Программа социально-психологической реабилитации детей, пострадавших от разных видов жестокого обращения йошкар-Ола, 2016


НазваниеПрограмма социально-психологической реабилитации детей, пострадавших от разных видов жестокого обращения йошкар-Ола, 2016
страница1/4
ТипПрограмма
  1   2   3   4
Утверждаю:

Зам. директора по УВР

ГКУ РМЭ «Социально-реабилитационный

центр для несовершеннолетних «Журавушка»

«01» сентября 2016г.

____________ О.Н. Бирюкова

ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ, ПОСТРАДАВШИХ ОТ РАЗНЫХ ВИДОВ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

Йошкар-Ола, 2016
Пояснительная записка.

В современном обществе все больше уделяется внимания проблеме насилия и жестокого обращения с детьми. Средства массовой информации все чаще транслируют случаи беспрецедентной жестокости по отношению к детям.

Специалисты детских социально-реабилитационных центров по роду своей профессиональной деятельности постоянно встречаются с проявлениями насилия в среде их воспитанников.

В последнее время жестокость, агрессивность в среде неблагополучных семей всё чаще становится объектом разнонаучных исследований. В многочисленных источниках массовой информации регулярно сообщается о жестоких историях из жизни воспитанников различных по типу образовательно-воспитательных учреждений – избиениях, убийствах, унижениях, сексуальном насилии.

В представленной программе раскрывается сущность, даётся определение понятия «насилие», приводятся формы и методы работы с различными видами жестокого обращения с детьми. Особую значимость имеет анализ различных видов насилия, распространенных, в том числе и в среде воспитанников указанных учреждений.

Особый интерес должны представлять сведения о конкретных признаках осуществления насильственных действий по отношению к детям разных возрастов, а также – сведения о глубоких деструктивных последствиях, искажающих последующее развитие личности и её социализацию.

В настоящей программе приводятся различные технологии и методы правовой, психологической, социально-педагогической реабилитации воспитанников, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств.

Нами разработаны конспекты занятий по повышению правовой грамотности и ответственности воспитанников, рекомендации, упражнения, тренинги, направленные на социально-психологическую реабилитацию воспитанников и оздоровление воспитательной среды их пребывания в учреждениях согласно основных видов жестокого обращения с детьми.

1. Концептуальные (теоретические) основы программы.

Традиционно жестокое обращение с детьми подразделяется на четыре формы: физическое, психическое, сексуальное насилие, а также пренебрежение основными нуждами ребёнка:

1. Физическое насилие – умышленное причинение ребенку телесных повреждений, а также любе иное использование физической силы (причинение боли, лишение свободы, понуждение к употреблению психоактивных веществ и др.), которое причиняет ущерб его физическому или психическому здоровью, нарушает нормальное развитие или создает реальный риск возникновения таких нарушений.

Проявления физического насилия чрезвычайно разнообразны: от убийства ребёнка или причинения ему тяжких увечий до лёгких телесных повреждений. Наиболее распространённые повреждения при физическом насилии – ушибы и ссадины, затем идут переломы костей и травмы головы. Однако любое физическое насилие, не зависимо от тяжести, всегда сопряжено с причинением ребёнку боли, ограничением его свободы и навязыванием чужой воли, то есть имеет черты психологического насилия.

2. Психическое насилие – периодическое или постоянное воздействие родителей или других взрослых на психику ребенка, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера и нарушению психического развития.

Психическим (эмоциональным) насилием являются эпизодические или регулярные оскорбления или унижения ребёнка, высказывание в его адрес угроз, демонстрация негативного отношения или отвержение, которые приводят к возникновению эмоциональных или поведенческих нарушений. Психическим насилием будет также однократное воздействие тяжёлой психической травмы, приведшее к возникновению острой реакции на стресс или посттравматических расстройств, а также – случаи повторного воздействия менее тяжёлых психических травм, в результате чего возникает расстройство адаптации.

Оценить детско-родительские отношения с позиции наличия психического насилия можно с помощью классификации основных проявлений (форм) психического насилия, предложенной Гарбарино: отвержение, изоляция, терроризирование, игнорирование и развращение.

Отвержение проявляется в том, что взрослый отказывается признавать ценность ребёнка и свою обязанность удовлетворять его основные потребности, не признается право ребёнка просить или требовать что-либо от родителей.

При изоляции взрослый резко ограничивает социальные контакты ребёнка, полностью контролирует круг его общения, препятствует установлению дружеских связей с другими детьми или доверительных отношений с другими взрослыми. В крайних случаях могут ограничиваться контакты даже с другим родителем. У ребёнка возникает впечатления полного одиночества, изоляции от внешнего мира и других людей.

Терроризирование проявляется в постоянной вербальной агрессии, запугивании и угрозах со стороны взрослого, что создает у ребёнка чувство страха, тревоги и неуверенности. Ребёнок начинает воспринимать мир как враждебный и непостоянный. Терроризированием являются не только угрозы физической расправой со стороны взрослого, но и запугивание возможными враждебными действиями со стороны других лиц (например, преступников или педофилов), которые взрослый рассматривает как заботу о безопасности ребёнка.

При игнорировании взрослый лишает ребёнка одного из важнейших условий нормального психического развития – обратной связи со значимым взрослым (отклика взрослого на обращение ребёнка, его поведение). Игнорирование может быть следствием неадекватной педагогической тактики, эмоционального отвержения ребёнка или психической патологии родителя.

Развращение проявляется в том, что взрослый способствует искажённой социализации ребёнка, поощряет или прямо вовлекает в антисоциальное поведение, укрепляет проявления девиантного поведения. В результате подобных действий подросший ребёнок отвергает общепринятые моральные нормы и правила поведения, оказывается социально дезадаптированным.

3. Сексуальное насилие – вовлечение несовершеннолетнего в действия сексуального характера с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.

Очень часто сексуальные посягательства в отношении детей происходят без применения физической силы или угроз, то есть без применения насилия в традиционном для уголовного права понимании. Это связано с тем, что целью взрослого является вовлечение ребёнка в сексуальные отношения, а не причинение физических или душевных страданий, отреагирование отрицательных эмоций или демонстрация власти и контроля, как в случаях физического или психического насилия. В связи с этим более точным является термин «сексуальное злоупотребление», а не «сексуальное насилие».

Внутрисемейное насилие – сексуальные посягательства со стороны ближайших кровных родственников (родители, братья сестры); лиц, заменяющих родителей (усыновители опекуны, попечители); лиц, выполняющих функции родителей (муж или сожитель матери, жена или сожительница отца); близких родственников (дяди, тёти, прародители, двоюродные братья или сёстры), с которыми ребёнок вместе проживает или часто общается. Все эти взрослые авторитетны для ребёнка, он привязан к ним и находится в жёсткой зависимости от них.

Внесемейное насилие включает сексуальное злоупотребление со стороны взрослых, хорошо известных ребёнку, например: друзей семьи, соседей, дальних родственников или педагогов. Поскольку эти лица известны ребёнку, он доверяет им и не воспринимает их как возможный источник опасности.

4. Пренебрежение основными нуждами ребёнка – постоянное или периодическое неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей по удовлетворению потребностей ребенка в развитии и заботе, пище и крове, медицинской помощи и безопасности, приводящее к ухудшению состояния здоровья ребенка, нарушению его развития или получению травмы.

Недостаточность заботы о ребенке и пренебрежение его нуждами чаще встречаются в семьях с выраженными материальными проблемами. Однако, несмотря на то, что многие дети из таких семей страдают от нехватки одежды, еды, сладкого и т.п., во многих малообеспеченных семьях этот дефицит может компенсироваться теплотой, заботой, участием. В противном случае дефицит внимания со стороны родителей приводит к тому, что ребенок развивается в эмоционально и информационно бедной среде, им никто специально не занимается, а сам ребенок не способен обеспечить себе необходимые условия для нормального развития.

Дети из таких семей часто либо с очень раннего возраста помещаются в круглосуточные ясли, детские сады, санатории, либо вовсе не посещают дошкольные учреждения, так как родители не способны регулярно отводить и забирать их, следить за внешним видом, удовлетворять требованиям детского учреждения, оплачивать пребывание в нем. Нехватка внимания и заботы зачастую приводит к задержкам физического и психического развития, которые, как правило, обнаруживаются в момент поступления ребенка в школу.

2. Цель и задачи программы.

Цель: оказание помощи детям в преодолении эмоциональных, когнитивных и поведенческих последствий травм, полученных в результате физического, психического, сексуального насилия и пренебрежения основными нуждами ребёнка.

Задачи программы:

- Воспитательно-реабилитационные

  1. Создание условий для отреагирования ребенком негативных эмоций, связаных с травматичным опытом.

  2. Исследование и модификация искаженных когнитивных представлений ребенка о насилии и оказание помощи в формировании адекватных представлений о себе, о ситуации и о других людях.

  3. Ослабление влияния семейных обстоятельств, сопутствующих травмам детей.

-Развивающие

  1. Развитие у детей навыков адаптивного выражения собственных чувств и распознавания у других людей.

  2. Развитие поведенческих навыков ребенка, необходимых для конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

-Информирующие

6. Повышение правовой грамотности детей, воспитателей и родителей.

3. Нормативно-правовое обеспечение программы.

Данная коррекционная программа составлена в соответствии с законами РФ о защите прав детей и предоставлении социальных услуг несовершеннолетним:

1. Федеральный закон от 10.12.95г. 95-Ф3 «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации»;

2. Национальные стандарты РФ в сфере социального обслуживания населения, в т. ч. ГОСТ Р 52 888-2007 «Социальное обслуживание населения», «Социальные услуги детям»;

3. Федеральный закон от 27.07.2006г. №152-Ф3 «О персональных данных».

4. Социально-психологическая реабилитация детей, пострадавших от разных видов жестокого обращения.

Раздел 4.1. Социально-психологическая реабилитация детей, пострадавших от физического насилия.

Психологические последствия физического насилия могут проявляться в следующем:

- травматические стрессовые реакции (страх, тревога, нарушения сна, психосоматические симптомы);

- агрессивное поведение;

- недоверчивость, подозрительность по отношению к взрослым;

- трудности в общении со сверстниками, конфликтность;

- депрессия, суицидальные тенденции;

- невротические симптомы (тики, энурез и т.д.);

- низкая самооценка;

- снижение учебной мотивации, успеваемости.

В целом, как и при других видах насилия, физическое насилие, прежде всего, влияет на формирование самооценки ребенка и его отношение к окружающему миру. Именно поэтому последствия насилия выходят за рамки переживания травмы и затрагивают другие сферы: общение со сверстниками, успешность в коллективе сверстников, формирование будущих близких отношений.

Основные этапы работы с детьми, пострадавшими от физического насилия.

Диагностика физического насилия.

Диагностика физического насилия опирается на физические (синяки, следы порезов, укусов и т.п.) и поведенческие (страх перед родителями; ношение закрытой одежды, невразумительные или противоречивые объяснения причин происхождения повреждений и т.д.) показатели. При наличии трудностей в контакте, недоверия по отношению к взрослым в беседе с ребенком могут использоваться проективные рисунки и игры, описанные ниже.

Диагностические методы изучения детей, пострадавших от физического насилия:

- Методики «Несуществующее животное», «Семья животных», «Кактус» (с целью выявления признаков защитной агрессии, тревоги, страхов, депрессии, агрессии со стороны родителей, родственников);

- Опросник Басса-Дарки (для выявления уровня развития личностной и ситуативной тревожности и самооценки, школьной тревожности);

- Опросник Спилбергера (выявления уровня личностной и ситуативной тревожности);

- Методика «Домик страхов»;

- Оценка риска жестокого обращения в семье И.А.Алексеевой, И.Г.Новосельского;

- Тест выявления детской депрессии М.Ковак;

- Диагностика самооценки по методике С.Дембо – Рубинштейн (модификация Е.В.Куличковской).

Коррекция последствий физического насилия.

Для минимизации психологических последствий пережитого насилия недостаточно того, чтобы ребенка только перестали бить, важно оказывать психологическую помощь для отработки травматических переживаний. Можно выделить несколько существенных составляющих такой работы.

Преодоление недоверия: дети часто неохотно вступают в контакт. Ребенок, подвергавшийся или подвергающийся физическому насилию дома, может как искать помощи у других взрослых, так и избегать взаимодействия с ними, испытывая недоверие к возможностям окружающих защитить его, боясь ухудшить положение других членов семьи, стыдясь происходящего, опасаясь того, что специалист тоже может обвинить его, например, в плохом поведении. Такие переживания могут затруднять формирование психотерапевтических отношений между психологом и ребенком.

Помощь в отреагировании. Физическое насилие провоцирует большое количество негативных эмоций, в частности, боль, обиду, страх, гнев и вину. Для того чтобы ребенок не остался один на один с этими переживаниями и мог отреагировать свои чувства, он должен иметь возможность рассказывать о ситуации насилия. При этом многие дети могут испытывать сложности, связанные с амбивалентным отношением к члену семьи, со стороны которого они пережили или переживают насилие (любовь—ненависть); чувство вины за собственные поступки в тех или иных ситуациях и т.п. Эти переживания могут препятствовать спонтанному рассказу, поэтому важно спрашивать о том, что происходило с ребенком, чего часто не делают специалисты, боясь вызвать негативные реакции у ребенка и нанести ему повторную травму. Маленькие дети, не обладающие способностью достаточно вербализовывать переживания, имеют возможность отреагировать отрицательные эмоции в игре, при рисовании, лепке.

В целом, как и при других видах насилия, физическое насилие, прежде всего, влияет на формирование самооценки ребенка и его отношение к окружающему миру. Именно поэтому последствия насилия выходят за рамки переживания травмы и затрагивают другие сферы: общение со сверстниками, успешность в коллективе сверстников, формирование будущих близких отношений. Работа по коррекции таких последствий может осуществляться в форме тренинга и проводится в группе сверстников.

ТРЕНИНГ МОДИФИКАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ

Данная программа рассчитана на организацию коррекционной работы с агрессивными детьми, пострадавшими от физического насилия. При ее организации необходимо исходить из особенностей нарушений в той или иной сфере личности ребенка, таких как нравственная нестабильность, слабая совестливость, игнорирование конвенциональных норм в сочетании со слабым самоконтролем, расторможенностью и импульсивностью, с одной стороны, я негативными эмоциональными состояниями, с другой. Более того, необходимо учитывать влияние на поведение подростков некомпетентных поступков родителей и педагогов.

Цель тренинга заключается в поиске альтернативных (социально приемлемых) способов удовлетворения собственных потребностей подростков и взаимодействия с окружающими.

В ходе тренинга решаются следующие задачи:

  • осознание собственных потребностей;

  • отреагирование негативных эмоций и обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния;

  • формирование адекватной самооценки;

  • обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов;

  • формирование позитивной моральной позиции, жизненных перспектив и планирования будущего.

В программе тренинга применена модель пошагового изменения агрессивного поведения:

  1. шаг — «Сознавание»: расширение информации о собственной личности и проблеме агрессивного поведения;

  2. шаг — «Переоценка собственной личности»: оценка того, что ребенок чувствует и думает о себе и собственном поведении;

  3. шаг — «Переоценка окружения»: оценка того, как агрессивное поведение ребенка влияет на окружение;

  4. шаг — «Внутригрупповая поддержка»: открытость, доверие и сочувствие группы при обсуждении проблемы агрессивного поведения и его последствий;

  5. шаг — «Катарсис»: ощущение и выражение собственного отношения к проблеме агрессивного поведения;

  6. шаг — «Укрепление "Я"»: поиск, выбор и принятие решения действовать, формирование уверенности в способности изменить поведение;

  7. шаг — «Поиск альтернативы»: обсуждение возможных замен агрессивному поведению;

  8. шаг — «Контроль за стимулами»: избегание стимулов, провоцирующих агрессивное поведение, или противостояние им;

  9. шаг — «Подкрепление»: самопоощрение или поощрение со стороны окружающих за измененное поведение;

10 шаг — «Социализация»: расширение возможностей в социальной жизни в связи с отказом от агрессивного поведения.
  1   2   3   4

Похожие:

Программа социально-психологической реабилитации детей, пострадавших от разных видов жестокого обращения йошкар-Ола, 2016 iconСоциально-психологическая реабилитация
Ii система комплексных мер по реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения

Программа социально-психологической реабилитации детей, пострадавших от разных видов жестокого обращения йошкар-Ола, 2016 iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Ii система комплексных мер по реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения

Программа социально-психологической реабилитации детей, пострадавших от разных видов жестокого обращения йошкар-Ола, 2016 iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Ii система комплексных мер по реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения

Программа социально-психологической реабилитации детей, пострадавших от разных видов жестокого обращения йошкар-Ола, 2016 iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Социально-психологическая реабилитация детей, пострадавших от жестокого обращения

Программа социально-психологической реабилитации детей, пострадавших от разных видов жестокого обращения йошкар-Ола, 2016 iconМетодические рекомендации по вопросу защиты детей от жестокого обращения...
...

Программа социально-психологической реабилитации детей, пострадавших от разных видов жестокого обращения йошкар-Ола, 2016 iconСобрание депутатов городского округа "город йошкар-ола" решение
Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" "Об утверждении Генеральной схемы санитарной очистки территории городского...

Программа социально-психологической реабилитации детей, пострадавших от разных видов жестокого обращения йошкар-Ола, 2016 iconСобрание депутатов городского округа "город йошкар-ола" решение III сессии
Утвердить прилагаемое Положение о порядке предоставления земельных участков, находящихся в собственности или ведении муниципального...

Программа социально-психологической реабилитации детей, пострадавших от разных видов жестокого обращения йошкар-Ола, 2016 iconМетодические рекомендации по осуществлению реабилитационных мероприятий...
Однако, международные правовые акты не дают конкретного определения жестокого обращения с ребенком. Каждое государство должно разработать...

Программа социально-психологической реабилитации детей, пострадавших от разных видов жестокого обращения йошкар-Ола, 2016 iconМетодические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Санкт-Петербурга
...

Программа социально-психологической реабилитации детей, пострадавших от разных видов жестокого обращения йошкар-Ола, 2016 iconТехническое задание на открытый запрос предложения по выбору подрядной...
Разработка проекта «Монтаж дизель-генератора для административных зданий по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Луначарского, 34 и ул. Луначарского,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск