Методическое пособие Из опыта работы Челябинского областного центра социальной защиты «Семья»


НазваниеМетодическое пособие Из опыта работы Челябинского областного центра социальной защиты «Семья»
страница1/29
ТипМетодическое пособие
filling-form.ru > Договоры > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29


Министерство социальных отношений Челябинской области

Челябинский областной центр социальной защиты «Семья»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ГОТОВЯЩИМИСЯ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

методическое пособие

Из опыта работы Челябинского областного

центра социальной защиты «Семья»

Челябинск 2008



Психолого-педагогические и юридические аспекты работы с семьями, готовящимися принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: методическое пособие. Челябинск, 2008. ___с.


Методическое пособие подготовлено Челябинским областным центром социальной защиты «Семья» на основе первого года работы школы «Росток» для граждан, готовящихся принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В материалах пособия раскрываются: нормативно-правовое обеспечение жизнедеятельности замещающей семьи, специфика диагностики психолого-педагогической и эмоциональной готовности граждан, желающих принять на воспитание ребенка, а также описана технология психолого-педагогической поддержки граждан, принимающих на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В пособии представлены: диагностические методики, используемые в процессе диагностического обследования, а также программа школы «Росток» с полнотекстовым содержанием каждого занятия.

Пособие адресовано психологам и социальным педагогам детских домов, интернатов, социальных приютов, социально-реабилитационных центров, УСЗН, а также другим специалистам, занимающимся подготовкой граждан, принимающих на воспитание детей, лишенных попечения родителей. Может быть использовано для подготовки студентов факультетов психологии и социальной работы высших и среднеспециальных учебных учреждений, а также в системе повышения квалификации работников социальной сферы.


Авторский коллектив:

А.В. Дягилева – директор ЧОЦСЗ «Семья»

О.Г.Кривозубова - заместитель директора по опытно-экспериментальной и методической работе

С.Ф.Абалмазова заведующая отделением социально-психологической помощи гражданам. Школа «Росток». Служба «Доверие»

Н.С.Михайлова - специалист по социальной работе, методист

С.Е.Попова - юрисконсульт
СОДЕРЖАНИЕ


Содержание


… 3


Предисловие


… 5


Раздел I. Нормативно-правовое обеспечение жизне-деятельности замещающей семьи



… 10

1.1 Усыновление


… 13

1.2 Приемная семья


… 21

1.3 Опека (попечительство)


… 30

1.4 Семейная воспитательная группа


… 35

Раздел II. Диагностика психолого-педагогической и эмоциональной готовности граждан, желающих принять на воспитание ребенка




… 40

2.1 Анкета для граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью



… 47

2.2 Диагностика агрессивности по тесту Басса-Дарки


… 52

2.3 Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) А.Н. Волковой



… 58

2.4 Методика измерения родительских установок и реакций (PARY)



… 70

2.5 Опросник «Мера заботы»


… 87

Раздел III. Психолого-педагогическая поддержка граждан, принимающих на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семью




… 90

3.1 Тренинг «Мы – супруги, мы – родители»



…100

3.2 Групповая консультация «Страхи и мифы усыновителей. Принятие прошлого ребенка»



…118

3.3 Тренинг «Формирование благоприятной семейной среды»


…131

3.4 Групповая консультация «Учимся преодолевать трудности в общении с ребенком»



…143

3.5 Семинар «Психологические особенности детей разных возрастов»


…158

3.5.1 Групповая консультация «Особенности развития детей от года до трех лет»


…158

3.5.2 Групповая консультация «Психофизиологические особенности детей от 0 до 3 лет»


…165

3.5.3 Групповая консультация «Особенности развития детей от 3 до 6 лет»


…196

3.5.4 Групповая консультация «Психологические особенности детей от 6 до 10 лет»


…210

3.5.5 Групповая консультация «Психологические особенности подросткового возраста»



…226

3.6 Групповая консультация с элементами тренинговых упражнений «Современная семья»



…251

3.7 Тренинг «Переориентация детского поведения»


…276

3.8 Тренинг «Конфликты и пути их решения»


…317

3.9 Групповая консультация «Половое воспитание детей и подростков»



…328

3.10 Круглый стол «Наш опыт: встреча семей будущих усыновителей с семьями, имеющими опыт в воспитании приемных детей»




…341

3.11 Договор о сопровождении семьи, принявшей ребенка на воспитание



…342

3.12 Социальный паспорт семьи


…345

Список использованной литературы

…348

ПРЕДИСЛОВИЕ
Помочь сироте,

Что к Богу прикоснуться
Изменения, происходящие в российском обществе в последние годы, касаются самых различных сторон жизни. В результате фундаментальных преобразований изменились общественно-политический строй и экономический уклад, но перемены в сознании людей, в их отношениях происходят довольно медленно. Вследствие этого все большую остроту приобретает проблема воспитания нового поколения, осложняющаяся также появлением большого количества неполных семей, криминализацией жизни, алкоголизацией и возрастающим инфантилизмом части взрослого населения.

Между тем, развитие и формирование личности каждого ребенка происходит от социального к индивидуальному: в процессе онтогенеза растущий человек овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим индивидуальным достоянием (социализация). При котором близкий взрослый выступает для ребенка в качестве носителя этого опыта - важнейшего источника развития. В то же время ребенок приобретает все большую самостоятельность, автономность, самообнаруживается в своей социальности (индивидуализация). При этом, влияние родителей постепенно дополняется воздействием детских коллективов, школы и пр. Однако на всю жизнь человека оно остается самым важным и наиболее сильным.

К сожалению, с каждым годом все больше и больше детей в нашей стране остаются без семейной поддержки. И если раньше большую часть таких детей составляли сироты, то в последнее время наметилась тенденция увеличения числа «социальных сирот», утративших семейные связи и родительское попечение, имея живых родителей - лишенных родительских прав, находящихся в заключении, безвестно отсутствующих и т.д. (ежегодно количество детей, лишенных попечения родителей, увеличивается на 110 тысяч человек). Только на территории Челябинской области в настоящее время проживает более 16 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из которых 5 тысяч 588 человек – «социальные сироты». Традиционно заботу о таких детях берет на себя государство посредством создания специализированных государственных учреждений для несовершеннолетних (социальные приюты, социально-реабилитационные центры, детские дома и интернаты).

Однако, многочисленные отечественные и зарубежные исследования свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути, и у него формируются специфические черты характера, особенности поведения, личности, существенным образом влияющие на всю дальнейшую жизнь ребенка.

Поэтому в последние годы одной из приоритетных задач социально-демографической политики России является существенное сокращение численности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа и развитие семейных форм их устройства.

В целях реализации семейной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказания содействия в устройстве детей данной категории на воспитание в семьи, а также профилактики вторичного сиротства в феврале 2007 года по инициативе Министерства социальных отношений Челябинской области на базе Челябинского областного центра социальной защиты «Семья» организована комплексная работа с гражданами, желающими взять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Подготовительный этап работы включал в себя:

  • изучение опыта работы с данной категорией семей Калужского центра помощи семье и детям «Доверие», детского дома № 19 г.Москвы, территориального Центра социальной помощи семье и детям «Отрада» г. Екатеринбурга;

  • разработку комплексной программы по работе с гражданами, желающими принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Программа работы Центра «Семья» с гражданами, желающими принять на воспитание детей, лишенных попечения родителей, включает в себя следующие направления:

Первое направление работы – психологическая подготовка детей-сирот, находящихся в детских домах, интернатах и социальных приютах к передаче в семьи.

Второе направление работы - диагностика психолого-педагогической и эмоциональной готовности кандидатов в родители, направленная на изучение и установление особенностей внутрисемейной коммуникации и личностных особенностей граждан, желающих принять детей на воспитание.

Третье направление работы - психологическая, психолого-педагогическая и социально-правовая подготовка родителей к приему детей. Она осуществляется в рамках школы «Росток» для граждан, желающих принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Анализ работы специалистов ЧОЦСЗ «Семья» (с февраля 2007г. по май 2008г.) с гражданами, желающими принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, показал ее высокую эффективность и необходимость проведения данной работы как с родителями, которые получили профессиональную комплексную психолого-педагогическую и социально-правовую поддержку в формировании личной позиции по отношению к воспитанию приемного ребенка, приобрели необходимые знания, умения, навыки, так и для детей из специализированных учреждений. Работа в данном направлении безусловно будет активно развиваться и совершенствоваться и уже сегодня она представляет интерес для специалистов, вовлеченных в решение проблемы жизнеустройства детей, лишенных попечения родителей.

Предлагаемое Вашему вниманию методическое пособие подготовлено на основе опыта первого года работы ЧОЦСЗ «Семья» с гражданами, готовящимися принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В материалах пособия раскрываются: нормативно-правовое обеспечение жизнедеятельности замещающей семьи, специфика диагностики психолого-педагогической и эмоциональной готовности граждан, желающих принять на воспитание ребенка, а также описана технология психолого-педагогической подготовки граждан, принимающих на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Детальное описание технологии работы с гражданами, готовящимися принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей делает пособие особенно ценным, так как создает возможности для дальнейшей трансляции этого уникального опыта. В этом мы видим одну из основных задач пособия – не просто познакомить специалистов, вовлеченных в решение проблемы жизнеустройства детей, лишенных попечения родителей, с интересным опытом, но и вооружить специалистов эффективной технологией работы, которую можно воспроизвести в своей собственной практике. Весьма ценными с этой точки зрения являются приведенные в пособии: диагностические методики, используемые на этапе диагностического обследования, а также программа школы «Росток» с подробным описанием содержания каждого занятия.

Надеемся, что представленные в пособии методические материалы найдут заинтересованного читателя и будут востребованы как на территории Челябинской области, так и в других регионах России.
РАЗДЕЛ I. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ
За последние годы Президент и Правительство Российской Федерации неоднократно заостряли внимание на проблеме большого числа детей, оставшихся вне семейной заботы. В связи с этим были приняты многочисленные программы и положения, а также внесены изменения и дополнения в нормативно – правовые документы.

В настоящее время значительное внимание уделяется организации семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поддержке приемных, опекунских семей.

Так на основании Постановления Правительства РФ от 30.12.2006г. «О порядке предоставления в 2007 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей»(с изменениями от 14 декабря 2007г.) размер оплаты труда приемных родителей должен составлять не менее 2500 рублей ежемесячно, за каждого следующего ребенка, принятого в семью сумма увеличивается на 15 процентов.

В Челябинской области установлена выплата единовременного пособия в размере 9 тысяч 982 рубля, гражданам, решившим принять ребенка на воспитание в семью.

Увеличен размер пособия на опекаемых и приемных детей, которое составляет 4000 рублей ежемесячно на каждого ребенка.

Кроме того, предусмотрена единовременная денежная выплата в размере 16 227 рублей 16 копеек на приобретение мебели ребенку, передаваемому в приемную семью на один год и более, а также ряд выплат, предусмотренных законодательством РФ, направленных на поддержку замещающих семей.

Проблема большого количества детей, находящихся в детских государственных учреждениях широко освещается средствами массовой информации.

Под влиянием пропаганды СМИ происходит изменение общественного мнения к сложившейся ситуации с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Все эти изменения существенно повлияли на динамику уменьшения числа, детей находящихся в детских государственных учреждениях. Многие семьи стали охотно принимать на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В настоящее время в Челябинской области отдается предпочтение четырем формам устройства детей в семью, таким как усыновление, приемная семья, опека (попечительство), семейная воспитательная группа, каждая из которых характеризуется рядом специфических нормативно-правовых аспектов.

Однако до сегодняшнего дня нерешенной остается проблема недостаточной информированности будущих приемных родителей о правах и обязанностях, которые они должны соблюдать в соответствии с установленным законодательством РФ. Это обуславливает необходимость оказания своевременной и квалифицированной правовой поддержки граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью.

Специалистами Челябинского областного центра социальной защиты «Семья» проводится групповое, индивидуальное очное и заочное консультирование будущих приемных родителей, в рамках школы «Росток».

Рассмотрим опорные моменты, используемые специалистами Центра «Семья», которые раскрываются в ходе оказания квалифицированной юридической помощи гражданам, желающим принять ребенка на воспитание.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

Похожие:

Методическое пособие Из опыта работы Челябинского областного центра социальной защиты «Семья» iconМетодическое пособие Из опыта работы Челябинского областного центра социальной защиты «Семья»
Психолого-педагогические и юридические аспекты помощи женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию

Методическое пособие Из опыта работы Челябинского областного центра социальной защиты «Семья» iconМетодическое пособие Министерство социальных отношений Челябинской...
Реабилитации детей и подростков в деятельности специалистов челябинского областного центра

Методическое пособие Из опыта работы Челябинского областного центра социальной защиты «Семья» iconИнформационно – аналитическая справка о деятельности Челябинского...
«группы риска», попавших в кризисную ситуацию; проводится диагностика и групповое консультирование с элементами тренинговых упражнений...

Методическое пособие Из опыта работы Челябинского областного центра социальной защиты «Семья» iconПравовое обеспечение социальной работы учебно-методическое пособие...
Учебно-методическое пособие по правовому обеспечению социальной работы для студентов дневного отделения / Е. С. Путилина, М. А. Каплюк;...

Методическое пособие Из опыта работы Челябинского областного центра социальной защиты «Семья» iconМуниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Центр...
Обобщение передового педагогического опыта в системе дополнительного образования. / Методическое пособие. – Туринская Слобода, 2016....

Методическое пособие Из опыта работы Челябинского областного центра социальной защиты «Семья» iconПембертон К., Ричман Б
Предоставление социальной помощи на местном уровне: Методическое пособие для руководителей органов социальной защиты

Методическое пособие Из опыта работы Челябинского областного центра социальной защиты «Семья» iconМетодическое пособие Опыт социальной работы в школе
Некоторые аспекты работы школы и других ведомств по профилактике вредных привычек и правонарушений несовершеннолетних

Методическое пособие Из опыта работы Челябинского областного центра социальной защиты «Семья» icon«Интерактивные формы работы с родителями в доу»
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, эмоционального «тыла», поддержку. Семья...

Методическое пособие Из опыта работы Челябинского областного центра социальной защиты «Семья» iconМетодическое пособие предназначено для студентов специальности «Социальная работа»
Методическое пособие предназначено для студентов специальности «Социальная работа» юридического факультета, преподавателей кафедры...

Методическое пособие Из опыта работы Челябинского областного центра социальной защиты «Семья» iconМетодическое пособие Формы и правила ведения журналов по охране труда...
Департамент труда и социальной защиты населения администрации города евпатории республики крым

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск