Институт фондового рынка и управления
| Дуальное образование
| Перспективы внедрения практики профессионального образования на принципах дуального обучения в России
|
Оглавление Что такое Дуальное образование? 2
Дуальное обучение в Германии 4
Профессиональное обучение в России, возможности для внедрения элементов дуального обучения. 7
Плюсы и минусы дуальной системы образования в российской действительности 10
Федеральные и региональные инновационные площадки 14
Программа развития дуального образования в рамках СПО Агентства стратегических инициатив 16
Меры Правительства РФ по развитию дуального образования 19
Что нужно для организации дуального профессионального обучения? 26
Проблемы и перспективы 27
Что такое Дуальное образование? Дуальное образование – это особая форма профессионального обучения, которое проводится параллельно в двух организациях: в образовательном учреждении, которое (в основном теоретическая, фундаментальная подготовка) и на реальном предприятии (практическая подготовка). Обучение проводится в соответствии с утвержденными (принятыми) стандартами при четком разделении сфер ответственности за подготовку специалиста между участниками. Оно предполагает организационное и финансовое участие предприятия.
Предприятие не берет обязательств по трудоустройству выпускника, но именно оно выступает основным инициатором, заказчиком подготовки тех или иных специалистов и в большинстве случаев оно заинтересовано в качественной подготовке специалиста именно для того, чтобы по окончанию обучения пригласить его на работу.
Обычно дуальное обучение используется для средней технической подготовки специалистов, хотя применение его элементов в высшем образовании – тоже не редкость.
В организационном плане дуальное образование – это продвинутая ступень публично-частного партнерства в образовании (в расширенном значении данного термина1). Взаимодействие публичного института (образовательного учреждения) и предприятия происходит путем построения единой полезной для обеих сторон деятельности, с четким распределением ответственности, полномочий и финансирования. Точнее, следует говорить о четырех участниках, процесса, каждый из которых получает свою выгоду от дуального обучения: студент (семья студента), образовательное учреждение, работодатель, государство /местные органы власти (см. табл.1).
Иногда термином дуальное образование называют иные формы взаимодействия учебных заведений и предприятий или разных учебных заведений. Большую известность, в частности, получило так называемое co-op education (кооперативное или совместное обучение), идеологом которого называют английского утописта Роберта Оуэна, а впервые реализовано оно было в начале прошлого века в Cincinnaty University. Декан Университета Херман Шнайдер создал модель попеременного обучения и работы на производстве по специальности (семестр учебы, семестр работы). Такая система подготовки дала значительное прогресс в плане профессиональной подготовки, выпускники пользовались большим спросом у корпораций. Однако в данном случае между учебным заведением не было четко расписанных ролей в подготовке. Точнее обучал все-таки университет, а на производстве студенты просто стажировались.
Таблица 1. Выгоды дуального обучения для основных участников
|