Министерство образования и науки фгбоу впо «Шадринский государственный педагогический институт» Филологический факультет Кафедра литературы и журналистики преддипломная


НазваниеМинистерство образования и науки фгбоу впо «Шадринский государственный педагогический институт» Филологический факультет Кафедра литературы и журналистики преддипломная
страница1/5
ТипДиплом
filling-form.ru > Договоры > Диплом
  1   2   3   4   5


Министерство образования и науки

ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»

Филологический факультет

Кафедра литературы и журналистики

ПРЕДДИПЛОМНАЯ

Педагогическая практика

Методические рекомендации

для студентов 5 курса филологического факультета (литература)

для специальности № 032 900.00

«Русский язык и литература»

Шадринск, 2010
УДК –

ББК

Иванихин В.В. – автор-составитель

Преддипломная педагогическая

практика студентов V курса филологического

факультета по литературе

и дополнительной специальности: Методические

рекомендации. – Шадринск, Шадринский

государственный педагогический институт, 2010г.

Ответственный редактор:

Введение

Преддипломная практика студентов – филологов 5-го курса Шадринского государственного педагогического института является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования. Объем практики, ее цели и задачи определяются государственными образовательными стандартами подготовки специалиста с высшим профессиональным образованием ( ГОУ ВПО).

Педагогическая практика призвана последовательно и в определенной системе соединять теоретическую подготовку студентов с их практической деятельностью, предполагая участие в ней специалистов психолого-педагогического, специального и методического профилей при соответствующем распределении функций и взаимодействий между ними.

Необходимым составным элементом педагогической практики служит непрерывное психолого-педагогическое образование, которое способствует в системе обучения студентов находить теоретическое обоснование педагогической деятельности.

Главное содержание педагогической практики составляет разнообразная учебно-воспитательная, профессиональная деятельность студентов, осуществляемая с учётом знаний, полученных на занятиях по предметам психолого-педагогического цикла, истории литературы, литературоведению, теории и методике обучения литературе.

Организация педагогической практики по литературе и дополнительным специальностям на 5-м курсе предполагает усложнение видов и форм профессиональной деятельности, изменение объектов учебно-воспитательного воздействия, функций студентов, содержание педагогической и профессиональной деятельности, характера её связей с учебной и научно-исследовательской работой.

Всё это позволяет подготовить квалифицированного учителя – словесника.

ПРОГРАММА

по педагогической практике студентов выпускного курса филологического факультета (литература) и дополнительной специальности.

Политика в области высшего образования Российской Федерации основывается на ряде принципов: гуманистического характера образования, приоритета человеческих ценностей, свободного развития личности. В связи с этим значительно возрастают требования к профессиональной подготовке будущего учителя, в том числе и учителя русского языка и литературы.

Особое место в подготовке учителя-словесника занимает педагогическая практика, которая в современных условиях требует значительного обновления содержания подходов к решению профессиональных проблем.

Педагогическая практика на выпускном /пятом курсе/ филологического факультета в рамках учебного процесса педагогического вуза соединяет в себе различные виды деятельности студентов: учебно-воспитательную, психолого-педагогическую, методическую.

На этой практике значительно усложняются функции студента, содержание его педагогической деятельности: студенты работают учителями литературы в старшем звене, классными руководителями, организаторами профориентационной работы среди учащихся и педагогического просвещения родителей.

В свою очередь педагогические коллективы школ способствуют решению учебно-воспитательных целей и задач профессиональной и педагогической подготовки будущего учителя.

Педагогическая практика являет собой процесс, в котором принимают участие преподаватели психолого-педагогических, специальных, методических кафедр на основе взаимодействия и соответствующего распределения функций.

Основная цель практики – подготовка к комплексному выполнению студентом функций учителя-предметника и классного руководителя к проведению учебно-воспитательной работы с учащимися 9 – 11 классов средней общеобразовательной школы.

Задачи педагогической практики:

- совершенствование общепедагогических умений и навыков, приобретенных в учебной деятельности;

- изучать систему учебно-воспитательной работы школы, личности ученика и ученического коллектива;

- определять и решать учебные и воспитательные задачи, стоящие перед школьным коллективом;

- осуществлять текущие и перспективное планирование учебно-воспитательной работы;

- обоснованно подходить к выбору и использованию разнообразных методов воспитания учащихся, приемов воздействия на них, исходя из общих целей воспитания.
Организация педагогической практики.

Педагогическая практика на 5-ом курсе проводится в течение 8 недель в 9-11 классах в I –ой учебной четверти. Уже в конце 8-го семестра студентам (на выбор) предлагается список баз практики, где указаны школы, классы, фамилия учителя-предметника. К этому вопросу кафедра, организующая практику, подходит со всей серьёзностью: максимально создать условия для реализации вышеуказанных принципов. Учитывая индивидуальные особенности студентов, каждый прикрепляется к одному из классов, где является учителям литературы и выполняет функции классного руководителя.

Перед практикой проводится установочная конференция, где разъясняются студентам задачи и организация педагогической практики. Кроме того, отдельные студенты получают теоретико-методические задания исследовательского характера, связанные с темой выпускной квалификационной работы (ВКР). Например, «Читательские интересы старшеклассников», «Организация внеклассной работы по литературе в сельской школе», «Тематика бесед по литературе в 10 классе» и другие, прививают студентам интерес к исследовательской работе.

Во время конференции руководитель практики рассказывает, как проходила практика у предыдущих практикантов, об их успехах и удачах в оптимистичном ключе.

Студенты, отправляясь на практику, уже знают, кто их учитель-предметник, кто групповой руководитель-методист и кто классный руководитель выбранного или класса.

Большое значение придается первой неделе в школе, особенно первому дню. В первый день студенты в назначенный час с групповым руководителем приходят в школу, где их встречает завуч или директор, проводит с ними инструктаж о режиме работы школы, о традициях и правилах, о микрорайоне, где находится школа. Представитель администрации может провести экскурсию по школе.

В содержание педагогической деятельности студентов входит:

1. Ознакомление с учебно-воспитательной работой в старших классах школы или в ПТУ.

2. Изучение

- учащихся и коллектива класса (группы);

- воспитательного процесса на основе теоретических знаний по педагогике и психологии (учет закономерностей развития личности, психологических состояний учащихся, взаимоотношений в коллективе, мотивов поведения, интереса к русскому языку и литературе, социальных и профессиональных установок, соответствия содержания, методов и приемов обучения на уроках литературы, воспитательной работы классного руководителя, возрастным и индивидуальным особенностям учащегося).

3. Проведение учебной и воспитательной работы по литературе (системы уроков и внеклассных занятий в соответствии с планом работы учителя) и дополнительной специальности.

4. Проведение воспитательной работы с учащимися в соответствии с планом работы классного руководителя.

5. Методическая и творческая работа (сбор материала по теме дипломной работы или реферата по проблемам педагогики, психологии или методике обучения русскому языку и литературе).

1 неделя.

Её обычно называют «пассивной», но это название условное. В течение этой недели студент-практикант знакомится с классом, посещает уроки по всем предметам, внеклассные мероприятия, наводит контакты с учащимися, начинает изучать старшеклассников.

Эта неделя даёт возможность адаптироваться студенту. Он знакомится с программами и тематическим планированием по литературе и дополнительной специальности. Определяется с тематикой и составлением плана-графика проведения уроков по литературе и дополнительной специальности. Посещает уроки у учителя-предметника основной и дополнительной специальности и одногруппников.

2 неделя.

Самостоятельное проведение уроков литературы в 9-11 классах.

Обобщение опыта работы одного - двух учителей литературы, работающих в старших классах.

Посещение вместе с методистами и анализ трёх – четырёх уроков литературы в 9-11 классах и двух уроков по дополнительной специальности, теоретическое обоснование используемых методов и приемов преподавания.

Изучение творческих письменных работ старшеклассников.

Анализ тем учебной программы по литературе и дополнительной специальности.

Коллективное обсуждение лингвистических, литературоведческих и методических работ по темам будущих уроков студентов.

Индивидуальные и групповые консультации методистов и педагогов по содержанию и методике проведения уроков и внеклассных занятий.

Разработка плана - графика проведения внеклассных занятий в период педпрактики.

Разработка, коллективное обсуждение и проведение школьного мероприятия по литературе или праздника к юбилею писателя.

На второй неделе методист посещает уроки, чтобы исправить, откорректировать работу практиканта, через определенное время снова посмотреть – есть ли динамика. Знакомство с требованиями к современному уроку: место урока в общей системе уроков по теме; цель и задача урока; их достижение; мировоззренческая и нравственная направленность урока; методы и приемы, использованные на уроке, их эффективность; познавательная активность учащихся на разных этапах урока; оформление доски, использование различных видов наглядности и ТСО; организация самостоятельной работы учащихся на уроке, виды домашних заданий; осуществление межпредметных связей; что особенно понравилось на уроке, что вызывает возражения; личность учителя, его манера держаться, речь, искусство общения на уроке; тип урока, его структура, связь между отдельными этапами.

Индивидуальные и групповые консультации методистов по темам уроков.

Разработка плана – графика проведения классных часов, политинформации, экскурсий, походов и других форм работы в период педпрактики.

Проведение установочного семинара по организации внеклассной работы в период педагогической практики.

3-7 недели

Самостоятельное проведение студентами уроков литературы и по дополнительной специальности.

Посещение и анализ уроков литературы, проводимых учителями методистами в старших классах.

Участие в выполнении плана воспитательной работы классного руководителя.

Участие в работе научно-методического семинара с опорой на педагогическую практику.

Примерная тематика семинаров: «Нетрадиционная форма проведения уроков литературы», «Применение исследовательского метода на уроках литературы в старших классах», «Развитие устной и письменной речи старшеклассников», «Общение на уроке литературы», « Стилистика поведения учителя».

Участие в работе методического объединения словесников школы, выступление с докладами по теме дипломной работы. Подготовка дидактических и наглядных пособий. Оказание методической помощи студентами младших курсов /открытие урока, обмен мнениями, профеориентация/. Собирают необходимый материал для написания курсовых и дипломных работ.

8 неделя

Самостоятельная разработка и проведение уроков литературы.

Оформление отчетной документации.

Подготовка материалов для выставки по итогам практики и для кабинетов факультета и учебно-воспитательного учреждения.

Участие в конференции по итогам педпрактики в школе.

Участие в итоговой конференции на факультете.

Критерии оценки результатов педагогической практики:

- степень сформированности профессионально-педагогических умений;

- уровень теоретического осмысления студентами своей практической деятельности, ее целей, задач, содержания и методов;

- уровень профессиональной направленности будущих учителей, их социальная активность /интерес к педагогической профессии, любовь к детям, активность и творческое отношение к работе и др./.

Оценка результатов практики:

- наблюдение за студентами и анализ качества их работы;

- беседы с учителями, классными руководителями, студентами;

- анализ характеристик, написанных руководителями школ;

- анализ результатов творческой работы;

- отчет студента /самоанализ, самооценка своей подготовленности к практической работе/;

- анализ документации по итогам практики;

1. Отчеты студента о прохождении практики;

2. Конспект урока по литературе и дополнительной специальности;

3. Конспект внеклассного мероприятия по литературе и дополнительной специальности.


ПОЛОЖЕНИЕ

об организации практики студентов

Шадринского государственного педагогического института

Принято Ученым Совета

института 8 апреля 2005 г.

протокол № 4
Положение об организации практики студентов Шадринского государственного педагогического института составлено в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ, Трудовым кодексом Российской Федерации, рекомендациями Министерства образования Российской Федерации по организации практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования» от 3 августа 2000 г., Уставом Шадринского государственного педагогического института.
1. Общие положения

1.1. Практика студентов института является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования.

1.2. Объемы практики определяются соответствующими государственными образовательными стандартами по направлениям подготовки и специальностям высшего профессионального образования (далее ГОС ВПО) и учебными планами.

Цели и задачи практики определяются соответствующими ГОС ВПО и программами практики.

1.3. Программа практики может предусматривать сдачу квалификационных экзаменов с целью присвоения квалификационных разрядов студенту по профессии начального профессионального образования.

1.4.Основными видами практики являются учебная, производственная (педагогическая) практика и преддипломная.

1. Учебная практика (1-3 курсы) включает в себя несколько этапов: ознакомительная практика, по получению первичных профессиональных умений в учебных мастерских, лабораториях.

Перечень учебных практик определен на факультетах.

  1. Производственная (педагогическая) практика (4 курс) включает в себя следующие этапы: практика по профилю специальности, научно-исследовательская, научно-педагогическая практики.

  2. Преддипломная практика (5 курс) – завершающий этап обучения и проводится после освоения студентами теоретического и практического обучения.

В процессе практики решаются следующие задачи:

- формирование профессиональных убеждений студентов и качеств личности, воспитание устойчивого интереса к будущей профессии, потребности в профессиональном самообразовании, выработке творческого подхода к профессиональной деятельности;

- закрепление, углубление и обогащение знаний по общественным, психолого-педагогическим, специальным дисциплинам; овладение умениями их применения в решении конкретных профессиональных задач;

- изучение студентами состояния учебно-воспитательного и производственного процесса в организациях, передового профессионального опыта, оказание посильной помощи учреждениям и организациям, являющимися базами практики;

-овладение первоначальными навыками научно-исследовательской работы, выполнение микроисследований по отдельным проблемам.

1.5.В соответствии с основными видами педагогической деятельности студентов в период практики выделяется ряд общепедагогических умений, на формирование которых необходимо обратить внимание:

- изучение коллектива и личности в коллективе с целью диагностики и проектирование их развития и воспитания;

- определение конкретных учебно-воспитательных задач;

- осуществление текущего и перспективного планирования педагогической деятельности (учебной и внеклассной работы по предмету, разнообразной деятельности детей, детских коллективов, конкретного воспитательного мероприятия);

- использование разнообразных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса;

- организация коллектива детей на выполнение поставленных задач (определение последовательности действий педагога и детей, организация и обучение актива, всего коллектива методам выполнения заданий, координация взаимоотношений актива и коллектива, организация контроля, подведение итогов и анализа работы);

- установление отношений сотрудничества со всеми участниками учебно-воспитательного процесса;

- наблюдение и анализ учебно-воспитательной работы;

осмысление и корректировка собственной педагогической деятельности; проведение психолого-педагогических исследований.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Министерство образования и науки фгбоу впо «Шадринский государственный педагогический институт» Филологический факультет Кафедра литературы и журналистики преддипломная  iconМинистерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный...
Пакет документов по охране ноу-хау (обеспечение коммерческой тайны в организации) на конкретном примере

Министерство образования и науки фгбоу впо «Шадринский государственный педагогический институт» Филологический факультет Кафедра литературы и журналистики преддипломная  iconЛ. П. Качалова доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии
Печатается по решению редакционно-издательского совета гоу впо «Шадринский государственный педагогический институт», протокол №5...

Министерство образования и науки фгбоу впо «Шадринский государственный педагогический институт» Филологический факультет Кафедра литературы и журналистики преддипломная  iconРоссийской федерации фгбоу впо «кубанский государственный аграрный...
Сельское хозяйство; 35. 06. 04 Технологии, средства механизации и энергетические оборудование в сельском, лесном и рыбном хозяйстве;...

Министерство образования и науки фгбоу впо «Шадринский государственный педагогический институт» Филологический факультет Кафедра литературы и журналистики преддипломная  iconПравила приема и порядок зачисления граждан иностранных государств...
В фгбоу впо гжельский государственный художественно-промышленный институт (ггхпи) на обучение по основным образовательным программам...

Министерство образования и науки фгбоу впо «Шадринский государственный педагогический институт» Филологический факультет Кафедра литературы и журналистики преддипломная  iconПроект Министерство образования и науки РФ фгбоу впо «Братский государственный университет»

Министерство образования и науки фгбоу впо «Шадринский государственный педагогический институт» Филологический факультет Кафедра литературы и журналистики преддипломная  iconФгбоу впо «пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»...
Разработано учебно-методическим управлением и отделом мониторинга и контроля качества подготовки специалиста фгбоу впо «Пермский...

Министерство образования и науки фгбоу впо «Шадринский государственный педагогический институт» Филологический факультет Кафедра литературы и журналистики преддипломная  iconФгбоу впо «Удмуртский государственный университет» факультет информационных...
«Библиотечно-информационная деятельность», образовательные программы «Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем»...

Министерство образования и науки фгбоу впо «Шадринский государственный педагогический институт» Филологический факультет Кафедра литературы и журналистики преддипломная  iconПриема иностранных граждан в фгбоу впо «оренбургский государственный...
Ем иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом (далее иностранные граждане), поступающих фгбоу...

Министерство образования и науки фгбоу впо «Шадринский государственный педагогический институт» Филологический факультет Кафедра литературы и журналистики преддипломная  iconФгбоу впо «Благовещенский государственный педагогический университет» Кафедра всемирной истории
Печатается по решению редакционно-издательского совета Благовещенского государственного педагогического университета

Министерство образования и науки фгбоу впо «Шадринский государственный педагогический институт» Филологический факультет Кафедра литературы и журналистики преддипломная  iconБланк заявки на выполнение работ в цкп для подразделений фгбоу впо «Кубгту»
Название подразделения Кубгту (институт, факультет, научное подразделение, кафедра)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск