Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения


Скачать 443.81 Kb.
НазваниеПомощь детям, пострадавшим от жестокого обращения
страница1/4
ТипДокументы
filling-form.ru > Бланки > Документы
  1   2   3   4
Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения

Ежегодно в России более 100 тысяч детей становятся жертвами преступлений, из них более семи тысяч детей - жертвы сексуальных преступлений. О распространенности насилия и пренебрежения в отношении несовершеннолетних со стороны членов семьи нет столь достоверных статистических данных, но известно, что такие действия не являются редкостью. Насилие в отношении ребенка чревато тяжелыми физическими повреждениями, вплоть до летального исхода. Кроме того, любой вид насилия над ребенком оказывает негативное влияние на его психическое развитие, нарушает социализацию, порождает беспризорность и правонарушения несовершеннолетних. Предотвращение такого развития событий возможно при раннем выявлении случаев насилия и принятии мер по реабилитации ребенка и, если это возможно, семьи.

Происходящее в семье насилие в отношении ребенка трудно поддается выявлению. Общество не готово открыто обсуждать эту проблему, жертвы насилия и их окружение не готовы придавать огласке произошедшее, а государственные органы не всегда должным образом реагируют на положение детей в неблагополучных семьях. Большинство случаев домашнего насилия над детьми не регистрируются и не преследуются в судебном порядке.

Система образовательных учреждений предоставляет определенные возможности для выявления случаев насилия, инициирования расследования и организации доступа ребенка и семьи к социально-психологической помощи. Своевременно оказанная поддержка может защитить ребенка от насилия и минимизировать последствия травмы.

Социальная помощь

  • Содействие в реабилитации ребенка путем направления в реабилитационные центры, интернатные учреждения или социальные гостиницы; 

  • Социально-правовая поддержка.

Психологическая помощь

  • Кризисное консультирование детей и членов их семей;

  • Психологическая диагностика;

  • Индивидуальное и семейное консультирование;

  • Профилактическая работа, индивидуальное консультирование и групповые занятия, направленные на формирование навыков поведения в рискованных ситуациях и пропаганду здорового образа жизни.

Межведомственное взаимодействие

Причины и условия жестокого обращения, а также последствия для ребенка и семьи носят комплексный (медицинский, психологический, социальный и юридический) характер. Следовательно, участвовать в профилактике и помощи должны специалисты различного профиля. Одним из определяющих факторов эффективности работы является координация межведомственного взаимодействия.

Субъекты взаимодействия

  • Органы внутренних дел;

  • Следственное управление Следственного комитета при Прокуратуре;

  • Прокуратура;

  • Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

  • Органы опеки и попечительства;

  • Учреждения образования (школы, детские сады, детские дома и интернаты);

  • Учреждения здравоохранения (больницы, поликлиники, травмпункты);

  • Учреждения социальной защиты населения (центры соц. обслуживания населения, социально-реабилитационные центры, центры социальной помощи семье и детям);

  • Учреждения по делам молодежи (досуговые центры, центры занятости);

  • Общественные организации.

Координация действий необходима на всех этапах работы со случаями жестокого обращения с детьми: выявление, сообщение, оценка, расследование и реабилитация. В рамках проекта разработана модель межведомственного взаимодействия. Модель включает описание этапов оказания помощи, порядок взаимодействия специалистов различных учреждений и ведомств, систему направлений и информационного обмена с целью оказания комплексной преемственной и оперативной помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения.

В случаях выявления детей, пострадавших от жестокого обращения, перед представителями разных ведомств стоят свои специфические задачи:

  • Сотрудникам органов правопорядка необходимо получить достоверные показания, чтобы найти виновного и определить наказание;

  • Сотрудникам учреждений здравоохранения необходимо оценить, как отразились последствия жестокого обращения на здоровье ребенка, и назначить лечение;

  • Сотрудникам органов опеки и попечительства необходимо принять решение об изъятии или оставлении ребенка в семье;

  • Сотрудникам учреждений социальной защиты населения необходимо оказать экстренную социально-психологическую помощь ребенку и организовать долговременную реабилитацию всей семье в целом.

Интернет-ресурс для детей и подростков

Интернет стал наиболее распространенным источником информации, особенно для детей и подростков, многие из которых чувствуют себя более комфортно, общаясь в виртуальном пространстве, чем в реальности. Интернет несет в себе множество опасностей для несовершеннолетних, но также дает прекрасную возможность получить анонимное и конфиденциальное консультирование тем, кому нужна помощь. Создан русскоязычный интернет-ресурс для детей и подростков помощьрядом.рф, направленный на противодействие жестокому обращению с детьми, предусматривающий возможность он-лайн консультирования. Психологи оказывают профессиональную помощь детям и подросткам в режиме реального времени.

Выявление случаев жестокого обращения с ребенком

Ребенок считается жертвой жестокого обращения, если в результате действий или бездействий со стороны окружающих лиц ему был причинен вред или он подвергся высокому риску причинения вреда. Таким образом, специалисты должны уметь распознавать признаки жестокого обращения и проводить оценку риска причинения вреда. Поводом для вмешательства специалистов, проведения оценки и расследования может быть:

  • Сообщение ребенка или очевидцев о факте жестокого обращения;

  • Наличие признаков жестокого обращения с ребенком;

  • Наличие причин и условий, способствующих жестокому обращению с ребенком.


Сообщение ребенка или очевидцев о факте жестокого обращения

Сообщения о фактах жестокого обращения могут поступать по телефону или из личных обращений граждан и самих детей, а также от специалистов, работающих с несовершеннолетними. Если сообщение поступает от самого потерпевшего ребенка, оно, как правило, соответствует действительности. Иногда ребенок может наговаривать на взрослых, либо преувеличивать степень насилия, однако это случается редко. Так же достоверны сообщения очевидцев насилия или его последствий. Поэтому одним из самых эффективных методов выявления жестокого обращения с детьми является телефон доверия или горячая линия по вопросам жестокого обращения с детьми. Любые сообщения о фактах жестокого обращения должны быть внимательно приняты, проанализированы и расследованы. Необходимо провести опрос ребенка, соблюдая ряд рекомендаций (см. приложение 1). Также необходимо провести опрос очевидцев жестокого обращения с ребенком.
Выявление признаков жестокого обращения с ребенком

Не всегда ребенок и члены его семьи готовы заявить о случае жестокого обращения. Это может быть связано с рядом причин – страхом наказания, непониманием серьезности происходящего, недоверием к специалистам и т.д. В таких случаях выявить ребенка, пострадавшего от жестокого обращения, можно благодаря физическим, эмоциональным и поведенческим признакам у ребенка.

Признаками жестокого обращения являются его краткосрочные и долгосрочные последствия, а именно вред физическому и психическому здоровью ребенка и его развитию (см. приложение 2).
Наличие причин и условий, способствующих жестокому обращению с ребенком

К факторам, способствующим жестокому обращению с ребенком можно отнести: особенности родителей, особенности ребенка, особенности семьи, а также социально-психологические и культурные факторы (см. приложение 3). При наличии риска причинения вреда ребенку необходимо предпринять профилактические меры и тем самым предотвратить жестокое обращение и связанные с ним последствия.

Психологическая помощь

  • Кризисное консультирование несовершеннолетних и членов их семей;

  • Психологическая диагностика;

  • Помощь в разрешении семейных конфликтов;

  • Мотивирование детей и подростков на изменение поведения;

  • Консультирование по проблемам химической зависимости;

  • Индивидуальное и групповое консультирование по вопросам профилактики рискованного поведения.

Работа с ребенком

Индивидуальна и групповая психокоррекционная работа должна строиться с учетом результатов углубленного психологического обследования ребенка, при проведении которого используются методики, позволяющие оценить характер и тяжесть психологических последствий перенесенного насилия. Психологическая помощь может оказываться в форме индивидуальных консультаций, семейного консультирования или групповых форм работы.

Задачи психологической помощи ребенку, пострадавшему от насилия:

  • Формирование позитивной «Я»-концепции, способности к самопринятию, восстановление чувства собственного достоинства;

  • Совершенствование умений, навыков, способностей для установления доверительных отношений;

  • Проработка травмирующих воспоминаний;

  • Развитие и совершенствование социальных качеств личности ребенка;

  • Выработка способностей к самостоятельному принятию решений;

  • Обучение навыкам решения конфликтов;

  • Формирование чувства ответственности за свою жизнь.

Задачи психологической помощи жертвам сексуального насилия:

  • Сформировать чувство безопасности;

  • Выявить детей, страдающих серьезными эмоциональными расстройствами;

  • Активизировать внутренние ресурсы ребенка и семьи;

  • Научить правильно выражать свои чувства;

  • Избавить от страха, что телу причинен непоправимый вред;

  • Обучить здоровым методам проявления сексуальности;

  • Научить доверять людям.

Психотерапевтические подходы в работе с детьми, пережившими насилие:

  • Работа с эмоциями: клиентцентрированная терапия; гештальттерапия;

  • Работа с мыслями: психоаналитическая терапия; рационально-эмотивная терапия; когнитивно-бихейвиоральная терапия;

  • Работа с поведением: бихевиоральная терапия; адлерианская психотерапия; терапия реальностью.


Программы помощи, профилактики и реабилитации

Как показывают многочисленные исследования и опыт работы, насилие имеет выраженный цикличный характер: практически каждый акт насилия имеет собственную предысторию насильника, и практически всегда насильственные действия имеют тенденцию к повторению. Это во-первых.

Во-вторых, принципиально важной является работа не только с самой жертвой, но с ее социальным окружением и самим насильником, реабилитационные мероприятия не имеют смысла, если они не включены в систему целостной профилактической работы.

По рекомендации Всемирной организации здравоохранения различают первичную, вторичную и третичную профилактику.

Термин «первичная профилактика» применяется к мерам, направленным на все население.

Термин «вторичная профилактика» означает меры, направленные на тех, кто еще не переживал инцидента насилия, но находится в ситуации повышенного риска этого.

Термин «третичная профилактика» обозначает меры вмешательства в случаях, когда насилие над ребенком уже совершилось, и вмешательство направлено на оказание помощи и предупреждение повторения насилия в будущем.

Программы первичной профилактики насилия над детьми

Отвечающими задачам первичной профилактики можно рассматривать широкий спектр программ просвещения общественности, родителей, обучения профессионалов в области предотвращения насилия над детьми; программы, направленные на преодоление различных личностных дефицитов (например, развитие уверенного поведения), жизненных трудностей (например, программы развития навыков конструктивного взаимодействия в сложных жизненных ситуациях). Ниже мы приводим примеры такого рода программ.

Часто для ребенка жестокое обращение с ним является настолько травмирующим, что он не в состоянии выразить свои чувства словами. Поэтому в диагностике и реабилитации применяются элементы игры и творчества: рисование, музицирование и т.п.

Коррекционно-профилактическая работа с детьми младшего школьного возраста

Одним из методов коррекционно-профилактической помощи детям младшего школьного возраста является игровая терапия, способствующая установлению эмоционального контакта, регулированию детско-родительских отношений.

Приступая к работе, психолог воссоздает такую обстановку, чтобы специально отобранные игрушки помогли ребенку восстановить тот самый опыт, который вызвал у него реакцию тревоги. Психолог использует определенные средства – игровые материалы – для того, чтобы ввести в игру ситуацию конфликта. Воссоздание события позволяет ребенку избавиться от боли, напряжения, вызванных этим событием.

В игровой комнате имеются предметы, игровое оборудование, позволяющие освободиться от подавленного состояния. К примеру – воздушные шары, которые ребенок может взорвать, проявляя агрессивность, коробки с красками для рисования, известные сказочные персонажи (как отрицательные, так и положительные), кукольный домик. В комнате для проведения коррекционных занятий могут играть несколько детей. Взаимодействуя друг с другом, дети приобретает опыт общения. Приведем пример такого занятия.

Перед проведением занятия «Давайте познакомимся», можно предложить детям принести из дома самую любимую игрушку и ту, которая меньше всего нравится. На занятии психолог просит рассказать детей о своих игрушках и ответить на вопросы: чем нравится игрушка, кто ее подарил, как зовут игрушку, как можно с ней играть? Про игрушку, которая не нравится, также можно предложить рассказать: почему или чем игрушка не нравится, где она лежит дома? и т. д.

Когда дети расскажут об игрушках, психолог предлагает каждому взять свою любимую игрушку и нарисовать для нее домик, где она могла бы жить. После рисования, детей просят разместить рисунки домов, замков для игрушек в одном городе на одной улице, так, чтобы все увидели, какие красивые дома они нарисовали. «Герои-игрушки могут ходить в гости друг к другу, а иногда могут и ссориться», - говорит психолог. В этом случае следует снять напряжение, например, так: «Мишутка и хомячок поссорились. Они хотели узнать, кто из них сильнее. Но тут вдруг, откуда ни возьмись, налетел на город страшный ветер и появился Джин. Он был очень удивлен: «Кто здесь ссорится?» - протяжно произнес он. – «Разве вы не знаете, что из-за ссор и драк в нашем городе будет темно, солнышко уйдет за облака, а страшный ураган разрушит домики всех игрушек». Тогда Мишутка и хомячок поняли, что если они и дальше будут драться, то разрушат остальные домики и так и не узнают новых историй, которые случатся с их друзьями».

Другим вариантом, может быть следующее предложение: «Что скажет солнышко, когда увидит ссору игрушек?» (Психолог озвучивает действия игрушек.) А когда дети хорошо освоятся в сказочном городе, можно разыграть «встречу со злым героем»: «Но вдруг стало темно, страшно, наши герои съежились, прижались друг к другу. И увидели...»

Взрослый обращает внимание детей на нелюбимые игрушки и просит взять их и расселить в домиках своего города. «А что же дальше?» - психолог побуждает детей к самостоятельному продолжению истории.

Играя, дети дальше сами сочиняют сказку. При этом взрослый каждый раз озвучивает действия игрушек, подсказывает, как выйти из создавшейся ситуации, предлагая несколько вариантов, например:

  • произнести волшебные слова, заклинание, которое придает силу в борьбе с врагом;

  • выбрать меч-булатный, или шпагу, или палочку-выручалочку, которые помогут одолеть врага;

  • приготовить волшебный напиток для врагов, который поможет стать им миролюбивыми.

Детям нужно выбрать один из вариантов и осуществить его. По завершению рассказывания сказки можно спросить детей, а что потом будет с игрушками. Дети, используя одни и те же игрушки в различных ситуациях, играх, непроизвольно рассматривают их с разных сторон, вовлекая их в разные взаимоотношения. На время отождествляя себя с игрушкой, соучаствуя с ней, ребенок приобретает опыт социального общения, проигрывая разные модели поведения – «роли» - находит выход из сложившихся ситуаций самостоятельно. При этом дети естественным образом переносят способы взаимодействия со сверстниками непосредственно за пределы игровой комнаты. Наблюдая других детей, ребенок обретает смелость, необходимую для того, чтобы попробовать сделать то, что ему хочется. Таким образом, игровая терапия оказывает эффективное воздействие при решении разнообразных детских проблем.

В игре взрослый часто использует сказочный сюжет. Это не случайно. Они говорят ребенку, что мир – очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливости, что страх, сожаление и отчаяние – в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главнее – они говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменяет своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он, в конце концов, обязательно победит.
  1   2   3   4

Похожие:

Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения iconМетодические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Санкт-Петербурга
...

Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения iconПрограмма социально-психологической реабилитации детей, пострадавших...
В современном обществе все больше уделяется внимания проблеме насилия и жестокого обращения с детьми. Средства массовой информации...

Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения iconМетодические рекомендации по вопросу защиты детей от жестокого обращения...
...

Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения iconМетодические рекомендации по осуществлению реабилитационных мероприятий...
Однако, международные правовые акты не дают конкретного определения жестокого обращения с ребенком. Каждое государство должно разработать...

Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения iconЛитература Общие положения по осуществлению деятельности образовательных...
Авторы-составители: И. Г. Назарова, Е. С. Боярова. В пособии использованы авторские материалы М. Ф. Луканиной, Е. В. Тереховой, Н....

Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения iconМетодические рекомендации. Волгоград, 2011 г. Организация профилактических...
Организация профилактических и реабилитационных мероприятий в случаях жестокого обращения с несовершеннолетними. Волгоград, 2011....

Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения iconСоциально-психологическая реабилитация
Ii система комплексных мер по реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения

Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения iconЖестокое обращение
Развитие законодательства о защите детей от жестокого обращения и специализированных социальных служб

Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Социально-психологическая реабилитация детей, пострадавших от жестокого обращения

Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Ii система комплексных мер по реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск