Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология основная образовательная программа «Общая психология и психология личности»


НазваниеДиссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология основная образовательная программа «Общая психология и психология личности»
страница1/29
ТипДиссертация
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29



ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

фЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТвЕННОЕ Бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Санкт-Петербургский государственный университет» (СПбГУ)

Факультет психологии




Председатель ГАК,

профессор

__________________ Пикалева О.А.



ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЯХ, ИМЕЮЩИЕ РЕБЕНКА С АНОРЕКСИЕЙ
Диссертация
на соискание степени Магистра по направлению 030300 – Психология

основная образовательная программа «Общая психология и психология личности»

1-ый рецензент Исполнитель

степень, должность Студент

к. психол. наук,

ст. преподаватель

Аринцина И.А. Павлова Е.В.

______________(подпись) ______________(подпись)


2-ый рецензент Научный руководитель

степень, должность степень, должность

д. психол. наук, к. мед. наук, доцент

декан факультета кафедры психического здоровья

«Клиническая психология» раннего сопровождения детей и

ГБОУ ВПО СПбГПМУ родителей

Аверин В.А. Добряков И.В.

______________(подпись) ______________(подпись)

Санкт-Петербург

2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

АННОТАЦИЯ………………………………………………………………………..6

ANNOTATION……………………………………………………………………….8

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………10

Глава 1. Теоретический анализ понятия детско-родительские отношения…………………………………………………………………………..15

1.1. Определение детско-родительских отношений в психологии…………...15

1.1.1. Детско-родительские отношения и особенности их проявления в семьях с больным ребенком…………………………………………………….....16

1.1.2. Отношение ребенка к родителям в подростковом возрасте и его значение в функционировании семьи…………………………………………….17

1.2. Исследования детско-родительских отношений в зарубежной и отечественной психологии………………………………………………………...28

1.2.1. Содержание понятия детско-родительские отношения в научной и прикладной литературе…………………………………………………………….28

1.2.2. Основные подходы и теории изучения детско-родительских отношений в зарубежной и отечественной психологии…………………………31

1.2.3. Нарушение функционирования в семье………………………………39

1.2.4. Нарушение функционирования в семье и болезнь ребенка…………43

1.3. Личность девочки-подростка больной анорексией…………………….....52

Глава 2. Организация и объект исследования, выбор методик и их обосновани………………………………………………………………………….59

2.1. Организация исследования…………………………………………………59

2.2. Объем выборки и общая характеристика испытуемых………………..60

2.3. Описание методов исследования………………………………………..62

2.3.1. Клинико-анамнестические методы……………………………………62

2.3.2. Методы психологического исследования…………………………….62

2.3.3. Методы для диагностики подростка…………………………………..62

2.3.4. Методики для диагностики семьи…………………………………….70

2.4. Методы математико-статистической обработки данных……………...73

Глава 3. Результаты эмпирического исследования детско-родительских отношений в семьях с ребенком больным анорексией…………………………..74

3.1. Изучение детско-родительских отношений у девочек-подростков, страдающих анорексией…………………………………………………………...74

3.1.1. Клинико-анамнестические показатели у девочек-подростков, страдающих анорексией…………………………………………………………...74

3.1.2. Показатели восприятия родителей у девочек-подростков, страдающих анорексией…………………………………………………………...75

3.1.3. Показатели изучения структуры и характера коммуникации в семьях у девочек-подростков, страдающих анорексией………………………...79

3.1.4. Показатели изучения уровня семейной тревоги в семьях девочек-подростков, страдающих анорексией……………………………………………..80

3.1.5. Показатели уровня неудовлетворенности собственным телом у девочек-подростков, страдающих анорексией…………………………………...82

3.1.6. Клинико-анамнестические показатели у девочек-подростков группы сравнения…………………………………………………………………..84

3.1.7. Показатели восприятия родителей у девочек-подростков группы сравнения……………………………………………………………………………85

3.1.8. Показатели изучения структуры и характера коммуникации в семьях у девочек-подростков группы сравнения………………………………...88

3.1.9. Показатели изучения уровня семейной тревоги в семьях девочек-подростков группы сравнения…………………………………………………….90

3.1.10. Показатели изучения уровня неудовлетворенности собственным телом у девочек-подростков группы сравнения…………………………………..

3.2. Сравнительный анализ показателей изучения особенностей детско-родительских отношений у девочек-подростков………………………………90

3.2.1. Сравнение клинико-анамнестических показателей у девочек-подростков…………………………………………………………………………..92

3.2.2. Сравнение показателей восприятия родителей у девочек-подростков…………………………………………………………………………..94

3.2.3. Сравнение показателей структуры и характера коммуникации в семьях у девочек-подростков……………………………………………………95

3.2.4. Сравнение показателей уровня семейной тревоги у девочек-подростков…………………………………………………………………………100

3.2.5. Сравнение показателей уровня неудовлетворенности собственным телом у девочек-подростков……………………………………………………...101

3.2.6. Анализ корреляционных связей у девочек-подростков…………103

3.3. Изучение особенностей детско-родительских отношений у матерей…………………………………………………………………………….107

3.3.1. Показатели анализа стиля взаимодействия матерей, воспитывающих ребенка больного анорексией………………………………...107

3.3.2. Показатели изучения структуры и характера коммуникации в семьях у матерей, воспитывающих ребенка больного анорексией……………109

3.3.3. Показатели конструктивно-деструктивных отношений в семьях у матерей, воспитывающих ребенка больного анорексией………………………110

3.3.4. Показатели анализа стиля взаимодействия матерей, воспитывающих ребенка из группы сравнения…………………………………110

3.3.5. Показатели изучения структуры и характера коммуникации в семьях у матерей, воспитывающих ребенка из группы сравнения……………112

3.3.6. Показатели изучения конструктивно-деструктивных отношений в семьях у матерей, воспитывающих ребенка из группы сравнения……………113

3.3.7. Сравнительный анализ показателей изучения особенностей детско-родительских отношений у матерей девочек-подростков……………………...113

3.4.1. Изучение детско-родительских отношений у отцов……………..114

3.4.2. Показатели анализа стиля взаимодействия отцов, воспитывающих ребенка больного анорексией…………………………………………………….114

3.4.3. Показатели изучения структуры и характера коммуникации в семьях у отцов, воспитывающих ребенка больного анорексией………………114

3.4.4. Показатели конструктивно-деструктивных отношений в семьях у отцов, воспитывающих ребенка больного анорексией…………………………115

3.4.5. Показатели анализа стиля взаимодействия отцов, воспитывающих ребенка из группы сравнения……………………………………………………117

3.4.6. Показатели изучения структуры и характера коммуникации в семьях у отцов, воспитывающих ребенка из группы сравнения………………119

3.4.7. Показатели конструктивно-деструктивных отношений в семьях у отцов, воспитывающих ребенка из группы сравнения…………………………120

3.4.8. Сравнительный анализ показателей изучения детско-родительских отношений у отцов девочек-подростков………………………………………...120

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………121

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………125

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………...131

АННОТАЦИЯ

Для изучения детско-родительских отношений в семьях с ребенком больным анорексией было обследовано 50 девочек-подростков. Исследовались детско-родительские отношения в семьях с ребенком больным нервной анорексией в сравнении с детско-родительскими отношениями в семьях с детьми, не находящимися на момент участия в исследовании на лечении в психоневрологическом стационаре. В основную группу вошли 25 девочек-подростков, страдающих нервной анорексией и находящихся на лечении в СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева на 11 отделении, в возрасте от 13 до 18 лет. В группу сравнения вошли 25 девочек-подростков того же возраста, обучающихся в учебных учреждениях Санкт-Петербурга. Для обеих групп были собраны клинико-биографические показатели на момент обследования, а для детей из стационара – на момент госпитализации. Также были использованы методы: опросник «Подростки о родителях», рисуночный тест «Семейная социограмма», опросник «Анализ семейной тревоги» и тест «Цветоуказания на неудовлетворенность собственным телом» (CAPT).

С использованием данных методов были изучены: установки, поведение и тактика воспитания родителей в субъективном понимании подростков (ПоР). Выявлены семейные факторы, влияющие на возникновение и развитие заболевания нервной анорексии («Семейная социограмма»). Определена степень неудовлетворенности и дифференцированности образа тела, позволяющая выявить принятие взросления ребенка в семье (CAPT).

Обработка данных: сравнение средних показателей и корреляционный анализ. Результаты: в основном, воспитание матерью ребенка дисгармонично. Он дезориентирован в предъявляемых требованиях, при таком стиле воспитания особенно велика вероятность развития психосоматических расстройств; воспитательная практика отцов непоследовательна, может привести к нарушению психической адаптации в семье, а впоследствии и в другом социальном окружении; девочки не принимают появления вторичных половых признаков: развивающиеся молочные железы (56%); формирование жировой клетчатки по женскому типу – отложения в области бедер (88%); ягодиц (76%); рук (плечи – 44%) и округления форм тела (живот – 64%; щеки – 48%); при близких отношениях с матерью девочки-подростки, больные анорексией, переживают непоследовательный характер отношений с матерью, испытывают напряженность и общую тревогу; чем выше автономность отца по отношению к девочке-подростку, больной анорексией, тем меньше у нее уровень тревоги.

ANNOTATION

For the study of parent-child relationships in families with a child with anorexia patients 50 adolescent girls were examined. The parent-child relationships in families with a child with anorexia nervosa patients were compared with the parent-child relationships in families with children that are not participating in the study on the treatment in a mental hospital at the moment. The tested group included 25 teenage girls with anorexia nervosa who were treated in St. Petersburg Psychoneurological Reseach Institute named after V.M. Bekhterev, between 13 and 18 years old. The comparison group consisted of 25 teenage girls of the same age, studying in the educational institutions of St. Petersburg. For both groups clinical and biographical indicators were collected at the time of the survey, and for the children of the hospital - at the time of hospitalization. Also a questionnaire "Teens of parents' drawing tests", Family sociogram , «Analysis of family trouble» and test «The Color-A-Person body dissatisfaction Test, CAPT» have been used.

With the use of these methods the installation, behavior and tactics of education of the parents in the subjective understanding of adolescents have been studied. Family factors that influence the emergence and development of the disease anorexia nervosa were identified. The degree of dissatisfaction with body image and differentiation, which allows to identify the adoption of a child growing up in the family (CAPT). 

Data processing: comparison of averages and correlation analysis. Results: In general, a mother’s upbringing of a child is disharmonious. It is disoriented concerning the imposed requirements. The development of psychosomatic disorders is especially high in this style of upbringing. Fathers’ upbringings are inconsistent and can lead to disorders in the psychological adaptation in the family circle and in other social surroundings. Girls do not accept the appearance of secondary sex characteristics: breast development, typical female fat distribution: in the hips (88%), buttocks, arms, and appearance of an overall rounder body shape. If teenage girls with anorexia have a close relationship with their mothers, the relationship is inconsistent, and they experience tension and overall anxiety. The higher the father’s autonomy towards the teenage girl with anorexia, the lower her level of anxiety.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время, нервная анорексия – единственное психическое заболевание с летальным исходом, ежегодно умирает около 5% больных. Ученые из наиболее развитых экономически стран до сих пор ищут причины данного заболевания: что первично – наследственность или среда? Вследствие распространенности расстройств пищевого поведения (анорексия, булимия), в последние годы в ведущих университетах мира на медицинских факультетах (Kings College London, Karolinska Institute) ведутся масштабные исследования, которые изучают: нейробиологические, генетические и психологические причины и последствия анорексии.

Социальные факторы, в первую очередь - семейные, рассматриваются на психологических факультетах в таких университетах, как Fairleigh Dickinson University, Mount Sinai School of Medicine, University of Chicago в США и Uppsala University, University of Gothenburga в Швеции в связи с программой семейной психотерапии (Maudsley Parents).

Под нервной анорексией согласно DSM-IV понимается отказ человека поддерживать собственный минимальный вес в соответствии с возрастом и ростом. Это обусловлено желанием быть стройнее, которое не пропадает по мере потери веса. Серьезные последствия такого состояния не принимаются пациентом во внимание, и восприятие им своего тела часто не соответствует реальности.

Случаи анорексии подразделяются на те, при которых только голодают, и те, при которых вызывают рвоту, применяют слабительные средства. Но такое импульсивное поведение во втором случае наблюдается у людей, обнаруживающих наряду с анорексией также булимистическое поведение или другие соматические проблемы.

Критериями диагноза согласно DSM-IV служат:

  • отказ поддерживать нормальный для своего возраста и роста вес (человек в весе не прибавляет, несмотря на то, что его тело растет. Это приводит к тому, что масса его тела составляет меньше 85 процентов от ожидаемого);

  • человек очень боится прибавить в весе или пополнеть, несмотря на то, что он достаточно худой;

  • переживания по поводу веса или формы тела, влияние этих факторов на уверенность в себе;

  • аменорея у девушек (пропадает по меньшей мере каждая третья менструация).

В отечественной психиатрии под нервной анорексией принято понимать заболевание, выражающееся в сознательном ограничении в еде с целью похудания, в возникающих вторичных соматоэндокринных расстройствах и нарастающем физическом истощении. Нервная (психическая) анорексия свойственна главным образом девочкам-подросткам и молодым девушкам, хотя иногда может встречаться и улиц мужского пола пубертатного или юношеского возраста. Выражается в чрезвычайно упорном стремлении к похуданию путем целенаправленного, длительного самоограничения в еде, иногда сопровождаемого интенсивными физическими упражнениями или приемом больших доз слабительного. При невозможности выдержать длительное голодание больные прибегают к такому методу, как вызывание искусственной рвоты после каждого приема пищи.

Диагностические критерии, приведенные в МКБ-10, в описании клинической картины расстройства во многом совпадают, но добавляются различные действия, направленные на снижение влечения (прием препаратов, снижающих аппетит; чрезмерная физическая нагрузка). Таким образом, отмечается, что нервная анорексия – расстройство влечения к еде.

Обозначим, что анорексия, как правило, возникает в подростковом возрасте.

Напомним, что в период подросткового возраста перед развивающейся личностью стоит ряд задач:

  • достижение некоторой автономии и независимости от родителей;

  • формирование идентичности, создание целостного Я, гармонично сочетающего различные элементы развития.

На период отрочества принято смотреть как на «бурю и натиск» развития. В данной работе мы попробуем проиллюстрировать «место излома» в семьях, где воспитываются девочки-подростки, страдающие нервной анорексией.

Гипотезы:

1. Для семей, воспитывающих девочку-подростка с нервной анорексией, в отличие от нормы, специфичным является подавляющий стиль родительского воспитания.

2. Для матерей пациенток с нервной анорексией, по сравнению с нормой, характерны гиперопека и повышенное беспокойство в отношении ребенка (тревога).

3. Мы так же полагаем, что девочки-подростки, страдающие нервной анорексией, переживают амбивалентные чувства по отношению к отцу.

Объект исследования: личность девочки-подростка, страдающей нервной анорексией.

Предмет: взаимоотношения девочек-подростков с нервной анорексией и их родителей.

Цель исследования: изучение и сравнительный анализ детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих девочек-подростков 13-18 лет с нервной анорексией, находившимися на лечении в стационаре, и здоровыми девушками.

Задачи:

  1. Теоретически изучить проблему нервной анорексии у девочек-подростков.

  2. Собрать антрометрические показатели на момент обследования у испытуемых, а для девушек, проходящих лечение на отделении - на момент поступления в стационар.

  3. Определить стиль воспитания в семьях с больной анорексией и в группе сравнения.

  4. Изучить особенности взаимоотношений, складывающихся между матерью и девочкой-подростком больной анорексией.

  5. Изучить особенности взаимоотношений, складывающихся между матерью и девочкой-подростком в группе сравнения.

  6. Провести сравнительный анализ показателей детско-родительских отношений семей с девочками-подростками, страдающими нервной анорексией, и девушками группы сравнения.

  7. Разработать практические рекомендации для учреждений, проводящих лечение нервной анорексии у лиц подросткового возраста.

Методы исследования:

  1. Теоретические: анализ психологической и медицинской литературы по исследуемой проблеме;

  2. Эмпирические: клинико-анамнестические и психодиагностическое исследование.

  3. Статистический анализ результатов: x2-Пирсона, коэффициент корреляции Спирмена. Обработка результатов с помощью пакета «SPSS Statistic 22».

В эмпирическом исследовании использовались клинико-анамнестические методы и психодиагностические методики.

Клинико-анамнестические методы: сведения о диагнозе, данные о жизненной ситуации и соматическом состоянии (ИМТ) подростков, находящихся на лечении в стационаре собирались из «Истории болезни», у обучающихся в учебных заведениях Санкт-Петербурга - из анкет.

Психодиагностические методики:

  1. Опросник «Подростки о родителях» (Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына).

  2. Рисуночный тест «Семейная социограмма» Э.Г. Эйдемиллера;

  3. Опросник «Анализ семейной тревоги» (АСТ) Э.Г. Эйдемиллера;

  4. Тест «Цветоуказания на неудовлетворенность собственным телом» (CAPT).

Научная новизна исследования:

Проведен анализ установок, поведения и тактики воспитания родителей в субъективном понимании девочек-подростков, страдающих нервной анорексией, и девочек-подростков группы сравнения.

Выявления семейные факторы, влияющие на возникновение и развитие заболевания анорексии.

Изучены особенности семейных отношений в семьях у девочек-подростков, страдающих нервной анорексией, и девочек-подростков группы сравнения.

Определены степени неудовлетворенности и дифференцированности образа тела у девочек-подростков, позволяющие выявить принятие взросления ребенка в семьях у девочек-подростков, страдающих нервной анорексией.

Практическая значимость результатов исследования.

Результаты исследования могут быть использованы при обучении клинических психологов, педиатров, психиатров и психотерапевтов. Также содержат эмпирический материал, необходимый для подготовки программ семейной психотерапии и индивидуальной психотерапии для девочек-подростков, страдающих нервной анорексией.

Апробация результатов исследования: результаты исследования были представлены в тезисах: «Семейные факторы в развитии нервной анорексии в подростковом возрасте» на XII Городской научно-практической конференции «Молодые ученые – столичному образованию», город Москва, 2016 г.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

Похожие:

Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология основная образовательная программа «Общая психология и психология личности» iconДиссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология...
Психологические предикторы культуры безопасности персонала энергетических предприятий

Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология основная образовательная программа «Общая психология и психология личности» iconДиссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология...
Взаимосвязь родительской позиции матери и психологических особенностей ее ребенка

Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология основная образовательная программа «Общая психология и психология личности» iconДиссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология...
Взаимосвязь представлений о детском опыте и характеристик партнерских отношений у молодых взрослых

Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология основная образовательная программа «Общая психология и психология личности» iconДиссертация на соискание степени Магистра по направлению 37. 04....
Характеристики самоактуализации у людей с разной выраженностью межличностной зависимости

Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология основная образовательная программа «Общая психология и психология личности» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология»
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология» («Социальная психология больших и малых групп»)...

Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология основная образовательная программа «Общая психология и психология личности» iconОсновная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом...
Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 030300. 62 «Психология», профилю «Общий»...

Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология основная образовательная программа «Общая психология и психология личности» iconОсновная образовательная программа Организационная психология и психология менеджмента
Эмоциональный интеллект как фактор адаптации студентов магистратуры первого курса

Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология основная образовательная программа «Общая психология и психология личности» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 68 «Психология»
Васильева И. В. Делопроизводство. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300. 68 «Психология»...

Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология основная образовательная программа «Общая психология и психология личности» iconПрограмма дисциплины Теория и практика разработки контрольно-измерительных...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....

Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология основная образовательная программа «Общая психология и психология личности» iconОсновная образовательная программа Организационная психология и психология...
Теоретические основы адаптации сотрудников, организационной культуры и мотивации 7

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск