ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
фЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТвЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ Образовательное УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Санкт-Петербургский государственный университет» (СПбГУ)
Кафедра медицинской психологии и психофизиологии
Зав. кафедрой
медицинской психологии и психофизиологии СПбГУ
д.пс.н., профессор
_____________ О.Ю. Щелкова
| Председатель ГЭК,
д.мед.н, вед. науч. сотр. отделения лечения пограничных состояний и психотерапии НИПНИ им. В.М. Бехтерева.
_____________ А.В.Васильева
|
Дипломная работа на тему:
КОГНИТИВНЫЙ ДЕФИЦИТ В КЛИНИКЕ РАССТРОЙСТВ ЛИЧНОСТИ
по специальности 030302 - Клиническая психология
специализация: клиническое консультирование и коррекционная психология
Рецензент:
д.мед.н., профессор,
руководитель отдела
наркологии НИПНИ им.В.М. Бехтерева
Крупицкий Евгений Михайлович
_____________ (подпись)
|
Выполнил:
Студент 6 курса
Очно-заочного отделения
Парфёнов Дмитрий Александрович
_____________ (подпись)
|
|
Научный руководитель:
к.пс.н., доцент кафедры
медицинской психологии и психофизиологии СПбГУ
Трусова Анна Владимировна
_____________ (подпись)
|
Санкт-Петербург
2016
АННОТАЦИЯ Исследовалось наличие взаимосвязи индивидуально-психологических характеристик личности с показателями когнитивного дефицита у пациентов с диагнозом резидуально-органическое поражение головного мозга. Исследование проводилось с 2014 по 2016 год на базе ПНД №7 города Санкт-Петербурга.
Всего в исследовании приняли участие 34 испытуемых-мужчин в возрасте от 18 до 27 лет имеющих резидуально-органические патологии (РОП) головного мозга. Средний возраст пациентов общей выборки составил 21 год. Все они были направлены на обследование в рамках военно-врачебной экспертизы.
Для исследования уровня выраженности когнитивного дефицита, была сформирована батарея тестов патопсихологического блока: тест последовательных соединений (ТМТ тест), таблицы Шульте, таблицы Горбова-Шульте, цифровая корректурная проба, тест заучивания слов Хопкинса, методика «Пиктограмма», субтест Векслера «Повторение числового ряда», субтест Векслера «Шифровка», субтест Векслера «Сходство». Индивидуально-психологические особенности личности оценивались с помощью формы «С», 16-ти факторного опросника Кеттелла, в адаптации Капустиной А.Н.
В ходе исследования пациенты были разделены на две группы: 17 человек (50 %), с диагнозом расстройство личности (F07) (группа РЛ);17 человек (50%), с акцентуациями характера (группа А).
Результаты: сравнительный анализ групп показал, что уровень выраженности когнитивного дефицита в группе РЛ в среднем на 4,86 % больше чем в группе А, при этом показатели дефицита памяти не превышают среднее значение уровня относительной выраженности когнитивного дефицита (УОВКД) (7,95%,) также как и дефицита внимания (5,61%).
С помощью регрессионного анализа были выявлены личностные факторы, обнаружившие наибольшую связь с когнитивными показателями:
B (высокий/низкий интеллект);
С (эмоциональная устойчивость/неустойчивость);
Е (конформность/доминантность);
М (мечтательность/практичность);
О (гипертимия/гипотимия);
Q1 (консерватизм/радикализм);
Q2 (зависимость от группы /самостоятельность)
При этом, наиболее тесную взаимосвязь с чертами личности имеют следующие характеристики: память; внимание (скорость переключения, скорость распределения, устойчивость внимания); работоспособность.
Процент «вклада» вышеуказанных когнитивных функций в динамику личностных характеристик колеблется от 23% до 39%. Таким образом, гипотеза о взаимосвязи личностных характеристик и когнитивного дефицита подтвердилась.
|