Программа коррекционно-развивающих занятий


Скачать 355.72 Kb.
НазваниеПрограмма коррекционно-развивающих занятий
страница1/3
ТипПрограмма
  1   2   3
Программа коррекционно-развивающих занятий
Цели курса: 




  • Глубокое психолого-педагогическое изучение ребенка с целью установления причин его трудностей в учении, отклонений в развитии и определения направлений коррекционной работы, правильной тактики индивидуального подхода;


  • Реализация личностного подхода, предусматривающая развития каждого школьников, укрепления их здоровья;


  • Индивидуальный и личностный подход в обучении;


  • Целенаправленное осуществление оздоровительной и коррекционно-воспитательной работы.


Задачи:

1. Коррекционные:




  • Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих учебную деятельность: фонематический слух, зрительный анализ, артикуляция, мелкая моторика руки, пространственная, количественная, временная ориентация;


  • Формирование до необходимого уровня и дальнейшее развитие учебных умений – общедеятельностных (умение определять и осознавать учебную задачу, строить решение, план деятельности на основе сознательной ориентировки в условиях, удерживать учебную задачу на протяжении всего цикла деятельности, осуществлять самоконтроль и самооценку) и интеллектуально-познавательных (умения вычленять и логически перерабатывать на основе анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения информацию, воспринимаемую зрительно и на слух из различных источников знаний);


2. Профилактические:




  • Формирование содержательной учебной мотивации, последовательное замещение первоначального внешнего интереса к школе, формальных мотивов учения, отличающих на начальном этапе обучения большинство детей группы риска, интересами познавательными;


  • Устранение факторов риска (формирование адекватной положительной самооценки учащихся, снятие тревожности и страха перед учебной задачей), способствующих дальнейшей дезадаптации школьников.


3. Развивающие:




  • Целенаправленное развитие социально-нравственных качеств детей, необходимых для успешной адаптации в школьных условиях (осознания каждым ребенком своей социальной роли – роли ученика, умение строить свое поведение в соответствии с правилами школьной жизни, адекватно вести себя в учебной ситуации);


  • Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательной активности, самостоятельности, преодоления характерной для большинства детей группы риска интеллектуальной пассивности, безынициативности);


  • Обогащение кругозора и развитие речи до уровня, позволяющего детям включиться в учебный процесс, сознательно воспринимать учебный материал, соответствующего культуре общения как со сверстниками, так и с взрослыми.



Формы и методы обучения:

Коррекционно-развивающие занятия осуществляются в групповой и индивидуальной формах.

В работе сочетается проведение диагностических тестов, развивающих упражнений, физкультминуток, подвижных игр, ролевых игр, элементов сказкотерапии, настольных и напольных развивающих игр.


Программа по разделам




  1. Развитие внимания. Диагностика внимания у детей. развитие свойств внимания: объема, устойчивости, произвольности, концентрации, распределения, переключения. Коррекция нарушений внимания: отвлекаемости, рассеянности, инертности. (5 часов)


  2. Развитие памяти. Диагностика памяти у детей, выделение преобладающего вида памяти. Развитие зрительной памяти. Развитие слуховой памяти. Обучение приемам эффективного запоминания. (5 часов)


  3. Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Диагностика восприятия и умения ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Развитие представлений о величине и изображении предметов, их форме, протяженности, расположении относительно других объектов, объемности предметов. Развитие умения самостоятельно ориентироваться в пространстве (право-лево, верх-низ). (5 часов)


  4. Развитие мышления. Диагностика свойств мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация. Коррекционно-развивающие упражнения на развитие вышеперечисленных свойств. (5 часов)


  5. Развитие приемов учебной деятельности. Формирование и развитие предпосылок чтения и письма, предпосылок математических действий, произвольного поведения, графических действий. (10 часов)


  6. Развитие речи и навыков общения. Диагностика речевого развития. Коррекция и развития произвольной речи, культуры речевого поведения, общего кругозора, умения общаться с товарищами, составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок, продолжить начатый рассказ. (5 часов)

Приложение 1

СЕНТЯБРЬ.

(Занятие 1, 2, 3, 4).

 Цель: Выявление уровня актуального развития ребенка, отражающих особенности формирования базовых составляющих психической деятельности, с целью определения путей развивающей и коррекционной работы с учащимися.

Проводится диагностика интеллектуальных способностей всех учащихся начальной и средней коррекционной школы VIII вида.

Набирается группа из детей с низким уровнем развития интеллектуальных способностей.
ОКТЯБРЬ.

РАЗВИТИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА И ОБЩЕЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ

(Занятие 1,2, 3,4)

Занятие 1

Ход занятия

1.     Дидактическая игра «С понятиями (общими и частными)»

  Я буду давать тебе по две карточки с понятиями (общими и частными). Ты должен положить их перед собой так, чтобы слева располагалась карточка с общим понятием, а справа – с частным. ( Карточки с приведенными ниже понятиями нарезать так, как показано в первом задании).

Время года - осень. Насекомое – пчела. Сторона горизонта – север


Полезное ископаемое - песок.

Топливо – уголь.

Осадки – дождь.

Водоём – озеро.

Кустарник – малина.

Океан – тихий океан.

Орган чувств – глаз.

Звезда – солнце.

Планета – земля.

Ребенок – мальчик.

Растение – дерево.

Зерновая культура – пшеница.

Число – дробь.

Многоугольник – треугольник.

Единица времени – час.

Математическое действие – сложение.

Животное – волк.

Прибор – компас.

Пространство – равнина.

Явление природы – таяние льдов.


Пояснение: первые 6 упражнений ученик выполняют вместе с психологом, подробно разбирая, почему та или иная карточка кладется с одной стороны, а не с другой. Следующие задание ребенок должны оценивать решения, которые дает психолог. Следующие 10 заданий ребенок выполняют самостоятельно. После каждого ответа ученика психолог контролирует ответ. Заканчивается, работа с этим типом заданий только тогда когда ученик выполнит их легко и без ошибок, а иногда и сам придумывают собственные примеры.
2.     Словесная игра «Угадай по описанию».

Педагог описывает предмет, находящийся в комнате, обращая внимание на его отличительные свойства и признаки. Ребенок угадывают.

Упражнения, направленные на развитие наглядно-образного мышления.

3. Упражнение "Продолжи узор».



Занятие 2

Ход занятия

1.  Работа по карточкам с понятиями.

Теперь тебе надо будет сделать то же самое, что мы делали на предыдущем занятии только теперь с тремя карточками. Ты должен расположить их слева направо так, чтобы крайнее слева понятие было самым общим, крайне справа – самым частным, а расположение посередине – промежуточным по общности (т.е. частным по отношению к левому понятию и общим по отношению к правому понятию).

Полезное ископаемое – Топливо - нефть.

Осадки – дождь – ливень.

Водоём – озеро – Байкал.

Лесное растение – дерево – Дуб.

Водоём – река – Волга.

Гриб – съедобный гриб – Маслёнок.

Животное – домашнее животное – корова.

Птица – лесная птица – Дятел.

Трава – луговая трава – Клевер.

Водное пространство – океан – Атлантический океан.

Небесное тело – планета – земля.

Природа – неживая природа – камни.

Книга – учебник - «родная речь».

Многоугольник – прямоугольник - квадрат.

Число – многозначное число – трехзначное число.

Гриб – несъедобный гриб – мухомор.

Дерево – хвойное дерево – Ель.

Одежда – зимняя одежда – шуба.

Изменить – уменьшить – уменьшить в 2 раза.

Действие – математическое действие – сложение.

Природное богатство – лес – лиственный лес.

Часть суши – материк – Африка.

Пояснение схема работы также, что и на предыдущем занятии Новое занятие начинается с того, что ученик вспоминает, какие упражнения они делали на предыдущем занятии и ему предлагается еще раз их выполнить.

2.Упражнение "ДОРИСУЙ КАРТИНКИ".


Необходимо дорисовать картинки, назвать предметы, изображённые на них и сказать, кто с ними работает.

43310

2. Словесная игра «Угадай по описанию».

Усложнение: загадывается предмет, не находящийся в комнате.

3. Дидактическая игра «Найди одинаковые предметы».                          

    Ребенку раздаются картинки с пятью предметами, два из них одинаковые. Их и нужно отыскать ребенку.     

  1. Упражнения, направленные на развитие наглядно-образного мышления

  Какое наименьшее количество палочек нужно переложить, чтобы убрать мусор из совочка?"





   

5. Игра «Делай по заданию».            

    Педагог называет ребенку различные слова: стол, чашка, банан, змея, ручка и т.д. Ученик должен, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Например, хлопнуть, когда встретится слово, обозначающее растение.

Занятие 3

  Ход занятия

1. Работа по карточкам с понятиями.

Сейчас тебе предстоит сделать работу трудную, чем на предыдущем занятии. Я буду давать тебе карточку с понятиями, напечатанным большими буквами, и еще 5 карточек (с понятиями, напечатанными маленькими буквами), из которых тебе нужно выбрать одну – такую, на которой написано более общее понятие по сравнению с понятием на первой карточке.

Компас – прибор – стрелка – сторона горизонта – направление – барометр.

Равнина – большое пространство – холм – поле – трава – река.

Луна – небесное тело – звезда – Земля – месяц – ночь.

Язык – орган чувств – расположение во рту – часть тела – вкус – разговор.

Повесть – литературное произведение – роман – история – писатель – придуманное.

Математика – наука – урок – число – экзамен – арифметика.

Рожь – зерновая культура – растет в поле – еда – колос – крупа.

Береза – дерево – почка – белый ствол – лист – дрова.

Весна – время года – солнечная погода – зима – оттепель – тает снег.

Ночь – время суток – темнота –день – сутки – когда спят.

Окунь – рыба – мелкий – карась – еда – река.

Лопата – инструмент – копает – садовая лопата – черенок – грабли.

Помидор – овощ – вкусный – красный – растет в огороде – сочный.

Курица – домашняя птица – несет яйца – петух – цыпленок – животное.

Сложение – математическое действие – арифметика – сумма – число – плюс.

Килограмм – единица массы – грамм – центнер – вес – гиря.

Разность – результат математических действий – уменьшаемое – число – сумма – вычитание.

Делитель – число – действие – делимое – счет – математика.

Квадрат – геометрическая фигура – действие – метр – математика – игрушка.

Увеличить – действие – уменьшить – большой – умножить – работа.

Пояснение: после выполнения задания работу необходимо продолжить и пояснить ребенку следующее: «Смотри, что получается. Ты к частному понятию подбирал более общее. Это, как мы уже говорили, называется обобщением понятия. А с обобщения понятия начинается его ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Когда тебя просят дать определение понятия то ты. Прежде всего, должен найти к нему более общее понятие, которое включало бы в себе и твое понятие. Например, тебя просят определить, что такое СТУЛ. Стул относиться к мебели, является предметом мебели. Значит, первое, что ты должен сказать: СТУЛ – предмет мебели. Но это не все. Ведь предметов мебели много – стол, кровать, шкаф, диван. Чем отличается стул от других предметов мебели? Прежде всего, своей функцией тем, для чего он предназначен – на нем сидят. Этот признак стула является СУЩЕСТВЕННЫМ. Итак, СТУЛ можно определить как предмет МЕБЕЛИ, предназначенный для того, чтобы на нем СИДЕТЬ.

Попробуй теперь дать определение понятиям задания 3 ( напечатанным большими буквами).

В первой части схема работы такая же, как в заданиях 1 и 2: сначала первые 5 упражнений выполняются совместно психологом. Потом в следующих пяти психолог дает свои ответы, а дети их оценивают. Последние 10 упражнений дети выполняют самостоятельно, а потом осуществляют взаимную проверку
2. Игра «Делай по заданию».                                             

Другой список слов. Другое задание, например, когда названо животное, надо топнуть.
3. Дидактическая игра «Найди отличия».              

Ребенку даются две одинаковые на первый взгляд картинки. Надо найти 10 различий между ними.  

                          

  1. Игра "Маленький жук".

"Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!

Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук".
(Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука, или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле).
Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению по полю из 25, 36 клеток, усложняйте задания ходами: 2 клетки наискосок вправо-вниз, 3 клетки влево и т.д.
Занятие 4.

Ход занятия

1.Работа по карточкам с понятиями.

В предыдущих заданиях ты находил общие понятия к одному слову (более частному). А теперь попробуй придумать общее понятие не к одному, а к двум словам сразу. Это значить, что общее понятие будет обозначать и то, что называется первым словом, и то, что называется вторым. Например, если даны понятия РУБАШКА и ПЛАТЬЕ, то общим словом для них будет понятие ОДЕЖДА.

А теперь попробуй обобщить следующие пары понятий:

Окунь – карась – рыба.

Метла – лопата (инструменты)

Лето – зима (времена года)

Июнь – июлю (летние месяцы)

Нефть – торф (топливо, полезное ископаемые).

Собака – пчела (живые существа)

Трава – гриб ( растение)

Нож – ложка ( столовые приборы, предметы с помощью которых едят)

Дом – дача (здание жилище)

Автомобиль – поезд (средства передвижения, транспорт)

Нога – рука (конечности)

Сапоги – туфли ( обувь)

Пушкин – Лермонтов (русские поэты).

Конфета – торф ( сладости, десерт)

Глаза – уши( органы чувств)

Природоведение – математика (учебные предметы).

Плюс – минус ( математические знаки).

Уменьшаемое – вычитаемое (числа, с которыми выполняется вычитание).

Точка – запятая (знаки препинания).

Дождь – снег (осадки).

Метр – сантиметр (меры длины, единицы длины).

Сумма – разность (результаты математических действий)

Скорость – время (характеристики движения).

Торф – уголь (топливо, полезное ископаемое).

Солнце – луна ( небесные тела).

Повесть – рассказ (литературное произведения).

Делимое – делитель (числа, с которыми выполняется деление).

Треугольник – пятиугольник (геометрические фигуры).

Сложение – вычитание (математические действия).

Пчела – жук (насекомые).

Пояснение: пары понятий можно произносить в слух, а можно и на карточках.

2. Графический диктант "Кораблик".


1 клетка вверх; 3 клетки вправо; 1 клетка вверх; 1 клетка вправо;
1 клетка вверх; 1 клетка вправо; 1 клетка вверх; 1 клетка вправо;
1 клетка вверх; 1 клетка вправо; 1 клетка вверх; 3 клетка вправо;
1 клетка вниз; 2 клетки влево; 4 клетки вниз; 3 клетки вправо;
1 клетка вниз; 1 клетка влево; 1 клетка вниз; 1 клетка влево;
1 клетка вниз; 7 клеток влево; 1 клетка вверх; 1 клетка влево;
1 клетка вверх; 1 клетка влево;

43302

Игра "Противоположность".

Ведущий показывает ученику одну картинку. Задача состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет. Например, ведущий показывает предмет "чашка".
Ребенок может назвать следующие предметы: "доска" (чашка выпуклая, а доска прямая), Ребенок, давая ответ, обязательно объясняет, почему он выбрал именно такой предмет.
3. Игра «Делай по заданию».

      Усложнение: объединяются два задания (растение – хлопнуть, животное – топнуть).

4. Дидактическая игра «Что изменилось?».

      Ребенок должен внимательно посмотреть на ряд предметов на картинке, рассказать, что за предметы он видит, назвать каждый предмет. Затем ему предъявляется другая картинка с изображением тех же предметов плюс еще один и предлагается ответить на вопрос: «Что появилось?». Можно предъявлять картинки наоборот и спрашивать: «Чего не стало?».
5. Дидактическая игра «Что не дорисовано?».

    Ребенку даются картинки и достаточное время (1-2 минуты) для того, чтобы ребенок смог найти недостающую деталь.

43284

Д.Р. – мышление, память, воображение.

 

НОЯБРЬ

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ОБЩЕЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ

(Занятия 5, 6)

Занятие 5.

Ход занятия

А теперь поиграем в домино. Каждый игрок получает по 5 карточек. Посмотрим, что за карточки. На каждой карточке написаны два слова – одно слово представляет собой частное . конкретное понятие, т.е. понятие обозначающий какой – то реальный объект. Например ТРЕУГОЛЬНИК, КРУГ, МОРЕ, СОЛНЦЕ и т. д. Другое слово на карточке обязательно представляет собой обобщенное понятие. Например, ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ФИГУРА, ВОДОЕМ, НЕБЕСНОЕ ТЕЛО. Обобщенные понятия подходят для нескольких конкретных понятий одновременно. Например, ТРЕУГОЛЬНИКИ и КРУГ можно назвать геометрическими фигурами; МОРЕ и РЕКУ – ВОДОЕМАМИ. Правило игры состоят в следующем: все по порядку по очереди должны прикладывать карточки друг к другу одинаковыми понятиями – как конкретными, так и обобщенными.

ПРУД – МАТЕРИК

НЕФТЬ – ОРГАН ЧУВСТВ

НОС – МАТЕРИК


ВОСТОК – ВРЕМЯ ГОДА

УХО – НЕБЕСНОЕ ТЕЛО

АНТАРКТИДА – ВРЕМЯ ГОДА

ОСЕНЬ - ВОДОЕМ

ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА – СТОРОНА ГОРИЗОНТА

ЮГ – НЕБЕСНОЕ ТЕЛО

ЛУНА – ПОЛЕЗНОЕ ИСКОПАЕМОЕ

ПРИРОДНЫЙ ГАЗ – ВРЕМЯ ГОДА

ЗАПАД – ПОЛЕЗНОЕ ИСКОПАЕМОЕ ЛЕТО – ПОЛЕЗНОЕ ИСКОПАЕМОЕ

АФРИКА – ВОДОЕМ

ЗВЕЗДЫ – ВРЕМЯ ГОДА

ГЛАЗ – ВОДОЕМ

ЕВРАЗИЯ – ПОЛЕЗНОЕ ИСКОПАЕМОЕ

РОТ – СТОРОНА ГОРИЗОНТА

УГОЛЬ – МАТЕРИК

АСТРАЛИЯ – НЕБЕСНОЕ ТЕЛО

ВЕСНА – СТОРОНА ГОРИЗОНТА

ЗИМА – МАТЕРИК

МОРЕ – СТОРОНА ГОРИЗОНТА

ОЗЕРО ОРГАН ЧУВСТВ

ОРГАН ЧУВСТВ – ЗЕМЛЯ

СОЛНЦЕ – ВОДОЕМ

СЕВЕР – ОРГАН ЧУВСТВ

РЕКА – НЕБЕСНОЕ ТЕЛО

2. Дидактическая игра «Разложи по порядку».

  Ребенку раздаются серии карточек с рисунками. Надо выложить их перед собой в заданной логической последовательности.

3. Задание в тетрадях «Дорисуй до образа».

     У ребенка в тетради или на отдельной карточке простым карандашом нарисованы контуры. Ребенок должен придумать, кто или что из этого может получиться и дорисовать.


4. Слушаем музыку.

     Ученик садиться выбирает удобную позу, закрывает глаза, прослушивает запись музыкального отрывка (Чайковский П.И. «Времена года») и рассказывают о своих

впечатлениях. Можно зарисовать.

Упражнение 4. "Составь предложение из букв".


В таблице написана скороговорка. Ниже дан ключ. Если идти по стрелкам, то можно расшифровать её.
Правильный ответ: "У Сашки в кармашке шишки да шашки.

43274

43275

.

Д.Р. – логическое мышление, воображение, креативность, речь.

 Занятие 6.

Ход занятия

1. Приметы времен года.

1.Ребенок рассказывает о приметах всех времен года. Зарисовывает в тетради приметы осени (ранней и поздней) – включена музыка.

2. Дидактическая игра «Зашиваем ковер».

     У ребенка карточка-коврик с дырками и несколько «заплаток». Надо выбрать только те заплатки, которые могут закрыть дырки на ковре.



Дополнительные задания на развитие визуализации и наглядно-образного мышления вы можете найти в разделе «Диагностика развития мышления».

Д.Р. – воображение, память, связная речь, мышление.

3. Упражнение на распределение внимания.

Упражнение, направлено на выработку у ребенка умения выполнять, два разных действия одновременно. а) Ребенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения задания - 1 мин.
Подсчитывается количество кружков и сосчитанное количество ударов. Чем больше кружков нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.
 

РАЗВИТИЕ  ПАМЯТИ И ОБЩЕЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ.

(Занятия 7, 8, 9)

Занятие 7

Ход занятия

1. Упражнение «Воспроизведи по памяти».

 Ученику последовательно показываются карточки с изображением геометрических фигур (время предъявления – 10 секунд). После демонстрации каждой карточки дети зарисовывают в тетрадь увиденные геометрические фигуры в том же порядке. Карточки предъявляются от простого к сложному.

2. Упражнение «ОБЩЕЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ».

Теперь ты знаешь, что между понятиями может быть такое отношение: одно понятие, которое называется общим, Родовым, целиком включает в себя другое, которое называется частным, конкретным, ВИДОВЫМ. Этот тип отношений между понятиями называется РОД – ВИД. Но возможны и другие отношения между понятиями.

Например, одно понятие обозначает ЧАСТЬ этого предмета, вещи, явления. Так понятие ДЕРЕВО обозначает нечто целое, а понятие КОРЕНЬ – часто этого целого. Такое отношение называют отношением ЦЕЛОЕ – ЧАСТЬ. В СЛЕДУЮЩЕМ ЗАДАНИИ НАЙТИ ПОНЯТИЯ, ОТНОШЕНИЕ МЕЖДУ КОТОРЫМИ ОБОЗНАЧАЮТЬСЯ КАК целое – часть ( НЕКОТОРЫХ ЗАДАНИЯХ МОЖЕТ БЫТЬ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ).

Кастрюля, сковорода, посуда, крышка, кухня (кастрюля – крышка; сковорода – крышка).

Мебель, дверца, шкаф, стол, книжный шкаф (шкаф – дверца; книжный шкаф – дверца)

Экран, изображение, телевизор, цветной телевизор, радио (телевизор – экран; цветной телевизор – экран)

Обувь, туфли, щетка, крем, подошва. (Обувь – подошва; туфли – подошва)

Растение, сад, лепесток, мак, цветок (цветок – лепесток; мак – лепесток)

Время, будильник, ручные часы, секунда, циферблат (будильник – циферблат; ручные часы – циферблат)

Книга, страница, буквы, учебник, писатель (книга – страница; учебник – страница).

Фигура, квадратный метр, куб, квадрат, сторона (куб – сторона; квадрат – сторона)

Юг, стрелка. Горизонт, компас, направление (компас – стрелка)

Животное, рыба, карась, плавник, озеро (рыба – плавник; карась – плавник)

Ветка, орешник, кустарник, растение, колючий кустарник (орешник – ветка; кустарник – ветка; колючий кустарник – ветка)

Пчела, шмель, насекомое, мед, крыло (пчела – крыло; шмель – крыло)

Кукуруза, пшеница, хлеб, растение, початок (кукуруза – початок).

Нос, человек, дыхание, запах, мальчик (человек – нос; мальчик – нос).

Писатель, глава, роман, рассказ, интересный роман (роман – глава; интересный роман – глава).

Понятие, слово, рассказ суффикс, произносить (слово– суффикс).

Крепость. Дача, дом, стена, строить (крепость – стена; дача – стена; дом – стена)

Кошка, хвост, собака. Домашнее животное, мяукать (кошка – хвост; собака – хвост).
Пояснение упражнения должны представляться ученику на отдельных карточках. Ответы могут быть письменными или устными.

1. Все этапы задания проговариваются в слух, совместно обсуждаются, подробно комментируются.

2. Работа с заданием заканчивается, когда нет ошибок.

3. "Соедини точки и назови животное".


43276

4. Игра «Двигательная память».

      Взрослый в течение 15 секунд должен показывать ребенку танцевальные движения. Затем он повторяет их как можно точнее.

Д.Р. – внимание.

 

ДЕКАБРЬ

Занятие 8.

Ход занятия

1. Упражнение "Следи за своей речью".

В двадцатые годы прошлого столетия была очень популярна такая игра на внимание. Ведущий говорит: "Барыня купила туалет. В туалете 100 рублей, что хотите, то купите, ''да'' и ''нет'' не говорите, черное и белое не покупать". И начинает задавать каверзные вопросы, пытаясь "вырвать" у отвечающего запрещенные слова.

- Вы хотите купить черное платье?
- Я хочу купить зеленое платье.
- А разве зеленое вам к лицу? Вы сегодня завтракали? Ваша прическа вам нравится?
Вы сегодня не опоздали на занятия? Вы левша? Кино вы любите?
Какие цветы вам нравятся, а какие не нравятся? Почему?

2. Упражнение «Обшей осведомленности».
Между понятиями возможно и такое отношение, когда оба они указывают на предметы, вещи, явления в чем – то сходные, одинаковые, принадлежащие к одной и той – же группе. Эту группу можно назвать общим понятием. Например, РОМАШКА и ГВОЗДИКА. СТОЛ и СТУЛ,


ВЕСНА и ЗИМА. Эти пары понятий можно объединить одним, более общим понятием – цветы, мебель, времена года.

В следующих заданиях найди понятия, которые находятся в отношениях РОДОПОЛОЖНОСТИ:

Уменьшаемое, сумма, вычитание, вычитаемое. Задача (уменьшаемое, вычитаемое)

Математика, число, сторона, квадрат, треугольник (квадрат, треугольник)

Прямоугольник, ширина, скорость, длина, цифра. ( ширина, длина)

Вес, время, грамм, минута, тонна (грамм, тонна)

Ночь, сутки, темнота, солнце, день (ночь, день)

Пеликан, пингвин, животное, волк, человек. ( пеликан, пингвин)

Сумма, действие, математика, сложение, вычитание (сложение, вычитание)

Вода, река, водоем, озеро (река, озеро)

Мореплаватель, человек, солнце, луна, свет (солнце, луна)

Гора, земля. Равнина, участок, география (гора, равнина)

Прибор, температура, градус, термометр, барометр (термометр, барометр)

Ухо, лицо, человек, ученик, глаз ( ухо, глаз)

Растение, рис, хлеб, просо, поле. ( рис, просо)

Песок, глина, керосин, строительство, полезные ископаемые (песок, глина)

Пояснение: Ответы детей могут быть в любой форме.

3. Упражнение "ДОРИСУЙ ВТОРУЮ ПОЛОВИНКУ КУВШИНА"


43308

4. Игра-соревнование «Слова».

       Надо вспомнить как можно больше слов, относящихся к заданной теме: школа, математика, музыка, книга, искусство, зима, лето и т.д. На каждую тему дается 5-10 минут. На одном занятии дается 2-3 темы.

Д.Р. – внимание, воображение, мелкая моторика рук, речь.

 

Занятие 9.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспроизведение рассказа.

    Ученику раздаются карточки с коротким текстом. Они знакомятся с ним в течение 5 минут. Затем пересказывает текст.

2. Упражнение «Обшей осведомленности». Бывает так, что понятие, отражают какие – то явления одного порядка. Но противоположны по смыслу. Например, СВЕТ – ТЬМА. Это отношения ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ. В следующих заданиях подбери к данному понятию ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ ему по смыслу:


НАЧАЛО КОНЕЦ

ДЕНЬ – НОЧЬ

ЗАМЕРЗАНИЕ – ОТТАИВАНИЕ

ТВЕРДЫЙ – МЯГКИЙ

ЛЕГКИЙ – ТЯЖЕЛЫЙ

ЖИЗНЬ – СМЕРТЬ

ВЫСОКИЙ – НИЗКИЙ

ТОЛСТЫЙ – ТОНКИЙ

КРАСИВЫЙ – УРОДЛИВЫЙ

БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ – ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ

УВЕЛИЧИТЬ – УМЕНЬШИТЬ

РАЗДЕЛИТЬ – УМНОЖИТЬ

ПРИБАВИТЬ – ОТНЯТЬ

ГОРЬКИЙ – СЛАДКИЙ

СМЕХ – СЛЕЗЫ

ЛЮБОВЬ – НЕНАВИСТЬ

СИЛЬНЫЙ – СЛАБЫЙ

МОЛОДОСТЬ – СТАРОСТЬ

ХРАБРЫЙ – ТРУСЛИВЫЙ.


ПОЯСНЕНИЕ: Понятия отпечатываются на общем листе и раздаются детям, которые должны написать рядом свои ответы. Возможно также, что психолог зачитывает понятия, а ученик по очереди дают ответы

2. Упражнение "НАЙДИ ПАРУ".


Среди нарисованных предметов найди похожие и соедини их линиями между собой.

43309
Д.Р. – внимание, речь.

 
  1   2   3

Похожие:

Программа коррекционно-развивающих занятий iconРабочая программа «Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками...
Перспективное планирование коррекционно-развивающих занятий на дошкольном логопедическом пункте

Программа коррекционно-развивающих занятий iconРабочая программа коррекционно-развивающих занятий «Я-выпускник»
Однако, как показывают наблюдения, выпускники школ зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов. Следовательно,...

Программа коррекционно-развивающих занятий iconПояснительная записка Происходящая в стране модернизация образования,...
Процесс перехода определяет перспективное направление деятельности доу – обеспечение интегрированного подхода к организации коррекционно-педагогического...

Программа коррекционно-развивающих занятий iconПлан методической работы с молодым учителем
Оформление постоянного классного журнала и журналов консультаций, развивающих занятий

Программа коррекционно-развивающих занятий iconРабочая программа коррекционно развивающей работы с детьми
Цель, задачи по реализации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи

Программа коррекционно-развивающих занятий iconПрограмма принята на заседании
Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с онр

Программа коррекционно-развивающих занятий iconПринцип коррекционно-развивающего обучения и воспитания
Реализация принципов коррекционно-развивающего обучения на уроках географии (слайд 1)

Программа коррекционно-развивающих занятий iconРабочая программа дисциплины «физическая культура»
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных...

Программа коррекционно-развивающих занятий iconПрограмма дошкольного образования коррекционно развивающего направления
Перспективное планирование работы учителя – логопеда по коррекции звукопроизношения

Программа коррекционно-развивающих занятий iconПрограмма дисциплины «Таможенное право» для специальности 030501....
Программа рассчитана на 24 часа аудиторных занятий, в том числе: лекций 12 часов, семинарских занятий – 12 часов и 30 часов выделяется...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск