Утверждено
Директор МБОУ ООШ № 21
______________В.Е. Дикий
«30» августа 2014г
План методической работы с молодым учителем Месяц
| Формы работы
| Август
| Организационные мероприятия, знакомство со школой. Оформление кабинета.
Планирование и организации работы по предметам:
Изучение программ и объяснительных записок к ним;
изучение ведущих тем программ
составление календарно-тематического планирования;
изучение учебников, методической литературы;
оформление временного журнала;
определение методической темы по самообразованию.
| Сентябрь
| Оформление постоянного классного журнала и журналов консультаций, развивающих занятий.
Планирование работы классного руководителя.
Составление плана урока.
Посещение уроков у опытных учителей.
| Октябрь
| Занятие “Цели и задачи урока, его типология”.
Обучение составлению отчетности по окончании четверти.
| Ноябрь
| Занятие “Условия получения положительного результата на уроке”.
Посещение урока наставником у молодого учителя.
| Декабрь
| Занятие “Показатели выполнения дидактических задач на уроке”
Анализ урока.
| Январь
| Занятие “Изучение психологии школьников как фактор повышения активизации учения”.
Дидактические задачи каждого этапа.
| Февраль
| Посещение уроков у наставника. Педагогический анализ урока.
| Март
| Обучение составлению самостоятельных и контрольных работ по предметам.
| Апрель
| Открытый урок молодого учителя.
Обучение самоанализу урока.
| Май
| Обучение подведению итогов года и предварительному планированию работы на следующий год.
| Школа молодого учителя
Молодые учителя требуют особого нравственно-психологического, морально-этического и профессионального поля деятельности. Содержание работы с ним в рамках методических структур развивается в трех направлениях:
Совершенствование профессионально- значимых личностных качеств;
Формирование индивидуального стиля педагогической деятельности;
Развитие педагогического творчества.
Цель - создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого специалиста в условиях современной школы.
Основные идеи:
используя возможности организации методической работы в школе создать условия для развития профессиональных качеств молодых педагогов;
используя возможности методического совета создать условия для формирования у молодого специалиста готовности к самообразованию и самосовершенствованию.
Задачи:
формировать у молодого учителя потребности в непрерывном образовании;
помогать учителю, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и ППО, творчески внедрять идеи в учебно-воспитательный процесс;
способствовать формированию у педагога индивидуального стиля творческой деятельности;
создать условия для развития инициативы и рефлексивных навыков;
привить интерес к педагогической деятельности;
ускорить процесс профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности;
раскрыть роль специалиста – педагога в системе работы с учениками и родителями.
Формы работы с молодыми специалистами
Наставничество.
Консультации.
Взаимопосещение уроков.
Проведение мастер-классов для молодых учителей.
Стажировка.
Примерная тематика занятий с молодыми учителями.
1.Учебный план – программа - тематическое планирование – поурочное планирование.
2. Задачи урока (образовательная, развивающая, воспитательная).
3. Методические требования к современному уроку.
4. Соответствие методов обучения формам организации урока.
5. Индивидуальное и дифференцированное обучение.
6. Воспитательная работа.
7. Основы дидактики урока.
8. Формирование индивидуального стиля педагогической деятельности.
Содержание деятельности:
Диагностика затруднений молодых специалистов и выбор форм оказания помощи на основе анализа их потребностей;
Планирование и анализ деятельности;
Разработка рекомендаций о содержании, методах и формах организации воспитательно-образовательной деятельности;
Помощь молодым специалистам в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы;
Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеучебное время (олимпиады, смотры, предметные недели, аукционы знаний и др.);
Организация мониторинга эффективности деятельности учителей - стажеров;
Создание условий для совершенствования педагогического мастерства молодых учителей;
Организация встреч с опытными учителями, демонстрация опыта успешной педагогической деятельности.
Личная карточка молодого специалиста
Данные
| Личная информация
| ФИО молодого специалиста
| Комлева Кристина Геннадьевна
| Образование (название
учебного заведения, год
окончания учёбы)
| Армавирская государственная педагогическая академия, 2014 г.
| E-mail адрес
| komlieva00@mail.ru
| Стаж
|
| Квалификационная категория
| Молодой специалист
| Класс, в котором преподаёт
молодой специалист
| 5-6 классы
| Номер кабинета
| № 9
|
Анкета для молодых специалистов
«Определение формы повышения профессионального мастерства»
Уважаемые коллеги! Отметьте, какая форма повышения профессионального уровня наиболее приемлема для вас.
Позиция
| Отметка молодого
специалиста
| Наблюдение
|
| Личное общение в неформальной обстановке
|
| Деловые и ролевые игры
|
| Анализ педагогических ситуаций
|
| Работа в творческих группах
|
| Посещение уроков , занятий с последующим их
анализом
|
| Обмен опытом в форме выступлении, рефератов,
докладов, презентаций, выпуска буклетов.
|
| Консультации
|
| Дискуссии
|
| Семинары или любые другие практические занятия
|
| Составление памяток или рекомендаций
|
| Участие в профессиональных конкурсах
|
| Создание портфолио учителя
|
| Создание методической копилки, разработка
дидактических пособий
|
| Самообразование
|
| Индивидуальная помощь наставника
|
| Другое
|
|
Анкета для молодых специалистов
«Диагностика пробелов в теоретических знаниях»
Уважаемые коллеги! Отметьте, каких теоретических знаний вам не хватает.
Позиция
| Отметка молодого
специалиста
| Типы уроков, методика их подготовки.
|
| Подготовка и проведение проблемных уроков.
|
| Подготовка и проведение личностно ориентированных уроков.
|
| Подготовка и проведение уроков открытых задач.
|
| Подготовка и проведение интегрированных уроков.
|
| Подготовка и проведение нестандартных уроков.
|
| Подготовка и проведение других уроков.
|
| Методы обучения и их эффективное использование в
образовательном процессе.
|
| Современные педагогические технологии.
|
| Психологические особенности младших школьников.
|
| Приемы активизации учебно-познавательной деятельности уч-ся
|
| Учет и оценка знаний учеников. Новый подход к системе
оценивания младших школьников.
|
| Формы работы с родителями.
|
| Формы и методы педагогического сотрудничества с учениками.
|
| Применение информационных технологий.
|
| Организация работы с слабоуспевающими учащимися.
|
| Организация работы с одаренными учащимися.
|
| Диагностика результатов обученности учащихся.
|
|
Анкета для молодых специалистов и наставников
«Анализ работы с молодым специалистом»
Уважаемые коллеги! Ответьте на вопросы. Возможные ответы:
очень хорошо - 4; да - 3; недостаточно хорошо - 2; нет - 1.
Вопросы
| Отметка
молодого
специалиста
| Отметка
наставника
| Умеет ли молодой специалист планировать свою деятельность?
|
|
| Может ли самостоятельно подготовить конспект урока, учитывая
технологические требования и методические рекомендации?
|
|
| Умеет ли прогнозировать результат деятельности учащихся?
|
|
| Применяет ли дифференцированный подход к обучению учащихся?
|
|
| Применяет ли в работе деятельностный метод обучения?
|
|
| Использует ли разные формы организации деятельности учеников на уроке?
|
|
| Объективно ли оценивает результат деятельности учащихся?
|
|
| Видит ли в ученике субъекта образовательного процесса?
|
|
| Чередует ли виды работ на уроке?
|
|
| Стремится ли оптимизировать процесс обучения?
|
|
| Способствует ли развитию у учащихся навыков самоконтроля?
|
|
| Использует ли инструкции, технологические карты, схемы на уроке?
|
|
| Может ли проанализировать уроки коллег по заданной схеме?
|
|
| Владеет ли самоанализом урока?
|
|
| Умеет ли фиксировать причины собственных затруднений?
|
|
| Прислушивается ли к мнению более опытных коллег?
|
|
| Проявляет ли творческую инициативу?
|
|
| Совершенствует ли свой теоретический уровень?
|
|
| Пополняет ли «методическую копилку»?
|
|
| Принят ли в коллективе коллегами?
|
|
| Имеет ли собственные авторские разработки?
|
|
| Оценка деятельности в качестве классного руководителя.
|
|
|
Утверждено
Директор МОУ ООШ № 21
______________В.Е. Дикий
План методической работы
с молодыми и вновь пришедшими педагогами
1 этап работы
(первый год)
Тема
| Краткий обзор рассматриваемых вопросов
| Дата
| Знакомство с молодым учителем. Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации.
| Изучение “Закона об образовании”, документов Министерства образования, локальных актов школы, включающих в себя положения о заполнении, ведении и проверке классных журналов, тетрадей и дневников учащихся; положение о предметном кружке (проектной деятельности), факультативе, курсе по выбору; положение о дежурном классе и дежурном учителе. Составление календарно-тематического планирования. Диагностика умений и навыков молодого учителя.
| Сентябрь
| Посвящение в учителя
| Традиционно посвящение в учителя проводится на торжественном собрании, посвященном Дню учителя
| Октябрь
| Современный урок. Требования к организации.
| Семинар-практикум, на котором рассматриваются типы и формы уроков, факторы, влияющие на качество преподавания.
| Ноябрь
| Контроль знаний, умений, навыков учащихся. Виды контроля.
| Оценивание знаний учащихся: теория, психология, практика. Критерии и показатели качества обучения. Нормы оценивания учебной деятельности. Виды контроля и их рациональное использование на различных этапах изучения программного материала. Организация мониторинговых исследований: при обсуждении данной темы молодым учителям предлагаются образцы составления обобщающих таблиц, отслеживающих результаты учебной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя, предлагаются способы определения рейтинга учебных достижений учащихся и выявления степени обученности учащихся, предлагается бланк анализа проведённых контрольных работ и мониторинговых исследований. Система мер, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников.
| Декабрь
| Эмоциональная устойчивость молодого учителя. Функция общения на уроке.
| Дискуссия на тему: “Трудная ситуация на уроке и ваш выход из неё”. Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций. Анализ педагогических ситуаций. Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический). Преимущества демократического стиля общения. Структура педагогических воздействий (организующее, оценивающее, дисциплинирующее). Проблемы, с которыми сталкиваются педагоги (по личным отчетам учителей).
| Февраль
| Самообразование учителя – лучшее обучение.
| Выбор методической темы. Молодым учителям предлагаются примерные темы по самообразованию, проводится анализ того, как спланировать работу над методической темой на год
| Апрель
| Бенефис молодого учителя.
| Организуется проведение внеклассного мероприятия, на котором молодые учителя представляют себя не только как молодых педагогов, но и как увлечённых, инициативных молодых людей со своими интересами, талантами. Творческий отчет учителя-наставника.
| Май
| 2 этап работы
(второй год)
Тема
| Краткий обзор рассматриваемых вопросов
| Дата
| Изучение нормативно-правовой базы.
| Анализ изменений в программах, учебных планах, других документах к началу учебного года.
| Сентябрь
| Классное руководство. Составление характеристики класса с учётом возрастных особенностей учащихся.
| Моделирование воспитательной системы класса (диагностическое исследование целей класса, проектирование целей, деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса). Проводится ознакомление с планами работы лучших классных руководителей школы. Предлагается структура плана воспитательной работы классного руководителя. Изучаются основы составления психолого-педагогической характеристики класса и учащегося. Даётся опора для составления психолого-педагогической характеристики класса, учащегося. Классный час как урок взаимопонимания.
| Ноябрь
| Основы целеполагания урока. Самоанализ урока.
| Методика целеполагания. Триединая дидактическая цель. Основы самоанализа урока. Программа самонаблюдения и самооценивания урока. Самоанализ по качеству цели и задач урока. Десять вопросов молодого учителя при использовании информационных или инновационных технологий. Памятка для проведения самоанализа урока. Образцы самоанализа урока. Сравнительный анализ и самоанализа урока.
| Январь
| Анализ урока.
| Триединая дидактическая цель. Основы анализа урока. Памятки для проведения анализа урока. Советы молодому учителю по подготовке урока. Совместный анализ урока учителем и завучем – эффективный способ внутришкольного повышения квалификации
| Март
| Методическая выставка достижений молодого учителя.
| Уровень профессионализма молодого учителя (заполнение карты учительских достоинств), систематизация наработок за 2 года профессиональной деятельности.
| Май
| 3 этап работы
(третий год)
Тема
| Краткий обзор рассматриваемых вопросов
| Дата
| Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации
| Изучаются документы: проводится анализ изменений в программах, учебных планах, других документах к началу учебного года.
| Сентябрь
| Аттестация. Требования к квалификации
| Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников. Портфолио аттестуемого
| Ноябрь
| Нестандартные формы урока. Использование информационных технологий.
| Система нестандартных уроков, нестандартные уроки в планах методической работы, карты экспертной оценки проведения нестандартных уроков. Информационные технологии в учебной деятельности. Создание программного продукта.
| Декабрь
| Внеклассная работа по предмету. Научно-исследовательская деятельность. Методика работы с одарёнными детьми.
| Разнообразие методов и форм внеклассной работы по предмету. Система работы с одаренными детьми. Определение “одарённые дети”, “высоко мотивированные дети”. Качества педагогов, необходимые для работы с одарёнными детьми. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Научно-исследовательская деятельность молодых педагогов.
| Февраль
| Профильное обучение. Профориентация.
| Концепция мультипрофильного обучения. Модель выпускника школы. Социальный заказ общества.
| Апрель
| Успешность педагогической деятельности. “Наказ бывшего стажёра”.
| Конференция “Учиться самому, чтобы успешнее учить других”. Портфолио молодого учителя. Анализ карьерных перспектив молодого учителя. Чему наставник научился у молодого учителя? Клятва-напутствие молодого учителя
| Май
|
Руководитель ШМО Н.Н. Волкодав |