Рабочая программа «Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками в условиях логопедического пункта». Составитель


НазваниеРабочая программа «Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками в условиях логопедического пункта». Составитель
страница1/5
ТипРабочая программа
filling-form.ru > Туризм > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
Департамент Образования г. Москвы

Юго-Западное Управление Образования

ГБОУ Школа №109

УТВЕРЖДАЮ
от _____________ 2015 г.

Директор ГБОУ Школа №109

______________ Ямбург Е.Ш.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками

в условиях логопедического пункта».


Составитель:

учитель-логопед ГБОУ Школа № 109

Измайлова Лариса Сергеевна.

г. Москва 2015 г.

Структура рабочей программы.
I. Пояснительная Записка.


  • Цели и задачи данной программы;

  • Основные принципы реализации программы;

  • Сроки реализации программы;

  • Характеристика и особенности детей, обучающихся по данной программе;

  • Ожидаемые результаты реализации программы;

  • Используемые парциальные программы;

  • Методологическая основа программы;

  • Особенности организации работы специалиста на логопедическом пункте.


II. Основное содержание программы:
Основные этапы логопедической работы:

  • Диагностическая работа;

  • Методическая работа;

  • Консультативная работа;

  • Аналитическая работа;

  • Работа с документацией;

  • Коррекционно-развивающая работа;

  • Методика преодоления фонетических нарушений речи;

  • Дидактические принципы работы с дошкольниками с ФНР и ФФНР;

  • Характеристика детей с ФФНР;

  • Особенности логопедической работы с дошкольниками, имеющими

  • фонетические нарушения речи;

  • Практическая значимость данной рабочей программы;

  • Инновационные компоненты, используемые в программе.


III. Перспективное планирование коррекционно-развивающих занятий на дошкольном логопедическом пункте.
IV. Условия реализации рабочей программы.


  • Организация предметной среды речевого развития детей на дошкольном логопункте;

  • Формы и средства организации образовательной деятельности.


V. Результативность коррекционно-развивающей программы учителя-логопеда за 2014-2015 учебный год.
VI. Список используемой литературы.
I. Пояснительная записка к программе.
Как показывает современная практика логопедической работы специалистов

в детских образовательных учреждениях, с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих фонетические нарушения речи.

Поэтому большое внимание в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в ГБОУ Школа № 109 уделяется развитию фонематического восприятия и слуха у дошкольников с ФНР и ФФНР.

Очень важно своевременно оказать квалифицированную логопедическую помощь для правильного речевого развития ребёнка. Необходимо создание определенных условий на базе дошкольного логопункта для дальнейшего перехода детей с ФНР и ФФНР из детского сада в общеобразовательную школу для более успешного овладения программой начальной школы.

В ДОУ логопедическая работа осуществляется в системе комплексного специального сопровождения детей на протяжении всего периода нахождения ребенка в дошкольном учреждении с 3 до 7 лет.

Достаточный опыт работы в должности учителя-логопеда в данном дошкольном учреждении и собственные наблюдения позволяют сделать вывод о том, что дошкольники, посещающие массовый детский сад, имеют разнообразные речевые нарушения в любом возрасте, требующие тщательной систематической коррекционно-развивающей работы специалиста с самого раннего возраста, начиная с младшей группы детского сада и заканчивая подготовительной группой.

Такой многоступенчатый подход в логопедической работе позволяет выявлять речевые нарушения и оказывать коррекционную помощь на самом раннем этапе

пребывания детей в детском саду, тем самым уменьшая риск воздействия речевых нарушений на дальнейшее развитие ребенка в более старшем возрасте.

Такая система в коррекционно-развивающей работе позволяет специалисту вовлечь в работу значительно большее количество дошкольников разных возрастов, имеющих речевые нарушения и нуждающихся в логопедической помощи.

В процессе работы логопед создает хорошую подготовительную базу знаний у детей с речевыми нарушениями для дальнейшего успешного обучения в школе.

В дошкольном учреждении создаются условия для более плавного перехода детей из группы в более старшую возрастную группу, а затем для более гибкого перехода детей в начальную школу.

Данная программа придерживается теории адаптивной модели школы, разработанной директором ГБОУ Школа № 109 Ямбургом Е.Ш., которая позволяет осуществлять в ДОУ коррекционную работу для дошкольников в рамках личностно-индивидуального подхода.
Согласно инструктивному письму Минобразования РФ от 14 декабря

2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи в формировании предпосылок к усвоению общеобразовательных программ (особенно родному языку) учащимися, имеющими нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера).
При проведении коррекционной логопедической работы в ДОУ учитель-логопед руководствуется Положением «Об организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования» от 11.08.2005 г., приказ №2-34-20 (приложение1).
Методологическую базу рабочей программы составила концепция Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой об особенностях формирования фонематического восприятия у дошкольников, а так же методика Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной по коррекции ОНР у дошкольников.

При составлении практических занятий использовались методики, конспекты и рабочие тетради: М.Ф. Фомичевой, Г.А. Каше, В.В. Гербовой, О.Б. Иншаковой, Т.А. Ткаченко, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, Н.В. Дуровой, О.С. Гомзяк, Н.М. Мироновой, А.Н. Стрельниковой, С.П. Цукановой, Е. В. Колесниковой,

И.Н. Шевченко, Л.Л. Бетц, Л.Н. Комаровой и др.
Целью работы учителя-логопеда является оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте от 4 лет 6 месяцев до 7 лет с фонетическими, фонематическими и фонетико-фонематическими нарушениями речи: коррекция звукопроизношения и развитие фонематического восприятия и слуха.
Основными задачами учителя-логопеда являются:


  • формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;

  • коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;

  • своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития. Профилактика речевых нарушений;

  • развитие у дошкольников навыков коммуникативного общения;

  • организация взаимосвязанной работы педагогов и специалистов ГБОУ,

реализующего программы дошкольного образования, по формированию

речевого развития детей;

  • организация совместной работы с родителями по преодолению речевых нарушений;

  • решение задач социального и речевого развития.

Данная программа была составлена для дошкольников согласно программам ФГОС, в соответствии с годовым планом работы и перспективно-тематическим планированием коррекционно-развивающих логопедических занятий, а так же, с использованием современных инновационных методов работы с дошкольниками, с использованием информационных и здоровьесберегающих технологий, а так же с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.
Основные принципы коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда:
Теоретической и методологической основой коррекционного обучения являются принципы, разработанные в логопедии и дефектологии

(Л.С. Выготский, Р.Е. Левина и др.):


  1. принцип раннего воздействия на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений;

  2. принцип развития и опоры на онтогенез (учёт закономерностей развития детской речи в норме). При этом предполагается анализ объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребёнка, выявление ведущего речевого дефекта и обусловленных им недостатков психического развития. Это учитывается при планировании коррекционной работы;

  3. принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи;

  4. принцип связи речи с другими сторонами психического развития.



Очень важно, чтобы процесс коррекции речевых нарушений детей осуществлялся с учётом следующих принципов:

  1. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей;

  2. Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи;

  3. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка;

  4. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности;

  5. Комплексность воздействия на ребенка;

  6. Воздействие на все стороны речи;

  7. Опора на сохранные анализаторы;

  8. Учет закономерностей онтогенеза;

  9. Учет ведущей деятельности;

  10. Учет индивидуальных особенностей ребенка;

  11. Воздействие на окружение ребёнка.


Рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников. Программа разработана в соответствии с требованиями ФГТ, с образовательной программой ДОУ и направлена на реализацию поставленных целей и задач.

Реализация поставленной цели и решение задач данной рабочей программы осуществляется с учётом следующих принципов:


  1. принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего

выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия –

с другой;

  1. принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;

  2. принцип полифункционального подхода, предусматривающий

одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;

  1. принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;

  2. принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт

возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;

  1. принцип постепенного повышения требований, предполагающий

постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;

  1. принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое

взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
Характеристика детей с ФНР.
Хороший фонематический слух, грамотная, развитая согласно возрасту речь, при которой страдает только звуковая сторона: искажение звуков и их пропуски. Фонетические нарушения речи выражаются в дефектах произношения отдельных звуков и групп звуков. У ребенка складывается и закрепляется неправильное звукопроизношение отдельных звуков, которое влияет лишь на внятность речи и не мешает нормальному развитию других ее компонентов. Типичные примеры нарушений – велярное, увелярное, или одноударное, произношение звука «Р», мягкое произношение шипящих при нижнем положении языка, межзубное произношение звуков. Они обычно не оказывают влияния на усвоение детьми знаний, но иногда могут влиять на коммуникативные процессы. Процесс фонемообразования в таких случаях не задерживается, и дети, приобретая к школьному возрасту определенный запас более или менее устойчивых представлений о звуковом составе слова, правильно соотносят

звуки и буквы и не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками произношения соответствующих звуков. 
Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:

  • заменой звуков более простыми по артикуляции;

  • трудностями различения звуков;

  • особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи.

Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.
Особенности организации деятельности логопеда

по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста

в условиях дошкольного логопункта.
Содержание коррекционной работы строится, в соответствии с федеральным государственным требованиями дошкольного образования (далее – ФГТ), направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, на использование основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ОПДО.

Эффективность коррекционно-развивающей логопедической работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском

саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителей и педагогов.

Организация деятельности логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы. Логопедическое обследование проводится в сентябре и в мае.

На основании диагностического обследования и заявления родителей ребенка происходит зачисление детей на логопункт для проведения коррекционной работы.

Основная форма занятий на логопункте индивидуальная и подгрупповая коррекционно-развивающая логопедическая работа, которая проводится 2 - 3 раза в неделю с каждым ребёнком.

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, продолжительностью 20 - 30 минут.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.

Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.

Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей, а также педагогов и специалистов детского сада: (музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре, психолог). Работа по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и воспитателями: на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром, по рекомендациям логопеда. Родители ребёнка и педагоги детского сада постоянно закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки правильного речевого общения.
Ожидаемые результаты успешной коррекционно-логопедической работы

по данной программе:


  • ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения: умеет правильно произносить все звуки родного языка в соответствии с языковой нормой; умеет во время общения поддерживать правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию;

  • ребёнок владеет универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеет дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки; умеет выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове; придумывает слова на заданный звук и правильно воспроизводит цепочки из

3-4 звуков, слогов, слов; самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;

  • ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации со взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов

и словосочетаний. Применяет их в собственной речи. Подбирает однокоренные

и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде, падеже. Исправляет деформированное высказывание. Самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу.

  • Ребёнок чисто и правильно произносит все звуки родного языка.

  • Ребёнок умеет находить заданный звук в слове; придумывать слова на определённый звук.

  • Ребёнок автоматически пользуется поставленными звуками в свободной речи.

  • Ребёнок знает и умеет анализировать артикуляцию звуков.

  • Дифференцирует понятия «звук – слог – слово» .

  • Умеет правильно определять и произносить гласные и согласные звуки.

  • Умеет выделять первый звук из начала слова, последний – из конца слова

  • Выделяет исследуемый звук среди слогов, слов

  • Различает фонемы, близкие по способу и месту образования и акустическим признакам: а) звонкие и глухие, б) шипящие и свистящие, в) соноры.

  • Называет картинки и определяет отличия в названиях

  • Определяет наличие или отсутствие заданного звука в слове на слух, по картинке.

  • Владеет навыком подбора слов с заданным звуком и интонационно выделяет его.

  • Проявляет интерес при открытии новых знаний о звуках.

  • Определяет места заданного звука в словах (начало, середина, конец).

  • Раскладывает картинки в 2 ряда с заданными звуками.

  • Дифференцирует понятия «звук-слог - слово-предложение», «гласные- согласные буквы».

  • Определяет количество букв и звуков в словах

  • Выделяет последовательно каждый звук в словах

  • Называет первый и последний ударный гласный звук.

  • Определяет первый и последний согласный звук в словах.

  • Называет слова, в которых заданный звук находится в начале, середине и конце.

  • Подбирает слова, состоящие из 3-4-5 звуков.

  • Называет слова с 1 слогом, с 2, 3, 4 слогами.

  • Определяет количество гласных и согласных в названных словах.

  • Сравнивает слова по звуковому составу. Отбирает картинки, названия которых отличаются лишь по 1 звуку.

  • Умеет преобразовывать слова: переставляет, заменяет, добавляет звуки или слоги так, чтобы получилось новое слово.

  • Проявляет интерес при открытии новых знаний о звуках и буквах.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Рабочая программа «Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками в условиях логопедического пункта». Составитель iconРабочая программа по профессионально-коррекционной работе с детьми...
...

Рабочая программа «Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками в условиях логопедического пункта». Составитель icon«Диагностика одаренности»
Психодиагностика – установление определенного психологического диагноза. Это могут быть и психические состояния, интересы ребенка,...

Рабочая программа «Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками в условиях логопедического пункта». Составитель iconРабочая программа коррекционно развивающей работы с детьми
Цель, задачи по реализации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи

Рабочая программа «Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками в условиях логопедического пункта». Составитель iconРабочая программа дисциплины
Данная дисциплина «Технологии логопедического обследования» имеет четко выраженную прикладную направленность и относится к Профессиональному...

Рабочая программа «Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками в условиях логопедического пункта». Составитель iconСоциальная карта клиента. (Анкетные данные)
За время работы логопедического отдела в «Центре психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам» были определены...

Рабочая программа «Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками в условиях логопедического пункта». Составитель iconРабочая программа коррекционно-логопедической работы в старшей подготовительной...
Детский сад комбинированного вида №6 г. Лениногорска муниципального образования

Рабочая программа «Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками в условиях логопедического пункта». Составитель iconРабочая программа по технологии для 3 класса Учитель-составитель: Васильева Е. Б
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2010),на основе авторской программы «Технология»...

Рабочая программа «Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками в условиях логопедического пункта». Составитель icon«Выявление и развитие одаренных детей в условиях личностно ориентированного обучения»
История темы педагогического опыта в педагогике: одаренные дети и развивающая образовательная среда

Рабочая программа «Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками в условиях логопедического пункта». Составитель iconРабочая программа по учебному курсу географии для 7 класса Составитель

Рабочая программа «Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками в условиях логопедического пункта». Составитель iconРабочая программа по учебному курсу «География Землеведение» для 6 класса Составитель
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «География Землеведение». Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск