Учебно-методический комплекс по дисциплине: «Русский язык» раздел «Словообразование» и«Морфемика» для специальности 09. 02. 03 «Программирование в компьютерных системах» для студентов очного отделения


НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине: «Русский язык» раздел «Словообразование» и«Морфемика» для специальности 09. 02. 03 «Программирование в компьютерных системах» для студентов очного отделения
страница1/4
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4
Министерство образования и науки РФ

Учебно-методический комплекс

по дисциплине: «Русский язык»

раздел «Словообразование» и «Морфемика»

для специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»

для студентов очного отделения


2015 г.
Утверждено научно-методическим

советом ________

«___»_________ 20… г.

Председатель: _________


Рассмотрено на заседании кафедры

общеобразовательных дисциплин

Протокол № ___ от ______ 20... г.

Зав. кафедрой _____________

Разработчик УМК: __________________________________
Рецензент: _____________________________________


Пояснительная записка
Данный учебно-методический комплекс по разделам «Словообразование» «Морфемика» предназначен для студентов группы П-1 обучающихся по специальности 09.02.03«Программирование в компьютерных системах».

Цель создания учебно-методического комплекса: повторить материал по школьной программе, углубить и расширить знания студентов, используя дополнительный теоретический материал, рекомендованный в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 09.02.03«Программирование в компьютерных системах».

Работа по данному учебно-методическому комплексу развивает современную концепцию культуры речи. Задача комплекса – усвоение нормативных правил по словообразованию русского литературного языка, развитием речевой компетенции студентов, выработка умения общаться, вести гармоничный диалог и добиваться успеха в процессе коммуникации.

Наряду с коммуникативными упражнениями в учебно-методическом комплексе включены практические задания для аудиторной и самостоятельной работы.

Структура каждого урока состоит из 5 основных разделов:

1. Организационный момент. На этом этапе проводится подготовка учебной группы к проведению занятия: приветствие, перекличка, проверка готовности кабинета к работе, объявление темы урока.

2. Проверка домашнего задания. Осуществляется контроль самостоятельного усвоения теоретического материала, выполнение письменных заданий.

3. Введение новой темы – лекция с элементами беседы, использования таблиц, схем с примерами и образцами по теме.

4. Закрепление знаний. Использование и применение различных видов работы со студентами: опрос по цепочке, групповая работа, карточки с индивидуальными и разноуровневыми заданиями, тексты для самостоятельной работы. Цель этого этапа – закрепить знания студентов, стимулировать развитие письменных и устных навыков у студентов.

5. Подведение итогов уроков: оценка усвоенности новой темы, постановка оценок, задания для дополнительной самостоятельной работы.

Учебно-методический комплекс рассчитан на 6 часов. Каждый урок содержит:

-учебно-методическую карту, которая показывает структуру урока: этапы урока, цели урока, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности;

- система упражнений построена по принципу нарастания трудности и предполагает большой объем самостоятельной работы для формирования навыка грамматически правильного оформления речи.

В целях развития логического мышления, навыков грамотной, литературной речи предусмотрена самостоятельная работа студентов.


Рецензия

на УМК по дисциплине «Русский язык», раздел «Словообразование» и «Морфемика», разработанный преподавателем________________для специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах».

Представленный учебно-методический комплекс разработан на основе примерной программы дисциплины «Русский язык в ССУЗах», в соответствии с ФГОС для среднего профессионального образования.

Основной задачей комплекса является постановка перед студентами образовательных, воспитательных, развивающих и профессиональных целей, выбор средств и технологий обучения, учет межпредметных связей для усвоения новых знаний по данному разделу.

Цель комплекса состоит в углублении знаний студентов по словообразованию русского литературного языка. Учебно-методический комплекс состоит из 3 комбинированных уроков. Комплекс содержит достаточное количество теоретического материала по теме, практические задания для закрепления знаний, необходимых для будущего специалиста СПО.

Учебно-методический комплекс «Словообразование» и «Морфемика» одобрен кафедрой общеобразовательных дисциплин.

В данном УМК имеются:

  • пояснительная записка, раскрывающая значение этого раздела дисциплины в профессиональной подготовке студентов;

  • выписка из тематического плана, уровень усвоения, содержание учебного материала, самостоятельная работа для обучающихся;

  • выписка из ФГОС СПО по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах», содержащая требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы;

  • в комплексе указано количество учебных занятий студентов, максимальная учебная нагрузка и самостоятельная работа обучающихся

  • учебно-методические карты к каждому уроку;

  • приложения с грамматическими заданиями

  • список используемой литературы

В учебно-методическом комплексе предусматривается работа над развитием всех видов речевой деятельности. Особое внимание уделяется словообразовательному анализу, самостоятельному использованию студентами различных видов словообразования, стилей речи, жанров. Важна системная и последовательная работа по лексике и фразеологии, соблюдению орфографических и пунктуационных норм, как в письменной, так и в устной речи.

Преподавателем запланировано проведение практической работы по закреплению теоретического материала раздела.

В рабочей программе прослеживается логичность и последовательность изучения тем, что дает возможность осуществлять внутри и межпредметные связи.

Рецензент: СанджиеваА.Э., преподаватель русского языка и

литературы КФ ФГБОУИ ВО «МГГЭУ»

Выписка из ФГОС СПО

по специальности 09.03.02 «Программирование в компьютерных системах»
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить  лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные  нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • связь языка и истории; культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения


Перечень формируемых общих и профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 2.3. Решать вопросы администрирования базы данных.

ПК 2.4. Реализовывать методы и технологии защиты информации в базах данных. 


Выписка из паспорта комплекта контрольно-оценочных средств
В результате освоения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности СПО 09.03.02 «Программирование в компьютерных системах» следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию, и общими компетенциями:

У1. Использовать свободно и грамотно языковые средства в речевой практике;

У2. Осуществлять речевой самоконтроль;

У3. Оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

У4. Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

У5. Использовать основные виды чтения (ознакомительно- изучающее, ознакомительно- реферативное и др.);

У6. Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;

У7. Создавать устные и письменные, монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сфере общения;

У8. Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

У9. Создавать и редактировать текст, видеть ошибки и устранять их.

З1. Связь языка и истории, культуры русского и других народов;

З2. Литературные нормы устной и письменной речи (орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, пунктуационные);

З3. Функциональные стили литературного языка, социально-стилистическое расслоение современного русского языка;

З4. Коммуникативные качества речи (точность, понятность, богатство и разнообразие, чистота, выразительность);

З5. Применять литературные нормы в устной и письменной форме делового общения.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 8. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий.
Формой аттестации по учебной дисциплине является экзамен.

Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:
Таблица 1.1

Результаты обучения: умения, знания и общие компетенции

Показатели оценки результата

Форма контроля и оценивания

У1. Использовать свободно и грамотно языковые средства в речевой практике;

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.


-демонстрация устных и письменных высказываний в соответствии с поставленными коммуникативными задачами;

- ведение переговоров, установление контактов, урегулирование конфликтов;
- эффективный поиск необходимой информации;

- использование различных источников, включая электронные;

- обобщение, анализ, восприятие информации, постановка цели и выбор пути её достижения;

Устный опрос, практическая работа, тестирование

У2. Осуществлять речевой самоконтроль;

ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.




-самоанализ и коррекция результатов собственной работы;

- проявлять инициативу, нахождение организационно-управленческих решений и нести за них ответственность;

- демонстрация интереса к будущей профессии;

- осознание социальной значимости своей будущей профессии;

- высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности;

Устный опрос, практическая работа, тестирование

У3. Оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.


-владение знаниями по русскому языку при изучении профессиональных модулей в профессиональной дейтельности;
-эффективный поиск необходимой информации;

- использование различных источников, включая электронные;

- обобщение, анализ, восприятие информации, постановка цели и выбор пути её достижения;

Устный опрос, практическая работа

У4. Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.


- владение лингвистическим анализом текстов различных функциональных стилей речи;

- создание, редактирование, оформление, сохранение, передача информационных объектов различного типа с помощью современных технологий;

- использование сервисов и

информационных ресурсов сети Интернет в профессиональной деятельности;

Устный опрос, проверочная работа

У5. Использовать основные виды чтения (ознакомительно- изучающее, ознакомительно- реферативное и др.);

ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, осознанно планировать повышение квалификации.


- обсуждение на основе прочитанного с соблюдением речевых норм;
- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

- умение критически оценивать свои личностные качества, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков;

- занятие самообразованием;

Устный опрос, практическая работа, тестирование

У6. Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;

ОК 4.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- эффективность понимания и выборочного извлечения необходимой информации из различных источников;
- эффективный поиск необходимой информации;

- использование различных источников, включая электронные;

- обобщение, анализ, восприятие информации, постановка цели и выбор пути её достижения;

Проверка домашней работы, устный опрос, практическая работа,

У7. Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.


- составление устных и письменных текстов в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами русского языка;
- ведение переговоров, установление контактов, урегулирование конфликтов;

- готовность к социальному взаимодействию в различных сферах общественной жизни, к сотрудничеству и толерантности

Устный опрос, практическая работа, тестирование

У8. Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.


- составление письменных текстов с соблюдением орфографии и пунктуации;

- организация собственной деятельности;

- оценка эффективности и качества выполненной работы;

- логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

Устный опрос, практическая работа, тестирование

У9. Создавать и редактировать текст, видеть ошибки и устранять их.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.


- знание и применение норм русского литературного при создании текста, устранение ошибок в соответствии с правилами русского языка;
- демонстрация интереса к будущей профессии;

- осознание социальной значимости своей будущей профессии;

- высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности;

Проверка домашней работы, устный опрос, практическая работа

З1. Связь языка и истории, культуры русского и других народов;


- объяснение значение связи языка и истории, культуры русского и других народов.

Устный опрос, практическая работа

З2. Литературные нормы устной и письменной речи (орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, пунктуационные);


-характеристика орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка; норм речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;




З3. Функциональные стили литературного языка, социально-стилистическое расслоение современного русского языка;


-знание и применение художественного, официально-делового, научного, публицистического и разговорного стиля;

Проверка домашней работы, устный опрос, практическая работа

З4. Коммуникативные качества речи (точность, понятность, богатство и разнообразие, чистота, выразительность);


-знание значения слова, использование литературных норм языка при составлении устного ответа;

Устный опрос, практическая работа

З5. Применять литературные нормы в устной и письменной форме делового общения.


- демонстрация устных и письменных высказываний в соответствии с поставленными коммуникативными задачами.

Проверка домашней работы, устный опрос, практическая работа


Выписка из паспорта рабочей программы учебной дисциплины «Русский язык»
1.1. Область применения программы.

Программа учебной дисциплины «Русский язык» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 09.03.02 « Программирование в компьютерных системах»

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

   учебная дисциплина «Русский язык» относится к циклу  общеобразовательной подготовки.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить  лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные  нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • связь языка и истории; культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента 117 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студента  78 часов;

самостоятельной работы студента  39 часов.


Список использованной литературы
Основные источники:

  1. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – изд.: «Просвещение», 2008 г.

  2. Е.С.Антонова, Т.М. Воителева. «Русский язык и культура речи» - Изд.: «Академия, 2008 г.

  3. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А. Чешко. «Пособие для занятий по русскому языку» – Изд.: «Просвещение», 2009 г.

  4. Н.А.Герасименко «Русский язык» - Изд.: «Академия» -М: 2010 г.

5.Н.В.Егорова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. М.,2010г.

6.Н.В.Кузнецова «Русский язык и культура речи». Москва, 2006 г.
Дополнительные источники:

  1. «Все правила русского языка» - Изд.: АСТ, Астрель, 2008 г.

  2. Л. Успенский «Слово о словах» - Изд.: АСТ, Зебра Е, 2009 г.,

  3. И.Б. Голуб, Д.Э.Розенталь «Секреты хорошей речи». – М.: 1993 г.


Интернет – источники:

  1. Сайт Министерства образования и науки РФ  http://mon.gov.ru/ 

  2. Российский образовательный портал www.edu.ru 

  3. Сайт ФГОУ Федеральный институт развития образования http://www.firo.ru/ 

  4.  Сайт Федерального агентства по образованию РФ www.ed.gov.ru 


2.2.Выписка из тематического плана и содержания учебной дисциплины «Русский язык»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, творческие и практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Тема 7. Морфемика.

Содержание учебного материала

2




Понятие морфемы как значимой части слова. Морфемный разбор.


2


1,2

Тема 8. Словообразование.


Содержание учебного материала

4




Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи.

2

1,2

Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.

2

2,3

Самостоятельная работа с текстами.

2




Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

Структура урока № 18

1. Организационный момент (5 мин.).

а) Приветствие, постановка целей и задач урока;

2. Проверка домашнего задания (10 мин.).

Анализ самостоятельного выполнения работы над ошибками в практической работе по закреплению основных правил русской орфографии.

3. Введение новой темы. (25 мин.)

а) Лекция с элементом беседы по теме «Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи».

4. Закрепление знаний (35 мин.)

а) Работа с текстами;

б) Комментированное выполнение заданий по группам.

5. Подведение итогов (5 мин.).
Домашнее задание:

1. Подготовить сообщение по теме «Особенности словообразования профессиональной лексики 2. Упражнение № 97 стр. 56.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

Занятие № 18


Тема: «Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи». *

Тип урока: комбинированный.

Задачи урока:

- обобщить и систематизировать материал о составе слова, о типах и функциях морфем,

- формировать представление учащихся о тесной взаимосвязи морфемного и словообразовательного разборов,

- совершенствование навыков правописания

Воспитательная:

- воспитание внимательности, самостоятельности, прилежности; f

- воспитание коммуникативно-речевого этикета, коммуникабельности в общении со сверстниками.

Развивающая:

- развитие культуры речи; - развитие языковых способностей и интереса студентов к изучаемому языку;
- развитие интеллектуальных способностей студентов;

- развитие общеучебных умений (работа с учебником, словарем).
Квалификационные требования: •]
- - Требования к специалисту по профессии «Техник - программист»

- Деловое общение в соответствии с литературными требованиями языка.
Наглядные пособия:

1. Лекция.

2. Упражнения по теме «Словообразование»
Литература.

1. Н.В.Егорова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. М.,2010г.

2.Н.В. Кузнецова «Русский язык и культура речи». Москва, 2006 г.

3.А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10 – 11 классов.

Приложение №1

Лекция с элементами беседы.
«Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи».

Раздел лингвистики, который изучает морфемы, называется морфемикой.

Словообразование (от лат. — отведение) — это образование нового слова на базе однокоренного слова (или слов) по существующим в языке словообразовательным моделям.

Словообразование — это раздел науки о языке, который изучает строение слов и способы их образования.

Слово состоит из основы и окончания. В основу входят приставка, корень, суффикс. Части слова называются морфемами.

Морфема  — это минимальная значимая часть слова, которая не членится на более мелкие единицы того же уровня. Морфема обладает грамматической формой и грамматическим значением. Она способна передавать разные типы значений: 1) лексическое (носителем его является корневая морфема); 2) грамматическое (носителем его являются служебные морфе мы); 3) словообразовательное (оно вносится аффиксами).

Кроме материально выраженных, в языке иногда встречаются нулевые морфемы, т.е. морфемы, материально не выраженные, но обладающие грамматическим значением, например, в слове дом материально  не  выражено  окончание.

Главной морфемой слова является корень (общая часть родственных слов), соотносящийся с понятием и предопределяющий лексическое значение слова. Корень обязательно присутствует в слове, он может употребляться и  без аффиксальных морфем, тогда как аффиксы без корня употребляться не могут.

Приставка служит для образования новых слов или форм слов (ход — вход; добрый — предобрый).

В слове могут быть не одна, а, две и более при ставки: выход, безвыходный.

В русском языке большая часть приставок исконно русские (без-, от-, под-, над-, в-,) но есть и иноязычные приставки; суб-, анти-, контр-, экс-, например: субъект, контракт, экс-президент.

Некоторые приставки имеют несколько значе ний, например: приставка при- может обозначать приближение (приплыть), близость (прибрежный), неполное действие (прилег).

Морфема, стоящая после корня, называется суффиксом.   Суф фикс также служит для образования новых слов (школа — школьник) или новых форм (играть — играл). Многие суффиксы свойственны определенным ча стям речи, например, суффиксы -чик, -щик, -тель, -ниц свойственны именам существительным: рез чик, летчик, сварщик, учитель, ученица.

Морфема, стоящая в конце слова и служащая для связи слов в словосочетании или предложении, называется окончанием или флексией.

Окончание выражает разные грамматические значения: у существительных, числительных и личных местоимений — падеж и число; у прилагательных, причастий и некоторых местоимений — падеж, число, род: у глаголов — лицо и число.

Окончание может быть нулевым, т.е. таким, которое не выражено звуками, например: нос, конь, мел.
                        Основные способы образования слов в русском языке:

  1.  Морфемный

1. С помощью приставок, суффиксов:

а) суффиксальный способ: биатлон + ист – биатлонист;

б) приставочный: под + заголовок – подзаголовок;

в) приставочно-суффиксальный: под + окно + ник – подоконник;

г) бессуффиксный: выходить  - выход;

2. Сложение:

а) без соединительной гласной: специальный + курс – спецкурс;

б) с соединительной гласной: сухие + о + фрукты – сухофрукты;

в) с одновременным присоединением суффикса: сок + 0 + выжимать + лк – соковыжималка;

II. Неморфемные

1.Переход из одной части речи в другую: ванная (прил.) комната – ванная (сущ.);

2.Сращение слов в одно: мало понятный – малопонятный.

3.Аббревиация – сложение начальных букв: СНГ, РФ, ОАЭ.

Словообразовательная пара – это два однокоренных слова, одно из которых непосредственно образовано от другого: елка от ель (ель – елка), отбежать от бежать (бежать – отбежать).

Словообразовательная цепочка – это ряд однокоренных слов, которые последовательно образуются друг от друга. Словообразовательная цепочка может состоять из трех и более однокоренных слов:

Грамота –∞ грамотный – неграмотный.

Вред – вредить – вредитель – вредительство.

Составление словообразовательных цепочек помогает лучше понять его лексическое значение и морфемное строение.

Иск – а – ть – С – ыск – а – ть – с – ыщ – ик.

Словообразовательное гнездо – это группа однокоренных слов, расположенных в определенном порядке, который показывает последовательность образования родственных слов друг от друга.

Во главе каждого гнезда стоит исходное слово.

                      дым – ок – дым – оч – ек

                      дым – чат – ый

                                                  дым – и – ть – ся

Дым-        дым – и - ть       за – дым – и – ть

                                                   на – дым – и – ть

                      дым – о – ход – дым – о – ход – н – ый

С точки зрения своей структуры основы как части слова, заключающие в себе его лексическое значение, делятся на непроизводные (производящие) и производные.

Непроизводная основа (производящая) основа является целым, которая далее со структурной точки зрения раздроблена быть не может.

Производная основа выступает в качестве единства, состоящей со структурной точки зрения из отдельных значимых частей – морфем.

Одним из важнейших качеств, отличающих производную основу от непроизводной, является зависимость первой от производящей:  

                                             подводный        

            производная                                      производящая        

Приложение №2
Задание №1
1. В каком варианте верно определение: Словообразование – раздел науки о языке, в котором…

А) даются ответы на вопросы, как построены (т.е. из каких частей состоят) слова и как они образованы (т.е. от чего и с помощью чего),

Б) изучается звуковая сторона слова,

В) изучаются правила правописания слов,

Г) изучается история слова,

Д) изучается лексическое значение и употребление слов.

2. Что такое основа?

А) главная значимая часть слова,

Б) значимая часть слова перед корнем,

В) часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово,

Г) значимая часть слова без корня,

Д) значимая часть слова, служащая для образования новых форм слова.

3. Определите вариант, в котором дана форма слова мести:

А) вымести,

Б) подмету,

В) подметенный,

Г) подметавший,

Д) метет.

4. Укажите слово, образованное по модели «∩^^□»:

А) молчание,

Б) сдержанный,

В) опасно,

Г) городской,

Д) давненько.

5. Укажите способ образования видовой пары глаголов:

прощать – простить, получать – получить, забывать – забыть.

А) суффиксальный,

Б) приставочный,

В) перенос ударения

Г) приставочно-суффиксальный,

Д) безаффиксный.

6. В каких случаях в сложных словах пишется соединительная гласная е?

А) только после основ на мягкий согласный и Ц,

Б) после основ на мягкий согласный и гласные,

В) после основ на мягкий согласный,

Г) только после основ на мягкий согласный, шипящий и Ц,

Д) после основ на шипящий и Ц.

7. Определите, какой вариант схем соответствует словам:

слушатель, сверхсекретный, приукрасить.

А) ∩^^□, ¬∩^□, ¬¬∩^□;

Б) ∩^□, ∩∩^□, ¬∩^□;

В) ¬∩^□, ∩^□, ¬∩□;

Г) ¬∩^^□, ¬∩□, ¬∩^^;

Д) ¬∩^□, ¬ ¬∩^□, ∩^^□.

8. Определите способ образования существительного учительская:

А) суффиксальный;

Б) переход из одной части речи в другую;

В) сложение основ

Г) приставочно-суффиксальный,

Д) безаффиксный.

9. Определите, с помощью каких морфем образовалось слово преотличный:

А) суффикс,

Б) два суффикса,

В) приставка и суффикс,

Г) приставка,

Д) соединительной гласной Е.

10. Какое слово образовано путём сложения основ:

А) настенный,

Б) подоконник,

В) пешеходный,

Г) ВУЗ,

Д) кресло-кровать

Задание №2
  1   2   3   4

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине: «Русский язык» раздел «Словообразование» и«Морфемика» для специальности 09. 02. 03 «Программирование в компьютерных системах» для студентов очного отделения iconПрактикум для студентов по специальности 09. 02. 03 Программирование...
Методические указания предназначены для выполнения практических работ для студентов очной формы обучения специальности 09. 02. 03...

Учебно-методический комплекс по дисциплине: «Русский язык» раздел «Словообразование» и«Морфемика» для специальности 09. 02. 03 «Программирование в компьютерных системах» для студентов очного отделения iconПрактикум для студентов по специальности 09. 02. 03 Программирование...
Методические указания предназначены для выполнения практических работ для студентов очной формы обучения специальности 09. 02. 03...

Учебно-методический комплекс по дисциплине: «Русский язык» раздел «Словообразование» и«Морфемика» для специальности 09. 02. 03 «Программирование в компьютерных системах» для студентов очного отделения iconУчебно-методический комплекс Иностранный язык Направление подготовки...
Учебно-методический комплекс «Иностранный язык» предназначен для студентов 2-го и 3-его курсов биологического отделения факультета...

Учебно-методический комплекс по дисциплине: «Русский язык» раздел «Словообразование» и«Морфемика» для специальности 09. 02. 03 «Программирование в компьютерных системах» для студентов очного отделения iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Иностранный язык» разработан...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс по дисциплине: «Русский язык» раздел «Словообразование» и«Морфемика» для специальности 09. 02. 03 «Программирование в компьютерных системах» для студентов очного отделения iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Иностранный язык»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,...

Учебно-методический комплекс по дисциплине: «Русский язык» раздел «Словообразование» и«Морфемика» для специальности 09. 02. 03 «Программирование в компьютерных системах» для студентов очного отделения iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «логистика»
Маркова Л. И., Кузнецова А. А. Логистика: Учебно–методический комплекс по дисциплине и задания к контрольной работе для студентов...

Учебно-методический комплекс по дисциплине: «Русский язык» раздел «Словообразование» и«Морфемика» для специальности 09. 02. 03 «Программирование в компьютерных системах» для студентов очного отделения iconУчебно-методический комплекс немецкий язык в сфере юриспруденции...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности «юриспруденция» исоставлен согласно требованиям...

Учебно-методический комплекс по дисциплине: «Русский язык» раздел «Словообразование» и«Морфемика» для специальности 09. 02. 03 «Программирование в компьютерных системах» для студентов очного отделения iconУчебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс по дисциплине: «Русский язык» раздел «Словообразование» и«Морфемика» для специальности 09. 02. 03 «Программирование в компьютерных системах» для студентов очного отделения iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...

Учебно-методический комплекс по дисциплине: «Русский язык» раздел «Словообразование» и«Морфемика» для специальности 09. 02. 03 «Программирование в компьютерных системах» для студентов очного отделения iconПояснительная записка рабочая программа дисциплины «Деловой иностранный язык»
Сухарева О. Э. Деловой иностранный язык. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 090301. 65 «Компьютерная...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск