Пояснительная записка Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе обусловили необходимость разработки современных коррекционно- развивающих технологий,


Скачать 307.9 Kb.
НазваниеПояснительная записка Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе обусловили необходимость разработки современных коррекционно- развивающих технологий,
страница1/3
ТипПояснительная записка
filling-form.ru > Туризм > Пояснительная записка
  1   2   3



Содержание

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………3

1.1.1. Цели и задачи реализации Программы………………………….....................4

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы………….......................5

1.1.3. Характеристика особенностей развития детей с ОНР……………………….5

1.2. Планируемые результаты освоения Программы………………………………8

2. Содержательный раздел Программы.

2.1. Логопедическая работа по коррекции ОНР…………………………………9

2.1.1. Интеграция образовательных направлений в логопедической работе…..10

2.1.2. Психолого-медико-педагогическое обследование детей

с нарушением речи …………………………………………………………...11

2.1.3. Формы и методы логопедической работы в соответствии

с ФГОС дошкольного образования…………………………………………..13

2.1.4. Алгоритм логопедической работы……………………………………….......15

2.2. Взаимосвязь с участниками образовательного процесса…………………...17

2.2.1. Совместная коррекционная деятельность учителя – логопеда

и воспитателя…………………………………………………………………. 18

2.2.2. Содержание взаимодействия учителя-логопеда с родителями……………...20

.

3. Организационный раздел.

3.1. Методическое обеспечение……………………………………………………22

3.2. Особенности организации развивающей предметно- пространственной

среды логопедического кабинета……………………………………………..23

Литературное обеспечение

1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе обусловили необходимость разработки современных коррекционно- развивающих технологий, обновления содержания групп для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида.

Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед педагогами задачу организации интегрирования воспитательно-образовательного и коррекционно-образовательного процессов в детском саду. Процесс перехода определяет перспективное направление деятельности ДОУ – обеспечение интегрированного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса обучения и воспитания детей с ОНР в здоровьесберегающей среде.

Поэтому разработка рабочей программы решает актуальную на сегодняшний день проблему сочетаемости коррекционной и образовательной программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели в условиях ФГОС, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.

Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционной программ. Рабочая программа разработана, с учётом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ.

Программа составлена на основе программы Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В., Тумановой Т. В. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» с учетом рекомендаций программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, является компонентом ДОУ в реализации образовательной программы ДОУ и представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, его социализацию в коллективе сверстников.

В рабочей программе определены целевые ориентиры, задачи, основные направления коррекционно-развивающей работы, условия и средства речевого развития детей. Данная рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников. Программа рассчитана на один год обучения.

1.1.Цели и задачи рабочей программы
Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в комбинированной группе для детей с общим недоразвитием речи в возрасте 6-7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.

Основные задачи:

Рабочая программа направлена на: способствование общему развитию дошкольников с ОНР, коррекцию их психофизического развития, коррекцию речевых нарушений, динамику индивидуального развития;

-создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

-создание активной среды, направленной на самореализацию ребенка в различных видах деятельности;

-обеспечение развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;

-способствование объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс, а также обеспечение взаимодействия всех участников образовательных отношений;

-охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, в том числе их эмоционального благополучия;

-обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей в различных видах детской деятельности;

-обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах коррекции, развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

-способствование участию родителей в образовательном процессе ДОУ.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы

Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения, принятые в педагогике: научность, системность, доступность, повторяемость.

Результативность достижения цели программы учителя-логопеда определяются следующими принципами:

- принципом природосообразности;

- онтогенетическим;

- принципом индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

- принципом признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;

- принципом поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

- принципом интеграции усилий специалистов;

- принципом конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

- принципом систематичности и взаимосвязи учебного материала;

- принципом постепенности подачи учебного материала;

- принципом концентрического наращивания информации.
1.1.3.Характеристики особенностей развития детей с ОНР

Речь и мышление тесно связаны и с точки зрения психологии представляют собой единый речемыслительный комплекс. Речь является инструментом мышления, вне языковой деятельности мысли не существует. Любая мыслительная операция в той или иной степени опосредована речью.

Согласно теории П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, на ранних этапах детского развития речь «подытоживает» результат, достигнутый действием; затем вступает в силу сопровождающая, направляющая действие функция речи. К концу дошкольного детства речь заменяет действие как способ решения задач. Это позволяет действию «свернуться», превратиться полностью в мыслительное действие, перенестись в план внутренней речи.

Таким образом, формирование интеллектуальной сферы ребѐнка напрямую зависит

от уровня речевой функции. Речь, в свою очередь, дополняется и совершенствуется

под влиянием постоянно развивающихся и усложняющихся психических процессов. негативное влияние на формирование психической сферы ребѐнка и становление его личностных качеств, тормозит становление игровой деятельности ребѐнка, имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития, и затрудняют переход к более организованной учебной деятельности.

Согласно психолого-педагогической классификации Р.Е. Левиной нарушения речи

подразделяются на две группы: нарушение средств общения и нарушение в применении средств общения.

Довольно часто встречающимся видом нарушений средств общения является общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

Трудности в обучении и воспитании, проявляющиеся у этих детей, часто

усугубляется сопутствующими неврологическими проявлениями. У большинства детей отмечается осложнѐнный вариант ОНР, при котором особенности психоречевой сферы обуславливаются задержкой созревания ЦНС или негрубым повреждением отдельных мозговых структур. Среди неврологических синдромов у детей с ОНР наиболее часто встречаются: гипертензионно-гидроцефальный синдром, церебрастенический синдром, синдром двигательных расстройств, синдром дефицита внимания и гиперактивности и т.п.

Клинические проявления данных расстройств существенно затрудняет обучение и воспитание ребѐнка. При осложнѐнным характере ОНР, помимо рассеянной очаговой микросимптоматики, проявляющейся в нарушении тонуса, нарушения функции равновесия, координации движений, общего и орального праксиса, для детей характерны снижение умственной работоспособности, повышенная психическая истощаемость, излишняя возбудимость и раздражительность, эмоциональная неустойчивость. Нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении коррекционных задач.

У детей подготовительной комбинированной группы, зачисленных по решению ПМПК с диагнозом общее недоразвитие речи, выявлено ОНР 3 уровня речевого развития.

Характеристика детей с 3 уровнем речевого развития.

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонема-тического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.

Таким образом, нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.

1.2 Планируемые результаты освоения Программы

В итоге логопедической работы дети должны научиться:

• понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

• фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

• правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

• пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

• владеть элементарными навыками пересказа, диалогической речи, словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и прочее, элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы;

• грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка (падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги - употребляться адекватно);использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.).

В итоге логопедической работы речь воспитанников подготовительной группы должна соответствовать языковым нормам по всем параметрам. Дети должны уметь:

• свободно составлять рассказы, пересказы;

• владеть навыками творческого рассказывания, словообразования разных частей речи, переноса этих навыков на другой лексический материал, правильного звукослогового оформления речи;

• адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т. д.;

• понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;

• понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;

• оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка.

У детей должны быть достаточно развиты и другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению:

• фонематическое восприятие,

• первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза,

• графо-моторные навыки.

Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования 2 раза в год с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты.
2.1. Логопедическая работа по коррекции ОНР

Цель - организация проведения воспитательно-образовательного процесса с детьми 6-7 лет по образовательному направлению речевое развитие с интеграцией в образовательный процесс задач образовательных направлений:

- физическое развитие;

- социально – коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- художественно-эстетическое развитие.

Распределение тематики занятий по неделям. В течение недели осуществляется разнообразная комплексная работа, последовательность проведения которой педагоги, ориентируясь на представленную табличную форму, могут планировать по своему усмотрению.

2.1.1. Интеграция образовательных направлений в логопедической работе

Образовательные направления

Задачи

Вид деятельности

Физическое развитие

Развивать координированность и точность действий. Формировать правильную осанку при посадке за столом. Расширять знания о строении артикуляционного аппарата и его функционировании

.- пальчиковая гимнастика

- речь с движением

- физкультминутки

- бесед

Речевое развитие

Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи

- игровые ситуации

- мини инсценировки

- автоматизация поставленных звуков

Познавательное развитие

Учить воспринимать предметы, их свойства, сравнивать предметы, подбирать группу предметов по заданному признаку. Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов. Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками и пазлами. Совершенствовать и развивать конструктивный праксис и мелкую моторику в работе с разрезными картинками, пазлами, дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике. Расширять представление детей о труде взрослых, прививать интерес к труду взрослых.

- составление описательных рассказов - автоматизация поставленных звуков

- дидактические игры на развитие слухового и зрительного восприятия - игры с мозаикой, пазлами, с мелкими предметами

- пальчиковая гимнастика

Художественно – эстетическое развитие

Развивать умение слышать и передавать ритмический рисунок. Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки. Формировать прослеживающую функцию глаза и пальца. Развивать графомоторные навыки.

- дидактические игры и упражнения

- штриховка

Социально – коммуникативное развитие

Развивать в игре коммуникативные навыки. Совершенствовать навыки игры в настольно- печатные дидактические игры, учить устанавливать и соблюдать правила в игре. Развивать умение инсценировать стихи, разыгрывать сценки. Прививать желание поддерживать порядок на своём рабочем месте. Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. Учить соблюдать технику безопасности. Закреплять правила поведения на улице, с бездомными животными, с бытовыми приборами. Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативность речи.

- настольно-печатные дидактические игры, театрализованные игры; автоматизация поставленных звуков в стихах, рассказах, спонтанной речи

- беседа

- поручения

- игры с мелкими предметами
  1   2   3

Похожие:

Пояснительная записка Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе обусловили необходимость разработки современных коррекционно- развивающих технологий, iconПояснительная записка. 3 1 Цели и задачи реализации программы дошкольного образования. 5
...

Пояснительная записка Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе обусловили необходимость разработки современных коррекционно- развивающих технологий, iconМетодические рекомендации по организации мониторинга достижения детьми...
Дистанционные материалы стажировки педагогов дошкольного образования по программам: «Модернизация муниципальных систем дошкольного...

Пояснительная записка Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе обусловили необходимость разработки современных коррекционно- развивающих технологий, iconПояснительная записка На современном этапе развития России, когда...
Все это заставило наполнить новым содержанием цели обучения иностранному языку в стране и потребовало расширения его функций как...

Пояснительная записка Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе обусловили необходимость разработки современных коррекционно- развивающих технологий, iconЛекция на тему: Художественно-эстетическое направление развития дошкольников
Дистанционные материалы стажировки педагогов дошкольного образования Ульяновской области по программе «Системные обновления дошкольного...

Пояснительная записка Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе обусловили необходимость разработки современных коррекционно- развивающих технологий, iconМодель профессиональной социализации молодых специалистов – выпускников...
Департамент государственной политики в сфере общего образования Министерство образования и науки Российской Федерации

Пояснительная записка Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе обусловили необходимость разработки современных коррекционно- развивающих технологий, iconМодернизация Российского образования на современном этапе требует...
Этим целям служит аттестация педагогических и руководящих кадров. Аттестация не только фиксирует уровень профессионализма на данный...

Пояснительная записка Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе обусловили необходимость разработки современных коррекционно- развивающих технологий, iconПояснительная записка Цель реализация содержания образовательной...
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра

Пояснительная записка Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе обусловили необходимость разработки современных коррекционно- развивающих технологий, iconРабочая программа «Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками...
Перспективное планирование коррекционно-развивающих занятий на дошкольном логопедическом пункте

Пояснительная записка Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе обусловили необходимость разработки современных коррекционно- развивающих технологий, iconПояснительная записка 2 2 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного...
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,...

Пояснительная записка Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе обусловили необходимость разработки современных коррекционно- развивающих технологий, iconПояснительная записка Образовательная программа дошкольного образования...
Характеристика особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск