Скачать 3.83 Mb.
|
Министерство социальных отношений Челябинской области Челябинский областной центр социальной защиты «Семья» ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ГОТОВЯЩИМИСЯ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ методическое пособие Из опыта работы Челябинского областного центра социальной защиты «Семья» Челябинск 2008Психолого-педагогические и юридические аспекты работы с семьями, готовящимися принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: методическое пособие. Челябинск, 2008. ___с. Методическое пособие подготовлено Челябинским областным центром социальной защиты «Семья» на основе первого года работы школы «Росток» для граждан, готовящихся принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В материалах пособия раскрываются: нормативно-правовое обеспечение жизнедеятельности замещающей семьи, специфика диагностики психолого-педагогической и эмоциональной готовности граждан, желающих принять на воспитание ребенка, а также описана технология психолого-педагогической поддержки граждан, принимающих на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В пособии представлены: диагностические методики, используемые в процессе диагностического обследования, а также программа школы «Росток» с полнотекстовым содержанием каждого занятия. Пособие адресовано психологам и социальным педагогам детских домов, интернатов, социальных приютов, социально-реабилитационных центров, УСЗН, а также другим специалистам, занимающимся подготовкой граждан, принимающих на воспитание детей, лишенных попечения родителей. Может быть использовано для подготовки студентов факультетов психологии и социальной работы высших и среднеспециальных учебных учреждений, а также в системе повышения квалификации работников социальной сферы. Авторский коллектив: А.В. Дягилева – директор ЧОЦСЗ «Семья» О.Г.Кривозубова - заместитель директора по опытно-экспериментальной и методической работе С.Ф.Абалмазова – заведующая отделением социально-психологической помощи гражданам. Школа «Росток». Служба «Доверие» Н.С.Михайлова - специалист по социальной работе, методист С.Е.Попова - юрисконсульт СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ Помочь сироте, Что к Богу прикоснуться Изменения, происходящие в российском обществе в последние годы, касаются самых различных сторон жизни. В результате фундаментальных преобразований изменились общественно-политический строй и экономический уклад, но перемены в сознании людей, в их отношениях происходят довольно медленно. Вследствие этого все большую остроту приобретает проблема воспитания нового поколения, осложняющаяся также появлением большого количества неполных семей, криминализацией жизни, алкоголизацией и возрастающим инфантилизмом части взрослого населения. Между тем, развитие и формирование личности каждого ребенка происходит от социального к индивидуальному: в процессе онтогенеза растущий человек овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим индивидуальным достоянием (социализация). При котором близкий взрослый выступает для ребенка в качестве носителя этого опыта - важнейшего источника развития. В то же время ребенок приобретает все большую самостоятельность, автономность, самообнаруживается в своей социальности (индивидуализация). При этом, влияние родителей постепенно дополняется воздействием детских коллективов, школы и пр. Однако на всю жизнь человека оно остается самым важным и наиболее сильным. К сожалению, с каждым годом все больше и больше детей в нашей стране остаются без семейной поддержки. И если раньше большую часть таких детей составляли сироты, то в последнее время наметилась тенденция увеличения числа «социальных сирот», утративших семейные связи и родительское попечение, имея живых родителей - лишенных родительских прав, находящихся в заключении, безвестно отсутствующих и т.д. (ежегодно количество детей, лишенных попечения родителей, увеличивается на 110 тысяч человек). Только на территории Челябинской области в настоящее время проживает более 16 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из которых 5 тысяч 588 человек – «социальные сироты». Традиционно заботу о таких детях берет на себя государство посредством создания специализированных государственных учреждений для несовершеннолетних (социальные приюты, социально-реабилитационные центры, детские дома и интернаты). Однако, многочисленные отечественные и зарубежные исследования свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути, и у него формируются специфические черты характера, особенности поведения, личности, существенным образом влияющие на всю дальнейшую жизнь ребенка. Поэтому в последние годы одной из приоритетных задач социально-демографической политики России является существенное сокращение численности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа и развитие семейных форм их устройства. В целях реализации семейной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказания содействия в устройстве детей данной категории на воспитание в семьи, а также профилактики вторичного сиротства в феврале 2007 года по инициативе Министерства социальных отношений Челябинской области на базе Челябинского областного центра социальной защиты «Семья» организована комплексная работа с гражданами, желающими взять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Подготовительный этап работы включал в себя:
Программа работы Центра «Семья» с гражданами, желающими принять на воспитание детей, лишенных попечения родителей, включает в себя следующие направления: Первое направление работы – психологическая подготовка детей-сирот, находящихся в детских домах, интернатах и социальных приютах к передаче в семьи. Второе направление работы - диагностика психолого-педагогической и эмоциональной готовности кандидатов в родители, направленная на изучение и установление особенностей внутрисемейной коммуникации и личностных особенностей граждан, желающих принять детей на воспитание. Третье направление работы - психологическая, психолого-педагогическая и социально-правовая подготовка родителей к приему детей. Она осуществляется в рамках школы «Росток» для граждан, желающих принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Анализ работы специалистов ЧОЦСЗ «Семья» (с февраля 2007г. по май 2008г.) с гражданами, желающими принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, показал ее высокую эффективность и необходимость проведения данной работы как с родителями, которые получили профессиональную комплексную психолого-педагогическую и социально-правовую поддержку в формировании личной позиции по отношению к воспитанию приемного ребенка, приобрели необходимые знания, умения, навыки, так и для детей из специализированных учреждений. Работа в данном направлении безусловно будет активно развиваться и совершенствоваться и уже сегодня она представляет интерес для специалистов, вовлеченных в решение проблемы жизнеустройства детей, лишенных попечения родителей. Предлагаемое Вашему вниманию методическое пособие подготовлено на основе опыта первого года работы ЧОЦСЗ «Семья» с гражданами, готовящимися принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В материалах пособия раскрываются: нормативно-правовое обеспечение жизнедеятельности замещающей семьи, специфика диагностики психолого-педагогической и эмоциональной готовности граждан, желающих принять на воспитание ребенка, а также описана технология психолого-педагогической подготовки граждан, принимающих на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Детальное описание технологии работы с гражданами, готовящимися принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей делает пособие особенно ценным, так как создает возможности для дальнейшей трансляции этого уникального опыта. В этом мы видим одну из основных задач пособия – не просто познакомить специалистов, вовлеченных в решение проблемы жизнеустройства детей, лишенных попечения родителей, с интересным опытом, но и вооружить специалистов эффективной технологией работы, которую можно воспроизвести в своей собственной практике. Весьма ценными с этой точки зрения являются приведенные в пособии: диагностические методики, используемые на этапе диагностического обследования, а также программа школы «Росток» с подробным описанием содержания каждого занятия. Надеемся, что представленные в пособии методические материалы найдут заинтересованного читателя и будут востребованы как на территории Челябинской области, так и в других регионах России. РАЗДЕЛ I. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ За последние годы Президент и Правительство Российской Федерации неоднократно заостряли внимание на проблеме большого числа детей, оставшихся вне семейной заботы. В связи с этим были приняты многочисленные программы и положения, а также внесены изменения и дополнения в нормативно – правовые документы. В настоящее время значительное внимание уделяется организации семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поддержке приемных, опекунских семей. Так на основании Постановления Правительства РФ от 30.12.2006г. «О порядке предоставления в 2007 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей»(с изменениями от 14 декабря 2007г.) размер оплаты труда приемных родителей должен составлять не менее 2500 рублей ежемесячно, за каждого следующего ребенка, принятого в семью сумма увеличивается на 15 процентов. В Челябинской области установлена выплата единовременного пособия в размере 9 тысяч 982 рубля, гражданам, решившим принять ребенка на воспитание в семью. Увеличен размер пособия на опекаемых и приемных детей, которое составляет 4000 рублей ежемесячно на каждого ребенка. Кроме того, предусмотрена единовременная денежная выплата в размере 16 227 рублей 16 копеек на приобретение мебели ребенку, передаваемому в приемную семью на один год и более, а также ряд выплат, предусмотренных законодательством РФ, направленных на поддержку замещающих семей. Проблема большого количества детей, находящихся в детских государственных учреждениях широко освещается средствами массовой информации. Под влиянием пропаганды СМИ происходит изменение общественного мнения к сложившейся ситуации с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Все эти изменения существенно повлияли на динамику уменьшения числа, детей находящихся в детских государственных учреждениях. Многие семьи стали охотно принимать на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время в Челябинской области отдается предпочтение четырем формам устройства детей в семью, таким как усыновление, приемная семья, опека (попечительство), семейная воспитательная группа, каждая из которых характеризуется рядом специфических нормативно-правовых аспектов. Однако до сегодняшнего дня нерешенной остается проблема недостаточной информированности будущих приемных родителей о правах и обязанностях, которые они должны соблюдать в соответствии с установленным законодательством РФ. Это обуславливает необходимость оказания своевременной и квалифицированной правовой поддержки граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью. Специалистами Челябинского областного центра социальной защиты «Семья» проводится групповое, индивидуальное очное и заочное консультирование будущих приемных родителей, в рамках школы «Росток». Рассмотрим опорные моменты, используемые специалистами Центра «Семья», которые раскрываются в ходе оказания квалифицированной юридической помощи гражданам, желающим принять ребенка на воспитание. |
Психолого-педагогические и юридические аспекты помощи женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию | Реабилитации детей и подростков в деятельности специалистов челябинского областного центра | ||
«группы риска», попавших в кризисную ситуацию; проводится диагностика и групповое консультирование с элементами тренинговых упражнений... | Учебно-методическое пособие по правовому обеспечению социальной работы для студентов дневного отделения / Е. С. Путилина, М. А. Каплюк;... | ||
Обобщение передового педагогического опыта в системе дополнительного образования. / Методическое пособие. – Туринская Слобода, 2016.... | Предоставление социальной помощи на местном уровне: Методическое пособие для руководителей органов социальной защиты | ||
Некоторые аспекты работы школы и других ведомств по профилактике вредных привычек и правонарушений несовершеннолетних | Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, эмоционального «тыла», поддержку. Семья... | ||
Методическое пособие предназначено для студентов специальности «Социальная работа» юридического факультета, преподавателей кафедры... | Департамент труда и социальной защиты населения администрации города евпатории республики крым |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |