Администрация городского округа «Город Калининград»
Отчет
главы городского округа «Город Калининград»
о результатах его деятельности и деятельности администрации городского округа «Город Калининград» за 2014 год
Калининград 2015 г. Содержание
Цели и задачи деятельности
| 3
| Экономическое развитие
| 5
| Бюджет
| 20
| Имущественный комплекс
| 35
| Архитектура и строительство
| 45
| Жилищное и коммунальное хозяйство
| 57
| Дорожно-транспортная инфраструктура
| 65
| Благоустройство и экология
| 67
| Образование
| 72
| Молодежная политика и спорт
| 81
| Культура
| 85
| Социальная защита
| 89
| Административная реформа
| 96
| Взаимодействие с общественностью
| 99
|
1. Цели и задачи деятельности Деятельность администрации городского округа «Город Калининград» и работа главы городского округа в 2014 году велась в рамках вопросов местного значения, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и полномочий, определенных Уставом городского округа «Город Калининград», нормативными правовыми актами, принятыми городским Советом, а также переданных законами Калининградской области. Основные цели были сформированы исходя из необходимости повышения уровня и качества жизни населения, создания условий для положительных изменений в экономике и социальной сфере города, дальнейшего совершенствования муниципального управления, обеспечения рационального и эффективного расходования средств бюджета городского округа.
Деятельность органов местного самоуправления строилась на основе системы долгосрочных и среднесрочных целей, отраженных в Стратегии социально-экономического развития городского округа «Город Калининград» на период до 2035 года (утверждена городским Советом депутатов Калининграда 09.10.2013).
Основные направления деятельности администрации городского округа «Город Калининград» в 2014 году определялись исходя из общегосударственных и региональных приоритетов, изложенных в Указах Президента России В.В. Путина от 7 мая 2012 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, федеральных и региональных целевых программах, послании и Бюджетном послании Президента Российской Федерации, ежегодном послании Губернатора Калининградской области.
Для достижения поставленных целей были использованы эффективные управленческие инструменты, в основе которых лежат проектный и программно-целевой подходы. Одним из наиболее важных инструментов, обеспечивающих социальное и экономическое развитие города, был бюджет городского округа «Город Калининград», формирование и реализация которого происходили в тесном сотрудничестве администрации городского округа и городского Совета. Бюджет формировался на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития города. Бюджет был принят на три года – очередной финансовый год и плановый период, что позволило обеспечить преемственность проводимой политики и эффективно концентрировать ресурсы на приоритетных направлениях.
В 2014 году была проведена серьезная работа по формированию нового «программного» бюджета. Такой бюджет позволяет согласовать бюджетное планирование со стратегией социально-экономического развития города. Для обеспечения реализации стратегии и перехода к «программному» бюджету структурными подразделениями администрации городского округа были разработаны новые муниципальные программы, принципиальным отличием которых от ранее действующих является то, что они в обязательном порядке включают практически все расходы бюджета, в том числе и на текущее содержание, что позволяет более эффективно отслеживать результативность бюджетных трат. Стоит отметить, что в новых муниципальных программах в полном объеме сохранена преемственность мероприятий городских программ прошлых лет.
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон № 44-ФЗ с новыми правилами, подходами, требованиями к проведению муниципальных закупок, что потребовало внесения изменений в структуру администрации городского округа. В целях обеспечения контроля за соблюдением законодательства в финансово-бюджетной сфере и контроля в сфере закупок были расширены полномочия контрольно-ревизионного управления, и оно стало замыкаться на главу города.
Деятельность администрации городского округа «Город Калининград» и главы городского округа базировались на принципах преемственности закрепленных в стратегии целей и задач и была направлена на обеспечение устойчивости экономики и социальной сферы города, последовательного повышения уровня и качества жизни граждан, бесперебойного функционирования систем жизнеобеспечения, повышения качества среды обитания, рачительного использования городского имущества и повышения эффективности использования бюджетных средств.
Особо следует отметить оперативность решения вопросов финансового обеспечения мероприятий, жизненно важных для города, таких как строительство детсадов, школ, повышение заработной платы работникам бюджетной сферы в рамках Указов Президента РФ и других мероприятий, которая обеспечивалась слаженной работой всех подразделений администрации, оперативным рассмотрением вопросов городским Советом, а также эффективным взаимодействием с правительством области и федеральными структурами.
Последовательная реализация выработанных мер, и в первую очередь за счет своевременного осуществления мероприятий по сохранению и наращиванию собственного доходного потенциала и исключения принятия расходных обязательств без их финансового обеспечения, позволила сохранить устойчивость бюджетной системы и социальную стабильность в городском округе.
Администрация под руководством главы городского округа реализовывала решения городского Совета депутатов, кроме того, в своей повседневной деятельности администрация по социально и общественно важным вопросам учитывала позиции общественных организаций, представляющих основные группы жителей города. Калининградцы не делали различия между представительным и исполнительным органами власти, для них главным было решение их проблем.
В отчете отражены основные, наиболее значимые результаты работы главы и администрации городского округа «Город Калининград», а также мероприятия по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления Калининграда. 2. Экономическое развитие
Общеэкономическая ситуация
Макроэкономическая ситуация в России в 2014 году характеризовалась постепенным ослаблением динамики развития, вызванным обострением геополитической обстановки и усилением экономических санкций. Сложившаяся непростая экономической ситуация в России повлияла на стабильное развитие экономики города, которое наблюдалось в последние несколько лет. Так например, уровень грузооборота на грузовом автомобильном транспорте в 2014 году оказался на 7,2% ниже, чем в 2013 году, и составил 1303119,2 тыс. т-км. При этом в 2014 году четко обозначились тенденции снижения показателя перевозки грузов автомобильным транспортом. Так за 2014 год было перевезено 1630,4 тыс. тонн грузов, что на 13,2% меньше, чем в предыдущем году. В данном случае снижение указанного показателя может быть вызвано тем, что рынок грузоперевозок в России в целом переживает спад вследствие уменьшения экспорта. Помимо этого наблюдался спад по такому показателю, как объем отгруженных товаров (работ, услуг), в таком виде деятельности, как «Добыча полезных ископаемых».
Вместе с тем в 2014 году продолжился рост по отдельным показателям экономического развития города Калининграда. Так объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в обрабатывающих производствах за 2014 год составил 106,9% к соответствующему показателю предыдущего года, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды составил 103,2% к 2013 году, однако темпы роста, как и в целом в российской экономике, замедлились (в 2013 году данные показатели были на уровне 109,3% и 115,7% соответственно).
Также по итогам 2014 года объем оборота розничной торговли на 10,1% больше, чем в 2013 году, оборот общественного питания - на 7%. Такой рост был обеспечен тем, что на фоне растущей инфляции население активно тратило свои сбережения.
В то же время доля расходов на накопление сбережений за 2014 год уменьшилась (на 5,1 %) и это обстоятельство в дальнейшем будет негативно влиять на потребительский спрос. Причиной снижения доли сбережений является снижение реальной заработной платы населения.
Особенностью городского округа остается его высокий вес в экономике Калининградской области. Так доля города Калининграда в соответствующих значениях областных показателей по итогам 2014 года находится в пределах от 44,2% (введено жилых домов) до 88,5% (объем платных услуг, оказанных населению юридическими лицами).
Промышленное производство
За 2014 год относительно аналогичного периода прошлого года отмечен рост производства следующих видов продукции (в натуральном измерении):
на 76,7% - аппаратуры приемной телевизионной, в том числе видеомониторов и видеопроекторов,
на 15,3% - конструкций и деталей сборных железобетонных,
на 9,3% - мяса и субпродуктов,
на 7,9% - хлеба и хлебобулочных изделий,
на 7,8% - консервов мясных,
на 1,2% - выпуска электроэнергии.
Вместе с тем отмечено снижение объемов производства следующих видов товаров:
кондитерские изделия – на 1,9%,
полуфабрикаты мясные – на 2,7%,
тепловая энергия – на 10,1%,
рыба и продукты рыбные переработанные и консервированные – на 11,0%,
консервы рыбные всех видов – на 18,5%,
легковые автомобили – на 25,2%,
колбасные изделия – на 27,0%.
Темпы роста объемов отгруженных товаров, (работ, услуг) собственного производства (в % к соответствующему периоду прошлого года)
| Темпы роста объемов отгруженных товаров (работ, услуг) собственного производства (2008 г. = 100% - базисный период)
| Лидерами роста в промышленности остаются обрабатывающие производства, которыми по итогам 2014 года в сравнении с 2013 годом обеспечен прирост отгруженных товаров собственного производства на сумму 255,2 млрд. рублей. В итоге объем отгруженных товаров (работ, услуг) в обрабатывающих производствах составил 106,9% к 2013 году.
Показатель в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды в оказался на 3,2% выше показателя 2013 года и составил 18,9 млрд. рублей. Таким образом, значения данного показателя 2014 года составили 103,2% к показателю 2013 года. Вместе с тем следует отметить, что за 2014 год было произведено электроэнергии на 1,2% больше, а тепловой энергии – на 10,1% меньше, чем за 2013 год.
Кроме того, по виду деятельности «Добыча полезных ископаемых» за 2014 год отгружено товаров собственного производства на 25,7% меньше, чем за 2013 год. Наибольший объем отгружаемой продукции в данном виде деятельности традиционно приходится на нефть и в значительно меньшей степени – на природный газ. В данном случае снижение объемов отгружаемой продукции может быть объяснено тем, что наибольший пик добывания нефти месторождений уже пройден, и теперь объемы добычи нефти будут постепенно снижаться. При этом на снижение данного показателя по итогам 2014 года существенно оказывают влияние и геополитические факторы, выразившиеся в снижении на мировом рынке цен на нефть за баррель, к цене которого привязана стоимость российской экспортной нефти Urals. В последнее месяцы это стало мировой тенденцией, вызванной целым рядом причин, в том числе ужесточением санкций против Российской Федерации.
С учетом приведенных данных в целом по обрабатывающим производствам за 2014 год в сравнении с 2008 годом зафиксирован рост в 2,3 раза, в том числе в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – почти в 1,6 раза.
В декабре 2014 года по отношению к декабрю 2013 года индекс цен производителей промышленных товаров по виду деятельности «Добыча полезных ископаемых» составил 97,5%. Указанный индекс в обрабатывающих производствах составил 131,4%. В производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 101,9%, в производстве, передаче и распределении тепловой энергии – 108,7%.
По отношению к ноябрю 2014 года индекс цен производителей промышленных товаров по виду деятельности «Добыча полезных ископаемых» составил 102,6%. Указанный индекс в обрабатывающих производствах составил 113,1%. В производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 100,5%. В производстве, передаче и распределении тепловой энергии – 100,0%.
В целом индекс цен производителей промышленных товаров в декабре 2014 года составил 129,3% по отношению к декабрю 2013 года.
Строительство, ввод в действие жилых домов,
инвестиции в основной капитал
В 2014 году крупными и средними организациями города Калининграда было выполнено работ и услуг собственными силами по виду деятельности «Строительство» на 13,5 млрд. рублей, что составляет 140,8% к показателю 2013 года и может быть вызвано активностью подрядных строительных организаций, которые обеспечили увеличение объемов выполняемых строительно-монтажных работ на муниципальных объектах, объектах ФЦП, планируемых к завершению и введению в эксплуатацию, а также строительством образовательных учреждений, которое осуществляется во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Так в 2014 году по виду экономической деятельности «Образование» в дошкольных образовательных учреждениях города введено в действие 885 мест. Всего за 2013-2014 годы дополнительно создано 5260 мест в дошкольных образовательных учреждениях города. В 2015 году планируется открыть еще 7 детских садов на 2000 детей,
Следует также обратить внимание на то, что согласно рейтинговой оценке социально-экономического положения Калининградской области по отдельным показателям в сравнении с другими регионами Северо-Западного федерального округа Калининградская область по показателю «Ввод общей площади жилья» занимает 1 место из 10 других регионов Северо-Западного федерального округа по итогам января–декабря 2014 года к аналогичному периоду 2013 года.
В 2014 году организациями всех форм собственности было введено в эксплуатацию 422 жилых дома или 7528 новых благоустроенных квартир общей (полезной) площадью 495,9 тыс. кв. метров, что в 1,2 раза выше показателя 2013 года. В Калининграде построено 44,2% жилых домов от общего объёма жилья, построенного в регионе.
Индивидуальными застройщиками за свой счет и с помощью кредитов в 2014 году построено и введено в действие 345 домов или 359 квартир общей площадью 93,5 тыс. кв.м, что на 87% больше, чем в 2013 году составляет 18,9 % от общего объема жилья, введенного в 2014 году. Объем инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) за 2014 год составил 28 909,9 млн. рублей (2013 год – 22 516,1 млн. рублей), что на 28,4% больше аналогичного показателя 2013 года. Рост инвестиций в основной капитал во многом обусловлен динамикой инвестиций в транспортный комплекс, реализацией инвестиционных проектов в сфере обрабатывающих производств, а также в сфере жилищного строительства.
Сводный индекс цен строительной продукции в декабре 2014 года по сравнению с декабрем 2013 года составил 115,7%. Данный показатель объединяет индексы цен на строительно-монтажные работы, оборудование и прочие капитальные работы и характеризует изменение цен во времени (индекс динамики), т.е. отражает общее изменение цен в строительстве объектов различных видов экономической деятельности. В данном случае показатель свидетельствует о повышении роста цен на строительную продукцию.
|