Учебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи»


НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи»
страница1/18
ТипУчебно-методический комплекс
filling-form.ru > Туризм > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
ШКОЛА ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий кафедрой географии и устойчивого развития геосистем

______________Бакланов П.Я.

« 01» сентября 2011 г.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Специальность 020401.65 – «География»

Форма подготовки (очная/заочная)
Кафедра географии и устойчивого развития геосистм

курс 3 семестр 5 .

лекции 18/10 (час.)

практические занятия 18/0 час.

консультации

всего часов аудиторной нагрузки 36/10 (час.)

самостоятельная работа 64/90 (час.)

зачёт 5 семестр
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ № 104 ЕН/СП от 10 марта 2000г. ГОС ВПО по специальности 020401.65 География.

Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры

русского языка и литературы « 24 » мая 2011 г., протокол № 12.
Заведующая кафедрой Крылова Галина Михайловна
Составитель: Тюрин Павел Михайлович, ассистент.

СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация………………………………………………………………………………………...3

Рабочая программа дисциплины……………………………………………………..................5

Конспекты лекций ………………………………………………………..................................13

Материалы практических занятий.............................................................................................72

Материалы для организации самостоятельной работы студентов ........................................83

Контрольно-измерительные материалы …….…………………..............................................99

Список литературы …………………………………………………………………………...105

Глоссарий………………………………………………………………………………………108

Дополнительные материалы.....................................................................................................115

Аннотация учебно-методического комплекса дисциплины

«Русский язык и культура речи»

Учебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи» разработан для студентов 3 курса по специальности 020401.65 – «География» в соответствии с требованиями ГОС ВПО второго поколения по данной специальности.

Дисциплина «Русский язык и культура речи» входит в состав цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГСЭ).

Содержание дисциплины охватывает следующий круг вопросов: современный русский язык с различных точек зрения; состав русского национального языка: литературный язык и внелитературные разновидности; языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка; нормативный аспект культуры речи: орфоэпические, акцентологические, лексические, морфологические, синтаксические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка, их состав и особенности; понятие текста в языкознании; структура текста, его функционально-смысловые типы; основные приёмы работы с текстом; функциональная стилистика современного русского языка; характеристика функциональных стилей современного русского языка; основы ораторского мастерства и основные средства речевой выразительности; структура речевого общения, условия успешного взаимодействия и причины коммуникативных неудач; невербальные средства общения; речевой этикет и культура общения.

Дисциплина «Русский язык и культура речи» логически и содержательно связана с такими курсами, как философия, иностранный язык.

Дисциплина направлена на формирование общекультурных и профессиональных знаний выпускника.

Учебно-методический комплекс включает в себя:

  • рабочую учебную программу дисциплины;

  • конспекты лекций (краткие опорные конспекты, включающие проблемные вопросы);

  • материалы практических занятий;

  • материалы для организации самостоятельной работы студентов (полные тексты заданий самостоятельной работы и методические указания по их выполнению);

  • контрольно-измерительные материалы;

  • список литературы (в том числе Интернет-ресурсов);

  • глоссарий;

  • дополнительные материалы: тестовые задания для проведения текущей проверки усвоения учебного материала.

Достоинством данного УМКД является составление оригинальной подборки заданий для организации самостоятельной работы студентов, практических занятий, направленных на формирование понимания сути языковых явлений у студентов,, а также перечня словарных и справочных источников (в том числе, Интернет-ресурсов) для её оптимального выполнения, которое позволяет проводить чёткий контроль со стороны преподавателя.

Автор-составитель учебно-методического комплекса

(к.ф.н., ассистент кафедры русского языка и литературы Школы региональных и международных исследований ДВФУ)

Тюрин П.М.

Зав. кафедрой Бакланов П.Я.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)

ШКОЛА ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий кафедрой географии и устойчивого развития геосистем

______________Бакланов П.Я.

« 01» сентября 2011 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Специальность 020401.65 – «География»

Форма подготовки (очная/очно-заочная
Кафедра географии и устойчивого развития геосистем

курс 3 семестр 5 .

лекции 18/10 (час.)

практические занятия 18/0 час.

консультации

всего часов аудиторной нагрузки 36/10 (час.)

самостоятельная работа 64/90 (час.)

зачёт 5 семестр
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ № 104 ЕН/СП от 10 марта 2000 г. ГОС ВПО по специальности 020401.65 География.

Рабочая учебная программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры русского языка и литературы « 24 » мая 2011 г., протокол № 12.
Заведующий кафедрой Бакланов П.Я.
Составитель: Тюрин Павел Михайлович, ассистент.

Оборотная сторона титульного листа РПУД
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)


II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)

АННОТАЦИЯ

Курс «Русский язык и культура речи» входит в цикл гуманитарных дисциплин и направлен на формирование у студентов языковых, коммуникативных (речевых) и общекультурных знаний, на развитие их коммуникативных способностей и стремления работать над совершенствованием своих речевых навыков.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа курса «Русский язык и культура речи» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Основная цель курса – повышение уровня практического владения современным русским литературным языком у специалистов нефилологического профиля в разных сферах функционирования русского языка, в письменной и устной его разновидностях.

Цель курса – повысить уровень владения устной и письменной речью, выработать навык работы с текстами разных жанров. В результате изучения дисциплины студент должен знать:

- нормы литературного языка;

- основные орфографические и пунктуационные правила;

- функционально-смысловые типы речи;

- общие закономерности построения текста;

- принципы конспектирования и реферирования;

- правила подготовки устного публичного выступления;

-языковые особенности научного и официально-делового стиля речи

-основные этикетные формулы речи.

Студент должен уметь:

- оформить письменный текст в соответствии с нормами русского языка;

- определить тему текста, основную мысль, составить план текста;

- сделать конспект, реферат текста, составить тезисы на основе текста;

- подготовить устное публичное выступление;

- написать заявление, автобиографию, резюме.

Полученные в результате изучения курса знания и умения помогут студентам в освоении других дисциплин, так как вырабатывают знания, необходимые специалистам любого профиля.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА (18 ЧАСОВ)
Модуль 1. Общие понятия культуры речи как составной части языкознания. (4 часа)

Тема 1. Основные понятия культуры речи и её аспекты. Состав русского национального языка и понятие языковой нормы (2 часа).

Язык и речь как центральные понятия культуры речи; естественные и искусственные языки; язык как одна из форм общественного сознания; формы существования национального языка; неоднородность национального языка; территориальные диалекты как одна из форм существования национального языка; говоры как более мелкие подсистемы диалектов; профессиональные и социально-групповые жаргоны как одна из форм существования национального языка; отличия жаргонов от диалектов; подсистемы жаргонов; городское просторечие как одна из форм существования национального языка; неоднородность состава городского просторечия: городское просторечие–1 и городское просторечие–2; литературный язык как высшая наддиалектная форма существования национального языка; основные признаки литературного языка; нормированность как главный признак литературного языка, признаки нормы литературного языка.

Тема 2. Изменения в языке. Краткие сведения из истории языка (2 часа).

Место русского языка в системе индоевропейских и восточнославянских языков; древнерусский язык – общий предок русского, украинского и белорусского языков; некоторые особенности древнерусского языка; язык как развивающаяся система; особенности происходящих в языке изменений; изменения русского языка в дописьменную и письменную эпохи; наиболее значительные факты истории русского языка в области грамматики, фонетики и лексики; причины изменений в языке.

Модуль 2. Нормативный аспект культуры речи. (4 часа)

Тема 3. Нормативный аспект культуры речи. Орфоэпические, акцентологические и лексические нормы современного русского языка, их состав и особенности(2 часа).

Понятие нормы литературного языка; виды норм литературного языка; понятие орфоэпической нормы; состав орфоэпических норм русского языка; правила произношения отдельных звуков (гласных и согласных); редукция как основной закон употребления безударных гласных звуков; правила произношения сочетаний звуков; правила произношения отдельных грамматических форм; правила произношения отдельных заимствованных слов; акцентология как составная часть орфоэпии; основные особенности и правила постановки ударений в современном русском языке; понятие лексических норм литературного языка; лексическое значение слова; системные отношения в области лексики; синонимы, антонимы, омонимы; многословие и лексическая неполнота; понятие сферы употребления лексики; слова с ограниченной сферой употребления; фразеологизмы, их виды; клише и штампы.

Тема 4. Морфологические нормы современного русского языка, их основные группировки (1 час).

Понятие морфологической нормы современного русского языка; морфологические нормы в области имени числительного: категория рода, категория числа и категория падежа, особенности склонения некоторых имён существительных; морфологические нормы в области имени прилагательного: разряды прилагательных, образование кратких форм и степеней сравнения прилагательных; морфологические нормы в области местоимений, морфологические нормы в области имени числительного: разряды и особенности склонения; морфологические нормы в области глагола: вариативность образования некоторых грамматических форм.

Тема 5. Синтаксические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка (1 час).

Синтаксис как раздел грамматики; особенности синтаксического строя русского языка; порядок слов в предложении; согласование сказуемого с подлежащим: координация по форме и координация по смыслу; варианты форм управления; употребление предлогов; употребление деепричастных оборотов: контексты, не допускающие употребления деепричастных оборотов; понятие орфографии; основные принципы русской орфографии: фонематический, фонетический и традиционный; некоторые трудности современной орфографии; понятие и принципы современной русской пунктуации; сведения из истории формирования русской пунктуации; виды знаков препинания; связь пунктуации синтаксиса; некоторые трудности современной пунктуации.

Модуль 3. Функциональная стилистика русского языка и понятие текста. (5 часов)

Тема 6. Понятие текста и функциональная стилистика современного русского языка. Научный и официально-деловой стили. Языковые формулы официальных документов (3 часа).

Понятие текста; место текста в иерархии языковых и речевых единиц; тема и идея текста; основные признаки текста: завершённость, связность и стилевое единство; языковые показатели внутритекстовых связей; функционально-смысловые типы текстов: повествование, рассуждение и описание; характеристика основных функционально-смысловых типов текста; композиция текста и её особенности; методы и приёмы работы с текстом; приёмы сжатия текстов; функциональная стилистика как особый раздел языкознания, её предмет; понятие функционального стиля; принципы выделения функциональных стилей; научный стиль как одна из разновидностей литературного языка; характеристики научного стиля, его языковые особенности; сфера функционирования научного стиля; основные жанры, в которых реализуется научный стиль (статьи; монографии; доклады; курсовые работы, реферат, диплом; защитное слово и др.); внутренняя дифференциация научного стиля: собственно научный, научно-учебный, научно-деловой, научно-технический и научно-популярный подстили, их характеристики и жанровые реализации; понятие официально-делового стиля, сфера его функционирования; стилевые черты официально-делового стиля; языковые особенности официально-делового стиля: лексика и фразеология, словообразовательные и морфологические черты, синтаксис; подстили официально-делового стиля и жанры их реализации: дипломатический (виды документов: международные договоры, соглашения, конвенции, меморандумы, ноты, коммюнике и т.д.), законодательный (виды документов, как законы, указы, гражданские, уголовные и другие акты государственного значения; основная устная форма – судебная речь), управленческий (виды документов: уставы, договоры, приказы, распоряжения, заявления, характеристики, доверенности, расписки и т.д.; устные формы – доклад, выступление, служебный телефонный разговор, устное распоряжение); языковые формулы официальных документов.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи»
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи»
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи»
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи»
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи»
Специальность —280201. 65 Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов

Учебно-методический комплекс дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск