», но само понятие впервые появилось в Кодексе о браке и семье РСФСР в 1968 г. В нем жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав, но содержание самого понятия не раскрывалось. Жестокое обращение с детьми – действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка. Факторы риска, способствующие увеличению случаев жестокого обращения с детьми (параметры характеристики ребенка или его семьи):
Виды жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка). Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком. Жестокое обращение с детьми можно условно разделить на две категории: острое и хроническое жестокое обращение с детьми. К острому жестокому обращению с детьми относятся внезапно выявленные факты физического или сексуального насилия. Физическое насилие – нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие, физическое и психическое здоровье. Эти действия могут осуществляться в форме избиения, истязания, сотрясения, в виде ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов и с использованием самых различных предметов в качестве орудий издевательства. Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или «медицинских препаратов, вызывающих одурманивание» (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка. В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физического наказания – от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие – это действительно физическое нападение (истязание), оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой. Физическое насилие в отношении детей чаще происходит в семьях, где:
Признаками физического насилия над ребенком являются:
Характер повреждений при физическом насилии:
На неслучайный характер травм может указывать:
Характерные особенности поведения родителей или законных представителей, по которым можно предположить использование физических мер воспитательного воздействия:
Заподозрить физическое насилие над ребенком можно, если в поведении ребенка присутствуют следующие признаки:
Психическое насилие (эмоционально дурное обращение с детьми) – постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям. К косвенным признакам психического насилия над ребенком относятся:
К особенностям поведения ребенка при психическом насилии относятся:
Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить психическое насилие над детьми:
Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) характеризуется проявлением невнимания к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре. Признаки отсутствия заботы о ребенке:
Сексуальное насилие или развращение – использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком с его согласия или без такового в сексуальные действия для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. Сексуальное насилие включает половое сношение (коитус), оральный и анальный секс, взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми органами. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним, когда он этого не подозревает: во время раздевания, отправления естественных нужд. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок:
Сексуальное насилие является преступлением и встречается во всех слоях общества, причем значительно чаще, чем принято считать. К косвенным признакам наличия сексуального насилия над ребенком относятся: повреждения генитальной, анальной или оральной областей, в том числе нарушение целостности девственной плевры, повреждение кожи груди, бедер, расширение ануса, следы спермы на одежде, коже, в анальной и генитальной областях, заболевания, передающиеся половым путем, беременность, повторные или хронические инфекции мочевыводящих путей, резкие изменения веса (потеря или прибавление), вагинальные кровотечения, психосоматические расстройства. Особенности поведения детей, по которым можно заподозрить возможное насилие по отношению к ребенку, носящее сексуальный характер:
Эта форма насилия из всех его видов, как показывает анализ, известна в гораздо меньшей степени, заслуживая более глубокого рассмотрения для принятия мер профилактического характера, выработки настороженности и тактики соответствующего поведения у родителей, самих детей, специалистов. Требуется расширение знаний педагогических работников в данной области, так как физическое и сексуальное насилие часто скрывается детьми. Специалисты образовательного учреждения должны владеть информацией о формах насилия, знать их признаки, а также поведенческие и психологические индикаторы для своевременного выявления случаев жестокого обращения с детьми. В основе работы оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, лежит своевременная комплексная помощь семье – организация работы со случаем, социальный патронаж семей. АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СЛУЧАЕ ПОЯВЛЕНИЯ ЖАЛОБ РЕБЕНКА НА НАСИЛИЕ, А ТАКЖЕ ПРИ НАЛИЧИИ ТРАВМ СПЕЦИФИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА, ПОЗВОЛЯЮЩИХ ЗАПОДОЗРИТЬ ФАКТ НАСИЛИЯ
Психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка) – эти два вида насилия, которые в большинстве случаев можно отнести к хроническим видам насилия. Исключение составляет эмоционально дурное обращение (оскорбление, изгнание из дома или непускание домой, сообщение информации, которая оказывается психической травмой для ребенка) или другие действия, которые могут привести к опасным для жизни ребенка реакциям (суицидные реакции, уход из дома и др.). Эти ситуации могут рассматриваться как острые, на которые необходимо реагировать как на опасные для жизни и здоровья. В иных случаях эмоционально дурное обращение и пренебрежение основными потребностями ребенка носят хронический характер. АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ОУ В СЛУЧАЕ УСТАНОВЛЕНИЯ ФАКТА НАЛИЧИЯ ОСТРОЙ СИТУАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К РЕБЕНКУ
Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушается эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации. Все формы насилия в той или иной степени сопряжены с эмоциональным насилием. Примерами этой формы насилия являются:
Важно понимать, что в данном случае трудно на однократных примерах диагностировать наличие психологического насилия, порой непросто отличить семейный конфликт от насилия, выявить, действительно ли ребенок лишен необходимой стимуляции или стимуляция достаточная, но особенности ребенка не позволяют ему достичь желаемого уровня, кто является тем взрослым, который поощряет ребенка к деструктивному поведению. Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию:
Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) – это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются. Особенности вида и поведения детей, основными нуждами которых пренебрегают родители или лица их заменяющие:
При выявлении данных проблем у ребенка необходимо провести дифференциальную диагностику его состояния. В результате такой диагностики выявленные проблемы могут быть дифференцированы по 2 группам. Первая – проблемы, отражающие особенности личности ребенка, которые родители стремятся нивелировать с помощью различных медико-психолого-педагогических мер. Вторая группа – проблемы, явившиеся возможным следствием психологического насилия или пренебрежения нуждами ребенка, в результате чего развились данные состояния. Для этого рекомендуется:
Явные признаки жестокого обращения с детьми:
Очевидные «внешние» признаки, на которые необходимо реагировать специалистам ОУ:
АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СЛУЧАЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРИЗНАКОВ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ
При выявлении явных признаков жестокого обращения с детьми (в зависимости от степени воздействия на психологическое состояние и состояние здоровья ребенка) возможно несколько вариантов действий педагогов ОУ в соответствии с «Методическими рекомендациями для специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросу защиты детей от жестокого обращения». АЛГОРИТМ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ОУ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СЛУЧАЕВ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ
Основные задачи руководителей образовательных учреждений и других учреждений системы профилактики:
Социальный педагог ОУ должен знать механизм взаимодействия по оперативному обмену информацией о случаях жестокого обращения с детьми и оказанию им помощи. Специалист службы сопровождения должен знать мобильные службы специалистов и команд быстрого реагирования. Обратиться в учреждение социального обслуживания населения (Территориальный центр помощи семье и детям), ППМС-центр, где организована работа экстренной психологической помощи, по которому можно получить оперативную помощь специалиста или «Телефон доверия». Своевременное выявление случаев жестокого обращения с детьми и оказание оперативной помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения позволит сохранить их жизнь и здоровье, обеспечить их защиту. Рабочая группа: заведующий институтом психолого-педагогического образования СПбАППО, канд. пед. наук О.В. Эрлих; заведующий кафедрой социально-педагогического образования, канд. пед. наук Е.Н.Барышников; доцент кафедры социально-педагогического образования СПб АППО, канд.пед.наук С.А. Косабуцкая; доцент кафедры психологии СПбА ППО, канд. психол. наук М.В. Оршанская; методист социальных педагогов ГОУ ЦППРК Адмиралтейского р-на М.А. Евсеева; Старший преподаватель кафедры социально-педагогического образования Н.И. Цыганкова |
Етодические рекомендации для учителей образовательных учреждений Санкт-Петербурга по проведению занятий с учащимися I, II, III ступеней... | Санкт-Петербурга (далее Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 26. 11. 2008 n 750-142... | ||
Методические рекомендации предназначены для специалистов органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений,... | Методические рекомендации предназначены для специалистов органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений,... | ||
Методические рекомендации предназначены для руководителей образовательных учреждений, оздоровительных учреждений, профсоюзных работников,... | Методические рекомендации предназначены для руководителей образовательных учреждений, оздоровительных учреждений, профсоюзных работников,... | ||
... | В соответствии с Порядком формирования государственных заданий для государственных учреждений Санкт-Петербурга и Порядком финансового... | ||
В соответствии с Порядком формирования государственных заданий для государственных учреждений Санкт-Петербурга и Порядком финансового... | Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по комплектованию государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга,... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |