Доклад о защите прав потребителей в Московской области в 2014 г


НазваниеДоклад о защите прав потребителей в Московской области в 2014 г
страница1/5
ТипДоклад
  1   2   3   4   5






Государственный доклад

О защите прав потребителей в Московской области в 2014 г.


г. Мытищи Московской области

2015 год

Доклад подготовлен Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области (руководитель Гавриленко О.Л.).
При подготовке доклада использована информация: ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области», Межрегионального Управления Росалкогольрегулирования по Центральному Федеральному округу, Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по г. Москве и Московской области (Росздравнадзор), Министерства строительного комплекса Московской области, Министерства образования Московской области, Министерства потребительского рынка и услуг Московской области, Министерства социальной защиты населения Московской области, Министерства транспорта Московской области, Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", Главного управления Министерства внутренних дел РФ по Московской области, Комитета по ценам и тарифам Московской области, Центрального межрегионального территориального управления федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии, Управления федеральной налоговой службы по Московской области, Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу (Роскомнадзор), Управления по городу Москва, Московской и Тульской областям Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), Управления государственного автодорожного надзора Московской области, Управления потребительского рынка и услуг Администрации городского поселения Мытищи, муниципальных образований: г.о. Балашиха, г. Бронницы, Дзержинский, Дмитровский муниципальный район, г. Долгопрудный, Домодедово, Дрезна, Дубна, Коломенский муниципальный район, г. Котельники, Ленинский муниципальный район, г. Лобня, Лыткарино, Люберецкий муниципальный район, Можайский муниципальный район, Наро-Фоминский муниципальный район, Ногинский муниципальный район, Орехово-Зуевский муниципальный район, г.о. Орехово-Зуево, Талдомский муниципальный район, Рузский муниципальный район, г. Подольск, Пущино, Серебряно-Прудский муниципальный район, Серпуховской муниципальный район, г. Серпухов, Жуковский, Черноголовка, Чехов, Электрогорск, Электросталь.

Оглавление

Введение

Глава I. Государственный контроль соблюдения законодательства о защите прав потребителей

1.1.

Общий анализ изменений в правовом регулировании отношений, связанных с реализацией прав потребителей, гарантированных Законом «О защите прав потребителей»


7

1.2.

Структура и анализ выявленных нарушений законодательства о защите прав потребителей

19

1.3.

Предупреждение и пресечение нарушений законодательства о защите прав потребителей

111

1.4.

Защита прав потребителей в области безопасности и качества продукции и услуг

112

1.5.

Практика применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в сфере защиты прав потребителей

14

1.6.

Анализ деятельности по рассмотрению обращений и заявлений потребителей

115

1.7.

Досудебная и судебная защита прав потребителей – формы методы и результаты проведенной работы

217

1.8.

Анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) своей деятельности

1

19

Глава II. Анализ соблюдения законодательства о защите прав потребителей в отдельных секторах потребительского рынка товаров и услуг

2.1.

Потребительское кредитование

21

2.2.

Жилищно-коммунальные услуги

324

2.3.

Туристическое обслуживание

328

2.4.

Платные медицинские услуги

437

2.5.

Услуги связи

535

2.6.

Платные образовательные услуги

643

2.7.

Дистанционная продажа товаров

746


2.8.

Продажа аудиовизуальной продукции

851

2.9.

Розничная торговля фармацевтическими препаратами

853

Глава III. Организация региональной системы защиты прав потребителей.

3.1.

Практика взаимодействия с региональными органами государственной власти

955

3.2.

Практика взаимодействия с общественными объединениями

958

3.3

Защита прав потребителей органами местного самоуправления

7 60

Глава IV. Информирование и просвещение населения – формы и методы работы.

Глава V. Заключение.

Введение

Московская область – субъект Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа, расположен в центре европейской части России, граничит: на северо-западе с Тверской, на севере – с Ярославской, на северо-востоке и востоке – с Владимирской, на юго-востоке – с Рязанской, на юге – с Тульской, на юго-западе – с Калужской, на западе – со Смоленской областями.

Территория Московской области –44,4 тыс. кв. км.

Численность постоянного населения Московской области по состоянию на 1 января 2015 г. составила 7231,06 тыс. человек, в том числе городского 5900,6 тыс. человек, сельского 1330,4 тыс. человек.

Высшее должностное лицо Московской области – Губернатор Московской области, наделяемый полномочиями Московской областной Думой по представлению Президента Российской Федерации сроком на 5 лет.

Представительный орган власти Московской области – Московская областная Дума, состоящая из 50 депутатов, избираемых сроком на 5 лет.

Высший исполнительный орган власти Московской области – Правительство Московской области.

Московская область занимает второе место по объему промышленного производства среди регионов Российской Федерации.

Развитые отрасли: машиностроение и металлообработка, производство оборудования тепловой и ядерной энергетики, ядерного топлива, космической и ракетной техники, приборостроение, оборонная, химическая и легкая промышленности, производство строительных материалов.

По состоянию на 1 января 2015 года в Московской области имеется 70 муниципальных образований, из них: 36 районов, 34 городских округов, в том числе 5 закрытых административно-территориальных образований.

Представленный государственный доклад «О защите прав потребителей в Московской области в 2014 году» является официальным документом, подготавливаемым в целях обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей (их ассоциаций и союзов) и населения Московской области объективной систематизированной аналитической информацией о результатах федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

В доклад включены сведения об организации и проведении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей за соответствием товаров требованиям безопасности за отчетный год.

В докладе отражен материал, который является обобщением данных государственной и отраслевой статистической отчетности, представленной полномочными органами в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и отражает направления деятельности, в том числе Управления Роспотребнадзора по Московской области в 2014 году в сфере надзора на потребительском рынке по направлениям: обеспечение прав и законных интересов потребителей, координация деятельности территориальных и федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций потребителей; информирование населения об актуальных вопросах защиты прав потребителей.

Глава 1. Государственный контроль за соблюдением

законодательства о защите прав потребителей
1.1.Общий анализ изменений в правовом регулировании отношений, связанных с реализацией прав потребителей, гарантированных Законом «О защите прав потребителей»

Прошедший 2014 год стал очередным этапом в деле дальнейшего развития и совершенствования правового регулирования отношений с участием потребителей.

Прежде всего, Постановлением Московской областной Думы от 10 июля 2014 г. N 47/96-П принят Закон Московской области «О внесении изменений в Закон Московской области «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области».

Данным Законом определены понятия «проблемный объект», «проблемный застройщик» и «пострадавший соинвестор», утвержден порядок ведения органами местного самоуправления Перечня проблемных объектов на территории муниципального образования, а также Сводного перечня проблемных объектов на территории Московской области, порядок

размещения Сводного перечня, информации о ходе строительства проблемных объектов и сведений, содержащиеся в Реестре проблемных застройщиков, в Реестре граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Также определен Уполномоченный орган, принимающий решение о признании объекта строительства проблемным объектом, утверждены сроки его обращения в правоохранительные органы по вопросу проведения проверки целевого использования привлеченных для строительства проблемного объекта денежных средств граждан и (или) иных лиц.

Новации коснулись и такой сферы потребительских правоотношений, как туризм.

Московской областной Думой утвержден Закон Московской области от 26 декабря 2014 года N 186/2014-ОЗ «О государственной политике в сфере туризма и туристской деятельности в Московской области», который определяет основы государственной политики в сфере туризма и туристской деятельности в Московской области и направлен на развитие туристской индустрии в Московской области. Целями государственной политики в сфере туризма и туристской деятельности в Московской области являются:

- обеспечение устойчивого экономического развития Московской области посредством развития туристской индустрии;

- формирование представления о Московской области как о территории, благоприятной для туризма;

- защита прав и законных интересов туристов и субъектов туристской индустрии Московской области;

- обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий.

Кроме того, Губернатором Московской областной издано Распоряжение от 30.12.2014 N 450-РГ "О Координационном совете по развитию детского туризма в Московской области" (далее – Совет), в состав которого вошло Управление Роспотребнадзора по Московской области.

Совет образован для обеспечения согласованных действий центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, общественных, научных и других организаций по развитию детского туризма и разработки предложений по совершенствованию нормативного правового регулирования вопросов развития детского туризма.

Постановлением Правительства Московской области от 16 сентября 2014 г. N 758/37 «О внесении изменений в государственную программу Московской области «Предпринимательство Подмосковья» в программу внесены дополнения, предусматривающие реализацию некоторых мер по защите прав потребителей в сфере торговли, общественного питания и бытовых услуг, организацию осуществления функций и полномочий Министерства инвестиций и инноваций Московской области, Комитета по конкурентной политике Московской области, Министерства потребительского рынка и услуг Московской области, Комитета по труду и занятости населения Московской области.

Постановлением Правительства Московской области от 30 декабря 2014 г. N 1190/52 «Об организации транспортного обслуживания населения по межсубъектовым маршрутам железнодорожного транспорта пригородного сообщения, проходящим по территории города Москвы и территории Московской области, и признании утратившим силу постановления Правительства Москвы и Московской области от 20 декабря 2011 года N 589-ПП/1606/51» установлены функции уполномоченных органов исполнительной власти Московской области и города Москвы в сфере транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры в целях удовлетворения потребностей населения в безопасных и своевременных перевозках по межсубъектным маршрутам железнодорожного транспорта пригородного сообщения, проходящим по территории города Москвы и территории Московской области.

Также, данные уполномоченные органы осуществляют проведение совместного отбора перевозчиков путем проведения конкурса на право заключения соглашения о транспортном обслуживании населения на межсубъектных маршрутах железнодорожного транспорта пригородного сообщения, заключают Соглашения и дополнительные соглашения к ним с перевозчиками.

Постановлением Московской областной Думы от 25.12.2014 N 185/2014-ОЗ внесены изменения в Закон Московской области 27 апреля 2012 года N 40/2012-ОЗ «О розничной продаже алкогольной продукции в Московской области» исключившие дополнительное ограничение времени розничной продажи алкогольной продукции с 21 часа до 11 часов следующего дня.

Отдельные законодательные акты, связанные с вопросами защиты прав потребителей, были разработаны и утверждены в 2014 году в ряде муниципальных образований области.

1.2. Структура и анализ выявленных нарушений законодательствао защите прав потребителей
В целях контроля за состоянием потребительского рынка товаров (работ, услуг) федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления, общественными объединениями потребителей в течение 2014 года проведены 33570 проверок и административных расследований хозяйствующих субъектов, расположенных на территории региона.

В 2014 году специалистами Управления Роспотребнадзора по Московской области проведены 4800 проверок хозяйствующих субъектов по соблюдению законодательства в сфере защиты прав потребителей (2133 плановых и 2667 внеплановых проверок), а также 145 административных расследования, что обеспечивает достаточный уровень контроля на потребительском рынке Московской области.



Рис. 1. - Структура проверок и административных расследований Управления Роспотребнадзора в динамике за 2006-2014 гг.

Нарушения действующего законодательства в 2014 году были установлены при 3630 проверках (или 76 % проведенных), что соответствует уровню 2011-2013 г.г.

В разрезе сфер потребительского рынка в 2014 году специалистами Управления Роспотребнадзора по Московской области было проведено проверок, из них в предприятиях торговли – 3176, выявлены нарушения в 2346 (или 74 %), общественного питания – 328, нарушения в 240 (или 73 %), бытового обслуживания населения – 413, нарушения в 347 (или 84 %), финансовых услуг - 21, нарушения в 9 (или 43 %), услуг транспорта – 32, нарушения в 24 (или 75 %), услуг связи – 40, нарушения в 28 (или 70 %), жилищно-коммунальных услуг - 139, нарушения в 93 (или 67 %), долевого строительства жилья - 16, нарушения в 11 (или 69 %), туристских услуг - 121, нарушения в 101 (или 83 %), платных медицинских услуг – 290, нарушения в 238 (или 82 %), платных образовательных услуг – 60, нарушения в 44 (или 73 %), деятельность гостиниц – 19, нарушения в 14 (или 74 %), техническое обслуживание и ремонт автомототранспортных средств – 59, нарушения в 48 (или 81 %), услуги автостоянок - 9, нарушения в 8 (или 89 %).



Рис. 2. - Структура проверок и административных расследований в разрезе сфер потребительского рынка за 2011-2014гг.
В результате проведенных в 2014 году контрольных мероприятий было выявлено 7916 нарушений, в том числе: 4820 нарушений Закона РФ «О защите прав потребителей» и 3096 иных законов и нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в сфере защиты прав потребителей (в 2013 году –5704 нарушений Закона и 2143 иных законодательных актов, в 2012 году –5198 нарушений Закона и 2582 иных законодательных актов).



Рис. 3. - Структура нарушений нормативных документов за 2012-2014 гг.
Структура нарушений Закона РФ «О защите прав потребителей» в 2014 году выглядит следующим образом: ст. 8-10, 12 (доведение информации до потребителя) –3157 нарушения или 40 % (в 2013 году - 3150 нарушения или 40 %), ст. 4 (качество товара, работы, услуги) – 463 нарушение или 6 % (в 2013 году - 595 нарушений или 7 %), ст. 7 (право потребителя на безопасность) – 164 нарушения или 2 % (в 2013 году - 339 нарушений или 4 %), ст.16 (недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя) – 233 нарушений или 3 % (в 2013 году - 312 нарушения или 4 %).
1.3. Предупреждение и пресечение нарушений законодательства о защите прав потребителей.
Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется пунктом 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации. К числу гарантируемых государством прав относятся и права потребителей. Гарантии реализации этих прав существуют в виде экономических, юридических, организационных институтов и средств, применяемых государством на разных уровнях регулирования.

В отчетном периоде Управление Роспотребнадзора по Московской области уделяло внимание профилактике, предупреждению и пресечению нарушений потребительского законодательства. Основным направлением в работе по предупреждению и пресечению нарушений законодательства являлась профилактика нарушений и их устранение в добровольном порядке. При этом были использованы различные методы и формы, информационная и просветительская работа со средствами массовой информации, консультирование и оказание практической помощи в разрешении конфликтных ситуаций потребителям и предпринимателям, проведение целевых проверок отдельных секторов потребительского рынка товаров, работ, услуг и др. (дистанционной продажи товаров, торговли товарами, использующими энергетические ресурсы, аудиовизуальной продукцией и табаком).

Из общего количества выявленных в 2014 году специалистами Управления Роспотребнадзора по Московской области нарушений прав потребителей 69 процентов устранены в досудебном порядке.

1.4. Защита прав потребителей в области безопасности и качества продукции и услуг.
Право на безопасность и качество товаров, работ и услуг является одним из основополагающих прав потребителей и обеспечивается национальным законодательством.

Специалистами Управлением Роспотребнадзора по Московской области в ходе проверок в 2014 году приостанавливалась реализация продовольственных и непродовольственных товаров ненадлежащего качества, с истекшими сроками годности, без маркировки и с неполной маркировкой, без сертификатов соответствия или деклараций, в том числе: 18,7т мясных, рыбных, молочных, бакалейных хлебобулочных, кондитерских и др. продовольственных товаров, 1,4 тыс. банок консервов, 6,8 тыс. штук яиц куриных , 51,7 дкл. алкогольной, слабоалкогольной продукции и пива, 263 тыс. единиц непродовольственных товаров.

Данные об удельном весе забракованной продукции от общего количества проверенного товара за 2013 - 2014 г.г. (из формы статистического наблюдения Управления Роспотребнадзора по Московской области № 1-КЧ «Сведения о качестве проинспектированных потребительских товаров и нарушениях норм и правил торговли») приведены в таблице 1.

Таблица 1. – Удельный вес забракованной продукции от общего количества проверенного товара за 2011 - 2014 г.г. (в %)


Наименование

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Мясная продукция

18,2

8,0

5

3,0

Колбасные изделия

11,3

11,3

3

0,7

Рыбная продукция

18,1

9,4

9,7

3,0

Масло животное

11,7

48,4

2,2

0,2

Молочная продукция

10,1

11,9

3

2,5

Сыры

12,7

9,4

2,7

2,9

Консервы молочные

16,4

10,3

2,9

0,02

Хлебобулочные изделия

10,8

8,3

6

4,9

Кондитерские изделия

23,3

17,4

3

3,6

Крупа

14,1

9,8

7,3

7,4

Яйцо птицы

20,6

19,6

1,4

11,4

Масло растительное

1

2

1,5

3,5

Сахар

20

14,9

6,4

0,1

Безалкогольные напитки и минеральные воды

1,2

11,5

10,3

0,8

Водка и ликероводочные изделия

40,7

0,9

3,6

1,7

Вина виноградные и плодовые

3,2

89,1

32,9

16,19

Коньяк

0,2

0

0,1

0,02

Пиво

12,6

7,2

6,3

2,9

Табачные изделия

6,6

0,4

0,9

0,42

Изделия трикотажные (бельевой и

верхний трикотаж)

24,2

27

19,3

34,87

Изделия швейные

25,8

33

28,6

57,6

Обувь

31,3

29,1

23,5

66,3

Изделия парфюмерно-косметические

11,5

33

36,9

0,24

Мебель

12,2

10,1

9,3

20,9

Лампы

электрические

38,5

13,2

11,3

92,3

Аудиовизуальные произведения

18,4

8,3

2,3

4,4



В связи с введением Технических регламентов Таможенного Союза особое внимание при проведении контрольно-надзорных мероприятий было уделено непродовольственным товарам.

Из проинспектированных 948,57 тыс. шт.. непродовольственных товаров в 2014г., с реализации снято 263,07 тыс. шт. (или 27,7 %), что в 3,3 раза больше снятых с реализации 79,8 тыс.шт. (или 37,8 %) непродовольственных товаров в 2013 г., что в 3,6 раза больше, чем данный показатель в 2012 г. - 73  тыс.шт. (или 28%) и в 11 раз больше, чем в 2011 г. - 23,9 тыс.шт. (или 26,5%).
1.5. Практика применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в сфере защиты прав потребителей.
Сохраняется достигнутый уровень привлечения к административной ответственности за нарушения в сфере защиты прав потребителей. Так, в 2014 году Управлением Роспотребнадзора по Московской области к административной ответственности привлечено 4321 юридических и физических лиц на общую сумму 26 млн. 468 тыс. рублей.


Рис. 4. - Структура и динамика привлеченных лиц к административной ответственности за 2006-2014 гг.

В 2014 году Управлением Роспотребнадзора по Московской области правонарушения, совершенные гражданами, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами квалифицировались по 51 составу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Всего был составлен 4281 протокол об административном правонарушении, из них 132 - по результатам административных расследований и 280 – рассмотрение которых осуществляется судебными органами.

Наибольшее количество протоколов было составлено по выявленным нарушениям в сферах:

  • розничной торговли - 2633 (или 62 %), из них 1705 (или 40 %) продовольственными товарами;

  • общественного питания –328 (или 7,7 %);

  • бытового обслуживания населения –380 (или 8,9 %);

  • жилищно-коммунальных услуг –108 (или 2,5 %);

  • медицинских услуг –247 (или 5,8 %);

  • туристских услуг –113 (или 2,6 %).

При рассмотрении протоколов было вынесено 4321 постановлений о назначении административного наказания, включая административный штраф и предупреждение.

Основная доля выявленных нарушений, за совершение которых предусмотрена административная ответственность, в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, в 2014 году пришлась на:

статью 14.15 «Нарушение правил продажи отдельных видов товаров», по которой было вынесено 1242 постановления (или 29 %);

ч.1 статьи 14.5 «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники», по которой было вынесено 462 постановления (или 10,8 %);

ч.1 статьи 14.8 «Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы», по которой было вынесено 1311 постановления (или 30,6 %);

ч.2 статьи 14.8 «Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, по которой было вынесено 151 постановления (или 3,5 %);

статья 14.7 «Обмеривание, обвешивание, обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги), введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги)», по которой было вынесено 161 постановлений (или 3,8 %).

1.6. Анализ деятельности по рассмотрению обращений и заявлений потребителей.

В 2014 году органами и ведомствами, осуществляющих защиту прав потребителей в Московской области, рассмотрено 84262 обращения.

В течение 2014 года органами государственной власти, местного самоуправления и общественными объединениями потребителей Московской области большое внимание уделялось непосредственной работе с гражданами-потребителями, индивидуальными предпринимателями и представителями юридических лиц по вопросам пресечения и предупреждения нарушений законодательства в сфере защиты прав потребителей.

По состоянию на 1 января 2015 года в 50 муниципальных образованиях Московской области (или 71 %) имелись самостоятельные подразделения, реализующие полномочия по защите прав потребителей. Вопросами защиты прав потребителей занимаются 109 специалистов.

Согласно представленных данных, в вышеуказанные подразделения поступило 14097 обращений потребителей.

Работа общественных приёмных и личный прием граждан позволял оперативно разрешать возникающие у потребителей вопросы.

За 2014 год только в Управление Роспотребнадзора по Московской области поступило 10308 обращений граждан на нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей (в 2013 году поступило 10607 обращений, в 2012 году - 10504 обращения, в 2011 году - 6727 обращений, в 2010 году - 5315 обращений, в 2009 году - 3482 обращения, в 2008 году – 3005, в 2007 году – 1382, в 2006 году - 1751 обращение).

Из общего количества обращений в 2014 году основную часть составили жалобы: на нарушения в розничной торговле – 5965 (или 58 %), жилищно-коммунальных услуг – 1110 (или 11%), бытового обслуживания населения – 434 (или 4 %), техническое обслуживание и ремонт автомототранспортных средств – 170 (или 2 %), услуг связи – 455 (4,4 %), общественное питание – 221 (или 2 %), на деятельность кредитных организаций – 464 (или 4,5 %), прочие – 1268 (или 12 %).



Рис. 5. - Динамика поступления обращений граждан за 2006-2014 гг.
Структура обращений на нарушения в сфере торговли в 2014 году выглядит следующим образом:

- нарушения правил продажи продовольственных товаров - 2367 (40 % от общего количества);

- нарушения правил продажи непродовольственных товаров - 3598 (60 %) в т.ч.:

- технически-сложных товаров бытового назначения – 19 %;

- мебели – 42 %;

- автомобилей –1 %;

- парфюмерно-косметических товаров – 24 %;

- строительных материалов и изделий – 4 %);

- прочие - 10 %.



Рис. 6. - Структура обращений граждан по основным направлениям деятельности в 2014 г.

1.7. Досудебная и судебная защита прав потребителей – формы методы и результаты проведенной работы.
Судебная защита - это важнейший элемент государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (часть 1 статьи 45 Конституции России), занимает центральное место среди всех форм защиты прав человека и является главным способом восстановления нарушенных прав.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» основным органом, осуществляющим судебную защиту прав потребителей, на территории субъекта является Управление Роспотребнадзора по Московской области.

Управлением в 2014 году было направлено в суды в защиту прав потребителей 107 исковых заявлений, из них: в защиту неопределённого круга потребителей - 95, в защиту прав конкретных потребителей –11 (в 2013 году – 90 заявлений, в 2012 году всего – 92 заявления, в 2011 году – 18 заявлений, в 2010 году – 8 заявлений).

В 2014 году было подготовлено и передано в суд 204 заключения по делу (в 2013 году – 199, в 2012 году – 87, в 2011 году – 54, в 2010 году – 40).

Показатели эффективности судебной защиты прав потребителей за 2013-2014г.г. выглядят следующим образом:

- в 2014 году рассмотрено судами 71 дело с участием Управления по даче заключения по делу, число судебных решений, вынесенных в пользу потребителей по результатам судебных заседаний - 70, показатель эффективности судебной защиты – почти 99 % (в 2013 году - 75 из рассмотренных 88 дел (85%), в 2012 году – 80 %);

- в 2014 году общее число поданных исков (заявлений) в защиту прав потребителей – 107 единиц, удовлетворенных судом исков – 70, показатель эффективности судебной защиты – 65 % (в 2013 из 38 поданных исков удовлетворено 36 (94%), в 2012 году – 84 %).

В результате судебных заседаний присуждено денежных средств в пользу потребителей – 623 тысячи 900 рублей, в том числе компенсация морального вреда – 900 тысяч рублей.

До сведения потребителей был доведен с помощью средств массовой информации 197 информационный материал, раскрывающий основные права судебной защиты граждан, как потребителей.

В разрезе видов деятельности подано в суды исков в сферах:

  • жилищно-коммунальных услуг – 20;

  • розничной торговли – 60 (из них продовольственными товарами – 32);

  • образовательных услуг – 2;

  • общественного питания - 6;

  • медицинских услуг - 4;

  • бытового обслуживания населения – 7;

  • долевое строительство - 2;

  • туристских услуг - 3;

  • прочие - 3.




Рис. 7. - Поданные иски в суды в разрезе видов деятельности в 2014г.

1.8. Анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) своей деятельности
Динамика исполнения обязательных требований при осуществлении изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортёрами) своей деятельности отражается, прежде всего, в результатах проверок хозяйствующих субъектов.

Анализ нарушений в отдельных сегментах потребительского рынка показал, что отрицательная тенденция наблюдается при проверках в предприятиях, оказывающих населению платные медицинские услуги, при 82 % которых в 2014 году были выявлены нарушения. При этом в 2013 году нарушения были установлены при 69 % проверок, в 2012 году – при 80 %, в 2011 году – при 77 % , в 2010 году – при 62 %.

В 2014 году были установлены нарушения при 56 % проверках в предприятиях, реализующих товары дистанционным способом, в 2013 году – 88 %,в 2012 году – 74 %, в 2011 году – 70 %, в 2010 году - 65 %.

При проверках предприятий, предоставляющих услуги в сфере туризма, процент нарушений возрос с 63 % в 2010 году, 80 % - в 2011 году, 79 % - в 2012 году, и 77 % - в 2013 году и 88,6 % - в 2014 году.

Установлены нарушения в 2014 году при 82% проверок предприятий, оказывающих платные образовательные услуги, в 2013 году – в 90 %, в 2012 году – в 80 %, в 2011 году – в 57 %, в 2010 году – в 91 %.

Рост процента нарушений с 2010 по 2014 годы наблюдается и при проверках предприятий, предоставляющих услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства (соответственно по годам в 43 %, 45 %, 57 %, 62 % и 63 % проверенных).

В предприятиях, предоставляющих услуги связи, процент нарушений с 63 % в 2010 году, 80 % в 2011 году 75 % в 2012 году понизился до 55 % в 2013 году и возрос до 70 % в 2014 году.

После некоторого спада стал расти процент нарушений, выявляемых при проверке предприятий, осуществляющих продажу аудиовизуальной продукции - с 91 % нарушений в 2010 году, 58 % в 2011 69 % в 2012 году, до 47 % в 2013 году и до 60 % в 2014 году.

До 87 % в 2014 году возрос процент нарушений при проверке предприятий банковской сферы, при 90 % в 2013 году, 61 % в 2012 году, 89 % в 2011 году и 70 % в 2010 году.

Проблемным вопросом, возникшим на розничном рынке является защита нарушенных потребительских прав пожилых граждан при продаже биологически активных добавок (БАД) дистанционным способом.

Судя по поступающим жалобам, обман потребителей составляет от нескольких десятков до сотен тысяч рублей.

Механизм обмана простой: в средствах массовой информации дается реклама, в которой расписываются таблетки, которые якобы лечат от всех напастей, а на поверку оказываются биологически активными добавками к пище.

Также, пенсионеры и ветеран получают медицинскую помощь по телефону от «квалифицированных» аферистов – операторов, которые выясняют, что стариков беспокоит, ставят им дистанционно диагноз и тут же назначают лечение своими чудо-снадобьями, которыми на самом деле БАДы не обладают.

В соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" пищевые добавки являются природными или искусственными веществами и их соединениями, специально вводимыми в пищевые продукты в процессе их изготовления в целях придания пищевым продуктам определенных свойств и (или) сохранения качества пищевых продуктов. Применение биологически активных добавок к пище способствует ликвидации дефицита макро- и микронутриентов, оптимизации пищевого рациона. Пищевые добавки и биологически активные добавки к пище относятся к пищевым продуктам, не являются лекарственными средствами и не применяются для лечения и профилактики каких-либо заболеваний.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Доклад о защите прав потребителей в Московской области в 2014 г iconДоклад о защите прав потребителей в Московской области в 2013 г
Доклад подготовлен Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской...

Доклад о защите прав потребителей в Московской области в 2014 г iconДоклад о защите прав потребителей в Воронежской области в 2013 году Воронеж  2014
Доклад о защите прав потребителей в Воронежской области в 2013 году – Воронеж: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты...

Доклад о защите прав потребителей в Московской области в 2014 г iconЗакон о защите прав потребителей Комментарии к изменениям Закона РФ «О защите прав потребителей»
Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом "О защите прав потребителей...

Доклад о защите прав потребителей в Московской области в 2014 г iconДоклад разработан на основании материалов, представленных федеральными...
Российской Федерации», п./п. 7 п. 2 ст. 40 Закона Российской Федерации от 07. 02. 1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» органы...

Доклад о защите прав потребителей в Московской области в 2014 г iconДоклад «Защита прав потребителей в Республике Коми в 2008 году»
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в 2008 году...

Доклад о защите прав потребителей в Московской области в 2014 г iconДоклад
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области

Доклад о защите прав потребителей в Московской области в 2014 г iconДоклад
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области

Доклад о защите прав потребителей в Московской области в 2014 г iconДоклад
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области

Доклад о защите прав потребителей в Московской области в 2014 г iconТезисы к презентации
Отдел по защите прав потребителей в г. Междуреченске создан в ноябре 1993г, на следующий год после принятия Закона РФ "О защите прав...

Доклад о защите прав потребителей в Московской области в 2014 г iconТема Защита прав потребителей: общие положения. Законодательство...
Тема Защита прав потребителей: общие положения. Законодательство о защите прав потребителей

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск